- 1. Правомерно ли наложение ареста за езду без ОСАГО в 2024 году?
- 2. Почему требование инспектора ДПС прекратить правонарушение в виде отсутствия ОСАГО незаконно?
- 3. Могу ли я не подписывать предписание и что будет?
- 4. Срок действия требования инспектора ДПС по страховке
- 5. Стоит ли оспаривать вынесенное требование?
- За управление автомобилем при отсутствии ОСАГО предусмотрен штраф в 800 рублей.
- Однако в 2024 году уже во всю практикуется привлечение к ответственности за неисполнение законного требования сотрудников полиции по ч. 1 ст. 19.3 КоАП – и одной из мер в рамках данной нормы является административный арест до 15 суток.
- Но водителя не могут арестовать сразу. Порядок описан в законе: вначале инспектор ДПС оштрафует нарушителя на 800 рублей за отсутствие ОСАГО, и одновременно выпишет требование о прекращении правонарушения, и если в отведённый срок автолюбитель не застрахует свою ответственность и его снова поймают, то привлекут уже за неисполнение требования полицейского. Далее суд выносит наказание в виде ареста. А может оштрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 рублей или направить на обязательные работы.
- Требование (предписание) о прекращении правонарушения само по себе незаконно. Регламент не предусматривает вынесение документа в отношении физических лиц. Кроме того, отсутствие ОСАГО не является длящимся правонарушением. Сотрудники ГИБДД не могут требовать от водителя устранить нарушение, к примеру, за 10 дней или 3 месяца.
- На практике отменить предписание крайне сложно. Суды занимают сторону ГИБДД, и у водителей мало шансов отстоять правоту (как и в случае с тонировкой).
- Наилучший вариант для водителя – приобрести полис ОСАГО, избежав дальнейших санкций за отсутствие страховки.
Что общего между чрезмерной тонировкой стёкол и ездой без ОСАГО? На первый взгляд ничего. Но если вникнуть в детали, то за оба правонарушения водителю может грозить арест. Но погодите, ведь за управление машиной без страховки всегда наказывали штрафом? Наказывали, но практика изменилась. И в 2024 году вы можете запросто угодить под арест или обязательные работы – за неисполнение требования ИДПС застраховать автогражданскую ответственность. Когда это ввели, законны ли аресты за езду без ОСАГО и что делать водителям – обсудим в нашей статье.
Правомерно ли наложение ареста за езду без ОСАГО в 2024 году?
Нет, но на практике это активно применяется.
Но вначале рассмотрим, в каких случаях и на каких основаниях автовладельцам может грозить административный арест за отсутствие полиса ОСАГО. Затем расскажем, почему требование ИДПС прекратить правонарушение в 2024 году незаконно. И, наконец, выясним, что же делать попавшимся водителям и какие перспективы ожидают их на практике.
И начнём мы с распутывания клубка под названием «арест за управление автомобилем без ОСАГО»:
- у российских водителей есть обязанность застраховать свою ответственность в предусмотренный законом срок – то есть купить полис ОСАГО (п. 1 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО), а также предъявлять бумажный или электронный полис при проверке сотрудниками ГИБДД (пункт 2.1.1(1) ПДД),
- водителям, которые не приобрели страховку ОСАГО, запрещается управлять транспортным средством под угрозой административного наказания в виде штрафа в 800 рублей по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ,
- сотрудники ГИБДД вправе выявлять противоправное поведение водителей в части не приобретения «автогражданки» – и с этой целью они могут требовать от автовладельцев прекратить правонарушение (п. 6.1 Регламента по Приказу МВД № 664, а также пп. 11 п. 1 ст. 12 ФЗ О полиции),
- так вот, прекращение противоправных действий – это, по факту, указание водителю застраховать автогражданскую ответственность (ведь она отсутствует),
Но при чём здесь арест?
После того, как полицейские остановили автомобиль и выяснили, что у водителя отсутствует страховка – ему выпишут штраф по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Далее инспектор ДПС может составить требование (предписание) о прекращении правонарушения. В этом документе будет прописан срок, в течение которого водитель обязан заключить договор ОСАГО. Если он проигнорирует это требование, в нарушение сроков снова сядет за руль автомобиля и его вновь остановят сотрудники ГИБДД – они вменят водителю уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному требованию сотрудников полиции (а требование это – застраховать автогражданскую ответственность), после чего сопроводят нарушителя в суд, где ему будет вынесено итоговое наказание.
И среди мер ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ:
- штраф от 2 000 до 4 000 рублей,
- арест на срок до 15 суток,
- обязательные работы сроком до 120 часов.
Таким образом, на практике в 2024 году за езду без ОСАГО водители действительно рискуют загреметь под арест на несколько суток.
Некоторые могут усмотреть тут двойное наказание – но это не так! Административные правонарушения разные по своей сути. Штраф в 800 рублей выписывается водителю за управление автомобилем без ОСАГО, а арест назначается судом за невыполнение тем же водителем законного требования сотрудника полиции в отведённый для этого срок. Такая же практика действует и в борьбе с чрезмерной тонировкой.
Официальный ответ из ГИБДД
Теперь рассмотрим, что думают по этому поводу те, кто фиксирует правонарушения в области страхования и выносит постановления с требованиями к водителям.
Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.
Вот официальный ответ от начальника ГИБДД Михаила Черникова:
Однако, в разъяснении нет ни слова о форме выражения требования инспектора ДПС прекратить противоправные действия за езду без ОСАГО. То есть наиболее спорный вопрос оставили без комментариев (но ниже будут комментарии от нас).
Но вы должны понимать, что в ГИБДД не уполномочены подтверждать законность той или иной правоприменительной практики. Такие полномочия имеются лишь у Верховного Суда. А в Госавтоинспекции могут разве что выразить мнение по тому или иному вопросу – что и было сделано в официальном ответе на запрос депутата ЛДПР.
Позиция Верховного Суда
Устоявшаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды встают на сторону ГИБДД. Рассчитывать на успешное обжалование по неисполнению требования инспектора ДПС крайне сложно.
Однако, в пример можно привести одно решение Верховного Суда в пользу водителя. Правда, оно не по ОСАГО, а по тонировке (что, в общем-то, схоже по привлечению к ответственности).
ВС РФ признал арест автолюбителя незаконным. Только это произошло не из-за факта незаконности требования ИДПС об устранении правонарушения, а ввиду отсутствия сроков устранения тонировки. Вдобавок было нарушено право задержанного водителя на привлечение его адвоката (Постановление ВС РФ по делу №9-АД 19-7 от 18.04.2019 года). Но хоть гражданин и добился морального удовлетворения, до этого ему пришлось отсидеть трое суток.
Противоположных примеров подавляющее большинство. К примеру, в городе Ухта молодого водителя арестовали на 7 суток за неоднократную езду без полиса ОСАГО и неисполнение требований сотрудников полиции.
Почему требование инспектора ДПС прекратить правонарушение в виде отсутствия ОСАГО незаконно?
Прежде чем привлекать водителя по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, инспектор составляет требование (или предписание) о прекращении правонарушения. Сам документ вполне имеет право на жизнь.
Но применительно к ситуациям с отсутствием ОСАГО такое требование полицейских в 2024 году незаконно – и вот почему:
- участники дорожного движения обязаны исполнять лишь законные требования сотрудников ГИБДД,
- при этом порядок реализации прав должностных лиц закрепляется на законодательном уровне, и содержится в приказах Министерства внутренних дел РФ. Но в Приказе МВД № 664 не указаны ни порядок, ни форма требования о прекращении правонарушения. Такая информация есть в другом Приказе МВД № 727 – но данным регламентом не предусмотрено выписывание требований физическим лицам (Приложение №1). Речь только о предписаниях юридическим лицам и предпринимателям.
- таким образом, требование о прекращении противоправных действий в отношении обычного водителя без страховки не соответствует закону.
Второй довод в пользу незаконности требования прекратить правонарушение со страховкой связан с характером деяния. В соответствии с пунктом 2 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО, водитель обязан застраховать свою ответственность в течение 10 дней с момента возникновения у него права владения транспортным средством (покупка, получение в дар, наследство). На 11-й день водитель совершает правонарушение – то есть не исполняет свою обязанность по обязательному страхованию. И такое правонарушение нельзя считать длящимся.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума ВС №5 от 24 марта 2005 года:
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, требование прекратить правонарушение в виде страхования автогражданской ответственности, которое и так закончено вынесением водителю справедливого штрафа в 800 рублей – незаконно. Ну а правонарушение в виде управления автомобилем без «автогражданки» прекращается в момент остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. И в этом случае требование также неправомерно.
Законно ли предостережение?
А вот предостережение вполне законно.
Регламент предусматривает для стражей порядка не только требование (предписание) о прекращении правонарушения, но и так называемое предостережение водителям. Право сотрудников ДПС выносить такие предостережения указано в ФЗ «О полиции», образец документа закреплён в Приложении № 2 к Приказу МВД № 119, там же содержится порядок вынесения, объявления, вручения и т.д.
И вот предостережение о недопустимости действий, создающих условия для административного правонарушения – выглядит вполне законным. Однако, на практике сотрудники ГИБДД всё равно выписывают требования. И суды не усматривают в этом ничего критичного.
Могу ли я не подписывать предписание и что будет?
Можете. За отказ поставить подпись вам ничего не грозит.
Однако учтите, что отказ от росписи в требовании о прекращении правонарушения не делает документ недействительным. Сотрудник ГИБДД укажет в тексте, что вы отказались подписывать официальное требование. Для фиксации данного факта ИДПС достаточно привлечь двух понятых или вести съемку происходящего.
Срок действия требования инспектора ДПС по страховке
От 10 дней до 3 месяцев.
Если в отношении водителя составляется требование о прекращении правонарушения, то обычно в нём указывается конкретный срок. В течение этого времени автолюбитель должен застраховать свою ответственность в рамках ОСАГО, иначе он рискует оказаться за решёткой.
Какими могут быть сроки в требовании:
- 10 дней – по истечении которых постановление о правонарушении за езду без ОСАГО вступает в законную силу, и требование ИДПС также становится законным, а неисполнение такого предписания может послужить причиной для ареста водителя,
- 3 месяца – давность привлечения нарушителей к ответственности (ст. 4.5 КоАП), и на устранение правонарушения инспекторы часто дают такой же срок (для удобства).
Также в требовании может быть указан иной срок – свыше 3 месяцев и даже стоять «бессрочно». Однако в части законности требования больше подходит именно 3-месячный срок.
Стоит ли оспаривать вынесенное требование?
Аннулировать требование даже через Верховный Суд – напрасная трата времени. Суды просто «завернут» дело и примут сторону ГИБДД.
Но как тогда быть? Вместо того, чтобы обжаловать требование по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, водителю имеет смысл застраховать автогражданскую ответственность. Приобретение ОСАГО избавит вас от штрафа за отсутствие страховки и возможного ареста за неисполнение законных требований сотрудников полиции. Но если у вас много свободного времени и обострённое чувство справедливости, можете попытаться обжаловать привлечение к ответственности.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно