Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 938-44-63
Петербург и область:+7 (812) 425-66-17
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 301-61-18

У пешеходов загорелся зелёный – должны ли они дать завершить манёвр водителю автомобиля?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Инстаграм
Вконтакте
Завершение манёвра
Нет времени читать статью?
  1. У водителей транспортных средств есть право закончить манёвр на красный сигнал светофора, если он начат на зелёный. В то же время, для водителей, у которых загорелся зелёный, есть обязанность пропустить заканчивающих проезд перекрёстка.
  2. С пешеходами всё несколько сложнее. С одной стороны, у водителя всё ещё остаётся право завершить выезд с перекрёстка. Однако, у пешеходов, для которых загорелся разрешающий сигнал светофора, отсутствует прямая обязанность по ПДД дать водителю завершить манёвр.
  3. Как итог получаем, что если вы не успели выехать с перекрёстка в то время, когда у пешеходов горел красный, то у вас всё ещё остаётся право, данное ПДД, проехать перед пешеходами. Но и у пешеходов нет обязанности вас пропускать – даже смотреть по сторонам они не обязаны (только на нерегулируемых).
  4. Поэтому в случае водителя самым адекватным решением будет ждать, пока пройдут пешеходы (но не дожидаясь красного для них и зелёного для себя)... Даже если есть риск, что вашу машину снесут другие автомобили, двигающиеся в поперечном направлении.
  5. Но и штрафа за непропуск пешеходов в таком случае быть не должно, так как отсутствует событие правонарушения – нет пункта Правил, которые вы бы тем самым нарушили.
  6. Главное – не сбивать пешеходов, иначе нарушение будет вменено универсальное для сотрудников ГИБДД и судей.

У пешеходов в нашей стране в очень многих дорожных ситуациях предвзятая органами власти презумпция правоты по сравнению с водителем автомобиля. Это значит, что у пешехода на дороге зачастую гораздо больше прав, а неисполнение автолюбителями своих обязанностей, ущемляющих такие права первых, влечёт серьёзные штрафы и иные наказания. Более того, есть ситуации, когда водитель и без вины может оказаться обязанным возмещать пешему участнику причинённый вред. В этой статье поговорим об одной очень распространённой ситуации в России, которую мало кто освещает – должны ли пешеходы, у которых только что загорелся зелёный свет светофора, дать возможность завершить манёвр автомобилям, которые выезжают с перекрёстка или в других местах, где они должны для такого завершения проехать траекторию пересечения с пешеходами через "зебру"? Вопрос, на самом деле, непростой, но мы по порядку выясним всё!

Есть ли обязанность у участников дорожного движения дать завершить манёвр?

Да. Но не у всех и каждого.

Действительно, пункты 13.7 и 13.8 ПДД в совокупности дают два указания:

  1. право водителя выехать с перекрёстка (при отсутствии стоп-линий на нём), если он заехал на него на разрешающий (зелёный) сигнал светофора,
  2. обязанность других водителей транспортных средств дать возможность завершить проезд перекрёстка такому водителю, а также пешеходам.

Как видим, речи об обязанностях пешеходов здесь вообще не идёт. Да и 13 раздел Правил дорожного движения регулирует порядок и очерёдность проезда перекрёстков – именно проезда, а не прохода. То есть относится к транспортным средствам так или иначе.

Но должны ли пешеходы, у которых загорелся зёленый, позволить машинам завершить манёвр?

Из вышеприведённых пунктов правил получаем 3 важных вывода:

  • если водитель выехал на зелёный светофор, то он имеет право завершить манёвр вне зависимости от сигнала на выезде с перекрёстка (если на нём нет стоп-линий),
  • водители, для которых загорелся разрешающий сигнал, должны посмотреть по сторонам, чтобы дать возможность завершить проезд перекрёстка автомобилям из пункта выше,
  • но эти же водители должны смотреть не только на завершающих выезд с перекрёстка автолюбителей, но и заканчивающих переход дороги пешеходов (пункт 13.8 ПДД).

Пешеходы идут на зелёный, а водитель завершает проезд перекрёстка

А теперь к самой сути!

Чёткая позиция ПДД

Итак, в Правилах 2021 года вы не найдёте чёткого указания на то, что пешеходы, для которых загорелся зелёный сигнал светофора, означающий, что им можно начинать переход дороги, обязаны пропустить водителей автомобилей, заканчивающих манёвры на перекрёстке.

  • Ни в 13 разделе ПДД о проезде перекрёстков не содержится правила для пешеходов, заставляющих их дать возможность завершить манёвр машинам.
  • Ни в 14 разделе о переходных переходах.
  • Ни в 4 о прямых обязанностях пешеходов.

Таким образом, получаем интересную ситуацию: водители транспортных средств, когда для них загорается зелёный сигнал, обязаны дать возможность завершить переход дороги пешеходам. Однако, аналогичной обязанности у пешеходов нет – если им загорелся зелёный светофор, то по сути они вообще могут не смотреть по сторонам и начинать переход дороги.

Но есть ещё одно мнение – правда, совсем "высосанное из пальца".

Если нужно "завиноватить" пешехода

Данная ситуация относится, в основном, к перекрёсткам, где нет отдельных пешеходных светофоров, и пешие участники руководствуются транспортным (общим) светофором для начала перехода дороги.

Дело в том, что некоторые юристы и эксперты считают, что, несмотря на отсутствие прямой обязанности пешеходов уступить автомобилям, завершающим проезд, такая обязанность образуется в совокупности нескольких пунктов Правил.

  1. Пункт 13.8 ПДД говорит об обязанности водителей при включении зелёного дать завершить манёвр пешеходам и другим водителям.
  2. В то же время пункт 4.4 предписывает пешеходам руководствоваться при отсутствии пешеходных светофоров транспортными. И именно это якобы приравнивает их обязанности к водителям.

Конечно же, не всё так абсурдно! Само право пешехода руководствоваться транспортным светофором не обязывает его подчиняться правилам именно проезда перекрёстков. В противном случае это повлекло бы ещё большие нелепые ситуации.

Однако, ПДД должны исполняться в комплексе – именно так работает современная судебная практика, которая обязана исследовать все доказательства по делу именно всесторонне и в совокупности.

Из этого следует тот факт, что право одного участника дорожного движения не должно быть нарушено правом или обязанностью другого. И в данном случае мы получаем некое противоречие:

  • с одной стороны, 13.7 предписывает возможность водителя выехать в намеченном направлении с перекрёстка, если въезд на него осуществлён на зелёный,
  • с другой, ПДД дают право пешеходам начинать движение на их зелёный без обязанности пропускать кого-то.

То есть в данном случае имеем пересечение траекторий пешеходов и автомобиля в пространстве и, что самое главное, времени. Пока водитель машины проедет весь перекрёсток, может загореться красный в его направлении – и это норма. Но, так как загорелся красный, то пешеходам на противоположном направлении загорается зелёный. И те имеют право на переход в этот момент, и водитель на проезд в это же время.

Как быть? Разумеется, нарушение права водителя завершить манёвр не даёт ему права давить пешеходов. Увы и ах, но придётся пропускать.

Должен ли водитель пропустить пешеходов на зелёный

Я водитель – что мне делать, если пешеходы пошли на зелёный?

А, если не давить то, что? Правильно! Именно уступить тем дорогу, и затем, не дожидаясь, пока для них загорится красный, проехать переход в намеченном направлении (всё ещё не создавая помех пешеходам).

К сожалению, это будет единственный верный вариант разрешения данной ситуации... Несмотря на то, что во время ожидания во многих случаях в пределах перекрёстка можно получить удар сбоку от транспортных средств в поперечном направлении.

А если на перекрёстке вафельная разметка?

Ещё более "интересная" ситуация возникает при наличии на данном участке дороги специальной вафельной разметки (линий 1.26). Дело в том, что камеры автоматической фиксации выписывают штраф при совпадении двух условий:

  1. транспортное средство стоит на вафельной разметке,
  2. для него горит запрещающий (красный) сигнал светофора.

И камере без разницы, что вы не успели завершить выезд с пределов перекрёстка из-за того, что пешеходы в конце вашего пути пошли на их зелёный.

В данном случае вины в нарушении у вас нет, так как пункт 13.2 предписывает запрет выезда на перекрёсток с такой разметкой, если на пути следования образовалась пробка – и то, только в прямом направлении. В случае отсутствия затора вам ничего не запрещает проехать перекрёсток, поэтому формально нарушения ПДД здесь нет.

А, значит, что остаётся делать? Обжаловать штраф на основании фото с той же камеры автофиксации, на которой и не должно быть видно затора.

Если я проеду, не уступив пешеходам – какой штраф?

В этом случае особо "незамысловатый" сотрудник ГИБДД может просто "вкатить" водителю штраф по статье 12.18 КоАП РФ в размере от 1,5 до 2,5 тысяч рублей. Данная норма подразумевает ответственность водителю за непредоставление преимущества пешехода в нарушение требований ПДД.

Однако, здесь данная статья ни в коем случае не применима, так как отсутствует само событие правонарушения. Проще говоря, нет нарушения пункта Правил дорожного движения, которое допустил водитель автомобиля. Следовательно, и наказания не может быть. Так, 13.8 Правил предписывает уступить дорогу пешеходам, которые заканчивают переход уже на красный – в нашем же случае, они как раз начали переходить "зебру" и двигаются на зелёный.

Другие пункты также не нарушаются водителем.

Поэтому в общих случаях для водителя такое действие не должно повлечь ответственности. Однако, если вы допустите наезд на пешехода – тем более, с последствиями, инспектор ДПС может вполне вменить нарушение универсального в данном случае пункта 1.5 ПДД. А судья, будьте уверены, его в этом поддержит. А за причинение вреда здоровью пешехода водителя может ждать уже вплоть до лишения прав и уголовной ответственности.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 301-61-18
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.