Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 938-72-23
Петербург и область:+7 (812) 449-45-96
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 700-85-66

Аннуляция купленной диагностической карты с 1 марта 2021 года – это правда?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Инстаграм
Вконтакте
Аннулирование ТО
Нет времени читать статью?
  1. Начиная с 1 марта 2021 года, фиктивные диагностические карты, которые были приобретены вместе со страховкой ОСАГО без заезда на станцию техосмотра, смогут аннулировать.
  2. Но это не значит, что отменят сразу все карты всех таких водителей.
  3. Новый закон не имеет обратной силы – если вы приобрели карту до 1 марта 2021, то её по закону не имеют право расторгнуть.
  4. Процедурой будут заниматься ГИБДД.
  5. За езду без техосмотра штрафа для обычных легковых автомобилей нет, зато с 1.03.2021 будет регресс от страховой, если ДТП произошло вследствие неисправности автомобиля.

Многие автолюбители, покупающие фиктивные диагностические карты без фактического заезда на станцию, опасаются возможной отмены такой лазейки, ведь большинство автомобилей в России просто не смогут пройти ТО по всем правилам. Момент "икс", вероятно, наступит 1 марта 2021 года – согласно новому закону, техосмотр автомобилей, которые не заезжали в пункт и на которые карта была просто куплена, будет аннулирован. Самое интересное здесь то, что водитель может и не узнать о таком расторжении и получить штраф или даже регресс по ОСАГО после ДТП. Но давайте обо всём по порядку!

Что за новый закон об аннулировании техосмотра?

На самом деле, это вовсе не новый, а старый Федеральный закон – ему почти 2 года. Но вступает в действие он именно с 1 марта 2021 года. Это нормативный акт под номером 122-ФЗ от 06.06.2019, который вносит поправки в другой ФЗ – О техническом осмотре (№170-ФЗ).

И во вводящем изменения законе как раз идёт речь об аннулировании диагностических карт в тех случаях, если они были куплены незаконно. Так, подпункт "к" пункта 5.1 статьи 1 говорит буквально следующее:

10. Диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если выяснится, что на автомобиль выдана диагностическая карта, однако, фактически данное транспортное средство не заезжало на пункт ТО, то первая будет аннулирована – то есть признана недействующей.

При этом, есть 4 основания для прекращения действия ТО:

  1. диагностическая карта аннулируется, если техосмотр был куплен (фактически не пройден),
  2. если при прохождении контроля не все узлы и агрегаты автомобиля были проверены надлежащим образом,
  3. сама процедура осмотра проведена с нарушениями,
  4. если в конструкцию автомобиля внесены изменения, не зарегистрированные в ГИБДД (даже после прохождения техосмотра).

Новый закон о прекращении фиктивного техосмотра

Это правда?

Сама суть существования нового закона об аннулировании технического осмотра – сущая правда! Мы уже приводили ссылку на его официальную трактовку. Повторим ещё раз.

Впрочем, вы можете увидеть, что данный ФЗ не вступил в силу. И это тоже верно. Мы также отметили выше, что он начинает действовать с 1 марта 2021 года. Эта дата прописана в самом законе в статье 5. А вот ещё один "пруф": страница Федерального закона на официальном портале опубликования нормативно-правовых актов.

Однако не всё, что вы прочитаете в различных интернет-изданиях о том, как будет работать аннулирование диагностических карт, является правдой. В сети в настоящий момент распространяется ряд фейков, основанных чаще всего на недопонимании нововведения. Ниже мы рассмотрим подробно, как он будет работать.

Кто подпадает под аннуляцию диагностических карт?

Во-первых, здесь следует сразу отметить, что не на все транспортные средства требуется проходить техосмотр. Так, самая распространённая на дорогах России категория – это легковые автомобили возрастом до 4 лет. Для них не требуется регулярная проверка технического состояния.

Для машин старшего возраста придётся проходить ТО:

  • от 4 до 10 лет – техосмотр нужно проходить раз в 2 года,
  • старше 10 лет – ежегодно.

Также никто не сможет аннулировать у вас диагностическую карту, если вы честно прошли технический осмотр – фактически заезжали на станцию и прошли все проверки, а также если после этого не вносили никаких изменений в конструкцию (в том числе не меняли тип ламп в фарах на непредусмотренный конструкцией вашей фары, не тонировались, не устанавливали фаркоп, который не прошёл испытания в составе вашей модели автомобиля и так далее).

Таким образом, аннулировать техосмотр смогут только у тех водителей, кто приобрёл его (чаще всего вместе со страховкой ОСАГО) без фактического его прохождения.

Экспертное мнение
Дмитрий Тиковенко об аннулировании техосмотра
Эксперт по автоправу. Стаж 7 лет. Области специализации: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП

Государство продолжает планомерную работу по очистке дорог от машин, представляющих опасность для дорожного движения. Даже несмотря на то, что несоответствие автомобилей обязательным требованиям по допуску к дорожному движению не является распространенной причиной ДТП.

Аннулировать диагностическую карту теперь смогут, даже не останавливая водителя на дороге. Достаточно будет, что у ГИБДД появятся сведения о фиктивном техосмотре. Напомню, что одновременно с поправками, о которых говорится в статье, вступят и требования об обязательной фотофиксации ТС при прохождении осмотра. В связи с этим, оформлять ТО при покупке ОСАГО станет опасно, ведь потом могут или выставить возможный регресс в случае, когда ДТП произойдет по причине неисправности авто, или прекратить договор по причине того, что при оформлении были предоставлены недостоверные сведения.

Задать вопрос

Если получили диагностическую карту до 1 марта 2021?

И вот здесь как раз кроется большое заблуждение многих источников недостоверных сведений. Дело в том, что ряд изданий пишет о том, что никакого регулирования новый закон относительно действия во времени не имеет. Это не так!

Новый закон об аннулировании техосмотра будет действовать только для тех карт, которые были оформлены незаконно после его вступления в силу – 1 марта 2021 года. Обратной силы данный ФЗ, как и другие нормативные акты, ухудшающие положения граждан, не имеет.

А теперь "пруфы"! Часть 3 статьи 5 нового закона предписывает:

3. Диагностические карты, подтверждающие допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выданные владельцам транспортных средств или их представителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими до истечения срока их действия.

Таким образом, если вы купили диагностическую карту до начала действия новых правил аннуляции, то она будет действовать до следующего ТО.

Какой порядок аннулирования технического осмотра?

Объясним подробнее, как именно это будет работать на практике 2021 года. Дело в том, что диагностическая карта уже давно является электронным документом. И данные о прохождении ТО владельцев автомобилей хранятся в единой базе данных – ЕАИСТО.

Вы можете самостоятельно проверить вашу диагностическую карту на любом из соответствующих сайтов.

Проверка диагностической карты – аннулирована или действительна

В такой базе карта может иметь 3 статуса:

  1. действительная – это значит, что у вас всё в порядке,
  2. архивная – значит, срок её действия закончился (например, вы прошли техосмотр и получили диагностическую карту 10 марта прошло года, а сейчас 30 марта 2021 года, при этом, вашему автомобилю требуется ежегодно проходить осмотр),
  3. аннулированная – и это как раз тот самый статус, когда по новому закону действие вашей карты прекращено.

То есть всё просто – при применении к вам этой меры обеспечения статус вашей диагностической карты поменяется на аннулированную.

К слову, право осуществлять такое действие предоставлено ведомству ГИБДД (несмотря на то, что выдавали карту вам совсем в другом учреждении: либо на пункте техосмотра, либо при покупке полиса ОСАГО).

А вот как именно в ГАИ будут проверять, заезжали ли вы на техосмотр или нет, нигде подробно не указано. Однако, наиболее вероятное основание для такого аннулирования – если выяснится, что конкретный оператор ТО продавал фиктивные карты всем подряд, и у него отозван аттестат.

Можно ли ездить без техосмотра?

Да, можно. Но до определённого момента. Вообще, последствий отсутствия действующей диагностической карты может быть 2:

  • штраф за её отсутствие,
  • регрессное требование от страховой при определённых условиях.

Давайте подробнее рассмотрим эти 2 тонкости, которые могут грозить водителю за езду с аннулированным ТО.

ГИБДД аннулирует диагностическую карту

Штраф

На сегодняшний день штраф за отсутствие диагностической карты составляет от 500 до 800 рублей по части 2 статьи 12.1 КоАП РФ. Однако, данная санкция выносится не всем водителям, а только в случае, если вы передвигаетесь без техосмотра на автомобиле такси, грузовом, оборудованном для перевозки пассажиров, автобусе или машине для перевозки опасных грузов.

Водителям легковых автомобилей этот штраф не грозит.

Но в будущем всё изменится. В административном кодексе появится новая статья, предусматривающая штраф уже в размере 2 000 рублей за отсутствие диагностической карты для всех без исключения автомобилей. В настоящий момент дата вступления в силу нового закона отложена до 1 марта 2022 года.

Регресс по ОСАГО

А вот перспектива получить регрессное требование от страховой компании уже менее призрачная и отдалённая.

Регресс – это право страховщика выставить вам счёт на сумму, которая выплачена потерпевшему при вашей виновности в ДТП. То есть бывают ситуации, когда вы стали виновником в аварии с определёнными нарушениями закона Об ОСАГО, но при этом страховая организация не отказывает потерпевшему в выплате из-за таких ваших нарушений, а выплачивает всё. Вот только потом истребует всю эту сумму с вас.

Все основания для выставления регрессного требования приведены в статье 14 Федерального закона Об ОСАГО. И здесь в подпункте "и" есть одно из условий, которое аналогично действующему штрафу за отсутствие техосмотра – страховщик выставляет регресс, если не было диагностической карты только для такси, ряда грузовиков, автобусов и автомобилей с опасными грузами.

А вот новый закон о внесении изменений как раз и дополняет этот пункт, указывая, что если срок действия карты истёк в том числе у обычного легкового автомобиля, а ДТП произошло по причине неисправности машины, то регресс становится законным.

Таким образом, для регресса легковому авто должно быть выполнено 2 условия:

  1. истёк срок действия техосмотра,
  2. ДТП произошло по причине неисправности автомобиля.

И здесь тоже кроется небольшое заблуждение. Дело в том, что в новом законе речь идёт именно об истечении срока действия ТО, а не об аннулировании. Это совершенно разные события в законодательстве.

Соответственно, по букве закона выставлять регресс в случае аннулирования диагностической карты незаконно. Однако, как это будет работать на практике, покажет эта самая практика – судебная. Время показывает, что она далеко не всегда соответствует закону. К тому же, здесь можно трактовать и в пользу регресса: например, если последняя карта у водителя аннулирована, то предыдущая будет считаться просроченной.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 700-85-66
Видео
Следить за изменениями этой статьи

Комментариев: 3

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.