- 1. Лишение прав за мухобойку в 2024 году – правда или нет?
- 2. Что грозит за мухобойку на капоте машины сейчас?
- 3. Что есть изменение конструкции?
- 4. То есть мухобойка – это внесение изменений в конструкцию?
- 5. Так что будет грозить за дефлектор капота?
- 6. Штрафуют ли за мухобойку автомобиля на практике в 2024 году?
- Мухобойка на капоте автомобиля – это формально компонент транспортного средства, который не предусмотрен конструкцией.
- Из этого следует, что установка дефлектора фактически является внесением изменением в конструкцию машины.
- Штраф за это грозит в размере 500 рублей.
- Но на практике аналогичных нарушений ещё и автомобиль могут снять с учёта ГИБДД.
- И вот за управление незарегистрированным авто (и то – повторное) грозит лишение прав.
- Правда не то, что лишение, даже штраф практически никогда вам не выпишут на практике 2024 года. В судебной практике вообще нет подобных дел.
Автозаконодательство на сегодняшний день достаточно подробно и прагматично регулирует вопросы технического состояния транспортных средств. И касается это не только разного рода фаркопов, замены двигателя на другой и подобного рода глобальных изменений конструкции, но и установки дополнительных декоративных элементов. В то же время в сети ходит информация якобы о том, что за дефлекторы капота лишают водительских прав. Правда ли это? Ниже узнаем, что грозит водителям за установку мухобойки на капоте и есть ли за это наказание.
Лишение прав за мухобойку в 2024 году – правда или нет?
На самом деле, правда, но немного бесперспективная и больше в теории, чем на практике. Увы, но понять, почему дело обстоит именно так, вы узнаете, только углубившись в тонкости законодательства ниже по статье.
А пока приведём то, что распространяют в сети.
- Во-первых, некоторые источники распространяют данные о том, что они вообще запрещены ГОСТом. Это неправда. В настоящее время ни один документ прямо не запрещает дефлектор на капоте – вы просто не найдёте подобных нормативно-правовых актов и законов России.
- Во-вторых, другие источники ссылаются на ГОСТ 33670-2015, в котором якобы прописаны требования к мухобойкам. Но начнём с того, что данный Госстандарт распространяется на единичные транспортные средства, а не на серийные. А закончим тем, что пункт А.16.6 в таблице указанного ГОСТа содержит требования к воздушным дефлекторам окон и водосточным желобам на крыше вдоль окон машины, и мухобойку этот пункт вообще никак не регулирует.
Но вернёмся к возможности лишения водительских прав за этот компонент. Действительно, в отдалённой перспективе оно может грозить – но, действительно, в очень отдалённой. И в этом плане указанные выше источники верно ссылаются на часть 1.1 статьи 12.1 КоАП РФ, по которой грозит ответственность.
Итак, теперь давайте обо всём по порядку!
Что грозит за мухобойку на капоте машины сейчас?
Так как дефлектор является по сути дополнительным элементом транспортного средства, то вопрос о его запрете должен регулироваться каким-либо правовым актом о техническом состоянии автомобилей. И здесь логично было бы заглянуть в Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС в России (приложение к ПДД), конкретно в раздел о комплектности.
И здесь мы не увидим ни прямого запрета устанавливать мухобойку на капот автомобиля, ни косвенного – например, ставить какие-либо декоративные детали в принципе. Единственное, что может озадачить невнимательного читателя – пункт 9.11, гласящий, что запрещено устанавливать любой предмет, который выступает вперёд по линии бампера. Но к мухобойке это никак не относится по двум простым причинам:
- она не будет выступать за линию бампера в любом случае,
- в пункте 9.11 речь идёт о металлических предметах или схожих с ними по прочности, а мухобойки у нас обычно пластиковые.
Что касается приведённых там типов транспортных средств, то M1 – это как раз про легковые автомобили.
Так, прямого запрета мухобоек нет. Тем не менее, законодатель в 2024 году очень трепетно относится к безопасности дорожного движения. Особенно, к посторонним предметам впереди машины. Ведь именно они могут стать причиной травмоопасности при ДТП с пешеходами – самыми уязвимыми участниками дорожного движения. А это противоречит статье 21 Конвенции о дорожном движении.
Поэтому ограничение на установку и езду с мухобойкой на капоте всё же есть. И ключ здесь кроется во внесении изменений в конструкцию транспортного средства.
Что есть изменение конструкции?
