Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Какую дистанцию нужно соблюдать между автомобилями по ПДД в городе, на трассе и в пробке?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Безопасная дистанция
Нет времени читать статью?
  1. В ПДД нет чётких значений, при какой скорости какая должна соблюдаться дистанция. Здесь лишь указано, что она должна быть такой, чтобы позволить избежать столкновения.
  2. В статье приводим формулу расчёта тормозного пути. Но проблема в том, что тормозной путь (и остановочный, учитывающий также время реакции и начала торможения в полную силу) полезен при уже стоящем неподвижном препятствии на дороге. Например, если впереди движущийся автомобиль лоб в лоб столкнулся с встречным. Иначе эта дистанция будет слишком большой. Например, почти 75 метров для сухого асфальта.
  3. Гораздо эффективнее рассчитать дистанцию, имея вашу начальную скорость и ту скорость впереди едущего авто, когда вы начали тормозить. Например, если вы едете 90 км/ч, машина впереди начала экстренно тормозить, и в момент начала вашего торможения она успела снизить скорость до 60 км/ч, то ваша дистанция, которая позволит избежать ДТП, в этом случае составит минимум 53,12 метра.
  4. Однако, рассчитать уже готовую дистанцию для каждого такого случая не представляется возможным, так как таких ситуаций с разностью скоростей может быть великое множество. Добавим к этому корреляции с эффективностью тормозной системы конкретного автомобиля, с временем реакции водителей, и получаем почти бесконечное число возможных значений, какую безопасную дистанцию необходимо соблюдать.

Обязанность соблюдать безопасную дистанцию по ПДД – это как на безопасном расстоянии стоять от бомбы. Вы не узнаете, действительно ли расстояние было достаточным, пока она не взорвётся. Так и с дистанцией в 2024 году – нигде в законах вы не найдёте конкретных значений (кроме случаев, когда установлен дорожный знак с цифрами), а Правила требуют выдерживать её такой, чтобы избежать столкновения. В то же время, если перебдеть с этим расстоянием, то оно будет постоянно уменьшаться и становиться небезопасным – просто между вами и впереди двигающимся авто постоянно будут вклиниваться другие транспортные средства. В статье мы выясним, что со всем этим делать и приведём конкретные числа безопасной дистанции, которую нужно держать.

Какая дистанция должна быть между автомобилями по ПДД в 2024 году?

Итак, никаких точных данных, как мы уже указали выше, в Правилах дорожного движения вы не найдёте. Пункт 9.10 ПДД предписывает лишь следующее:

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения...

Таким образом, безопасную дистанцию в 2024 году законодательство перевело в прецедентное русло. Если произошло ДТП – значит, она была недостаточной. Если удалось избежать столкновения – значит, никакого нарушения 9.10 не было.

Вот для примера типичное Постановление Верховного суда с признанием водителя виновником ДТП из-за недостаточной дистанции на дороге.

Обратите внимание, что в данном контексте пункт 9.10 грамотно коррелирует с другим пунктом – 10.1 Правил. Последний требует от водителя соблюдать такую скорость движения, которая всегда позволила бы избежать столкновения. А при обнаружении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен снижать скорость вплоть до полной остановки.

Мы не зря выделили пункт именно о такой опасности, которую водитель в состоянии обнаружить. Например, если вы двигаетесь за другим автомобилем, но тот врезается в третий, не соблюдая дистанцию, вы такую опасность были не в состоянии обнаружить. Следовательно, вам достаточно соблюдать такое расстояние до впереди едущего авто, чтобы смочь остановиться, когда тот экстренно затормозит. Но если он остановился о препятствие впереди (как пример, о бетонную стену – то есть моментально скорость с 60 км/ч до нуля), то вашего нарушения, если вы догнали такой автомобиль, быть не должно, потому что это была ситуация, когда вы не были в состоянии обнаружить опасность.

Какую дистанцию нужно соблюдать по закону

И, хотя ПДД не разрешают пренебрегать тем, что другие участники могут нарушать ПДД (читаем как рассчитывать на соблюдение Правил другими участниками), судебная практика в 2024 году всё же встаёт в таких ситуациях на сторону тех водителей, кто движется сзади.

И сколько нужно держать безопасную дистанцию?

Здесь ответ может быть только один – достаточную, чтобы избежать ДТП. То есть получаем, что чем больше, тем лучше.

Тем не менее, в настоящее время с развитием технологий можно вычислить безопасное значение дистанции. Однако, это будут очень приблизительные и условные числа, потому что на неё влияет огромное число различных факторов – от человеческого фактора (особенности реакции, возраст, деятельность за рулём) до технического состояния обоих автомобилей (едущего впереди и вашего), погоды, влажности, покрытия дороги и так далее.

Какую дистанцию необходимо соблюдать? Формулы расчёта

Теперь непосредственно о расчёте. И их может быть несколько. Есть устоявшиеся формулы, которые очень примерно рассчитывают безопасную дистанцию, в том числе на основе опыта целых поколений водителей.

  1. Скорость, поделённая надвое. Это "народная" формула расчёта дистанции. Она говорит, что вашу скорость в километрах в час вам нужно поделить на два, и в результате мы получаем, какая дистанция должна быть в метах. Например, вы движетесь со скоростью 60 км/ч. И тогда вам нужно ехать в 30 метрах до впереди едущей машины.
  2. 3 длины вашего автомобиля – это ещё одна неподтверждённая наукой формула. Она говорит, что нужно взять длину вашего авто и помножить на три. То есть безопасная дистанция во всех случаях якобы около 15 метров в случае легкового авто и порядка 60 метров для фуры, к примеру. Очевидно, почему данный расчёт лишён смысла. Пустая фура, к слову, может тормозить эффективнее легкового авто.
  3. И, наконец, есть формула, которой часто пользуются судебные эксперты. И это самый сложный путь. Его и обсудим ниже.

И эта формула очень и очень сложна. Настолько, что практического смысла в ней очень мало для обыденного водителя. Хотя бы просто потому, что она учитывает такой фактор, как замедление обоих автомобилей – то есть по факту рассчитывает вероятность избежать столкновения при выбранной дистанции уже постфактум – после ДТП. На то она и формула для судебных экспертиз. Вы можете взглянуть на полную её трактовку здесь.

Мы же несколько упростим нашу формулу более простым расчётом тормозного пути из физики.

Итак, для расчёта безопасной дистанции по самому простому пути нам достаточно рассчитать тормозной путь нашего автомобиля до полной остановки. А для этого нам нужно знать:

  • нашу изначальную скорость,
  • коэффциент сцепления с дорожным покрытием.

Формула выглядит следующим образом:

S=(Kт × V2) / (254 × Kсц)

где:

  • Kт – коэффициент торможения транспортного средства; для исправного авто он равен единице,
  • V – начальная скорость транспортного средства,
  • Kсц – коэффициент сцепления дорожного покрытия.

Коэффициент сцепления по ГОСТу Р59120-2021 (пункт 8.9.1) должен быть не менее 0,3. По факту же обычно сцепление имеет следующие значения:

  • для сухого асфальта – 0,5-0,75,
  • для мокрого асфальта – 0,35-0,45,
  • для грунтовой дороги – 0,4-0,5
  • для ледяной дороги (при движении не нешипованной резине) – 0,15-0,2.

Обратите внимание, что в указанной формуле скорость движения автомобиля возводится в квадрат. Именно поэтому принято считать, что с увеличением скорости требуемая безопасная дистанция увеличивается не линейно, а в разы.

Но и этих данных нам недостаточно. Ведь нам ещё нужно учесть:

  • время реакции водителя – в среднем 0,8 секунды,
  • время до начала торможения – в среднем 0,2 секунды (это время переноса ноги с педали акселератора на педаль тормоза и нажатие последней),
  • время до начала применения полного тормозного усилия – около 0,1 секунды.

Итого получаем 1,1 секунды. Таким образом, к приведённой выше формуле нам просто нужно будет прибавить ту дистанцию, которую автомобиль проедет с начальной скоростью за 1,1 секунды.

Формула расчёта безопасной дистанции между автомобилями

А теперь примеры соответствующих расчётов.

Пример №1: какая дистанция безопасная при движении в городе?

В пределах населённых пунктов наиболее распространённые ограничения скорости – это:

  • 60 км/ч общий скоростной режим, при этом водители могут ехать без штрафа до 80 км/ч,
  • 40 км/ч, установленные дорожными знаками, где едут обычно до 60 км/ч.

Все эти примеры рассмотрим!

При движении со скоростью 60 км/час по приведённой выше формуле получаем следующие значения.

  • Безопасная дистанция при движении по сухому асфальту равна (1 × 602) / (254 × 0,65) = 20,93 метра. Здесь мы взяли средний коэффициент сцепления между 0,5 и 0, 75 в виде 0,65. И получили, что при езде со скоростью 60 км/ч нужно выдерживать дистанцию не менее 21 метра. Как видим, этого уже достаточно, чтобы между нами в плотном потоке вклинился другой автомобиль.
  • Если мы передвигаемся в дождь, то за счёт уменьшившегося коэффициента получаем безопасную дистанцию по той же формуле, равную 35,43 метра.
  • А для обледенелой дороги при движении на нешипованной резине она составляет уже 81 метр.

