Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 938-72-23
Петербург и область:+7 (812) 449-45-96
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 700-85-66

Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Инстаграм
Вконтакте
Штраф за платную дорогу

Есть в действующей в 2020 году редакции КоАП РФ серия санкций за особенности передвижения по отдельным участкам дорог или для особенных транспортных средств – за опасные, тяжеловесные или крупногабаритные грузы, а также за нарушения в сфере Платона. Теперь к этому набору законодатели решили добавить новый штраф – за неоплату таксы за проезд по платному участку дороги. Действительно, до этого момента ответственности за такое нарушение не было предусмотрено, хотя некоторые сотрудники ГИБДД всё же не брезговали ухищрениями. В данной статье поговорим о том, что это за изменение в законах, какой размер нового штрафа и, главное, как его избежать.

Есть ли штраф за платные дороги в 2020 году?

Нет. На сегодняшний день это как раз та ситуация, когда требование законодательства есть, но ответственности нет. В частности, это не одно такое нарушение, есть целый ряд аналогичных. Давайте рассмотрим такие случаи:

  • как мы выяснили выше, отсутствует штраф за проезд без оплаты по платной дороге,
  • отсутствует наказание также за опасное вождение, хотя его достаточно чёткое определение в ПДД есть,
  • также Правила запрещают превышать скорость даже на 1 км/ч, однако, ответственности за превышение до 20 км/ч тоже нет,
  • есть ещё множество подобных нарушений (запрещённое движение задним ходом, создание опасности на дороге, выбор скорости, не соответствующей погодным и дорожным условиям и другие).

Если инспектор ДПС вас на дороге пытается оштрафовать за неоплаченный проезд по платному участку трассы или другой дороги, то это обман. Возможно, сотрудник в постановлении укажет иную нарушенную статью (например, проезд на красный сигнал светофора – который, к слову, как раз установлен со шлагбаумом в пункте взимания платы). Поэтому внимательно читайте постановление перед подписыванием и обжалуйте.

Но есть одна ловушка ГИБДД!

Впрочем, её суть мы уже указали предложением выше. Заключается она в том, что почти все пункты приёма платежа за проезд по "платке" оборудованы на сегодняшний день ручным взиманием оплаты. То есть сидит кассир и принимает у вас плату. Так происходит на трассах М4, М5, М11 и многих других участках.

Так вот, такой пункт чаще всего оборудован шлагбаумом, а регулирование возможности проезда происходит красным и зелёным сигналом, которые обозначают то же самое, что и сигналы светофора.

Ловушка ГИБДД заключается в том, что сразу за таким пунктом стоит наряд ДПС, который ловит водителей, которые решили проехать через шлагбаум без оплаты и штрафуют их... За проезд на запрещающий сигнал светофора.

Это, конечно же, незаконно, и тому есть 3 основания:

  1. во-первых, ПДД чётко устанавливают (пункт 6.7), что светофоры с крестиком и стрелкой являются реверсивными, а таковые регулируют движение на дорогах, где полосы меняются на попутные и встречные; именно такие же сигналы применяются на платных дорогах, но встречной полосы при проезде через пункт приёма платежей быть не может,
    Вид светофора и ловушка ГИБДД со штрафом на платной дороге
  2. во-вторых, и это главное, ГОСТ 33385-2015 даёт определение, что светофор – это устройство, регулирующее очерёдность движения, а никак не возможность проезда,
  3. и в-третьих, ГОСТ Р 52282-2004 содержит ещё целый ряд требований к таким элементам дорожной сети, который начисто делает незаконным возможность называть светофором сигналы возможности проезда через пункт платной дороги.

Что запрещает ездить бесплатно?

Увы, но безосновательными являются доводы некоторых автолюбителей о том, что вообще обязанности платить за проезд по дорогам в России нет, потому что самой Конституцией предписана свобода передвижения.

Такой обязанности, действительно, не прописано в ПДД. Однако, водители обязаны руководствоваться не только эти нормативным актом, который, к слову, законом то не является и имеет более низкий приоритет для исполнения, в отличие от последнего.

А вот саму возможность платных дорог и обязанность платить за проезд по ним устанавливают 2 правовых акта:

  • Федеральный закон Об автомобильных дорогах (статья 40, в частности),
  • изданное во исполнение указанного закона Постановление Правительства РФ №18.

Что за новый закон?

Итак, выше мы упоминали о новом штрафе ГИБДД за попытку бесплатного проезда по платному участку дороги. По состоянию на 2020 года он не введён и законную силу не имеет, поэтому информация об отсутствии наказания за неоплату, действительно, пока актуально. Но всё может измениться, если новый закон примут.

Речь идёт о проекте Федерального закона о введение в КоАП РФ соответствующей статьи, прямо предусматривающей новый штраф за платную дорогу в размере от 2 500 до 5 500 рублей.

Пока новый закон находится на рассмотрении и не принят, поэтому действующим данный штраф назвать нельзя – наказывать водителей законно сотрудники ГИБДД не могут. Однако, тот факт, что он уже принят по меньшей мере в первом чтении, говорит о многом – есть высокая доля вероятности его вступления в законную силу.

Проект нового закона о санкции за бесплатный проезд по платной трассе

Какой размер штрафа?

Новая санкция будет регламентирована изменением Административного кодекса – вновь введённой статьёй 12.244, которая будет предусматривать наказание в следующих размерах:

  • новый штраф ГИБДД в размере 2 500 рублей за проезд без оплаты по платной дороге либо по платному её участку для собственника легкового автомобиля или иностранного водителя легковой машины,
  • а если речь идёт о грузовом авто, то сумма составит уже 5 500 рублей (также штрафуется либо собственник грузовика – россиянин, либо его водитель-иностранец).

Обратите внимание, что здесь нет распространённого в российском законодательстве чёткого разделения на грузовые и легковые автомобили по разрешённой максимальной массе в 3,5 тонны. Речь просто о типе автомобилей. Таким образом, владельцам, к примеру, Газелей и других транспортных средств, масса которых не превышает 3 500 килограмм, но которые предназначены для перевозки грузов, будет выписан штраф на камеру уже в максимальном размере – 5,5 тысяч рублей.

Как будут наказывать?

В примечании к данной статье в новом законе прямо указано, что возможность фиксации нарушения оплаты на платных дорогах предусмотрена только в автоматическом режиме. То есть никакой сотрудник ДПС не имеет права выписывать штраф по новой статье 12.244, вам могут прийти исключительно "письма счастья" с камер.

Какое наказание за бесплатный проезд по платной дороге?

Можно ли и как избежать ответственности?

Стоит отметить отдельно и главную особенность правоприменения нового штрафа за бесплатный проезд по платному участку трассы, которая предусмотрена Примечанием №1 в проекте закона 2020 года.

Процитируем её буквально:

Исполнение лицом, привлечённым к административной ответственности, обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог до истечения срока, предусмотренного статьёй 32.2 настоящего Кодекса, является основанием для освобождения 
от административной ответственности
и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Видим отсылку на статью 32.2 КоАП РФ, в которой речь идёт об исполнении наказания – то есть уплате штрафа ГИБДД. Но упоминается лишь срок оплаты – только уже не штрафа, а непосредственно проезда по "платке", и в данном случае оба этих срока равны – 60 дней.

Таким образом, законном избежать штрафа за бесплатный проезд по платной дороге можно, лишь оплатив сам проезд в течение 60 дней после наступления факта нарушения.

Вот такое шикарное послабление предусмотрели законодатели. Впрочем, остаётся очень непонятным вопрос о том, как камеры автофиксации будут выписывать штрафы. Придётся их либо научить проверять, заплатил ли водитель за проезд по платной трассе позднее, либо сам штраф за неуплату будет выписываться только по истечении 60 дней.

Когда вступит в силу?

Этого пока неизвестно. На дату написания статьи законопроект лишь принят в первом чтении Госдумой. Нужно ещё 2 этапа чтений, в которых новый закон либо также будет принят, либо отклонён, и тогда он вообще в силу не вступит, а также (если его примут во всех 3 чтениях) подписанием Президентом РФ, одобрение Советом Федерации и официальное опубликование со сроком не менее 10 дней после этого.

Вы можете сами посмотреть текущий статус проекта на сегодняшний день на официальном сайте думы, а также проверить его и все другие новые законы в нашем таймлайне изменений российского законодательства в области дорожного движения.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 700-85-66
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.