Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Предписание за тонировку — насколько оно законно и могут ли за него арестовать?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Законность и логика предписания за тонировку

В этой статье Вы узнаете теоретическую составляющую законности предписания за тонировку на 2024 год. Да, это значит, что на практике с предписаниями за тонировку всё будет обстоять немного иначе, и у сотрудников ГИБДД, как и у судей, "свой" закон. Впрочем, как незнание закона не освобождает от ответственности, так и знание закона всё-таки поможет Вам отстоять свои права в случае, если Вам выписали предписание за тонированные стёкла, и, возможно, не оказаться арестованным административно. Тем не менее, несмотря на незаконность предписания за тонировку, водителей тонированных авто не прекращают арестовывать и всё продолжают выписывать требования о прекращении такого нарушения, как тонировка автомобиля (которая вообще не является нарушением, но об этом ниже).

Во всяком случае, эта статья о предписании за тонировку, надеемся, существенно повысить нашу с Вами юридическую грамотность и позволит нам правильно требовать законных действий от сотрудников ГИБДД.

Что такое предписание за тонировку и чем оно страшнее штрафа?

Итак, что такое предписание за тонировку или (что фактически то же самое) "требование о прекращении правонарушения"? Сотрудникам полиции, согласно статье 13 Федерального закона "О полиции", дано право требовать прекращения АПН (административного правонарушения) от граждан. Это значит, что если инспектор увидит, что Вы кого-то избиваете на улице, он имеет полное право потребовать прекратить его или её избивать. Относится ли то же самое к тонировке? Нет. И вот почему!

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств" запрещена тонировка передней "полусферы" со светопропускаемостью ниже 70%. Это значит, что если прибор сотрудника ГИБДД покажет светопропускаемость лобового и передних боковых стёкол ниже 70% (это значит, что окна пропускают менее 70% светового луча сквозь себя), то Вам положен штраф в размере 500 рублей, согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП.

Светопропускаемость стёкол автомобиля и предписание за тонировку

Есть существенный момент — иногда инспекторы ДПС выписывают штраф по части 1 этой же статьи — штраф здесь ровно такой же. Особенно, когда у них с собой нет прибора для замера светопропускаемости, но очевидно, что стёкла машины тонированы чрезмерно. Это незаконно. Дело здесь в том, что часть 3.1 предусматривает наказание именно за тонировку и предполагает обязательный замер. А вот часть 1 — за предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Казалось бы, эта первая часть статьи тут тоже применима, но не тут-то было! Дело в том, что часть 3.1 — более частная норма закона и предполагает наказание именно за тонировку. Поэтому 1 часть применять здесь нельзя. Если говорить о практике, то достаточно снять на видео процесс выписывания постановления и отсутствие замера светопропускаемости, чтобы отменить постановление законным способом.

Но вернёмся к предписанию за тонировку и выясним, что с ним не так!

Почему предписание за тонировку незаконно?

Перейдём снова к теоретической части. Как уже говорилось выше, сотрудники полиции (коими являются инспекторы ГИБДД) вправе требовать прекращения правонарушения. Но есть одна проблема в данном законе. Тонировка как таковая не запрещена. Не запрещено даже наглухо забить все окна фанерой с нулевой светопропускаемостью. Запрещено именно управление автомобилем с затонированными стёклами в передней части. Равно часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса предусматривает ответственность именно за управление.

Наверное, Вы уже видите здесь нелогичность выписывания предписания за тонировку.

Инспектор замеряет светопропускаемость, после чего выпишет штраф и предписание за тонировку

Но пойдём дальше и опишем стандартную ситуацию привлечения за тонировку. Вы едете по дороге, Вас останавливает инспектор и выписывает штраф (как мы теперь знаем, только после замера светопропускаемости, конечно) за излишне тонированные стёкла. Всё по закону — инспектор видел, что Вы управляли автомобилем и выяснил, что нарушили положения Техрегламента. За это и штраф.

Но вот требование о прекращении правонарушения... Инспектор ДПС Вас уже остановил — движение прекращено, управление прекращено. Значит, и нарушение прекращено. Как можно требовать прекратить правонарушение, которое уже прекращено?! Никак!

