Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Наезд на пешехода задним ходом: что грозит водителю, кто виноват?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Наезд задом
Нет времени читать статью?
  1. Прежде чем сдавать назад, водитель обязан убедиться, что его манёвр безопасен для окружающих.
  2. Если вы наехали задним ходом на человека, не игнорируйте обязанности, предусмотренные п. 2.5 – 2.6.1 ПДД, а именно – остановитесь, выставьте знак аварийной остановки, включите аварийку, окажите первую помощь пострадавшему, убедитесь, что его не требуется срочно доставить в больницу, а затем звоните в ГИБДД и сообщайте о факте ДТП.
  3. Если сбитый человек говорит, что с ним всё в порядке или вообще куда-то ушёл – это не даёт вам права уезжать. В противном случае велик риск заработать на ровном месте лишение прав по части 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места ДТП.
  4. В 2024 году виновными в таких происшествиях обычно признают водителей.
  5. За сам факт наезда на пешехода не предусмотрена ответственность. Однако за лёгкий и средний вред здоровью придётся отвечать – в рамках ст. 12.24 КоАП, а за тяжкий вред и смертельную аварию – в пределах ст. 264 УК РФ.
  6. По обоим вышеназванным статьям водителю может грозить лишение прав.
  7. Но еще владелец машины несёт гражданскую ответственность. Даже если он не виноват в ДТП, закон обязывает возместить ущерб здоровью сбитому человеку. К счастью, в этом случае работает ОСАГО и расходы на лечение оплачивает страховщик.
  8. Ещё виновник ДТП с наездом задним ходом оплачивает моральный ущерб пострадавшему, но уже не в рамках ОСАГО, а из своего кармана. Даже если вашей вины в наезде нет, моралку всё равно нужно выплачивать – на это указал Верховный Суд в одном из своих пленумов.
  9. Избежать гражданской ответственности довольно сложно, а вот не быть привлечённым за отъезд с места ДТП с пешеходом шансы есть. Впрочем, на практике и это достаточно непросто – в статье приводим два рабочих в 2024 году способа.

Перед движением задним ходом водитель обязан убедиться в безопасности своего манёвра, поскольку из-за ограниченности обзора и тесноты дворовых улочек можно запросто сбить человека. Пребывая в стрессе, многие водители забывают о своих обязанностях после ДТП. Видя, что упавший после наезда человек чувствует себя хорошо, они просто уезжают. Однако за это в 2024 году можно легко остаться без прав или присесть на 15 суток. А всё потому, что любую аварию с пешеходом нужно оформлять в соответствии с правилами. Эти правила предписывают никуда не уезжать, оказать первую помощь пострадавшим, но самое главное – вызывать ГИБДД на место происшествия. Также следует помнить, что машина считается источником повышенной опасности. Поэтому водитель несёт ещё и гражданскую ответственность перед сбитым пешеходом. В статье расскажем, что грозит за наезд на человека задним ходом, как правильно поступить, кто виноват, можно ли оформить расписку и какая ответственность наступает у водителя.

ДТП с наездом на пешехода задним ходом – что делать в первую очередь?

Инциденты с участием автомобиля и пешехода имеют некоторые отличия от ДТП, где столкнулись только транспортные средства.

Так, если в случае с машинами можно ограничиться оформлением европротокола, то при наезде на человека этот вариант не сработает. Дело здесь в том, что упрощённый порядок предполагает соблюдение требований из ст. 11.1 Закона Об ОСАГО – но поскольку одним из участников ДТП является пешеход, да к тому же без ОСАГО, составлять европротокол нельзя. Единственно верным действием в такой ситуации будет оформление аварии с помощью инспекторов ГИБДД.

Обязанности водителя после ДТП подробно расписаны в пунктах 2.5 – 2.6.1 Правил дорожного движения – и вот что вы обязаны сделать в первую очередь:

  1. Почувствовав удар, сразу остановиться и никуда не уезжать,
  2. Выйдите из машины и осмотрите место происшествия,
  3. Включите «аварийку» и выставьте знак аварийной остановки,
  4. Окажите сбитому пешеходу первую помощь в рамках своих знаний и умений. Если дело происходит где-нибудь на трассе или в безлюдном месте вдали от города, а пострадавший нуждается в срочной медицинской помощи – закон позволяет отвезти раненого на своей машине до ближайшей больницы.
  5. Позвонить по номеру 102 и сообщить о наезде на пешехода. Желательно записать разговор с дежурным, чтобы у вас было доказательство обращения в полицию.
  6. В ожидании экипажа ДПС поищите очевидцев происшествия – расспросите их о том, что они видели, где был пешеход, куда он направлялся, стоял на месте, шёл или бежал. Обменяйтесь с очевидцами контактными данными, в идеале – попросите их вместе с вами дождаться приезда полиции,
  7. Осмотритесь, есть ли на месте инцидента камеры, захватывают ли они место наезда – если да, нужно будет ходатайствовать перед ведущим дело инспектором о том, чтобы он изъял видеозаписи и изучил их.
  8. По приезду ГИБДД дайте им свои объяснения, укажите на свидетелей, покажите запись с видеорегистратора (если он снимает задний план).
  9. Далее по процедуре вам предложат «дунуть в трубочку» и свозят на медосвидетельствование – это стандартная процедура при ДТП с наездом на пешеходов. Поэтому даже после происшествия не употребляйте алкоголь и уж тем более наркотические вещества, каким бы сильным ни был ваш стресс.

Но зачем нужны все эти манипуляции? Не проще ли договориться со сбитым пешеходом о возмещении вреда, оплатить ему лечение и испорченное имущество, а затем составить расписку. Нет, не проще! Хотя бы потому, что закон 2024 года предусматривает единственно возможный вариант оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД – по европротоколу, который при авариях с пешеходами не работает!

Да и есть ли у вас уверенность, что у пострадавшего нет травм? Или что через неделю после наезда он не пожалуется на ухудшение здоровья, необходимость сделать МРТ, дорогостоящую операцию и не потребует ещё 200 тысяч рублей сверху в качестве морального ущерба.

Ещё учитывайте, после ДТП пострадавший может находиться в шоковом состоянии. Ввиду этого он не придаст значения лёгким покалываниям, а по прошествии времени почувствует сильную боль, обратится в медучреждение – где ему поставят диагноз перелом, растяжение или вывих. Попутно врачи поинтересуются, при каких обстоятельствах была получена травма. И если пешеход скажет правду, то информация из больницы поступит в ГИБДД, а вашу машину объявят в розыск с последующей остановкой и оформлением протокола по части 2 ст. 12.27 КоАП за скрытие с места ДТП.

Пошаговая инструкция при ДТП с пешеходом

А если сбитый пешеход убежал?

Радоваться рано, поскольку здесь можно легко угодить под лишение.

Многие водители рассуждают так: раз сбитый человек сам поднялся, махнул рукой и ушёл своим ходом, значит всё с ним в порядке и ни о каком ДТП можно не сообщать – и уезжают. В этом и кроется корень бед!

Обязанности водителя после ДТП никто не отменял. Даже если пешеход куда-то исчез – вас это волновать не должно. Ведь ушедший может пребывать в шоковом состоянии от наезда, но потом вернуться обратно и сообщить в ГИБДД – и если вас на месте не окажется, то грозит наказание за оставление места аварии. Поэтому, порядок действий для автолюбителя остаётся тем же – оставаться на месте, позвонить в полицию и сообщить о факте ДТП. Иначе будут неприятности…

Что грозит водителю за наезд на человека в 2024 году?

Начнём с того, что в КоАП отсутствуют наказания именно за сбитого пешехода.

В самом общем случае, если водитель не оставил место ДТП, в 2024 году ему грозят два вида ответственности. Первая – гражданская, которая наступает независимо от того, есть ли вина водителя в наезде на пешехода задним ходом. Второй вид ответственности может быть либо административным, либо уголовным, в зависимости от нанесённых пешеходу увечий.

Так, в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ:

  • за лёгкий вред здоровью сбитого человека – штраф от 2 500 до 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 1 - 1,5 лет (часть 1),
  • за средний вред – штраф от 10 000 до 25 000 рублей, либо лишение прав от полутора до 2 лет (часть 2).

Но если сбитый человек получил тяжкий вред здоровью, действия водителя переквалифицируются на уголовную ответственность. Наказания за несоблюдение ПДД, в результате чего пешеходы получили тяжкие увечья или погибли под колёсами машины, содержатся в статье 264 УК РФ:

И вот что грозит виновному водителю:

  • за нанесение тяжкого вреда здоровью – от ограничения свободы до 3 лет до тюремного заключения до 2 лет + лишение права управления на срок до 3 лет (часть 1),
  • за ДТП с летальным исходом придётся отвечать по части 3,
  • если в результате наезда задним ходом погибли двое и более людей – ответственность наступает по части 5.

И это лишь в том случае, если нет дополнительных отягчающих обстоятельств – нетрезвое вождение, скрытие с места ДТП, наезд на человека будучи лишённым прав или если водитель никогда их не получал. При наличии таковых факторов уголовная ответственность по ст. 264 УК ужесточается. У нас есть отдельная статья со всеми уголовными наказаниями за несоблюдение ПДД.

В дополнение к вышеописанным санкциям прибывшие на место ДТП инспекторы могут наказать водителя и за другие нарушения. Например, за отсутствие ОСАГО, за чрезмерную тонировку, за нечитаемые номера и прочее – о чём также составляются административные материалы, в дополнение к протоколам по ст. 12.24 КоАП или ст. 264 УК РФ.

Ответственность для водителя за сбитого задом пешехода

А если водитель скрылся?

Тогда наступает ответственность по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Если уехавшего с места ДТП водителя найдут, ему грозит одно из двух наказаний:

  • лишение прав на срок до полутора лет,
  • административный арест до 15 суток.

Ни штраф, ни предупреждение, ни другие лёгкие наказания за скрытие с места ДТП, где был сбит пешеход, в КоАП не предусмотрены. Более того, за тяжкие увечья или летальный исход в аварии водителя ждёт не административная, а уголовная ответственность, о чём мы рассказали выше.

Кто виноват в таких ДТП?

Чаще всего «виноватят» водителей.

Однако виновность в ДТП определяется исключительно в судебном порядке. Приехавшие на место инспекторы не уполномочены делать такие выводы. Они лишь составляют административный материал, выясняя, чьи действия привели к столкновению, кто нарушил ПДД, а в чьих действиях не было нарушения.

Кто виноват в таких ДТП:

  • Наиболее очевидная и неприятная для водителя ситуация – наехать задним ходом на пешехода на «зебре» (хоть на регулируемом, хоть на не регулируемом переходе). В данном случае находившемуся за рулём вменят несоблюдение п. 14.2 или 14.1 ПДД соответственно, а если не пропустили слепого человека с белой тростью – пункта 14.5 Правил,
  • Если наезд произошёл при выезде из жилой зоны, находившегося за рулём привлекут за несоблюдение п. 17.3, а при ДТП во дворе пункта 17.4 Правил,
  • Вполне логично, что водителя признают виновным, если машина двигалась задним ходом в нарушение п. 8.12 ПДД и на её пути оказался пешеход – на ж/д переезде, автобусной остановке, на перекрёстке и других местах,
  • Если вы ехали задом по односторонней дороге, то такой манёвр не запрещён, на что прямо указал Верховный Суд в абзаце 5 п. 16 ППВС № 20, однако если случился въезд задним ходом под «Кирпич» (знак 3.1) – это уже образует состав правонарушения по части 3 ст. 12.16 КоАП с лишением прав до 6 месяцев или штрафом 5 000 рублей + ответственность за вред здоровью пострадавшего, конечно же.

Но иногда виновным в ДТП могут признать не водителя, а сбитого пешехода. Происходит это в редких случаях и с учётом поведения самого человека. Например, если он умышленно прыгнул под колёса едущего задом автомобиля или еле держался на ногах будучи пьяным. Но это ещё предстоит доказать.

Даже если виноват пешеход – платит водитель!

И это неприятная новость для водителя.

Даже если вы не виноваты в наезде на пешехода, а тот получил травмы, в 2024 году вы всё равно несёте гражданскую ответственность и обязаны возместить расходы на лечение пострадавшего человека – такую обязанность предписывает ст. 1079 ГК РФ. Дело здесь в том, что автомобиль – это источник повышенной опасности. И его владелец несёт полную гражданскую ответственность перед пешими участниками дорожного движения, если те вдруг пострадают в ДТП с участием его машины.

Подтверждение этому можно найти в п. 18 ППВС №1 от 26 января 2010 года:

18. Судам надлежит иметь в виду, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.

Хорошая новость в том, что при наличии ОСАГО расходы пешеходу возместит страховая компания. Лимит выплат за вред здоровью составляет 500 тысяч рублей и этих денег вполне хватает на лечение.

Однако есть еще моральный ущерб сбитому пешеходу. И вот его полис ОСАГО, к сожалению, не покрывает. Поэтому возмещение морального вреда пострадавшему возлагается на самого владельца автомобиля.

На это указывает статья 1100 ГК РФ:

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

Единственное, что сумму компенсации устанавливает суд. При этом чётких критериев нет. Исходя из этого судьи действуют по внутреннему убеждению, оценивая серьёзность ущерба здоровью и страданий сбитого человека с учётом обстоятельств. Размер морального вреда может быть 10 000 рублей, а может и все 100 тысяч.

Гражданская ответственность владельца ИПО перед пострадавшим

Меня хотят лишить прав за скрытие с места ДТП – как избежать?

Способов сделать это не так уж много. Практика показывает, что в большинстве случаев от суровой меры ответственности никуда не деться. Но есть исключения!

Единственный рабочий способ!

Заключается он в прекращении дела в связи с истечением срока давности.

Наказание за отъезд с места ДТП выносит судья. При этом закон выделяет ровно 3 месяца с момента нарушения на то, чтобы привлечь водителя к административной ответственности (часть 1 ст. 4.5 КоАП). Если за это время суд не успеет вынести постановление, дело подлежит прекращению по срокам, и вас наказать уже не смогут.

Таким образом, вполне рабочим вариантом 2024 года избежать лишения и ареста за скрытие с места ДТП является затягивание сроков. Иногда это может происходить и без вашего участия: во время розыска машины, сбора материалов, передачи дела из ГИБДД в суд, возврату судом обратно и прочих бюрократических проволочек. По сути, у водителя даже нет обязанности являться на разбор в ГАИ – мы посвятили отдельную статью на эту тему.

Но есть ещё один!

Этот способ подойдёт не всем и достаточно маловероятен на практике.

Суть его в том, чтобы ходатайствовать перед судом о замене наказания по части 2 ст. 12.27 КоАП с лишения прав на арест. Однако просто так судья не удовлетворит такую просьбу. Потребуется как минимум собрать доказательства, что в/у жизненно необходимо вам для основного источника заработка или для развоза маломобильных членов семьи. В качестве доказательств могут помочь справки с места работы, выписки из банка, медицинские заключения и т.д.

Однако учтите, что административный арест – это более суровое наказание, нежели лишение водительских прав. Поэтому суды применяют его в очень редких случаях.

Судебная практика по лишению прав за наезд на человека задним ходом

Судебная практика с наездом задним ходом

Увы, но для водителей здесь не всё так радужно. Судебная практика 2024 года говорит о том, что наезд на пешехода и дальнейшее скрытие с места ДТП неминуемо влечёт за собой лишение прав. Аналогичное наказание можно получить даже за лёгкий вред здоровью, но обычно в этом случае судьи ограничиваются штрафом – а лишение применяют лишь за средний/тяжкий вред здоровью пешехода или за смертельные аварии

Вот несколько примеров:

  • Тверской мировой суд лишил водителя прав на 1 год за скрытие с места ДТП после наезда на женщину, а районный отклонил жалобу водителя – довод о том, что на месте инцидента женщине не потребовалась медпомощь и она ушла домой не помогли.
  • А в этом деле сбитый пешеход отказался от медицинской помощи, но дома почувствовал себя плохо, обратился в больницу, где ему поставили диагноз – закрытый внутрисуставный перелом левой лучевой кости. В итоге суд лишил водителя прав на 1 год, и даже обжалование не помогло оспорить наказание (Решение Московского городского суда по делу № 7-335 от 22 января 2018 года).
  • Произошло ДТП с наездом на женщину в дворовом проезде, в результате чего пострадавшей был причинён вред средней тяжести – действия водителя квалифицированы по части 2 ст. 12.24 КоАП, в итоге суд лишил его прав на 1,6 лет (Постановление № 5-1845/2019 5-53/2020 от 20 января 2020 года).
  • А здесь мы имеем приговор в отношении шофёра самосвала, который на полигоне бытовых отходов задом наехал на непонятно откуда взявшуюся там женщину – от множественных травм она скончалась, однако с учётом обстоятельств дела и смягчающих факторов суд назначил водителю 3 года лишения свободы условно + лишение прав на 3 года.
  • Ещё одно уголовное дело с наездом на парковке – однако в данном случае виновник отделался 3-годичным лишением свободы условно + 2 года лишения прав по п. «б» ч. 2 ст. 264 УК РФ (Приговор Шумихинского районного суда Курганской области по делу по делу № 1-62/2021 от 24 ноября 2021 года).

Примеры из судебной практики еще раз доказывают озвученный в начале статьи тезис о том, что после наезда на пешехода нужно обязательно вызывать ГИБДД. В противном случае водитель рискует как минимум распрощаться с правами, а как максимум – усугубить ситуацию и понести серьёзные расходы на оплату лечения пострадавших людей.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.