- 1. Поставят ли на учёт мою машину в ГИБДД с трещиной на лобовом?
- 2. Каким законом запрещены трещины на стёклах в 2024 году?
- 3. Значит, отказ в регистрации авто с трещиной законен?
- 4. И ещё раз, почему отказ в переоформлении авто с трещиной незаконен?
- 5. Так поставят ли мне на учёт машину с дефектами на ветровом стекле?
- 6. И что делать?
- 7. Полезные ссылки
- Мы имеем ту ситуацию, когда закон отличается от правоприменительной практики в противоположную сторону.
- По закону во время осмотра автомобиля в рамках его регистрации неправомерно проверять техническое состояние транспортного средства в принципе. Это так, потому что по закону у осмотра может быть всего 3 цели: идентификация машины, проверка конструкции документам и внесённых изменений в эту конструкцию. И трещина на лобовом не относится ни к идентификации, ни к изменению конструкции.
- Тем не менее, в ГОСТе и Техрегламенте есть запрет наличия дефектов на ветровом стекле в зоне работы дворника со стороны водителя. И именно на эти нормативные акты ссылаются ГИБДД при отказе в постановке на учёт из-за трещины лобового стекла авто.
- И даже суды в судебной практике 2024 года поддерживают регистрационные отделения ГАИ в этом.
- Поэтому мы рекомендуем обжаловать такие отказы, но готовиться нужно к тому, что придётся дойти до Верховного суда.
- А пока есть одна лазейка в этом – правда, далеко не всегда рабочая. Просто укажите, что трещина на лобовом образовалась на пути следования к месту постановки на учёт автомобиля. И после проведения процедуры вы поедете к месту ремонта, как того требует пункт 2.3.1 ПДД.
Постановка на учёт автомобиля – дело обязательное для всех автовладельцев. И цели этой процедуры – не только обеспечение ГИБДД базой данных, за кем числится транспортное средство, но и проверка на его соответствие безопасности на дорогах. Именно для этого в Госавтоинспекции придумали осматривать машины на площадках. Наличие трещин, сколов и иных дефектов запрещается. Но есть ли здесь связь с регистрационными действиями? В этой статье мы выясним, поставят ли вам на учёт машину с трещиной на лобовом стекле, со ссылками на официальные законы и судебную практику 2024 года.
Поставят ли на учёт мою машину в ГИБДД с трещиной на лобовом?
Итак, сразу отметим две важных противоположных тонкости в этом вопросе:
- по закону трещина на лобовом стекле автомобиля не является предметом проверки ГИБДД при осмотре автомобиля – вам обязаны поставить на учёт такую машину,
- но на практике 2024 года вам откажут и точка.
Собственно, ниже мы будем выяснять, как это работает сейчас, согласно законодательству о дорожном движении, почему в регистрации с трещиной отказывают сегодня на практике и, главное, что со всем этим делать.
Каким законом запрещены трещины на стёклах в 2024 году?
Многие водители утверждают, что дефекты на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя запрещены в ПДД. Однако, это большое заблуждение. Правила дорожного движения в 2024 году не содержат никаких требований в отношении целостности ветровых стёкол. Более того, ПДД вообще не регулируют самостоятельно безопасность технического состояния транспортных средств. Формально это делает Приложение к ним в виде Перечня неисправностей, при которых нельзя эксплуатировать авто.
Идём в этот документ и видим, что в разделе о стёклах нет ни единой оговорке о наличии трещин на лобовом стекле как условия, при котором эксплуатация автомобиля запрещена. Равно как нет такой неисправности и в других разделах Перечня.
Зато наличие дефектов на окнах оговорено в других нормативно-правовых актах. Они не являются законами формально. Однако, нам от этого не легче, потому как самый главный закон в автомобильной сфере России – ФЗ О безопасности дорожного движения, предписывает, что законодательство с данной сфере состоит в том числе из "иных нормативно-правовых актов".
Собственно, запрет трещин на лобовом есть в двух таких документах.
ГОСТ о безопасности в эксплуатации транспортных средств
Первый из них – Госстандарт под номером 33997-2016. Его пункт 4.4.7 указывает на запрет трещин на лобовом стекле в зоне работы дворников, но только на той стороне, где сидит водитель (на левой стороне для леворульных транспортных средств и справа для праворульных).
То есть трещин (сколов и по сути царапин тоже) не должно быть не по всей площади левой стороны на ветровом стекле, а только в зоне работы стеклоочистителя.
Вот в этой зоне, отмеченной на картинке для примера:
Здесь следует упомянуть, что ГОСТы – не ПДД и не законы. Их требования, хоть и касаются напрямую объекта регулирования, но не накладывают каких-либо обязанностей на владельцев объекта регулирования. В нашем случае – на автовладельцев.
Более того, ГОСТ 33997-2016 не является обязательным для исполнения.
Технический регламент
Второй правовой акт – Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств. Он указывает (пункт 4.7 Приложения №8) ровно те же требования в отношении обеспечения обзорности автомобилей – не допускается наличие трещин на лобовом стекле именно в зоне работы дворников.
Значит, отказ в регистрации авто с трещиной законен?
Совершенно верно!
Здесь нужно понимать, что любая административная процедура в 2024 году имеет свои цели и мотивы. Её же имеет постановка на учёт транспортного средства.
Отказы в переоформлении и регистрации машины из-за трещины в зоне лобового стекла происходят всегда в рамках осмотра автомобиля на площадке ГИБДД перед этой процедурой. И, чтобы выяснить, законен ли отказ в постановке на учёт ГИБДД автомобиля с трещиной на лобовом, нужно выяснить, с какой целью проводится осмотр и, таким образом, правомерна ли в принципе проверка технического состояния транспортного средства.