Есть в этом нюансе закона и минус. Так как нарушение в виде управления тонированным авто прекращено, то как только Вы начнёте движение после выписывания штрафа, образуется новый состав нарушения — управление ведь возобновлено. Это значит, что инспектор может отойти на 5 метров вперёд автомобиля и снова остановить Вас и выписать ещё один штраф. И так до бесконечности. Вот такая вот дырка в законе! Никаких суток на устранение, движения до места устранения на сегодня, 2024 год, не существует (либо попробуйте доказать в комментариях обратное).

Ещё один аргумент в пользу незаконности предписания заключается в том, что любые процессуальные административные процедуры и порядок выписывания письменных актов закреплены в правовых актах. Простыми словами, если инспектор что-то хочет выписать письменно, то для этого должна быть форма, инструкция или прописан порядок выписывания. Для отстранения от управления прописан порядок протокола отстранения, для досмотра — протокол досмотра, для отправления на освидетельствование на опьянение — специальный акт. В случае с предписанием никакого такого акта или протокола не может быть составлено. Более того, такого понятия, как предписание, не существует в КоАП, который регламентирует разного рода требования в области дорожного движения.

Почему за невыполнение предписания за тонировку могут арестовать?

Сами сотрудники ГИБДД любят называть между собой основание для выписывания предписания "лазейкой" в законе. Суть в том, что в КоАП есть статья 19.3, часть 1 которой предусматривает наказание за неповиновение законному требованию сотруднику полиции. Но какое это наказание!.. Штраф от 2 до 4 тысяч рублей или... административный арест на срок до 15 суток.

Предписание за тонировку и административный арест

Схема проста: Вас останавливает инспектор, выписывает штраф за тонировку и предписание, требующее устранить правонарушение (вспоминаем про незапрещённость тонировки и снова удивляемся абсурду, да?) в течение срока 5-20 дней. Предписание за тонировку заносится также в базу данных ГИБДД. Таким образом, в следующий раз при остановке даже другим инспектором и прошествии срока, указанного в предписании, инспектор направляет дело (а в ряде случаев везёт туда сразу и водителя) в суд, где судья назначает арест на пару суток.

Аресты за предписания на практике

И теперь самое обидное. Несмотря на незаконность и даже абсурдность предписания за тонировку, на практике судьи сажают на раз-два. Сажают все инстанции. Особенно участилась такая практика, по данным, актуальным на 22 Марта 2024 года, в Ивановской области, Татарстане, Саратовской, Свердловской (Екатеринбург), Калужской областях, Башкирии и других регионах.

В качестве примера приведём одно из свежих постановлений аж Верховного суда, где водителю не удалось обжаловать такое предписание.

Выписали предписание за тонировку — что делать?

Ответ здесь один: самое безопасное, что Вы можете сделать, чтобы не угодить "за решётку", растонироваться.

Обжаловать предписания не представляется возможным — нет такой нормы, позволяющей это сделать, потому что предписание это не наказание, это лишь псевдозаконное требование прекратить нарушение. И обжаловать тут нечего.

Тонировка автомобиля

Обжаловать последующий административный арест за невыполнение предписания — также практически бесперспективная задача. Как уже говорилось выше, судьи однозначно относятся к таким предписаниям и жалобы не удовлетворяют.

А что, если растонироваться и заново затонироваться?

Логичным было бы предположить, что по сути требование в предписании может быть выполнено, если растонировать автомобиль, а потом заново затонировать. Ну а что, логика здесь проста — инспектор фактически потребовал растонировать автомобиль, и мы его растонировали. Вот и заказ-наряд из автосервиса есть об удалении плёнки. Просто потом затонировали обратно.

К сожалению, также, как логика самого предписания не имеет места быть, так как нельзя прекратить правонарушение, которое уже прекращено, так и такая процедура растонировки/тонировки не приведёт ни к чему положительному.

Выписали требование на мой автомобиль, но на другого водителя — будут ли проблемы?

