Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Двигаясь на электросамокате, сбили человека – что грозит и что делать?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Наезд СИМ на пешехода
Нет времени читать статью?
  1. С недавних пор электросамокаты считаются транспортными средствами, а с 1 марта 2023 года им официально присвоен статус СИМ.
  2. Поэтому, если вы сбили пешехода на таком электрогаджете (или на моноколесе, сигвее, гироскутере) – происшествие будет считаться ДТП.
  3. За наезд на человека на электросамокате грозит административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. А вот что вам назначат, зависит от тяжести последствий аварии. Если пешеход отделался лёгким и средним вредом здоровью, вам грозит штраф до 1 500 рублей, а за тяжкие увечья и ДТП насмерть будет уголовное наказание.
  4. О том, что делать на месте происшествия с этим видом транспорта ПДД ничего не уточняет, но по общим правилам любых ДТП следует остановиться, оценить состояние пострадавшего, при необходимости вызвать ему скорую и сообщить о наезде в ГИБДД.
  5. За скрытие с места наезда на человека управляющему самокатом в 2024 году не грозят лишение и другие санкции, как, например, водителям.
  6. Более того, найти уехавшего самокатчика достаточно сложно, да и редко когда ГИБДД этим активно занимаются. Но если вы управляли арендованным СИМ, то ваши личные данные есть у оператора проката (кикшеринга), и он передаст их полиции по их запросу.
  7. С виновностью в ДТП с электросамокатами всё достаточно прозрачно. Если наезд произошёл на тротуаре или «зебре» – виновником всегда будет самокатчик. А если на проезжей части или велодорожке, то уже пешеход или обоюдная вина.
  8. Однако независимо от виновности, владелец самоката обязан возместить ущерб здоровью пострадавшего, поскольку электрическое «орудие правонарушения» считается источником повышенной опасности. А вот страховка ОСАГО здесь не работает.
  9. При серьёзных травмах пешеход может потребовать ещё и возмещения морального вреда. На практике суды удовлетворяют такие иски.

Электросамокат развивает неплохую скорость и имеет достаточно массивную конструкцию. А, учитывая, что с 1 марта 2023 года им разрешили ездить по тротуарам и другим местам, где ходят пешеходы – возрастает вероятность наезда на людей. И если ПДД дают инструкцию, как действовать после ДТП с автомобилями, то в случае с электросамокатом такого алгоритма попросту нет. Впрочем, это не отменяет того факта, что виновника наезда ждёт ответственность. А вот какой она будет, административной, уголовной или гражданской – зависит от тяжести вреда здоровью и жизни сбитых людей. О том, что делать, если вы двигались на электрическом самокате и наехали на человека, каким будет штраф, грозит ли лишение прав, как возмещается ущерб и работает ли здесь ОСАГО – расскажем в статье.

Новый статус электросамокатов с 1 марта 2023 года

Электросамокаты и прочие средства индивидуального передвижения появились достаточно давно. Однако их правовой статус всё это время вызывал вопросы. И только с марта 2023 года электросамокаты, моноколёса, сигвеи, гироскутеры и прочие устройства выделили в отдельную категорию. Сейчас все эти гаджеты считаются СИМ – средствами индивидуальной мобильности.

В предыдущих статьях мы уже разбирали, какие именно требования для самокатов действуют с 1 марта – можете почитать об этом более подробно.

А здесь мы вкратце перечислим основные требования к СИМ:

  • если самокат весит более 35 кг, на нём нельзя заезжать на тротуары и пешеходные дорожки,
  • скорость передвижения на СИМ теперь ограничена 25 км/ч, не более (даже если ваше устройство способно разогнаться до 50-70 км – это запрещено),
  • намереваясь пересечь дорогу по пешеходному переходу, вы обязаны спешиться и идти на своих двоих,
  • приоритет при движении по тротуарам у пешеходов, а самокатчики обязаны им уступать и ни в коем случае не создавать помех,
  • начиная с 14 лет, рулящий СИМ может ездить по правому краю проезжей части, но только в одном ряду, без обгонов и маневрирования,
  • возрастные ограничения езды на электросамокате отсутствуют, но есть ряд условий по местам, где можно двигаться на СИМ в зависимости от того, сколько вам лет,
  • и еще ряд требований.