Для этого идём в соответствующий Федеральный закон О регистрации, и в пункте 2 статьи 16 видим, что осмотр проводится в трёх целях:
- идентификация автомобиля (проверка соответствия номеров компонентов представленным владельцем документам),
- проверка соответствия конструкции тем же документам,
- проверка соответствия внесённых изменений в конструкцию машины документам о соответствии таких изменений безопасности дорожного движения.
Трещина на лобовом стекле не относится к соответствию конструкции. Тем более, при появлении сколов и прочих дефектов не изменяется конструкция транспортного средства по определению из того же Техрегламента (не исключаются никакие компоненты и не добавляются новые). Следовательно, постановка на учёт и осмотр автомобиля, в частности, не могут иметь под собой объектом проверки техническое состояние этого авто. Таким образом, вам обязаны поставить на учёт машину при наличии трещины на лобовом стекле.
И ещё раз, почему отказ в переоформлении авто с трещиной незаконен?
Давайте объясним немного понятнее, но сложнее!
Заглянем в определение "безопасности транспортного средства" в пункте 6 Технического регламента и поймём, что это по сути состояние автомобиля, включающее в себя две характеристики:
- параметры конструкции транспортного средства,
- его техническое состояние.
Оба они должны не допустить причинения вреда или ущерба людям, имуществу, окружающей среде и так далее.
В тех же определениях можем прочитать самые важные тонкости двух вышеприведённых элементов безопасности.
- Конструкция автомобиля включает в себя "компоненты транспортного средства", и её изменение – это исключение не предусмотренных или включение не предусмотренных деталей авто. Трещина сама по себе компонентом не является. Таковым является всё лобовое стекло целиком. А его никто не меняет.
- А проверка технического состояния – это есть ни что иное, как техосмотр (см. определение "технический осмотр" в том же пункте 6).
Осмотр автомобиля на площадке ГИБДД техосмотром не является. А того, для чего реально предназначен осмотр сотрудником ГАИ – изменение конструкции, в нашем случае не происходит. А вот то, что происходит на площадке МРЭО, называется государственным надзором за техническим состоянием. Но и здесь незадача – согласно той же статьи 16 закона О регистрации, такой надзор не проводится при осмотре. Но и главное, пункт 72 Техрегламента указывает на то, что надзор за техсостоянием возможен только после регистрации автомобиля, а не до него. Что ещё раз подтверждает, что с трещиной на лобовом стекле машину вам обязаны поставить на учёт.
Так поставят ли мне на учёт машину с дефектами на ветровом стекле?
Почти всегда нет, увы! Как мы уже указывали в начале статьи, это как раз тот случай, когда практика работы регистрационных отделений ГИБДД разительно отличается от формального соблюдения прав граждан.
Итак, при обращении в ГИБДД вам не поставят на учёт и не перерегистрируют уже поставленную машину с трещиной лобового стекла. Такова практика 2024 года, и сделать с этим вы вряд ли что-то сможете, хотя, мы бы рекомендовали идти с этим до самого Верховного суда. Это так, потому что судебная практика общей юрисдикции занимает в этом вопросе сторону инспекторов ГИБДД и отказывает в иске о понуждении к регистрационным действиям.
Вот яркий пример судебного решения, где водителю отказали в постановке на учёт из-за трещины на стекле. Он обжаловал такой отказ и подал иск в районный суд о понуждении к регдействиям. Тем не менее, суд отказал в удовлетворении иска, просто сославшись на то, что ГОСТ запрещает иметь трещину на лобовом. И всё тут! Дальше никто разбираться не пошёл (данное решение не было оспорено в высших судебных инстанциях), поэтому завершилось ничем. И таковых решений, к сожалению, вы сможете найти великое множество.
И что делать?
Как мы уже указали выше, обжаловать отказ ГИБДД и готовиться идти с этим вплоть до Верховного суда. И проблема здесь в том, что для большинства водителей гораздо проще заменить лобовое стекло – при наличии аналогов сделать это можно недорого и, таким образом, решить вопрос с постановкой на учёт из-за трещины.
Однако, есть два способа, которые могут показаться малорабочими, однако, имеют право на жизнь. Назовём их лайфхаками по регистрации авто в ГАИ.
- Обратите внимание на требования ГОСТа и Техрегламента именно про зону работы стеклоочистителей. Например, если у вас трещина располагается по низе лобового стекла – куда не доходит дворник, то это не является нарушением этих нормативных актов, и потому не может служить причиной отказа в постановке на учёт.
- Ещё одна лазейка – пункт 2.3.1 ПДД, абзац третий. Согласно этой норме при возникновении в пути неисправностей водитель имеет право следовать к месту ремонта или стоянке. Просто скажите на осмотре автомобиля инспектору, что трещина возникла в пути, и как только вы поставите на учёт машину, вы поедете менять лобовое стекло на место ремонта.
Конечно, это очень слабые способы, чтобы можно было поставить машину на учёт с трещиной на лобовом стекле. Ведь сотрудники тоже не дураки и будут понимать, что вы их обманываете и притягиваете возможность регистрации "за уши". Тем не менее, возможно, кому-то удастся вразумить инспекторов.
Полезные ссылки
- Все причины отказа в постановке на учёт автомобилей в ГИБДД.
- Про штрафы за трещину на лобовом стекле.
- О том, можно ли ездить с наклейками на лобовом.
- Поставят ли на учёт и снимут с учёта, если есть штрафы?
- Полная инструкция и документы для постановки на учёт автомобиля.
- Можно ли не регистрировать автомобиль?
- Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в РФ"
- Что делать, если вам разбили окна на автомобиле?
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно