Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Какие последствия, если держать обочину и не пускать машины в пробке?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Не пускает обочечников
Нет времени читать статью?
  1. Штраф за движение по обочине составляет в 2024 году 1 500 рублей.
  2. И да, его формально обязаны выписать и тому водителю, который держит обочину, чтобы перекрыть проезд объезжающим пробку водителям. Хотя, на практике редкий сотрудник ГИБДД оштрафует водителя за это (да и будь там экипаж ДПС, "объезжальщиков" бы и не было).
  3. Тем не менее, есть законный способ избежать штрафа именно для автолюбителя, который закрыл своей машиной обочину для "обочечников". Хотя, судебной практики по нему нет.
  4. Если же вы решите не пускать обочечников обратно в ряд, то имеете на это законное право во всех без исключений случаях. И это уже, действительно, самый законный способ избавиться от вредных последствий от их действий. Хотя и не самый рабочий...

Инициатива сделать хорошее дело для человека может вылиться в не очень приятные последствия. Дело в том, что законодательство 2024 года не позволяет нарушать ПДД, даже если это требуется для того, чтобы другие не нарушали, и делается исключительно в благородных целях. Однако, есть важная тонкость-лазейка в этом же законодательстве, фактически запрещающая наказывать за это, но при определённых условиях. Но давайте по порядку выясним, что грозит водителю, если тот будет не пускать обочечников дальше для объезда пробки, перекрывая обочину для проезда.

Что грозит за движение по обочине в 2024 году?

 

Итак, прямой запрет на движение по обочине содержится в пункте 9.9 Правил дорожного движения:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам...

В то же время, в пункте 1.2 содержится определение этого элемента дороги:

Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То есть на обочине можно парковаться (если это не запрещено другими пунктами ПДД и/или дорожными знаками), но также и двигаться, как следует из определения. Так почему сначала нам запрещают движение по ней, а затем предписывают, что она для движения и создана?!

Обочина для объезда пробки

Дело здесь в том, что транспортные средства – это довольно обширная категория колёсных (и не только) машин. И по обочине можно и нужно двигаться на велосипедах, но только при отсутствии возможности ехать по проезжей части и/или по велодорожке.

Таким образом, передвижение автомобилей по обочинам запрещается. Можно только проехать по ним в тех случаях, когда вы собираетесь остановиться или начинаете движение, чтобы перестроиться на проезжую часть. Штраф за это – 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ:

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Обратите внимание, что по определению есть места, где обочина как таковая отсутствует, и по краю дороги не запрещается двигаться никому. К таким местам относятся:

  • кювет справа от дороги, так как он не на одном уровне с проезжей частью,
  • отсутствующая разметка и асфальтированная полоса до самого края – если отсутствует сплошная, отделяющая обочину, а тип покрытия один и тот же, то это уже не обочина.

То есть два важных критерия этого элемента дороги:

  1. обочина должна отделяться от проезжей части либо разметкой, либо типом покрытия (травой, землёй, щебнем и так далее),
  2. она должна находиться на одном уровне с проезжей частью (причём, такой перепад высот, когда на неё можно съехать колёсами, не повредив машину, считается всё равно "на одном уровне").

Так, с самыми главными фактами об обочине разобрались. И мы знаем, что грозит тем, кто попытается объехать пробку по обочине. Теперь перейдём к главной теме – что же будет среди последствий водителю, если тот попытается закрыть её для "обочечников", не пуская тех для дальнейшего движения, чтобы не усугубить пробку.

Можно держать обочечников и закрывать им проезд

Если я перекрываю обочину, чтобы другие не ехали, мне тоже грозит штраф?

Увы, но да! Как мы отметили в начале статьи, тот факт, что вы по сути предотвращаете нарушения ПДД других водителей, сами при этом съезжая на обочину, чтобы перекрыть проезд, не делает вас законопослушным гражданином.

За движение по обочине (а не конкретно за то, что вы мешаете проезду других нарушителей по ней) в любом случае водителю грозит штраф 1 500 рублей, вне зависимости от того, в каких целях вы это совершаете.

Но здесь нужно понимать, что редкие сотрудники ГИБДД в этом случае не увидят главного – того, что вы не сами пытались объехать пробку, а ехали со скоростью её среднего движения, перекрывая путь обочечникам. И ещё более редкий инспектор оштрафует вас за это (хотя формально и обязан).

А если я включу "аварийку"?

Это ничего не меняет. Аварийная сигнализация включается не для того, чтобы приобрести иммунитет от сотрудников ГИБДД, разумеется. Она может использоваться, например, при неисправности вашего автомобиля и создании им опасности для других (и в этом случае не разрешает съезжать на обочину); либо при вынужденной остановке совместно со знаком аварийной остановки. То есть в последнем случае вы вообще должны стоять на обочине.

Так что данный способ не позволит избежать штрафа за перекрытие обочины. А вот какой позволит!

Но есть рабочий способ-лазейка избежать штрафа!

Дело в том, что в Административном кодексе уже давно существует лазейка. Правда, работает она не совсем для этого, но в совокупности и по официальной её трактовке может применяться в нашем случае.

Итак, статья 2.7 КоАП РФ говорит о том, что не считается правонарушением такое нарушение, которое совершено в целях предотвращения вредных последствий от другого нарушения. Но только при условии, что допущенные последствия при этом оказались меньшими, чем предотвращённые. Попросту говоря, речь идёт о крайней необходимости.

То есть речь идёт о наличии нарушения (противоправных действиях) в любом случае, но отсутствии правонарушения (когда есть весь состав для привлечения к штрафу).

Да, создано такое послабление не для "держателей обочины", конечно же. А, например, если водитель ушёл от столкновения с едущим по встречке ему в лоб другим автомобилем, сам уйдя на обочину. Тогда штраф по статье 12.15 ему не положен при условии, что, съехав на обочину, водитель не совершил столкновение ни с кем, а если бы не ушёл, то лобовое столкновение было бы неизбежно очевидно (для суда, к примеру) или по результатам экспертизы.

Обочина и перекрытие её для перестроения

Тем не менее, по букве закона статья 2.7 КоАП, если не смотреть на её название, должна работать и для ситуации, когда вы не пускаете обочечников, объезжающих пробку. Ведь здесь есть все условия для её применимости:

  1. вы совершаете нарушение ПДД (пункта 9.9),
  2. но делаете это исключительно в целях устранения опасности, угрожающей вашим правам и других лиц,
  3. при этом, предотвращённые последствия этой опасности явно ниже, чем причинённый вашим нарушением вред,
  4. а опасность эта не могла быть устранена иными способами (при отсутствии вблизи экипажа ДПС).

Обратите внимание, что термин "опасность" в данном случае употребляется не в обыденном значении, когда что-то угрожает здоровью или жизни людей, а в правовой атмосфере – когда есть риск нарушения чьих то прав. В данном случае законного права на передвижение на транспортном средстве, которое затрудняется за счёт обочечников, которые создают ещё большую пробку.

Однако, есть и два существенных минуса у этой лазейки избежать штрафа за закрытие обочины в пробке.

  • Во-первых, в 2024 году нет достаточной судебной практики по отмене штрафа именно на основании статьи 2.7 КоАП.
  • Во-вторых, если уж случилось, что ваше движение по обочине отправили в ГИБДД или попались принципиальные инспекторы ДПС, и вас привлекают к ответственности, то постановление вам всё же выпишут. Главный принцип применения статьи 2.7 заключается в том, что вы можете заявить крайнюю необходимость лишь на этапе обжалования штрафа (хотя, ничто не мешает это сделать ещё на этапе рассмотрения дела).

Если не пускать обочечников в ряд – действует ли помеха справа?

Нет.

Есть в ПДД пункт 8.9, говорящий о том, что помеха справа действует, когда очерёдность проезда не оговорена. В нашем же случае очерёдность вполне себе оговаривается пунктом 8.1 Правил, требующим уступить дорогу тому, кто перестраивается и в отношении того, кто движется попутно без изменения направления движения.

Кроме того, даже в спорных ситуациях, если речь, действительно, идёт об обочине, то двигающийся по ней автомобиль не может иметь преимущества в принципе, потому что не имеет права на движение в намеченном направлении. Это исходит из обрётшего популярность в судебной практике последних лет принципа "нарушитель не имеет преимущества". И, в отличие от применимости статьи 2.7 КоАП, в 2024 году судебной практики здесь предостаточно. Мы писали специальную статью об этом.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.