Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Какое наказание за каркасные шторки на передних стёклах? Выписывают ли штрафы на практике?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Шторки и штраф

Нет времени читать статью?
  1. Каркасные шторки не запрещены по ПДД, но только на задней полусфере стёкол автомобиля.
  2. В соответствии с Перечнем неисправностей, запрещается управление транспортным средством, на котором установлены предметы, ограничивающие обзорность с места водителя.
  3. То есть за езду со шторками на передней полусфере налагается штраф – в размере 500 рублей.
  4. Замер светопропускаемости в этом случае не требуется. Только сам факт управления с посторонними предметами на лобовом и/или передних боковых окнах. Доказательствами нарушения служат выявление события правонарушения инспектором, а также свидетельские показания.

Каркасные шторки многие водители используют как альтернативу плёночной тонировке. Да, ответственность за использование такого предмета на стёклах немного мягче, но совсем избежать наказания не получится. В данной статье мы выясним, как они расцениваются по ПДД, какой штраф за езду с каркасными шторками на передних стёклах, могут ли сотрудники ГИБДД изъять их или конфисковать, выписать требование о прекращении правонарушения и посадить на 15 суток и как вообще сложилась практика правоприменения по данному вопросу в 2024 году.

Можно ли использовать каркасные шторки по ПДД?

Можно, но только не на передних стёклах, иначе будет штраф. И вот что говорит законодательство в отношении обсуждаемого нами вопроса!

Прямой ответ на него содержится в Основных положениях по допуску автомобилей к дорогам России (это Приложение к ПДД). Так пункт 4.2 Перечня неисправностей указывает, что:

  • запрещено ставить любые предметы или покрытия, которые ограничивают обзорность с места водителя – причём, зоной такой обзорности на практике считается передняя полусфера: лобовое и боковые передние стёкла,
  • однако, можно устанавливать конкретно каркасные шторки на задние окна при условии, что ваш автомобиль оборудован обоими боковыми зеркалами.

Аналогичное требование содержит также Технический регламент в пункте 4.3 Приложения №8. Он также предписывает, что светопропускаемость передней полусферы должна быть не менее 70% – то есть передние стёкла должны пропускать не менее 7/10 всего света, а ни одни каркасные шторки такого обеспечить, к сожалению, не смогут.

Что касается формулировки обзорности, приведённой нами выше – о том, что её обеспечивают именно лобовое и боковые окна спереди, то подтверждение этому содержится также в Техрегламенте в самом начале документа – общие положения, определение обзорности.

Устанавливать и ездить – разные вещи

Обратите внимание, что указанный выше регламент устанавливает обязанности по комплектности транспортных средств при выпуске их в обращение на дороги нашей страны, и напрямую обязанности водителям не предписывает. А потому в КоАП нет конкретного штрафа за нарушение водителем положений Техрегламента.

ПДД же предписывают обязанности для эксплуатации транспортных средств. Таким образом, с каркасными шторками ездить запрещено.

Однако, если ваша машина стоит, и шторки вы используете исключительно для того, чтобы, к примеру, защитить салон от солнечных лучей, либо спящего ребёнка от яркого света, то в этом случае использование каркасных шторок разрешается, и штрафа за это по закону в 2024 году не может быть.

Передвижение с каркасными шторками и выписывают ли штраф

Какая ответственность по КоАП?

Так как при езде с каркасными шторками мы нарушаем конкретный нормативный акт в виде Основных положений, то наказание за это предусматривает единственная норма за весь перечень таких условий и неисправностей в Кодексе – статья 12.5.

В нашем случае часть 1 данной статьи предусматривает предупреждение или штраф 500 рублей за предметы, ограничивающие обзорность с места водителя.

Вот пример судебного решения, где водитель пытался схитрить, указав на то, что он управлял машиной не со шторками на передних боковых стёклах, а это была солнцезащитная сетка. Однако, суд объяснил, что штраф в данном случае выписывается не конкретно за шторки, а за дополнительные предметы, ограничивающие обзорность с места водителя. И штраф оставлен в законной силе. Решение №12-10/2015 от 19.02.2015 г.

Это единственная законная мера ответственности в 2024 году за каркасные шторки, которая есть в КоАП. Тем не менее, на практике вы можете столкнуться и с другими дополнительными мерами обеспечения, в том числе незаконными. Об этом и поговорим ниже.

Выписывают ли штрафы на практике?

Да, конечно. Причём, довольно активно – пусть каркасные шторки и не такое излюбленное нарушение, выявляемое сотрудниками ГИБДД, как плёночное затемнение окон, однако, такой вид съёмной тонировки также довольно часто наказывается инспекторами ДПС на дороге.

Происходит это достаточно стандартно:

  1. вы едете по дороге, и видите инспектора, тот, в свою очередь, видит вашу машину издалека с каркасными шторками (точнее, только когда вы уже подъедете к нему, он обнаружит, что это именно съёмная тонировка, а издалека просто будет видеться предмет, который ограничивает обзор и слишком тёмный салон),
  2. полицейский останавливает вас и просто выписывает постановление по части 1 статьи 12.5.

Есть ли штраф за каркасники

Обязателен ли замер светопропускаемости?

Нет, для каркасных шторок этого не нужно, поэтому выше только 2 простых пункта в сценарии привлечения к ответственности такого водителя.

Здесь следует вообще различать 2 различные нормы наказаний:

  • 12.5, часть 1 – 500 рублей – за предметы, ограничивающие обзорность (на передних стёклах), это законный штраф за каркасные шторки в 2024 году,
  • 12.5, часть 3.1 – за покрытия или предметы на стёклах, которые не обеспечивают светопропускаемость, требуемую Техрегламентом (при этом, КоАП напрямую ссылается на нарушение регламента).

Технический регламент, в свою очередь, указывает, что передняя полусфера должна пропускать не менее 70% солнечного (и не только) света.

Таким образом, кардинальное различие между этими двумя мерами ответственности в том, что по части 3.1 вас могут оштрафовать именно за светопропускаемость самих стёкол – с плёнками или без. А вот часть 1 – именно за предметы, ограничивающие обзор. Поэтому в случае с каркасными шторками штраф выписывают конкретно по 1 части. И замер светопропускаемости здесь бессмысленен.

Что лучше, тонировка или каркасные шторки?

Шутка ли, но обе указанные нормы санкций предусматривают абсолютно одинаковые наказания: либо предупреждение (которое, к слову, на практике 2024 года выносится очень редко и в исключительных случаях), либо штраф суммой 500 рублей.

Но ответ на вопрос, какой способ безопаснее использовать с точки зрения штрафа: каркасные шторки или обычную плёночную тонировку, становится очевидным, если знать, что полиция сегодня практикует довольно интересный дополнительный способ борьбы с последней. И называется он "требованием об устранении условий, влекущих нарушение". Или такое же "предостережение".

Суть этого заключается в том, что, устанавливая плёнку, вы априори собираетесь нарушать, хотя делаете это только при управлении транспортным средством (если автомобиль стоит, окна можно хоть фанерой заколотить).

Почему такое требование незаконно, мы подробно рассказали в одной из наших прошлых статей. Однако, несмотря на неправомерность, инспекторы продолжают выписывать такие бумаги, а судьи сажают водителей до 15 суток по статье 19.3 за неповиновение якобы законному требованию сотрудника полиции.

В случае с каркасными шторками же такие требования практически не выписывают – только штрафы, поэтому с точки зрения привлечения к ответственности использовать именно шторки как бы "безопаснее".

Если успели снять?

Здесь всё не так просто. У каркасных шторок есть замечательное преимущество – их можно снять не то, что до общения с ДПС, но часто даже до остановки сотрудником. Вот только работает этот лайфхак не очень хорошо для автолюбителя.

Допустим, вас увидел инспектор на дороге при езде со шторками, но вы их успели снять, и уже когда полицейский подошёл к машине, никакого нарушения нет. Но он то видел их! Вот яркий пример из судебной практики, где водитель пытался обжаловать штраф за шторки, указав на то, что у него их вообще не было – видимо, он их успел снять после остановки сотрудником ГИБДД. Однако, суд принял во внимание два доказательства – свидетельские показания двух других ДПС, которые видели движущийся со шторками автомобиль. Как итог, штраф оставлен в силе.

В этом случае Административный кодекс обязывает сотрудника ГИБДД провести досмотр автомобиля, так как эта процедура как раз проводится в целях поиска орудий совершения правонарушения:

  1. инспектор составляет протокол досмотра,
  2. привлекает 2 понятых либо включает видеозапись,
  3. ищет и находит каркасные шторки,
  4. выписывает постановление либо составляет протокол для дальнейшего рассмотрения (в последнем случае шторки, скорее всего, у вас изымут – об этом поговорим немного ниже).

Ответственность за езду со шторками

Могут ли конфисковать каркасные шторки?

Нет. Каркасные шторки не являются предметом, который можно конфисковать, потому что они не запрещены для использования в принципе.

Конфискация в административном праве является отдельным видом наказания и назначается исключительно судьёй. То есть саму возможность такого наказания должна предусматривать норма ответственности в КоАП РФ. А в нашем случае в части 1 статьи 12.5 прямо написано: предупреждением или 500 рублей штрафа.

А вот изъятие законно!

Дело в том, что в целях правильного использования доказательств при обвинении водителя в нарушении КоАП предусмотрел возможность изъятия предмета, с помощью которого совершено данное правонарушение (статья 27.10).

Изъятие каркасных шторок производится как раз после досмотра машины в целях их поиска, но только в том случае, если дело не рассматривается сразу и водителю, соответственно, не выписывается штраф, а составляет протокол и направляется на дальнейшее рассмотрение в отделение ГИБДД. Изымать шторки имеют право любые сотрудники ГИБДД, уполномоченные составлять протоколы.

Обязаны ли вернуть после изъятия?

Да. В нашем случае часть 3 статьи 29.10 КоАП предусматривает, что изъятые вещи должны быть возвращены их законному владельцу после рассмотрения дела. Исключение составляют только ситуации, когда:

  • владелец каркасных шторок не установлен,
  • предмет является запрещённым (наркотики, оружие и тому подобное), а шторки к таковым не относятся.

Поэтому любая съёмная тонировка после изъятия должна быть возвращена автолюбителю. Делается это именно после рассмотрения дела. Если сотрудник ГИБДД выписал штраф за использование каркасных шторок на передних стёклах на месте, то и вернуть обязан немедленно.

Доказывать, что эти шторки ваши, также не нужно ни чеками, ни иными способами. По умолчанию в административном праве презумпция невиновности предполагает и презумпцию владения – то есть, например, вы можете ездить не на собственном авто, а когда вы едете на чужом автомобиле, у вас не просят письменную доверенность. Также и со шторками – они могут быть не ваши, но вернуть должны владельцу. Владение и собственность – это разные вещи. Первое включает в себя возможность распоряжаться имуществом.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.