Не должны быть. Но, опять же, в теории. Так как само предписание незаконно, то и выписать его могут как на водителя, так и "на машину" — точнее, на любого управляющего этим автомобилем.

Но на практике обычно предписания выписывают конкретному водителю, и в базу заносят именно водителя. Но и посудите сами, если в требовании как таковом прослеживается хоть какая-то логика, то в случае с разными водителями применять санкции в виде ареста или аннулирования регистрации машины в случае невыполнения одним водителем требования, выписанного совсем на другого водителя, уж совсем нелогично.

Поэтому максимальный риск для Вас, если требование выписали другому водителю — это тот же штраф 500 рублей и новое требование уже в отношении Вас.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Комментариев: 72

Аватар пользователя Виктор

По поводу дырки в законе и времени на устранение. ПДД РФ, а именно п. 2.3.1 разрешает следовать к месту устранения неисправности, если на месте это сделать не представляется возможным.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Денис. Устранить на месте условия, вызывающие правонарушение, при наличии возможности Вы обязаны в любом случае. Штрафа это не отменяет, если событие нарушения в виде управления с излишне тонированными стёклами уже имело место, и инспектор это зафиксировал (визуально).

Аватар пользователя AutoTonkosti

Василий, если инспектор не успел замерить тонировку, но у него есть (визуальные) основания полагать, что светопропускаемость не соответствует ТР ТС, то он её и после снятия ЛВОКом остаётся вправе замерить соответствующими административными процедурами.

Аватар пользователя Евгений

Почитай внимательно закон о полиции и КоАП! И поймешь, что такое визуальное выявление! Тебя буду на улице толпой бить, ты тоже задашься вопросом «как сотрудник определил, что тебе наносят побои, а не гладят?»

Аватар пользователя Арсен

Можете тогда пояснить, о какой законности действий инспектора идёт речь, если после устранения тонировки он выписывает протокол? Что значит визуально зафиксировал правонарушение? У него в глазах тонер??? Как он может доказать, что ваша пленка не соответствовала стандартам, если её уже нет???

Аватар пользователя AutoTonkosti

Арсен, добрый день. Инспектор может привлечь к ответственности только после замера, если речь идёт о части 3.1 статьи 12.5 КоАП. На деле могут выписать и по части 1 этой же статьи как за предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, что незаконно. При наличии оснований полагать, что светопропускаемость стёкол не соответствует нормам права, и попытке водителя скрыть предмет совершения АПН, инспектор вправе её изъять для замера, для чего провести соответствующие административные процедуры (п. 213 Административного регламента).

Аватар пользователя AutoTonkosti

Василий, это нигде не прописано — это практика. Если у Вас есть желание диспутировать, пожалуйста, напишите на нашу почту secret@autotonkosti.ru, комментарии всё же для ответов на возникшие практические вопросы.

Аватар пользователя Эльдар

Здравствуйте,выписали штраф за тонировку 500р,требования выписано не было... Узнаю через 1.5 мес что регистрацию моего авто аннулировали.. ровно через 8дней после того как выписали протокол... Письма тоже никакого не было. Нанял автоюриста,хотелось бы уточнить,неужели для правохранительных органов,это останется безнаказанным.. И придется по новой регистрировать авто,и получать новые номера..

Аватар пользователя AutoTonkosti

Доброй ночи, Эльдар. С аннулированием регистрации тут ещё сложнее. Согласно Приказу №399 (пункт 50) оно законно. То есть с прекращением регистрации инспекторы вообще ничего не нарушают.

Аватар пользователя Владимир

такого нет даже названия (требование)!существует норма как представление,а по КОАП РФ 29,13 оно может быть выписано организации или должностному лицу!но ни слова там не сказано про физ лица,так что продолжаем бороться дальше,всем успехов в нелёгком бою с лживым правосудием!

Аватар пользователя Лидия

Здравствуйте, остановили машину с украинскими номерами. Я в РФ нахожусь на основании временного убежища. Штраф + предписание. В техрегламенте указано, что он не распространяется на вынужденных переселенцев и беженцев. Замер был произведен в одной точке из трёх. Что делать?

Страницы

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.