- 1. Поставят ли мне машину на учёт с резиной не по сезону в 2023 году?
- 2. Когда запрещена эксплуатация зимней резины летом и летней – зимой?
- 3. Что говорит закон о постановке на учёт и шинах?
- 4. Так можно или нет поставить на учёт на зимних или летних покрышках?
- 5. И что со всем этим делать?
- 6. Если я переобуюсь, а потом обратно – будет ли штраф?
- Здесь мы имеем несоответствие правоприменимости на практике и законодательству.
- Дело в том, что по закону сезонность резины не является объектом проверки при осмотре при постановке на учёт в ГАИ. Объектом является соответствие конструкции транспортного средства безопасности дорожного движения.
- Если вы используете зимнюю резину летом или летнюю зимой, то никакого изменения конструкции здесь нет (только если ваши колёса соответствуют разрешённым, согласно руководству по эксплуатации вашего автомобиля).
- Однако, на практике инспекторы ГИБДД нередко могут отказать в регистрационных действиях на основании резины не по сезону.
- В этом случае нужно получить письменный отказ и обжаловать его в суд с иском о понуждении к регистрационным действиям.
Шины автомобиля являются объектом пристального внимания сотрудников МРЭО ГИБДД во время осмотра на площадке при регистрационных действиях. И, не будем тянуть с ответом, инспектор чаще всего обязательно будет смотреть на сезонность покрышек. Но что говорит об этом законодательство 2023 года? Поставят ли вашу машину на учёт в ГАИ на зимней резине в летний период и, наоборот, на летней в зимний? Тонкость правоприменения и несоответствие практики с теорией рассмотрим в данной статье.
Поставят ли мне машину на учёт с резиной не по сезону в 2023 году?
Сначала поговорим об указанном выше несоответствии. И заключается оно в следующем.
- По законам 2023 года сезонность резины не является объектом проверки транспортного средства при постановке на учёт в ГАИ.
- В то же время на практике вас вполне могут завернуть при осмотре, если на автомобиле будут установлены зимние шины летом или летние зимой.
И дело здесь не совсем в произволе сотрудников регистрационных подразделений, а в неверном понимании и трактовке законодательства. Но давайте разъясним всё по порядку.
Когда запрещена эксплуатация зимней резины летом и летней – зимой?
Многие уполномоченные инспекторы да и обычные автолюбители в этом вопросе любят ссылаться на Правила дорожного движения. Точнее, на Перечень условий и неисправностей, когда запрещается эксплуатация транспортного средства. В частности, именно он якобы запрещает ездить на несоответствующих времени года покрышках.
Действительно, как приложение к ПДД мы имеем соответствующий Перечень. Однако, его соответствующий раздел не содержит никаких упоминаний о сезонности использования резины.
Однако, такое требование в 2023 году всё же есть. И содержит его уже другой документ – Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств. Так, в его Приложении №8, разделе 5, пункте 5.5 регулируется сезонность. В частности, здесь есть следующие предписания.
- Летом запрещено ездить на зимних шинах с шипами. Причём, упоминаются конкретные месяцы лета: июнь, июль и август.
- Зимой же (соответственно, в декабре, январе и феврале) должны быть установлены зимние покрышки. Причём, они должны соответствовать пункту 5.6.3 регламента.
- И третье, указанные периоды могут изменяться регионами или целиком в России по решению на государственном уровне ввиду климатических особенностей. Например, в условном Норильске, зимние месяцы могут продлить, а летние – сократить.
Таким образом, мы имеем запрет не в ПДД, а в Техрегламенте на использование резины не по сезону. В то же время, в летний период идёт речь о запрете только шипованных шин. И затрагивают эти запреты только по 3 соответствующих летних и зимних месяца.
Что говорит закон о постановке на учёт и шинах?
А теперь выясним, что со всеми этими знаниями нам делать! Так как мы говорим не о запрете формально как таковом, а о последствиях неисполнения запрета и конкретном последствии – отказе в постановке на учёт, то и выяснять будем с этой точки зрения.
Итак, нас интересует постановка на учёт машины с резиной не по сезону. Для этого обратимся к соответствующему закону – ФЗ О госрегистрации транспортных средств.
Статья 20 указанного закона перечисляет исчерпывающий список оснований для отказа в постановке на учёт. И здесь, к слову, заметьте, нет никакой отсылки на то, что автомобиль должен соответствовать Перечню неисправностей. Но есть упоминание об изменении конструкции без разрешения ГИБДД. Об этом мы ещё поговорим ниже.
В статье 16 мы можем увидеть конкретные цели осмотра машины при постановке на учёт. И среди них:
- соответствие конструкции представленным документам,
- соответствие внесённых изменений требованиям конструкции транспортного средства и соответствие безопасности таких изменений.
Как видим, никакой прямой отсылки на Технический регламент здесь нет. Осталось только выяснить, что нам даёт информация из закона про изменение конструкции.
Так можно или нет поставить на учёт на зимних или летних покрышках?
Придётся немного усложнить статью дополнительной информацией. Но без неё мы исчерпывающе не разберёмся в нашем вопросе. Поэтому снова обращаемся к Техническому регламенту.
- Пункт 7.18 Перечня запрещает эксплуатацию авто, если в его конструкцию внесены изменения без разрешения ГИБДД.
- Взглянем на определение "компонентов ТС" и видим, что это составные части, с которыми автомобиль выпускается с завода (фары, бампер и так далее, а также колёса вместе с шинами); либо это запчасти на данную машину.
- Пункт 77 Регламента указывает, что проверка соответствия изменённой конструкции не требуется в том числе, если на него устанавливаются компоненты, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации.
- И ещё раз к Приложению №8 Регламента – здесь также указано, что машина должна быть укомплектована шинами, согласно эксплуатационной документации.
И что со всем этим делать?
Из всего перечисленного делаем вывод, что колёса (вместе с резиной) являются сменным компонентом транспортного средства. Если ваши шины соответствуют по типоразмеру и маркировке указанным в руководстве по эксплуатации к вашему авто, что вы ничего не нарушаете, используя такие покрышки.
Только если, к примеру, в руководстве указаны разрешённые размеры R15 или R16 (радиус шин), а вы установили колёса R17, то тогда в конструкцию внесены изменения, которые требуют получения разрешения ГИБДД и сертификации на соответствие внесённым изменениям. И это будет основанием для отказа в постановке на учёт.
Если же у вас только установлена летняя резина зимой либо, наоборот, зимняя летом, то это не является основанием для отказа в регистрационных действиях, потому как именно несезонность резины обычно никак не отражается в эксплуатационных документах на автомобиль.
Увы, но, отвечать на вопрос о том, что делать, если вам всё же отказывают в ГИБДД в постановке на учёт, ответ популярный – обжаловать его в суд. Для этого нужно сначала получить письменный отказ в МРЭО, и уже его предоставлять в суд как основание иска. Сам иск подаётся о понуждении к регистрационным действиям.
Если я переобуюсь, а потом обратно – будет ли штраф?
Нет.
Несмотря на то, что власти уже давно хотят ввести штраф за использование резины не по сезону, в 2023 его пока ещё не ввели. Сейчас существует штраф только за нарушение Перечня неисправностей. Он составляет 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Но, так как обязательность соответствия шин времени года прописано не в этом Перечне, а в Техрегламенте, то и штраф будет незаконен.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно