- 1. Имеет ли право сотрудник ГИБДД задержать меня за тонировку автомобиля?
- 2. Но разве тонировка запрещена?
- 3. Законно ли требование инспектора устранить тонировку?
- 4. Что делать, если инспектор выписал требование?
- 5. Могу ли я обжаловать задержание за тонировку?
- 6. Что будет с машиной, если меня увезут в отдел?
- За езду на машине с тонировкой предусмотрен штраф в 500 рублей и предупреждение (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП).
- Однако помимо этого в 2024 году нарушителям активно выписывают требования (предписания) о прекращении правонарушения – проще говоря, обязывают снять тонировку и дают на это 10-15 дней.
- Если не исполнить предписание инспектора, то на практике при повторной остановке водителю могут вменить часть 1 ст. 19.3 КоАП – а затем задержать и доставить прямо с дороги в отдел или суд. Наказанием по этой статье является штраф, арест до 15 суток или обязательные работы.
- Фактически это незаконно, поскольку своевременно рассмотреть дело в суде можно и без принудительного доставления туда водителя. Достаточно направить ему повестку. Но практика, увы, иная.
- Также незаконным является требование о прекращении правонарушения. Ни в одном акте нет порядка его выписывания и формы документа. Но это также не мешает сотрудникам ГИБДД выносить предписания, и даже Верховный Суд не видит тут никаких противоречий.
- Избежать задержания за повторную езду с тонировкой можно лишь в одном случае – если вы удалите плёнку прямо на месте. Тогда есть шанс отделаться штрафом.
- А вот обжаловать задержание за светопропускаемость передних стёкол менее 70% практически невозможно. Суды встают на сторону ГИБДД.
Единственным наказанием за чрезмерную тонировку машины является штраф 500 рублей. Раньше это не сильно действовало на нарушителей. Водители платили этот небольшой штраф и продолжали ездить с тонером до следующего штрафа. Однако в 2024 году практика ужесточилась. Сейчас инспекторы ДПС выписывают не только штраф, но и предписание о прекращении нарушения. Неприятным итогом всех этих действий является задержание и доставление нарушителя в отдел полиции, которому потом через суд может грозить до 15 суток ареста. Законны ли такие меры привлечения за тёмную тонировку, в каких случаях вас могут задержать на дороге, как этого избежать и есть ли смысл подавать жалобу? Давайте разбираться!
Имеет ли право сотрудник ГИБДД задержать меня за тонировку автомобиля?
По закону нет, но на практике – это сплошь и рядом.
Почему собственно задерживают? Тут нужно сразу прояснить, что административное задержание – это не наказание, по аналогии со штрафом, а всего лишь мера пресечения. Она применяется в строго определённых случаях. Например, если вам грозит штраф – временно ограничить свободу вам не могут. Зато если речь идёт, допустим, об аресте, то здесь сотрудники ГИБДД могут применить задержание и доставление в суд. Хотя и это не совсем законно.
Но как связаны арест и езда с тонировкой? Для этого нужно знать логическую цепочку из правонарушения и административной ответственности за него.
Вот как она выглядит:
- в соответствии с ПДД, точнее «Перечнем неисправностей…» водителям запрещается управлять автомобилем, если нарушена обзорность за счёт нанесения цветных покрытий (п. 7.3),
- допустимый процент светопропускаемости стёкол регулирует п. 4.3 Техрегламента Таможенного Союза №877: для лобового и стёкол передних дверей автомобиля – не менее 70%, а задние можно затемнять хоть наглухо (при наличии боковых зеркал),
- управление автомобилем с чрезмерной тонировкой грозит штрафом в 500 рублей по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП,
- но у сотрудников есть право требовать от водителей прекращения противоправных действий (п. 1 части 1 ст. 13 ФЗ О полиции), а правонарушение в виде малой светопропускаемости считается длящимся,
- с целью его последующего прекращения вам могут выписать не только штраф, но и некий письменный документ – требование или предписание, в тексте которого инспектор обяжет вас удалить тонировку и укажет срок, в течение которого вам надлежит это сделать (как правило, дают 10 дней),
- и если после отведённого срока вас снова остановят на тонированной машине, а замеры покажут светопропускаемость ниже 70%, то вам грозит наказание по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ – за неисполнение законного требования сотрудника ГИБДД (которое высветится в базе),
- одним из наказаний по данной статье является административный арест, и на практике, чтобы обеспечить назначение наказания, инспекторы ДПС задерживают водителя и везут его в отделение полиции – а оттуда в суд, где и выносится окончательное решение о наказании.
Таким образом, в 2024 году задержание и доставление применяются не конкретно за езду с тонировкой, а за неисполнение водителем законного требования сотрудника полиции – снять тонировку или привести её к нормальному состоянию (не менее 70% светопропускания). То есть обе меры пресечения нужны для доставки нарушителя в суд.
Почему это неправомерно?
Максимальный срок, на который вас могут задержать – 2 часа. Однако по «арестным» статьям срок нахождения в КПЗ могут продлить до 48 часов. И здесь существует реальная угроза «застрять» в изоляторе на двое суток в ожидании суда. Но это незаконно!
Дело в том, что задержание гражданина может применяться только в исключительных случаях – если требуется обеспечить правильное и своевременное рассмотрение административного дела (ч. 1 ст. 27.3 КоАП). Сразу опустим правильность, поскольку за это отвечает судебный орган. А вот что касается своевременности рассмотрения дела о тонировке, то тут не всё так просто…
Задержать вас инспектор может только если у него есть мотив – опасение, что вы будете уклоняться от самостоятельного посещения суда. Причём в этом должны сознаться ему вы сами, иначе откуда сотрудник ГИБДД узнает о вашем нежелании посещать заседание? Но если ничего такого инспектору вы не говорили, то задержание и доставление в изолятор будут считаться неоправданными, а главное – незаконными действиями блюстителей порядка. Законным в данном случае является составление протокола по ст. 19.3 КоАП, вручение вам его копии, а затем вызов в суд специальной повесткой. К сожалению, на практике это встречается крайне редко...
Но разве тонировка запрещена?
Нет.
Риторика запрета ездить на тонированном автомобиле вносит путаницу. Многие всерьёз думают, что стёкла машины вообще нельзя покрывать цветными плёнками. Однако это не так. Тонировка разрешена!
Существует две ситуации, когда за тонер не будет никакого наказания:
- если вы не ездите на машине – тогда можно обклеить её стёкла любой плёнкой, замазать краской или заколотить досками,
- если светопропускаемость передней полусферы не менее 70%.
Как видно, никакого запрета тонировки в России не предусмотрено. Но если вы хотите безнаказанно ездить на автомобиле с тёмной плёнкой, то будьте любезны учитывать требования к светопропусканию. Иначе штраф!
Законно ли требование инспектора устранить тонировку?
Теперь поговорим о законности самого требования (оно же предписание) от инспектора ГИБДД. Обзывают его по-разному, но суть обычно одинаковая.
Суть в том, что административные процедуры чётко регламентированы законодательством РФ. Если инспектор хочет выписать предписание о прекращении условий, влекущих правонарушение, то он должен соблюдать порядок такого выписывания. Кроме того, должна быть единая форма требования или предписания. Только в этих случаях оно будет считаться законным.
Что мы здесь имеем? Техническая возможность выписывать требования закреплена в Приказе МВД № 727 от 14 ноября 2016 года. Но такое требование может быть выписано, внимание… юридическим лицам. Обычные водители, то есть мы с вами – физические лица. То есть в отношении обычных водителей ни требование, ни предписание не применимы. Но куда важнее, что с 1 мая 2022 года данный Приказ утратил юридическую силу и уже не действует.
Между тем, раньше судебная практика считала такие требования незаконными. Вот пример решения суда, где суд не стал привлекать водителя к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ.
Однако в 2024 году ситуация прямо противоположная. Сейчас суды активно поддерживают ГИБДД в вопросах наказаний для повторно пойманных с тонировкой. В том числе и Верховный Суд.
Процитируем выдержку из его Постановления № 19-АД19-3:
При этом должностным лицом ГИБДД Февральскому А.Ю. было предъявлено требование о незамедлительном прекращении указанного противоправного деяния, которое вопреки утверждению заявителя в силу приведенных выше норм являлось законным и подлежало выполнению путем удаления с них покрытия, ограничивающего обзор с места водителя, либо прекращения эксплуатации транспортного средства.
Несмотря на то, что суды не видят в предписании за тонировку ничего криминального, на самом деле абсурдности здесь хватает.
Взять хотя бы суть требования о прекращении правонарушения. Нарушением в нашем случае является управление автомобилем с непредусмотренной законом тонировкой. Как его прекратить? Да очень просто – перестать управлять транспортным средством. А значит, если ИДПС остановил вас на дороге, то правонарушение автоматически прекращено. Ведь вы никуда не едете, а стоите на месте. При чём тут требование – непонятно.
А если я удалю плёнку на месте?
Тогда задержание не грозит.
Если вас поймали с тонировкой в первый раз, и вы, по требованию инспектора, добровольно сдерёте плёнку прямо на месте, то отделаетесь штрафом (реже – предупреждением) по части 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. И поскольку вы устранили нарушение, то и предписание вам уже не выдадут.
Другое дело, если до этого вам уже выносили предписание удалить тонировку, а вы этого не сделали и попались повторно. Не факт, что удалённое вами на месте тёмное покрытие спасёт от привлечения по ст. 19.3 КоАП РФ. Здесь, что называется, на усмотрение инспектора. То есть могут как отпустить (выписав ещё один штраф за тонер), так и вменить неисполнение требований, с последующим задержанием и доставлением в суд.
Что делать, если инспектор выписал требование?
Ответ очевиден – растонироваться.
Причём, во избежание дальнейшего привлечения за неисполнения требования ИДПС придётся удалить тонировку в течение срока, указанного в документе.
А вот если снять плёнку, исполнив требование, а через некоторое время снова затонироваться – ничем хорошим это для вас не закончится. Даже если у вас будет с собой заказ-наряд из СТО об удалении плёнки.
Могу ли я обжаловать задержание за тонировку?
Да, но маловероятно признать задержание незаконным.
Выше мы уже говорили, что судебная практика идёт по пути привлечения водителей за тонировку. Точнее, за невыполнение требования инспектора ДПС снять плёнку, мешающую обзорности переднего вида. Поэтому обжалование задержания тут мало поможет.
Что будет с машиной, если меня увезут в отдел?
Это зависит от ситуации:
- закон позволяет использовать для передвижения автомобиль доставляемого лица, при условии, что за руль сядет кто-то из инспекторов (п. 177 Приказа МВД 664),
- вам могут предложить связаться с родными или друзьями, чтобы они приехали на место вашего задержания и отогнали машину,
- в редких случаях автомобиль доставят до отдела силами сотрудников ГИБДД или эвакуатора.
Но в большинстве случаев транспортное средство задержанного лица остаётся стоять на том месте, где было остановлено инспекторами. Главное, чтобы машина не создавала помех на дороге другим водителям. Но при этом сотрудник ГИБДД не вправе отправлять ТС привлекаемого по ч. 1 ст. 19.3 КоАП на штрафстоянку.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно