Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп или пометка "с прицепом"?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
ОСАГО на прицепы

Прицеп, согласно ПДД, является транспортным средством. Мы знаем, что на все, кроме определённых исключений, транспортные средства требуется страховка. Но нужна ли страховка ОСАГО на прицепы и полуприцепы или достаточно поставить пометку "используется с прицепом" в действующий полис ОСАГО?

Для того, чтобы выяснить это, нам необходимо обратиться к действующему на 2024 год законодательству. Если быть конкретнее, то обязанность страховать те или иные транспортные средства нам предписывает Федеральный закон об ОСАГО. Итак, мы купили прицеп на наш автомобиль, каковы наши следующие действия?

Нужно ли страховать по ОСАГО прицеп?

Прицеп, как мы выяснили — это транспортное средство, а вот нужен ли для него на 2024 год отдельный полис ОСАГО, мы можем выяснить, заглянув в ФЗ "Об ОСАГО", конкретно статью 4, пункт 3 которой устанавливает исключения, для каких транспортных средств страховка не нужна. Есть ли там прицепы? Есть, но с ограничением:

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
....
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

Как видим, обязанность приобретать полис на прицеп не распространяется на собственников прицепов только для легковых машин. А вот для грузовых авто прицепы придётся страховать. Точнее, не совсем так — для грузовых требуется отметка об использовании с прицепом (об этом ниже). Следует учесть, что к прицепам в данном случаев относятся и полуприцепы и прицепы-роспуски. Таким образом, страховка ОСАГО для прицепов легковых автомобилей не нужна.

Если вдруг Вам будет недостаточно отсылки к Федеральному закону, то Верховный суд РФ в своём постановлении №2 от 29.01.2015 г. подтвердил и пояснил данную норму законодательства:

49. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт "д" пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО).

Нужно ли вносить отметку "используется с прицепом" в полис автомобиля?

С пометкой о возможности управления автомобилем с прицепом также всё просто, и никаких автотонкостей тут нет. В указанном выше Федеральном законе прописана обязанность страхования прицепов только к грузовым автомобиля, и ни слова об отметках об использовании с прицепом легковых автомобилей не сказано.

При этом, пункт 7 статьи 4 ФЗ "Об ОСАГО" предусматривает порядок заключения договора обязательного страхования на прицепы к грузовым машинам:

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

И, если Вы когда-то что-то слышали об обязательном наличии отметки "используется с прицепом" в полисе страхования, то это относится к грузовым автомобилям. Вписывать прицеп в полис грузовых автомобилей нужно.

Почему ставится именно эта пометка, а не выдаётся отдельный полис к прицепу? Дело здесь в том, что среди грузовых автомобилей есть тягачи с прицепами (фуры в простонародье). И в этом случае один тягач может даже в рамках одного дня ездить с разными прицепами. Поэтому нелогично, если каждый прицеп должен иметь страховой полис. А пометка в полисе ОСАГО самой фуры даёт право ездить ей с любым прицепом.

Прицеп грузового автомобиля и страховка

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО

Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?

Проходить техосмотр на прицеп легкового автомобиля отдельно также не нужно. Вообще, талон техосмотра давно ушёл в прошлое вместе с обязанностью предъявлять его сотрудникам ГИБДД при остановке. На сегодняшний день, 2024 год, факт прохождения техосмотра подтверждается выданной пунктом технического осмотра диагностической карты. Но проверять её наличие законодательство возложило на страховые компании, и диагностическая карта становится нужна только для приобретения полиса ОСАГО.

Таким образом, для прицепов легковых машин ни проходить техосмотр, ни наличие диагностической карты не нужно.

А что нужно оформить на прицеп обязательно?

По той причине, что прицеп — это транспортно средство, его обязательно нужно регистрировать в ГИБДД и получить на него СТС (розовую пластиковую карточку), а также номера. И здесь уже без разницы, к легковому автомобилю это прицеп или к грузовому.

Красивый вид автомобиля с прицепом

При этом, стоимость получения этих вещей для прицепов в виде госпошлин ниже, чем для автомобилей.

За что госпошлина? Стоимость
Выдача нового СоРТС для прицепа 500 рублей
Выдача новых номеров для прицепа 1400 рублей
Выдача транзитных металлических номеров для прицепов (при вывозе их за границу) 800 рублей

Посмотреть стоимость всех автомобильных госпошлин на 2024 год

Как ездить с прицепом по ПДД и что делать при ДТП с прицепом?

Исходя из всего вышесказанного, если Вы едете с прицепом на легковом автомобиле, то у Вас должно быть 4 документа, которые Вы обязаны передавать для проверки при остановке инспектору ДПС:

  1. водительское удостоверение;
  2. СТС на автомобиль;
  3. СТС на прицеп;
  4. полис ОСАГО на автомобиль.

В случае, если Вы управляете грузовым авто с прицепом, то потребуется тот же набор документов, но с небольшим отличием:

  1. водительское удостоверение;
  2. СТС на грузовую машину;
  3. СТС на прицеп;
  4. полис ОСАГО на грузовую машину с отметкой о возможности использования с прицепом.

На такой прицеп ОСАГО уж точно не нужен!

В случае ДТП на легковом автомобиле, если точкой контакта был (в том числе) прицеп — то есть если прицеп пострадал в аварии как имущество или управляющий прицепом водитель стал виновником, то ДТП оформляется как обычно аналогично автомобилю. Просто в документах везде указывается, что водитель управлял данным автомобилем с данным прицепом и указываются регистрационные данные прицепа.

Также ничего не препятствует оформить ДТП с прицепом по европротоколу, если другие критерии такого оформления без участия сотрудников ГИБДД дают возможность.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Комментариев: 8

Аватар пользователя Дмитрий

Есть маленькая точтость,а как быть если прицепное устройство на автомобиле не зарегистрировано а вы ездите с прицепом и при ДТП столкновение было прицепа и второго участника движения

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Дмитрий. Если речь идёт не о страховании прицепа, а именно о его регистрации, а также о легковом автомобиле с прицепом, то возмещение по ОСАГО осуществляется на таких же основаниях – неисполнение обязанности по постановке на учёт прицепного устройства не является основанием для отказа как в случае виновности такого водителя в ДТП, так и если он будет признан потерпевшим.

Аватар пользователя Ирина

Здравствуйте! Почему на прицепы и п/п не требуются диагностические карты? (Спрашиваю, т.к. в ФЗ-170 указаны прицепы и срок действия диагностических карт на них). Может быть это прописано в каком-либо законе

Аватар пользователя Наталья

Автор вопроса прав. В статье есть ложная информация. Диагностические карты на полуприцепы необходимы, за исключением новых. Это предусмотрено действующим законодательством. Данный документ проверяется инспекторами ГИБДД, а также страховыми компаниями при ДТП. Кроме того, отсутствие диагностической карты на полуприцеп может стать причиной отказа в выплате по ОСАГО (прямо прописано в ФЗ 40).

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Наталья. Спасибо за предоставленную информацию. Но укажите, пожалуйста, каким именно законодательством предусмотрена диагностическая карта на полуприцепы – статья или пункт правового акта? Дело в том, что такого нормативного акта на сегодняшний день нет, либо мы его не нашли.

ФЗ-170 указывает на прицепы и полуприцепы с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн. ФЗ-40 же ссылается на те случаи, когда карта необходима по закону. На прицепы и полуприцепы не нужна карта с 2012 года, и её отсутствие при проверке инспекторами ГИБДД и страховщиками не влечёт никаких последствий.

Аватар пользователя Наталья

ФЗ-170 (ч. 4 ст. 32) дает следующее исключение: диагн.карта не нужна на прицепы, принадлежащие физ.лицам и массой менее 3,5тн, которыми НЕ оказываются услуги по перевозкам.
Я же в ответе указала на ПОЛУприцепы (Кроне, Кегель - полуприцеп с бортовой платформой), которые ездят за фурами в сцепке с седельным тягачом. Такие длинномеры, как правило, оказывают именно услуги по перевозке грузов. В случае ДТП, при котором ваше ТС (тягач+полуприцеп) нанесло ущерб другому ТС именно своим полуприцепом (часто встречающаяся практика при повороте фуры, когда легковой автомобиль сильно прижимается), страховая проверит наличие диагностической карты. Ее отсутствие может послужить отказом в страховой выплате пострадавшей стороне или отказом в выплате между страховыми в порядке регресса (при прямом урегулировании убытков).
Что касается сотрудников ГИБДД, то проверка документов правомерна: СТС на тяг и полуприц, ОСАГО на тяг (ОСАГО на полупр не нужно, но отметка в полисе - эксплуатация с полуприц), карта тахографа (для международников - без блока СКЗИ, для остальных с блоком СКЗИ), сопроводительные доки на груз (ТН, ТТН, СМР, УПД), в/у, путевой лист, доверенности.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Наталья, спасибо за информацию!

Вся статья написана про прицепы к легковым автомобилям. Но в разделе про диагностическую карту, действительно, не было указано о том, что речь идёт о прицепах к легковым. Исправили этот недочёт.

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.