Почему мы привели их в начале статьи? Да потому что с марта 2023 года в ПДД регламентировано, как и где должны ездить электросамокатчики. Нарушение этих требований часто приводит к наезду на людей или столкновению с автомобилями. Соответственно, тот, кто допустил нарушение на СИМ чаще всего и признаётся виновником происшествия. Но давайте по порядку!

Новый статус электросамокатов и СИМ

Сбили пешехода на электросамокате – это ДТП?

Да.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать, что вообще понимается под термином ДТП. А узнать это мы можем из двух источников – ФЗ О Безопасности дорожного движения и непосредственно из ПДД. В обоих случаях определение понятия идентичное и звучит так:

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

Осталось понять, является ли средство индивидуальной мобильности транспортным средством. Ответ содержится в пункте 1.2 ПДД, где с 1 марта появилось новое определение «СИМ» и там же указано, что это ТС с одним или несколькими колёсами (чаще всего двумя).

В итоге получаем, что наезд электросамоката на пешехода будет считаться ДТП, поскольку СИМ входят в категорию транспортных средств. А на оформление таких инцидентов должны выезжать инспекторы ДПС.

Что грозит самокатчику за наезд на пешехода в 2024 году?

Ответственность зависит от нескольких факторов. Ключевой из них – тяжесть вреда здоровью и жизни сбитого пешехода. В лучшем случае вам грозит штраф КоАП и гражданская ответственность. А вот если человек получил тяжёлые увечья или вы его сбили насмерть – дело в 2024 году может дойти до уголовного наказания.

Административная ответственность

Прежде всего скажем, что самокатчикам не грозит ни лишение прав, ни арест, ни отправка электросамоката на штрафстоянку, ни другие меры ответственности, которые применяются в отношении водителей. Это связано с тем, что наездник СИМ не считается водителем, а если он сойдёт с устройства – то вообще станет пешеходом.

Ответственность за наезд СИМ на пешехода следующая:

Но есть и хорошая новость. Если уложиться с оплатой штрафа в 20-дневный срок с даты постановления, действует 50% скидка, и штраф составит половину суммы.

Уголовное наказание

Учитывая, что электросамокат развивает большую скорость и сам по себе тяжёлый, столкновение с пешеходами сулит последним риск тяжких увечий. В этом случае отделаться административкой в 2024 году, увы, не получится.

За причинение тяжкого вреда здоровью самокатчику грозит уголовная ответственность по статье 268 УК РФ. Санкции здесь следующие:

  • ограничение свободы до 3 лет,
  • принудительный труд – до 2 лет,
  • арест до 4 месяцев,
  • тюремное заключение до 2 лет.

Если самокатчик сбил человека насмерть (а такие трагедии уже есть на практике), ему грозит уголовная ответственность по ст. 109 УК РФ. Среди санкций здесь ограничение свободы, принудительный труд и лишение свободы – во всех случаях до 3-х лет, плюс лишение права занимать определенные должности.

Обращаем также внимание на то, что причинение тяжкого вреда здоровью ребёнка, скрытие с места ДТП, неоказание помощи сбитому человеку, равно как и нетрезвое состояние самокатчика – всё это отягчающие обстоятельства, при которых суд может вынести наиболее суровое наказание из имеющихся по статье.

Уголовная ответственность за наезд самоката на человека

Что делать на месте происшествия?

Итак, ситуации с наездом на пешехода – это ДТП. Отсюда получаем, что и действовать нужно в соответствии с Правилами дорожного движения, за рядом поправок, касающихся СИМ.

Вот как правильно действовать на месте такой аварии:

  1. Остановиться и оценить обстановку.
  2. Поинтересоваться состоянием здоровья сбитого человека, по возможности – оказать ему первую помощь, а затем вызвать скорую,
  3. Позвонить по номеру 02 или 112 и сообщить о наезде на пешехода, указав, что вы двигались на электросамокате,
  4. Следовать дальнейшим инструкциям дежурного и ждать сотрудников полиции,
  5. Параллельно можно поискать очевидцев (особенно, если вы сбили человека на проезжей части или велодорожке, где он не уступил вам дорогу),
  6. Также можно поискать камеры, а затем сообщить о них прибывшим инспекторам ГИБДД – например, в том случае, если вы ставите целью доказать, что виновником ДТП является пешеход.