Не ПДД едиными регулируются правилам безопасности дорожного движения. Ещё один важный документ – Технический регламент О безопасности колёсных ТС. В соответствии с одним из его определений, изменение конструкции – это установка не предусмотренных заводом-изготовителем компонентов или удаление предусмотренных, которое произвелось уже после обращения автомобиля в эксплуатацию. То есть после начала передвижения на машине. При этом, очень важный критерий такого изменения – влияние на безопасность. Если установленный компонент не может влиять на безопасность дорожного движения, то изменения конструкции уже нет.
Снова возвращаемся к ПДД – теперь пункту 9.10 Перечня – и видим здесь, что эксплуатация автомобилей запрещена и в том числе, если в конструкцию внесены изменения вне соответствия неких Правил.
Во исполнение Техрегламента и пункта 9.10 Правила эти в 2024 году реализованы Постановлением Правительства РФ от 6.04.2019 г. №413.
То есть мухобойка – это внесение изменений в конструкцию?
Да. Это дополнительный компонент машины, который для легального использования необходимо узаконить. Как это сделать, мы разъясняли в специальной статье. Процедура эта долгая и дорогостоящая. Но законодательство приводит и исключения, когда изменения конструкции не нужно проводить через всю рутину.
И регулирует такое послабление пункт 77 Технического регламента. Так, проходить процедуру внесения изменений не требуется:
- при установке элементов, которые предназначены на данный автомобиль (например, родная автомагнитола или бампер как запчасть),
- при установке компонентов, которые прошли оценку соответствия безопасности в составе с вашим авто, что подтверждается сертификатом соответствия,
- если компонент предусмотрен для установки производителем,
- при серийном изменении конструкции (то есть самим изготовителем автомобиля).
Так вот, мухобойка не является "стоковым" родным компонентом. Ни один такой дефлектор также не будет проходить испытания на соответствие безопасности в составе вашей машины, иначе бы они стоили гораздо дороже (в документах к дефлекторам просто нет ссылки на соответствующий сертификат по причине отсутствия оного).
А вот третий пункт из списка выше вызывает вопросы. Он говорит о том, что, если в руководстве по эксплуатации к вашей машине прямо указано, что допускается установка дефлектором капота на неё, то ставить мухобойку можно. И для этого не потребуется никаких сертификатов о соответствии и официального внесения изменений в конструкцию. Но и здесь есть проблема – нам лично не известно таких изготовителей автомобилей, которые бы указывали дефлекторы капота как возможные для установки элементы. Просто нет такого упоминания в руководствах большинства транспортных средств.
Так что будет грозить за дефлектор капота?
Как итог имеем, что установка мухобойки – изменение конструкции, которое всё же необходимо официально узаконить, чтобы передвигаться с ней по дорогам России. За езду с ней без выданного разрешения ГИБДД грозит штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, а в перспективе кое-что похуже штрафа.
Но предусмотрительный законодатель посчитал, что этого мало – 500-рублёвая санкция маловероятно приведёт к тому, что водители начнут массово возвращать исходную конструкцию авто. Правда, касается это, конечно же, не дефлекторов. Дело в том, что существующая практика 2024 года берёт своё начало с фаркопов, "свапа" двигателя и других подобных более распространённых нарушений. Здесь власти предпочли более жёстко бороться с такими изменениями конструкции. Но формально это коснулось и мухобоек, потому что здесь аналогичное правонарушение.
Так вот, если уже у стоящего на учёте ГИБДД автомобиля выявлены условия, при которых на учёт не ставят, то Госавтоинспекция вправе такую регистрацию прекратить – до устранения причин нарушения. Как это работает и на основании каких законов, мы объясняли с отдельной статье.
Суть в том, что в случае выявления внесённых незаконно в конструкцию автомобиля изменений, регистрационный учёт временно прекращается. А за езду на незарегистрированном автомобиле вас ждёт новый штраф – 500-800 рублей по части 1 статьи 12.1 КоАП. А за повторное правонарушение – штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Вот откуда взялась информация о лишении в начале статьи.
Штрафуют ли за мухобойку автомобиля на практике в 2024 году?
Но есть и хорошие новости. В настоящее время вероятность того, что вам выпишут штраф конкретно за дефлектор на капоте, стремиться к нулю, хотя и не совсем нулевой. По крайней мере, в судебной практике, где водителям бы назначали лишение за неё, нет. Равно как нет обжалуемых штрафов за мухобойку.
Внимание инспектора к мухобойке может вызвать, например, назревший конфликт с водителем. А так, чтобы тот придрался к детали просто так – это маловероятно. То есть здесь такая ситуация, что суровость закона компенсируется его неисполнением на практике.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно