- Переходить дорогу по диагонали можно при выполнении трёх условий: если это перекрёсток, если он оборудован работающими в данный момент светофорами (или регулировщиком) и если присутствует разметка перехода именно по диагонали.
- Во всех остальных случаях такой манёвр запрещён. Даже если в работе светофоров есть фаза, когда для всех автомобилей горит красный сигнал, а для всех пешеходов – зелёный.
- Штраф за запрещённый диагональный переход – 500 рублей. Если были созданы помехи движению транспортных средств, то 1 000 рублей. А если был причинён вред здоровью в результате ДТП, причиной которого стал переход по диагонали пешехода, то вплоть до уголовной ответственности.
Согласно Правил дорожного движения, пешеходы могут переходить дорогу не только по пешеходным переходам, но в ряде случаев, если их и нет. В то же время не так давно в ПДД появилось послабление, позволяющее совершать переход перекрёстка по диагонали, однако, только при определённых условиях. В статье мы и выясним, когда можно переходить проезжую часть на перекрёстке по кратчайшему пути, что, если нет диагональной "зебры" для этого и какие штрафы грозят за это?
Можно ли переходить дорогу на перекрёстке по диагонали в 2024 году?
Да, можно. Но только в специально обозначенных для этого местах.
Вообще, нигде в законодательстве 2024 года не указано, что пешеходный переход может располагаться только перпендикулярно проезжей части дороги. Согласно ПДД, это вовсе любой участок дороги без ограничений по его форме и размерам, предназначенный для перехода людей через дорогу.
Тем не менее, другие пункты устанавливают ограничение на движение через перекрёсток по диагонали. И вот в каких случаях можно пересекать "зебру" по кратчайшему пути.
Можно, только если есть специальная разметка
Взглянем на пункт 4.3 Правил дорожного движения. Здесь говорится о том, что дорогу переходить можно только как раз таки по "зебрам". Но тут же ниже и даётся возможность перейти её по диагонали:
На регулируемом перекрёстке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрёстка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
Итак, у нас есть два важных критерия для возможности такого манёвра:
- для перехода по диагонали перекрёсток должен быть регулируемым – то есть оборудован светофорами (или регулировщиком),
- возможность диагонального перехода должна быть обозначена специальной разметкой 1.14.1 или 1.14.2.
Но что это за разметка под данными номерами? Это и есть, собственно линии "зебры", обозначающей пешеходный переход. Вот так она выглядит на интересующей нас организации дорожного движения:
Таким образом, пешеходам можно пересекать дорогу по диагонали только если данный перекрёсток регулируемый – наделён светофорами, и если разметка перехода идёт именно между противоположными углами.
А если диагональной разметки нет?
Соответственно вышеописанному, идём от обратного. Запрещается переходить дорогу по диагонали, если не выполняется хотя бы одно условие из перечисленных:
- разметка 1.14.1 или 1.14.2 идёт не по диагонали, а перпендикулярно проезжей части, либо вовсе отсутствует,
- данный перекрёсток нерегулируемый (на нём отсутствуют светофоры, либо они не работают или нет регулировщика),
- данный участок дороги вообще не является перекрёстком.
Если нет вообще знаков и разметки пешеходного перехода?
Тогда Правила не допускают переход по диагонали. Обратите внимание, что сначала ПДД в пункте 4.3 требуют переходить дорогу только по переходам, а затем разрешают при наличии диагональных линий разметки переходить по кратчайшему пути. Иного не дано.
Однако, в первом абзаце пункта 4.3 есть ещё вариант перехода дороги на перекрёстках по линии тротуаров или обочин при отсутствии "зебры". И вот что мы здесь можем получить! Если с обочинами всё предельно ясно – они могут идти только параллельно проезжей части дороги, то тротуары могут подходить к пересечению проезжих частей и по диагонали.
Формально это означает, что ПДД по сути разрешает тогда переходить дорогу по диагонали – ведь линии тротуаров в нашем случае пересекают его как раз диагонально. Однако, как это будет на практике по части штрафа ГИБДД или, что ещё хуже, риска для здоровья или жизни, прогнозировать сложно.
Обратите внимание также на тот факт, что диагональные переходы могут иметь место только при таком режиме работы светофоров, когда есть отрезок времени, когда красный горит для всех транспортных средств, и для пешеходов со всех направлений при этом горит зелёный.
Но нет! В противном случае запрета перехода по диагонали (при выполнении остальных условий) в ПДД 2024 года нет. Однако, будьте уверены, что при разрешённом таком манёвре для пеших организация работы светофоров будет именно такая.
Какой штраф пешеходу за переход по диагонали?
Несмотря на то, что штрафы для пешеходов регулируются всего лишь двумя основными статьями Кодекса об административных правонарушениях, есть целых три наказания в случае именно перехода дороги по диагонали там, где это запрещено.
- Штраф в размере 500 рублей или административное предупреждение по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ будет грозить пешеходу за переход не по "зебре" по диагонали во всех стандартных случаях, если вас остановит при этом сотрудник ГИБДД.
- Если же при таком манёвре вы создали помехи в дорожном движении (вынудили изменить траекторию и/или скорость движения хотя бы одного какого-либо автомобиля или даже другого пешехода), то сумма штрафа будет уже 1 000 рублей по части 1 статьи 12.30 Кодекса.
- А если это привело к ДТП с лёгким или средней степени вредом здоровью других людей, то штраф составит от 1 000 до 1 500 рублей по части 2 этой же статьи.
Обратите также внимание, что в случае ДТП, причиной которого суд установит именно ваш переход дороги по диагонали, вам может грозить и уголовная ответственность. Если будет причинён тяжкий вред здоровью, то это 118 статья УК РФ. А если смерть людей, то статья 109.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно