Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Чем грозит тюнинг: глушитель, спойлер, литые диски, пружины бампера и другие?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Законность тюнинга

Автомобильное законодательство регулирует вопрос безопасности дорожного движения – всё, что влияет на последнюю, то запрещено (в меру). Казалось бы, если неродные спортивные бампера, кенгурятник как-то могут влиять на безопасность, то спойлер, литые диски и глушитель уж точно не могут повлиять. Но действующее на 2024 год законодательство считает иначе. Ниже мы и обсудим законность и штраф за такие изменения в конструкции.

Законность тюнинга

Итак, вопрос о том, можно ли устанавливать на автомобиль спойлер, бампера, неродные литые диски и прочие элементы обвеса и тюнинга, глушитель, кенгурятник и прочие не предусмотренные заводом детали, регулируют 3 нормативных акта:

И начнём мы с последнего правового акта – Правила чётко говорят нам о том, что, если в конструкцию машины внесены изменения без их регистрации в ГИБДД, то эксплуатировать такой автомобиль нам нельзя.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

С 1 июня 2019 года вводится в действие Постановление правительства №413. Порядок внесения изменений в конструкию не изменён, но сама процедрура стала более чёткой и регламентированной.

Но с чего бы вышеуказанных элементам тюнинга быть изменениями?! А с того, что именно так говорит Техрегламент. В нём есть чёткое определение внесения изменений:

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения

Осталось только понять, что такое составные части автомобиля. И здесь регламент имеет чёткий ответ на вопрос:

Компоненты транспортного средства – составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации;

Тюнинг двигателя – это законно или нет?

Что не относится к тюнингу?

Также пункт 77 говорит о том, что если производитель предусмотрел установку некоего компонента либо он прошёл оценку соответствия в составе автомобиля (испытания на безопасность), то тогда его установка возможна:

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

  • при установке на транспортное средство компонентов, предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

Таким образом, для того, чтобы ответить на вопрос о законности и штрафе за глушитель, бампера, литые диски, обтекатели на крышу, фаркоп, багажник на крышу и прочие элементы тюнинга, нам нужно понять 2 вещи: предусмотрены они или нет конструкцией, влияют ли они на безопасность дорожного движения.

Но есть ещё одна важная автотонкость – Техрегламент содержит исчерпывающий список регулируемых им компонентов. Значит ли это, что если какой-то компонент не регулируется этим правовым актом, значит, его можно ставить в любом случае, да и компонентом он уже не является по букве закона?

Здесь часто возникают споры между автоюристами. И логики всё же следует придерживаться такой: регламент чётко предписывает, что такое изменение конструкции и что компоненты должны пройти испытания в составе автомобиля и быть сертифицированными, и, даже если, к примеру, спойлер не регулируется регламентом (а также с одной стороны, не является компонентом, так как не включен в список компонентов; с другой, по определению изменения конструкции, он всё же запрещён), то это всё равно не значит, что его можно устанавливать.

Фейк о новом законе о тюнинге 2024 года

Обновлено 01.02.2021 в связи с изменениями правил внесения изменений в конструкцию.

Между тем, в сети распространяется миф о том, что якобы вводятся новые правила доработки автотранспорта. Одни источники утверждают, что изменения вступают в силу с 1 февраля 2021 года, другие – что новый закон начинает действовать с 1 марта.

Основные положения, которые излагают данные источники, следующие:

  • якобы с 1 февраля 2021 года начинают действовать новые правила тюнинга автомобилей, и теперь любые дополнительные компоненты нужно вносить в документы и официально регистрировать в ГИБДД,
  • при этом, упоминается некий новые ГОСТ, ссылку на который ни один из источников не предоставляет,
  • сообщается также, что поправки должны были вступить ещё 2 года назад, но их перенесли как раз на 1 февраля,
  • если ранее инспектор должен был обнаружить и доказать незаконные изменения в конструкции машины, то теперь ему достаточно обвинить водителя, и уже автолюбитель обязан доказывать, что таких изменений не производилось,
  • автомобили с незаконным тюнингом просто не смогут пройти техосмотр,
  • а ещё сотрудники ГИБДД смогут изымать СТС в случае обнаружения такого нарушения прямо на дороге.

Так много "фактов", можно и запутаться!.. Что, в общем-то, успешно и сделали те, кто пишут такие последние новости о новом законе о тюнинге.

