На сегодня штраф, если вы не выполнили требование инспектора ДПС об остановке, составляет сумму от 500 до 800 рублей. Проблема заключается в том, что при ряде нарушений (например, нетрезвой езде или перегрузе тяжеловесного транспорта) водителю проще заплатить такой штраф и попытать судьбу, что за ним не погонятся. И вот за эту недоработку административного законодательства взялись депутаты Государственной думы. Штраф предлагают увеличить до 10 000 рублей, а за повторно правонарушение вас будет ждать лишение прав.
Что за новый закон об изменении штрафа за неостановку?
Инспектор ДПС в то же время является регулировщиком. А водитель обязан неукоснительно исполнять законные требования регулировщика. Одним из оснований для выдвигания требования является необходимость проверки документов либо зафиксированные визуально или с помощью технических средств нарушения ПДД и других законов и нормативно-правовых актов. И для этих целей сотрудник полиции наделён правом остановки транспортного средства. Для водителя обязанность выполнить требование об остановке содержится в пункте 6.11 ПДД.
Существующий штраф за неостановку по требованию ГИБДД составляет размер от 500 до 800 рублей по части 2 статьи 12.25 КоАП РФ. При повторном правонарушении санкция грозит ровно такая же.
Так вот, депутаты Госдумы придумали существенно изменить данную сумму штрафа, повысив её до размера от 7 000 до 10 000 рублей.
Вообще, предлагается 2 поправки в статью 12.25:
- обновить часть 2 данной статьи и увеличить штраф за неостановку до 7-10 тысяч рублей,
- а также дополнить частью 4, которая будет предусматривать уже лишение водительских прав до полугода за повторное такое нарушение.
Давайте сравним текущие и новые наказания.
Было | Может стать |
---|---|
Штраф от 500 до 800 рублей, если вы не выполнили требование ГИБДД об остановке | Новый штраф составит от 7 000 до 10 000 рублей |
За повторное правонарушение полагается тот же размер санкции – 500-800 рублей | За повторное нарушение грозит лишение прав на срок до 6 месяцев |
А вот так выглядит официальная трактовка нового закона:
6) в статье 12.25:
...
в абзаце втором слова "от пятисот до восьмисот рублей" заменить словами "от семи до десяти тысяч рублей";
б) дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок до шести месяцев."
Обратите внимание на опечатку в этом новшестве. Сумма новой санкции прописана как "от семи до десяти тысяч рублей". То есть штраф составит от 7 рублей и до 10 000, а не от 7 000. Это, конечно же, фактически ничего значит не будет. Тем не менее, буквально это ошибка.
Это правда?
Да.
Соответствующий проект нового закона был внесён в Госдуму в начале февраля 2024 года под номером 542769-8. Однако, в настоящий момент он ещё не рассматривался. По ссылке вы можете сами убедиться в предлагаемых поправках, скачав официальный текст законопроекта, а также выяснить, для чего эти нововведения, прочитав пояснительную записку к документу.
Зачем эти поправки?
Но можем объяснить, для чего всё это, лаконично и сами.
Законотворцы увидели проблему не столько в водителях обычных легковых автомобилей (которые, к слову, тоже часто не исполняют требование об остановке), сколько в грузовых. Существующий недостаток в контроле дорожного движения заключается в весовом контроле. Попытка автоматизации контроля за перегрузом привела немного к неприятным для законодателя последствиям – многие водители грузовиков просто проезжают мимо весового контроля. А причина тому проста: штраф за невыполнение требования об остановке составляет максимум 800 рублей. А за перевес – до 400 000 рублей. То есть водителю проще заплатить штраф за неостановку по требованию полиции – а с перегрузом авось пронесёт.
Именно такое обоснование указали инициаторы повышения наказания в пояснительной записке, сославшись на пример Курганской области, где якобы 75% водителей тяжеловесов проезжают мимо весов, игнорируя требования Ространснадзора.
Когда вступит в силу новый закон?
А вот этого пока неизвестно. Равно как пока ещё далеко не факт, что законопроект вообще начнёт официально действовать.
Дело в том, что он ещё только внесён в Государственную думу на рассмотрение. На данном этапе он ожидает ещё большой порядок шагов:
- предварительная оценка и рассмотрение в думе,
- первое, второе и третье чтение, в рамках которых новый закон либо принимается, либо отклонятся – и только если он будет принят во всех трёх чтениях, то он пойдёт дальше,
- далее следует одобрение Советом Федерации,
- затем подписание Президентом РФ,
- и, наконец, официальное опубликование и вступление в силу по истечение 10 суток со дня опубликования.
В настоящее время он имеет статус внесённого в Госдуму, и пока ещё не был рассмотрен.