А теперь самое интересное – если мы едем не 60, а 80 км/ч.

  • По сухой асфальтированной проезжей части нужно соблюдать дистанцию не менее (1 × 802) / (254 × 0,65) = 38,76 метров.
  • По мокрому покрытию из асфальта – 62,99 метра.
  • По ледяному – 143,98 метра.

Однако, это ещё не объективные значения. Это всего лишь тормозной путь машины при данной начальной скорости. Но помните, выше мы ещё учитывали время реакции и торможения? И общее их время составляет 1,1 секунды.

Таким образом, получаем, что при 60 км/ч автомобиль проедет за эту секунду с небольшим 18,33 метра, а при 80 км/час – 24,44 метра. Прибавим обе эти дистанции к получившимся выше значениям и получаем реальную безопасную дистанцию, какую нужно держать до впереди едущего авто. К тому же, следует учитывать, что и коэффициент эффективности торможения вашей машины чаще всего чуть меньше единицы. Это тоже следует учитывать.

Ниже мы ещё приведём максимально полную таблицу со всеми результирующими значениями.

Необходимая дистанция при движении в городе

Пример №2: сколько нужно держать дистанцию на трассе при 90 и 110 км/ч?

Рассмотрим теперь ещё большие скорости движения вашего автомобиля – вне населённого пункта.

  • При движении со скоростью 90 км/ч тормозной путь составит (1 × 902) / (254 × 0,65) = 49,06 метров по сухому асфальту.
  • Если покрытие мокрое, то дистанция должна увеличиться до 79,72 метров.
  • А по льду на нешипованных шинах – целых 182,22 метра.

А теперь про скорость 110 км/ч:

  • 73,28 метра – это тормозной путь на сухой дороге,
  • 119,09 метров – на мокром асфальте,
  • 272,21 метра – такое, выглядящее нереальным на практике, значение установлено для ледяной дороги и максимально неэффективно тормозящим на ней летних шинах.

Пример №3: какую дистанцию должен выбрать водитель в пробке на скорости 20 км/ч?

И последнее, если мы движемся по дворовой территории или другим участкам, где ограничение составляет 20 км/ч. В этом случае тормозной путь составит:

  • 2,42 метра для сухого идеального асфальта,
  • 3,94 метра для мокрого,
  • 8,99 метров для льда.

Таблица безопасной дистанции для всех условий

А теперь давайте резюмируем все приведённые выше значения с учётом времени реакции водителя.

Таблица, какую нужно соблюдать дистанцию
Скорость и характер покрытия Тормозной путь в метрах Безопасная дистанция с учётом времени реакции
20 км/ч по сухому асфальту 2,42 7,97
20 км/ч по мокрому асфальту 3,94 9,51
40 км/ч по сухому асфальту 9,69 20,8
40 км/ч по мокрому асфальту 15,75 26,86
50 км/ч по сухому асфальту 15,14 29,03
50 км/ч по мокрому асфальту 24,6 34,49
60 км/ч по сухому асфальту 20,93 37,59
60 км/ч по мокрому асфальту 35,43 52,1
70 км/ч по сухому асфальту 29,68 49,12
70 км/ч по мокрому асфальту 48,23 67,67
80 км/ч по сухому асфальту 38,76 60,98
80 км/ч по мокрому асфальту 62,99 85,21
90 км/ч по сухому асфальту 49,06 74,06
90 км/ч по мокрому асфальту 79,72 104,72
110 км/ч по сухому асфальту 73,28 103,84
110 км/ч по мокрому асфальту 119,09 149,64
130 км/ч по сухому асфальту 102,36 138,47
130 км/ч по мокрому асфальту 166,34 202,45
160 км/ч по сухому асфальту 155,06 199,5
160 км/ч по мокрому асфальту 251,97 296,41

Обратите внимание, что в данной таблице всё равно фактически приведена не именно безопасная дистанция, а тормозной путь автомобиля с учётом времени реакции и начала эффективного торможения. Это называется "остановочным путём" транспортного средства. Фактически это дистанция машины на указанной скорости до неподвижного объекта на дороге (препятствия или, например, если автомобиль впереди мгновенно остановился, столкнувшись лоб в лоб с другим авто).

Сама дистанция рассчитывается с тем учётом, что автомобиль впереди уже начал тормозить, однако ещё проедет тоже некоторое расстояние с учётом его тормозного пути.

И очередной пример. Вы и впереди двигающийся авто едете со скоростью 90 км/ч. Передний начал экстренно тормозить, и вы за ним тоже. Так вот, допустим, в момент начала вашего торможения, машина впереди уже сбросила свою скорость за счёт того же торможения до 60 км/ч. И в этой ситуации (для примера на сухом асфальте) мы получаем:

  • впереди едущая машина проедет 20,93 метра (тормозной путь без учёта времени реакции и начала торможения, так как водитель уже жмёт педаль тормоза с максимальным усилием),
  • вы проедете 74,06 метра (с 90 км/ч с учётом реакции и начала торможения).

Расчёт расстояния между машинами в мокрую погоду на асфальте

Как итог, безопасная дистанция при таких условиях составит 74,06-20,93=53,13 метра.

И да, можно было бы привести сразу таблицу с учётом начальной скорости вашей машины и скорости в момент начала срабатывания вашей реакции. Однако, таких условий может быть огромное множество. И, соответственно, ситуаций на дороге при различающихся разностях скоростей в момент начала вашего торможения, разности дорожных покрытий, эффективности тормозной системы и так далее может быть ещё больше.

Именно поэтому в ПДД нет чёткого указания безопасной дистанции.

А на светофоре?

А на светофоре вообще не может идти речи о дистанции. Прочтите ещё раз пункт 9.10 Правил. В нём чётко указано о "впереди движущемся транспортном средстве". Если авто впереди стоит, то понятия дистанции в этом случае просто не существует в контексте.

Поэтому, насколько близко можно подъезжать к стоящей машине на светофоре, в ПДД 2024 года никак не оговорено.

Какой размер штрафа за несоблюдение дистанции в 2024 году?

1 500 рублей. Эта сумма регламентирована частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ как за общее нарушение расположения транспортных средств на проезжей части (так как пункт 9.10 Правил относится именно к разделу о расположении ТС).

Почти во всех случаях данный штраф ГИБДД может быть выписан вам только при прецеденте с несоблюдением дистанции, то есть только при ДТП.

Если автомобиль впереди резко затормозил без причины – это всё равно дистанция?

Увы, но почти всегда это так. Такое положение существует по одной простой причине – невозможно будет доказать, что впереди движущийся автомобиль остановился именно без причины. Даже если водитель не будет давать никаких объяснений. Если только его водитель сам в этом не сознается.

Вообще же в такой ситуации противостоят два пункта Правил:

  1. тот же пункт 9.10 о несоблюдении безопасной дистанции,
  2. и пункт 10.5, который запрещает водителю резко тормозить, если этого не требуется в целях предотвращения ДТП.

Однако, при установлении виновности в аварии суды всегда рассматривают нарушения законов в жёсткой причинно-следственной связи со столкновением. То есть будет стоять вопрос: чьё именно нарушение (в большей степени) привело к ДТП, если нарушили оба водителя. И судебная практика 2024 года почти всегда склоняется к непосредственной связи именно несоблюдения дистанции с причиной ДТП. Даже если было установлено нарушение 10.5 вторым водителем.

ДТП из-за дистанции

Вот один из многочисленных примеров постановлений суда с таким делом. Обратите внимание на формулировку судьи:

Доводы о том, что водитель Р. нарушил п.10.5 ПДД РФ, а именно, что он резко затормозил, при этом не требовалось предотвращения дорожно-транспортного происшествия, поскольку впереди него не было помех для движения, не может быть принят судом во внимание, поскольку причинно-следственная связь наступления вредных последствий в виде причинения вреда здравью наступила не от того, что водитель Р. остановился на проезжей части, не имея к тому достаточных оснований, а из-за того, что водитель Кузьмин А.В., управляя ТС, не соблюдал необходимую дистанцию, и совершил столкновение с ТС под управлением Р...

Если другая машина перестроилась, всегда ли виноват тот, кто ехал сзади?

Нет. И здесь включается в дело та же причинно-следственная связь. Да, 9.10 в ПДД не упоминает такую ситуацию в целом, а лишь говорит о том, что вам нужно увеличить дистанцию в этом случае. Однако, выше мы не зря упоминали про пункт 10.1, который говорит об опасности, которую водитель в состоянии обнаружить. И здесь мы получаем два важных вывода.

  1. Если автомобиль впереди вас перестроился, и у вас было достаточно времени, чтобы увеличить дистанцию, но вы этого не сделали, то суд признает виноватым вас, при прочих равных обстоятельствах, конечно же.
  2. Если же машина перед вами перестроилась и сразу же начала резко тормозить, то виновен будет тот, кто создал вам помеху, то есть нарушил уже пункт 8.1 ПДД. Но и здесь нужны будут чёткие доказательства того, что автомобиль перестраивался, так как тот водитель может утверждать, что уже ехал в вашем ряду. Именно поэтому мы всегда рекомендуем иметь видеорегистратор в машине.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.