Есть ещё один вариант, который мы вынесем за скобки. И заключается он в том, что вы договариваетесь с пострадавшим уладить ситуацию без вызова полиции. Чаще всего это возможно, если сбитый отделался лёгким испугом, мелкими ссадинами или испачканной одеждой и сам не горит желанием тратить время на оформление документов.

Но учтите, что это одновременно и рискованный вариант. Пострадавший может на месте принять у вас извинения или денежную компенсацию, а затем всё равно сообщит в полицию о случившемся. И тогда вас начнут искать для привлечения к ответственности. Ещё хуже, если после наезда повреждения не дадут о себе знать на месте ДТП, а проявятся лишь спустя некоторое время – пешеход сообщит врачу, что вы сбили его на электросамокате, а из больницы информация уйдёт в ГАИ, после чего вас также начнут разыскивать (если, конечно, вы не оставите пешеходу свои контактные данные).

Так что будьте внимательны! Если есть малейшие сомнения в серьёзности травм, лучше всё же сообщить об инциденте в ГИБДД и решить вопрос с медицинской помощью.

А если я скроюсь с места наезда на человека?

Наказания за это нет.

В 2024 году за скрытие с места ДТП привлекают только водителей транспортных средств. Электросамокат – тоже транспорт, но управляющий им не является водителем. Соответственно, к нему не могут применяться санкции по части 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места аварии. Во многом по этой причине после наезда на человека самокатчики не дожидаются полиции, а сразу уезжают. И найти их достаточно трудно, особенно если никто из очевидцев не смог разглядеть лицо того, кто рулил электроустройством.

Однако, если вы сбили человека на прокатном самокате, шансов остаться инкогнито у вас в разы меньше. При аренде любого СИМ пользователь оставляет кикшерингу свои личные данные, которые остаются в системе. И если будет установлено, что вы совершили наезд на человека на арендованном гаджете, а затем скрылись с места ДТП – полицейские могут запросить информацию у оператора, а тот не имеет права отказать в предоставлении данных о вашей личности и поездке.

Кто будет виноват в ДТП с наездом на пешехода?

Чаще всего тот, кто управлял электросамокатом, но бывают и исключения из правил, когда вина признаётся обоюдной. Давайте разберём эти моменты.

На тротуаре

Виноват пользователь СИМ.

Открываем пункт 24.6 ПДД и видим, что Правила 2024 года обязывают самокатчиков не создавать помех для движения пеших участников, а если такие помехи создаются – нужно спешиться или снизить скорость.

Само-собой разумеющееся, если произошло столкновение с пешеходом на тротуаре, то виновником ДТП в любом случае признают наездника СИМ. Особенно если вес его устройства превышает 35 кг – тогда самокатчика вообще не должно было быть на тротуаре согласно ПДД.

Сбил пешехода на тротуаре электросамокатом и виновность

На пешеходном переходе

И снова вина самокатчика.

Пункт 24.8 Правил сообщает, что лицам на средствах индивидуальной мобильности можно пересекать дорогу по пешеходному переходу только одним-единственным способом – спешившись с электросамоката и катя его рядом с собой. Поэтому, если самокатчик не сделал этого, а ехал по «зебре» на своём гаджете и в результате сбил кого-то из пешеходов – в ДТП будет виноват именно он.

На проезжей части

А вот тут возможны разные варианты с признанием виновности.

Дорога предназначена для передвижения транспортных средств. По новым правилам, с 14 лет можно ездить на электросамокате по правому краю проезжей части – но для такой возможности должны соблюдаться ряд требований из пункта 24.2(1) ПДД, а именно:

  • невозможность использовать для движения иные дороги для велосипедистов и пешеходов,
  • на дороге стоит ограничение скорости 60 км/ч и разрешено ездить велосипедистам,
  • самокат оборудован фарами, звуковым сигналом и тормозами.

А вот пешеходам запрещается переходить дорогу вне «зебры», не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. В противном случае уже им вменят несоблюдение пункта 4.5 ПДД.

Отсюда получаем две ситуации:

  • Если электросамокат едет по дороге без нарушения ПДД, а пешеход перебегает участок дороги в неположенном месте – на практике суды могут сделать виноватым только пешего участника,
  • А вот если вы ехали на СИМ по проезжей части, хотя у вас была возможность двигаться по велосипедным или пешеходным дорожкам – то в случае наезда на перебегающего дорогу человека вина, скорее всего, будет обоюдной.

На велодорожке

Преимущество при движении по велодорожкам имеют велосипедисты и наездники СИМ, а пешеходы во всех случаях обязаны уступать им дорогу (п. 4.1 ПДД). Поэтому, если вы сбили кого-то на электросамокате, и всё это случилось на велосипедной дорожке – с большой долей вероятностью в 2024 году виновником признают того, кто не уступил вам дорогу.

В каких случаях виновником будет сам пешеход?

Закрывая тему виновности в ДТП, ещё раз подытожим случаи, когда не правым в происшествии будет именно пешеход:

  • если вы ехали на СИМ, а он не уступил вам на велодорожке, в результате чего произошло столкновение,
  • если человек перебегал дорогу в неположенном месте, а вы имели права двигаться по проезжей части (например, ввиду отсутствия иных допустимых ПДД зон для передвижения на электросамокате),
  • если он переходил проезжую часть на красный свет, а вы двигались на разрешающий сигнал светофора по правому краю дороги.

В иных ситуациях пешеходы имеют преимущество перед самокатчиками, а значит априори не могут быть виновниками инцидента.

Виновность пешеходов в ДТП с электросамокатом на проезжей части

Кто и как возмещает ущерб после наезда самокатом на человека?

Как мы выяснили выше, электросамокат является транспортным средством. А любое транспортное средство – это источник повышенной опасности по отношению к пешеходам. То есть в 2024 году владельцы несут материальную ответственность за вред, причинённый их ИПО другим лицам. Об этом прямо говорит пункт 1 статьи 1079 ГК РФ.

Таким образом, если после наезда люди получили травмы, самокатчик обязан возместить ущерб всем тем, кто пострадал в ходе столкновения с его средством индивидуальной мобильности. В том числе, если виновником является сам пешеход (например, если он переходил дорогу в неположенном месте). На эту тонкость ранее указывал Верховный Суд в пункте 18 Постановления Пленума №1.

Ущерб может быть причинён не только здоровью, но и имуществу пассажиров (одежде, телефону, хрупким вещам). Каким образом он будет возмещаться – тут уж как договоритесь со сбитым человеком. Например, при мелких ссадинах и ушибах речь может идти о небольших суммах, в пределах 1 000 – 5 000 рублей. При переломах, вывихах, сотрясении мозга и других тяжёлых увечьях сумма компенсации может исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч рублей. Кроме того, пострадавший может заявить требование о возмещении утраченного им заработка на время медицинского лечения.

В свою очередь, если виновником ДТП признали пешехода, то уже он обязан возместить вам ущерб – не только за вред здоровью (если вы сами пострадали при наезде), но и за повреждённый электросамокат – основанием для такого возмещения выступает пункт 1 ст. 1064 ГК РФ.

А моральный вред?

Ещё одним требованием к самокатчику может быть возмещение морального вреда. Здесь всё точно так же, как мы описали выше. Если в результате наезда электросамокатом пешеход получил травмы, он имеет право рассчитывать на взыскание морального вреда с того, кто управлял самокатом (как владельца ИПО) – даже при условии, что последний не виноват в ДТП. Такое положение дел нам диктует ст. 1100 ГК РФ.

Однако итоговый размер выплат будет устанавливать суд с учётом характера физических и нравственных страданий пострадавшего. На практике 2024 года суды часто снижают заявленные истцами суммы, но тем не менее, что-то обязательно присудят.

Работает ли ОСАГО?

Нет.

Хоть электросамокат и является транспортным средством, его не нужно регистрировать в ГИБДД. А если мы откроем пп. «б» пункта 3 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО, то увидим, что обязательное страхование не распространяется на те транспортные средства, которые не подлежат учёту в ГАИ.

Соответственно, страховые выплаты по ОСАГО при наезде самокатом на пешехода не предусмотрены – вопрос с компенсацией решается между сторонами или через суд.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.