Что правда?

Разобраться же здесь достаточно просто. Действительно, в последнее время вступили в законную силу некоторые нормативные акты касательно изменений конструкции, и ещё пара ожидает начала действия.

Ещё 2 года назад, и правда, был разработан новый документ с правилами внесения изменений в конструкцию авто – это Постановление Правительства РФ №413. Почти целиком данный акт вступил в силу также в 2019 году, за исключением 2 положений:

  • если отсутствует заключение предварительной экспертизы изменений (читайте как тюнинга), то ГИБДД обязано принять решение об отказе в их регистрации (подпункт "д" пункта 7 указанного ППРФ),
  • также будет отказ в выдаче свидетельства о регистрации в том случае, если в реестре отсутствует протокол проверки автомобиля после внесённых изменений (подпункт "г" пункта 10).

"Пруф" о том, что данные 2 пункта вступают в силу именно с 1 февраля, вы можете найти, к примеру, на сайте Гарант (вкладка "Дополнительная информация" – здесь указаны даты начала действия отдельных положений указанного Постановления):

Пруф о новом законе о тюнинге с 1 февраля

Ещё один новый закон касается не прямиком тюнинга, а техосмотра. Это соответствующие поправки в официальный нормативный акт. И здесь всё ещё проще, но судьбоноснее для некоторых автовладельцев:

  • с 1 марта 2021 года сотрудник ГИБДД имеет право аннулировать диагностическую карту, если выяснится, что владелец не проходил техосмотр, а купил его,
  • ужесточаются сами правила проведения осмотра транспортных средств,
  • кроме того, ряд источников пишет о том, что инспекторам дадут право прямо на дороге изымать СТС в случае, если выяснится незаконность изменений конструкции автомобиля – впрочем, здесь также ссылок на официальные источники нет, поэтому говорить об этом пока рано.

Можно ли поставить неродные бамперы?

Теперь давайте рассмотрим каждый из элементов тюнинга – можно его устанавливать или нет по закону, а уже ниже рассмотрим штрафы и другие риски (они есть), если это запрещено – штраф един и накладывается за изменение конструкции ТС.

Бамперы транспортного средства включены в список компонентов Техрегламента. То есть это состав автомобиля, является его неотъемлемой частью. И определённо влияет на безопасность дорожного движения (особенно, в отношении последствий при ДТП с пешеходами).

Спортивный бампер на BMW как внесение изменений в конструкцию

Итак, спортивные бамперы можно ставить, если они соответствуют нескольким условиям:

  • соответствуют Правилам ЕЭК ООН для бамперов (см. рисунок ниже),
  • прошли испытания безопасности в составе Вашей модели автомобиля (проще говоря, это должны быть оригинальные бамперы).

Если хотя бы одно условие не выполнено, то придётся вносить изменения в конструкцию через ГИБДД официально.

Можно ли поставить спортивный глушитель?

Да, опять же, если он соответствует указанным выше двум требованиям. Но для глушителя предусмотрено ещё одно требование – норма шума.

И снова в дело вмешивается Техрегламент. Для легковых автомобилей максимальная норма шума составляет 96 Децибелл. Если при замере (а сотрудники ГИБДД имеют средства для замеров) выяснится, что Ваш менянный глушитель выдаёт больше, то это уже штраф 500 рублей по статье 8.23 КоАП.

Насадка на глушитель

А вот этот предмет уже не регулируется регламентом, поэтому свидетельств о соответствии для него не требуется. Другое дело, что уровень шума также должен быть в норме.

Можно ли установить литые диски?

Литые диски не являются компонентом транспортного средства, регулируемым Техрегламентом... Зато болты или гайки являются – а на неродных литых дисках они обычно отличаются от стоковых или штампованных.

Таким образом, литые диски также должны быть должным образом сертифицированы Правилами ЕЭК ООН, а также пройти испытания в составе Вашей машины, и только тогда их можно ставить по закону 2024 года.

Литые диски на Ferrari

Можно ли повесить спойлер?

Спойлеры не включены в число компонентов машины в регламенте. Значит ли это, что его установка законна? В общем и в целом, да. Спойлер, таким образом – это просто аксессуар, периферия к автомобилю, а не его компонент, на безопасность он никак не влияет, следовательно, его установка законна, и для этого не нужны никакие сертификаты соответствия.

Штрафа за установку спойлера не должно быть. Тем не менее, на практике на дороге инспекторы ДПС могут запросто потребовать предъявить документы на него.

Можно установить пороги и молдинг?

Да. Указанные предметы также не регулируются Техрагламентом, и, значит, их установка разрешена и не требует сертификации и соответствия Правилам ЕЭК ООН.

Можно ли поменять подвеску: амортизаторы или пружины?

Нет. Они являются компонентами транспортного средства и строго регулируются законом. Соответственно, замена компонентов подвески возможна только если есть оценка их соответствия Вашей модели производителем Вашего автомобиля, а также соответствие Правилам ЕЭК ООН.

Неродные пружины на машине – это законно и какой штраф?

Этот компонент также напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

Какое наказание за незаконный тюнинг?

Если Вы установили элементы тюнинга: диски, бамперы или любые другие элементы без согласования ГИБДД и если они не могут быть установлены по закону без такого согласования, то Вас ждёт по меньшей мере 2 санкции.

Штраф за тюнинг на 2024 год

Если Вы установили элементы тюнинга вне соответствии с Техрегламентом, то Вам положен штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП – эта санкция предусматривает за любое несоответствие условиям, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. Выше мы процитировали пункт 7.18 этого перечня условий про внесение изменений в конструкцию.

Данный штраф можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней с даты вынесения постановления.

Но штраф – это меньшее зло в вопросе незаконного тюнинга.

Аннулирование регистрации

Происходит оно очень просто – сотрудник ГИБДД на дороге выявляет нарушение, пишет рапорт начальнику, и тот по результату рапорта выносит решение о прекращении регистрации транспортного средства. В этом случае госномера и свидетельство о регистрации автомобиля аннулируются и объявляются в розыск.

Пример письма об аннулировании регистрации машины за тюнинг

Законное основание для прекращения регистрации ГИБДД даёт вышеупомянутый новый закон О регистрации в соковкупности его статей 18 и 20:

  • подпункт 4 пункта 1 статьи 20 предписывает, что при изменении конструкции нельзя производить регистрационные действия,
  • подпункт 6 пункта 1 статьи 18 указывает, что если есть основания, при которых регдействия не производятся, то и уже поставленный на учёт автомобиль с незаконным тюнингом подлежит принудительному прекращению регистрации.

В такой ситуации автовладельцу придётся снять незаконный тюнинг, приехать в ГИБДД на осмотр и заново зарегистрировать автомобиль, оплатив госпошлину за СТС и ГРЗ и получив новые госномера.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Следить за изменениями этой статьи

Комментариев: 37

Аватар пользователя Алексей

Доброго времени суток. Тюнинговые бампера нельзя ставить это все понятно, а что с установкой накладки из пластика на бампер. Как это регламентируется. За ранее спасибо за ответ.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Доброй ночи, Алексей. Накладки на бамперы могут не соответствовать Техрегламенту по части максимального выступа впереди. Но в принципе, в зависимости от размера накладки и выступа, на практике инспекторы ДПС не придираются к этому.

Аватар пользователя Николай

Здравствуйте!
Вы пишете что установка порогов разрешена, но это не так! Буквально на днях мне было отказано в регистрации автомобиля в ГИБДД по причине установленных порогов. Автомобиль - NISSAN X-TRAIL T31 (2013 г.в.) Пороги турецкого производителя Voyadger, модель HITIT . Было предложено снять их и затем пройти регистрацию. Езжу с ними уже 4 года, проходил ТО у официального дилера (там где приобретал автомобиль) уже 3 раза - вопросов не было... Честно говоря был шокирован. Снимать не стал, перерегистрацию отменил.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Здравствуйте, Юрий. Пороги не являются компонентом, который влияет на безопасность дорожного движения. Но "лично убеждение" лица, которое может рассматривать жалобу, может быть иного мнения. Кроме того, на в документах на пороги может быть указан сертификат соответствия того, что они пройдены испытания безопасности в составе транспортного средства Вашей модели.

Как вариант, можно снять пороги, зарегистрировать автомобиль и затем снова их установить.

Аватар пользователя сергей

Здравствуйте. Присмотрел себе УАЗ Патриот с такими доработками.

На все есть сертификаты и акты выполненных работ. При постановке на учет и при дальнейшей эксплуатации будут возникать проблемы? Cпасибо! Доработки:

  • Колеса 33 cooper stt pro
  • Диски - 40
  • Лифт подвески (амортизаторы, Пружины , рессоры, серьги)
  • Кастер кит
  • Демпфер руля
  • Рулевой вал с демпфером
  • Сапуны
  • Усиленные карданы
  • Бампера Риф перед/зад
  • Расширители
  • Багажник
  • Свет (отдельная тема)
  • Веткорезы
  • Консоль/рация
  • Шноркель
  • Хабы
  • Блокировка заднего моста
  • Лебедка
  • Бортовой компьютер.
Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый вечер, Сергей. Если на данный момент автомобиль стоит на учёте со всем этим зарегистриорванным в качестве внесённых изменений в конструкцию, то проблем не должно быть. В любом случае мы рекомендуем Вам провести такую схему покупки, когда оплата происходит только после постановки на учёт.

Аватар пользователя Анатолий

Здравствуйте!
Прочитал статью очень внимательно. Хотелось бы получить ответ (мнение) касательно законности установки защиты бамперов и порогов из металлических труб на внедорожниках (не выходят за габариты ТС, фактически расположены под бамперами и порогами). Сервисы, предлагающие данную услугу, в один голос твердят что это не противоречит требованиям ПДД, Таможенного союза и т.д., так как не подлежат обязательной сертификации, классифицируются по Коду ТН ВЭД 8708999709 как прочая продукция. При этом в постановке на учет в ГИБДД отказали. пришлось снять.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Анатолий. В ГИБДД отказали законно, так как установка описанных компонентов является внесением изменений в конструкцию, произведённых без разрешения Госавтоинспекции и влияющих на безопасность дорожного движения.

Аватар пользователя александр владимирович пархоменко

Как может влиять защита бампера на безопасность дорожного движения, это бред какого то выдумщика или сказочника , у нас в стране скорей всего в правительстве сидят люди или не компетентные, или больные, при чем не которые ,видимо с явно прогрессируещей болезней головы.

Аватар пользователя Геннадий

Здравствуйте!
А как быть владельцам например японских автомобилей, ввезенных уже с тюнингом и установленных в ГИБДД. И по пункту 77, кто должен предоставлять документацию производителя владелец авто или ГИБДД

Аватар пользователя Михаил

Хотел спросить по авто Калина1 универсал.
Допустим накладка переднего или заднего бампера(чуть выступающая юбка),типа обтекателя разрешена без внесения изменений?
И спойлер на крышу,для снижения завихрений воздуха и грязи на заднем стекле законна?
А так же допустим колеса от лады калины спорт или калины2 R15 могу поставить или если их нет в списке на Калину 1,значит запрещено?
Спасибо

Аватар пользователя Эдуард

Здравствуйте. У меня автомобиль Волга Сайбер. Хочу поменять фары и бампер передние от анологичного авто Крайслер Себринг. Является ли это изменение конструкции и нужно ли оформлять в ГИБДД. Заранее благодарен.

Аватар пользователя Евгений

Тема тёмная. А нельзя ли схематично (эскизно) изобразить марку отечественного авто и разрешенные элементы тюнинга? Например, какой обвес, диски, фаркоп, дополнительные фары на бампер, багажник на крышу и т.д. Может ли Хозяин авто самостоятельно тюнинговать авто? Появились статьи, что тюнинг могут осуществлять только сервисы. Получается парадокс: тормозные колодки может (а это не накладки на колесные арки) Хозяин менять, ни у кого не спрашивая... Весь интернет забит рекламой продажей деталей для тюнинга. Для кого эти предложения? Какие документы, кто оформляет? Нужна понятная практика применения Закона.

Аватар пользователя Александра

Доброго времени суток. Авто Subaru Legacy B4 2002. Установлен глушитель STI Genome, изготовленный тюнинг ателье STI, которое является дочерним предприятием FHM (завод-изготовитель авто). Сегодня обратилась в ГАИ за внесением изменений в ПТС в связи со сменой цвета авто. В регистрации отказано, так как по словам инспектора, внесены изменения в выхлопную систему автомобиля, не предусмотренные заводом-изготовителем. Хотя глушитель заводской, имеется выбитый на металле шильд STI Genome. Законно ли решение инспекторов или стОит все-таки обжаловать?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Владимир Викторович.

Так как реснички фактически будут являться оптическим элементом, то нельзя. Это нарушает положения Техрегламента.

Другое дело, что штрафа за нарушение этого нормативного акта нет. Но инспектор на дороге может притянуть и нарушение пункта 3.3 ОП, сославшись на то, что световые приборы работают не в установленном режиме. Тогда будет штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Аватар пользователя Кирилл

Добрый день.
А как расценивается такая ситуация: автомобиль с завода комплектовался специально предусмотренными местами на крыше (зацепами) для крепления поперечных дуг багажника. При покупке на дилере багажник на крышу являлся официальной опцией. Автомобиль был приобретён без данной опции, но, позднее, владельцем был приобретен и установлен оригинальный багажник, с соблюдением требований производителя. Документов на багажник не сохранилось, он приобретался с рук с аналогичного автомобиля.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Кирилл.

Здесь нужно вести речь конкретно о Вашей модификации автомобиля, но не модели в целом. Если приобретённая Вами модификация (комплектация) предусматривала рейлинги, о чём может быть указано в документации к автомобилю, то установка сертифицированных и прошедших испытание в составе данной машины дуг (речь идёт о рейлингах на крыше, если мы верно поняли) не является внесением изменений в конструкцию.

Если же модель комплектовалась, но Ваша модификация – нет, то вносить изменения в конструкцию нужно, но и здесь будет упрощённая процедура. Точно не подскажем, но, вероятнее всего, не нужно будет проходить предварительную экспертизу.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Александр.

Проблемы, если в конструкцию внесены изменения, и они не зарегистрированы должным образом в ГИБДД, быть могут. При остановке сотрудник может составить рапорт о внесении изменений, не обнаружив соответствующую отметку в СТС. Далее его начальник может прекратить регистрацию на этом основании.

Но если при постановке на учёт этого не заметили, то не факт, что инспектор на дороге обнаружит неродные бампера – тут зависит от того, насколько они выглядят не как стоковые.

Аватар пользователя Александр

Можно ли устанавливать на поло седан оригинальные детали от других модификаций поло седана: зеркала, фары, камера заднего вида, мультируль, оригинальная магнитола с поддержкой мультируля и оригинальной камеры заднего вида, оригинальные противотуманный фары если их раньше небыло? Климат контроль от максимальной комплектации, круиз контроль и систему курсовой устойчивости esp (от такого же поло). Что из перечисленного могу поставить?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Здравствуйте, Александр.

Здесь нужно смотреть, предусматривает ли конкретно Ваша комплектация модели Поло все эти компоненты. Если нет, то нужно вносить изменения в конструкцию.

Однако, вероятность обнаружения того, что Ваша модификация не включала перечисленный список компонентов, даже во время тщательного осмотра сотрудником автомобиля стремиться к нулю, по нашему мнению.

Аватар пользователя Кирилл

Здравствуйте! А допускается ли установка подвески выпускаемой заводом производителем для данного типа автомобиля, но с другой настройкой. Например: установка пакета подвески для европейского рынка взамен пакета для рынка РФ.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Кирилл.

В этом случае нужно вносить изменения в упрощённом порядке (без предварительной экспертизы), если подвеска прошла испытания в составе данного автомобиля и имеет соответствующие сертификаты, и всё это указано в документации к ней.

Аватар пользователя Кирилл

А сертификаты должен выдавать сервис, который осуществляет установку другого комплекта? Дилерский официальный сервис или любой? А испытания производятся в аккредитованных фирмах? Или уже сазу происходит при прохождении ТО?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Кирилл, нет, сертификацию проходит сам компонент как проверку на соответствие безопасности. Испытания проводятся в аккредитованных организациях. Ссылку на их список, равно как подробный порядок внесения изменений в конструкцию Вы можете прочитать в специальной статье об этом.

Аватар пользователя Александр

Ещё вопрос о поло: если произвести замену рулевого колеса с обычного на мультируль (ставится заводом изготовителем именно на поло), и автомобиль полностью поддерживает данный руль (прошивка программного обеспечения разрешена непосредственно с сервера vw и прошла успешно). Такое регистрировать надо?

Аватар пользователя Артур

Здравствуйте,вопрос по поводу заводского обвеса амг на модель Мерседес мл W 163 500,установлены пороги не родные,вырезаны катализаторы выхлоп амг оригинал и не работают омыватели фар ксенон штатный,нижние противотуманки ксенон,могут ли быть проблемы при прохождении техосмотра или с дпс по трассе?

Страницы

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.