Светодиодные лампы LED — можно ли ставить в фары?

Реклама
Законность LED-ламп

Мы уже изучили тему законности установки ксенона в фары ближнего и дальнего света, теперь настало время другого, но похожего типа. В последнее время этот вопрос всё больше нарастает в связи с популярностью оных. В статье мы обсудим все вопросы про светодиодные лампы LED:

  1. можно ли их ставить в фары ближнего и дальнего света,
  2. нужен ли автокорректор и омыватель фар в данном случае,
  3. какая маркировка световых приборов должна быть для установки LED-ламп,
  4. какой штраф за светодиодные лампы в головном свете.

Реклама

А начнём мы с самой сути данного вопроса — заглянем в действующее на 2018 год законодательство.

Можно ли ставить светодиодные лампы в фары?

Итак, пункт 3.4 Основных положений по допуску автомобилей к участию в процессе дорожного движения говорит нам о том, что запрещена эксплуатация транспортных средств, если тип ламп не соответствует типу светового прибора, то есть фары:

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Типичная светодиодная LED-лампочка

Как видим, если в фары автомобиля установлены лампы, которые не соответствуют типу первых, то это нарушение ПДД, которое влечёт за собой наказание. Типы внешних световых приборов регулирует Технический регламент, который выделяет 4 основных типа фар по возможным используемым в них лампам:

  • фары с лампами накаливания,
  • фары с галогеновыми лампами,
  • фары с ксеноновым светом,
  • противотуманные фары.

Какая маркировка фары должна быть для установки светодиодных ламп LED?

Маркировку фар на 2018 год определяет Техрегламент в разделе №2, где приводятся определения, используемые в регламенте.

Фары с лампами накаливания маркируются буквами R, C или CR. R — это лампы накаливания ближнего света, C — дальнего света, а CR — это лампы которые могут работать одновременно в двух режимах в фарах, где такое используется (как правило, в бюджетных автомобилях).

Галогеновые лампы имеют маркировку на фаре HR, HC, HCR — то есть к указанной выше маркировке вначале добавлена буква "H" соответственно.

Ксеноновые лампы маркируются аббревиатурами DR, DC, DCR - здесь всё аналогично лампам накаливания соответствуют лампочкам ближнего, дальнего или двухрежимного типа.

Противотуманные фары имеют общую маркировку В или F3. Но они нас в теме о том, можно ли ставить в фары светодиодные лампы LED, не интересуют.

А вот типы фар для светодиодного источника света в Техрегламенте не описаны... от слова "совсем". Увы, но это так. Поэтому светодиодные лампы в теории могут применяться в любом типе фар с любой маркировкой. Почему в теории? Потому что на практике проверяющие сотрудники ГИБДД и судьи зачем-то приравнивают их к галогеновому типу, хотя это совершенно разные конструкции лампочек.

Отличие света от светодиодных и галогеновых ламп

Поэтому здесь и ниже мы будем исходить от практики правоприменения, какой бы нелогичной она ни была, и считать, что тип галогенового источника света — это и есть подходящая для LED-лампочек маркировка. Ещё один довод в сторону такого приобщения — на автомобилях, на которые с завода устанавливаются LED-лампочки, фары маркируются именно как галогеновые.

Итак, такой тип фар имеет маркировку HR, HC, HCR, где HC означает ближний свет, HR — дальний, а HCR — двухрежимный вариант работы.

Таким образом, светодиодные лампы LED можно ставить только в фары, которые имеют маркировку HR, HC или HCR.

Какие ещё требования для установки LED?

К требованиям для установки светодиодных ламп причисляются элементарно правильная настройка угла наклона фар. Но штрафа за ненастроенный угол нет, хотя на дороге Вас будут ждать неприятности от других водителей, которых Вы можете ослепить.

Основное требования для установки светодиодных лампочек в фары ближнего и дальнего света — фара в обязательном порядке должна быть оснащена автокорректором угла наклона и омывателем. Это нам предписывает пункт 1.3.7 Техрегламента:

1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.

Фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, должны быть оснащены работоспособным устройством фароочистки.

Какой штраф за светодиодные лампочки, если их нельзя ставить в фары?

Если Вы установили LED лампы в машину с типом фар, отличным от разрешённой для установки таких ламп, то у нас для Вас плохие новости... Дело в том, что в этом случае законодательство может показать Вам воочию, как теория может отличаться от практики. Потому что в теории и по закону за это возможен только штраф в размере 500 рублей, а на практике Вас лишат прав с вероятностью 90%, аналогично тому, как если бы Вы поставили ксенон. Давайте разбираться!

Внешний световой прибор LED

Почему за LED лишают прав?

Лишение, а не штраф за светодиодные лампы LED в 2018 году может быть, потому как сотрудники ДПС привлекут Вас по части 3 статьи 12.5 Административного кодекса, который предусматривает наказание за несоответсвующий режим работы и цвет фар Основным положениям, цитату о несоответствии ламп типу фар мы привели выше.

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Возможно, Вы уже заметили несостоятельность этой статьи в целях её применения за LED-лампы. Согласно пункту 3.6 Основных положений, спереди на транспортных средствах должны быть установлены огни белого, жёлтого или оранжевого цвета и никакие иные. Союз "и" в вышеприведённой статье означает, что оба условия должны присутствовать для возможности наказания по ней:

  • и цвет огней,
  • и режим работы фар.

Светодиодная фара включенная крупным планом  

Поэтому, казалось бы, если Ваши светодиоды отдают, например, синевой и светят зелёным, фиолетовым и другим цветом, то да, Вас могут лишить прав уже по закону, ведь светодиодные лампы в не соответствующей маркировкой фаре запрещены, и у них не соответствует режим работы типу фары. Но нет, даже в этом случае лишения прав не должно быть по закону. И вот почему!

Какое законное наказание за светодиоды в фарах?

Режим работы фары — это не её тип. Да, при лишении прав за светодиоды в судах так и пишут, якобы "светодиодный режим работы" или "ксеноновый режим работы" соответственно. Однако, в том же регламенте, хоть и непрямо, но определён режим работы внешних световых приборов, и он, согласно пункту 3.10.2, может быть постоянным или проблесковым:

3.10.2. Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме с частотой, указанной в пункте 3.10.1. 

Поэтому единственным законным наказанием за светодиоды в фарах по состоянию, в которые нельзя ставить такие лампочки, на 2018 год является штраф по части 1 той же статьи 12.5 КоАП в размере 500 рублей, а в редких случаях можно обойтись и предупреждением:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Впрочем, как мы уже отмечали выше, законного наказания вовсе не должно быть, так как светодиодный источник света вообще не причислен ни в Техрегламенте, ни в каком-либо другом нормативно-правовом акте к какому-либо типу фары.

Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Комментариев: 60

Аватар пользователя Атапин Илья

у вас написано: "тип фар имеет маркировку HR, HC, HCR, где HR означает ближний свет, HC — дальний, а HCR — двухрежимный вариант работы"
Это ошибка, исправьте:
википедия:Фара
«C» — ближнего, «R» — дальнего, «CR» — двухрежимного света (ближний и дальний)

Аватар пользователя AutoTonkosti

Илья, добрый вечер. Спасибо за замечание. Статью исправили, руководствуяюсь Вашим указанием и Техническим регламентом, где в списке определений значится:

"фары типа HR, HC, HCR" - фары с галогенными источниками света класса H дальнего HR-света и ближнего HC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света;

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Альфред.

Поэтому светодиодные лампы в теории могут применяться в любом типе фар с любой маркировкой. Почему в теории? Потому что на практике проверяющие сотрудники ГИБДД и судьи зачем-то приравнивают их к галогеновому типу, хотя это совершенно разные конструкции лампочек.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Альфред. Не совсем. На практике 50/50. Согласно судедебной практики, некоторые суды признают маркировку "H" не подходящей для светодиодных ламп, другие — подходящей. В случае неподходящей получается, LED лампы в принципе запрещены, так как отдельной маркировки для них нет.

Аватар пользователя Григорий

Нет, нельзя. Нельзя поменять в фаре один тип галогенки на другой. Она теряет омологацию и сертификацию. Нел зя замнить один цоколь ксенона на другой по той же причине.
Можно заменить одну сертифицированную лампу конкретного типа на другую сертифицированную лампу такого типа. Если Вы найдете сертифицированный светодиодный источник цвета под нужный галогеновый цоколь, то ставьте. А Вы не найдете, потому что нельзя светодиоды сертифицировать по этим стандартам. У них совершенно иные характеристики и они не галоген. Светодиодные фары не имеют отдельной маркировки, но это не значит, что светодиоды можно пихать, как захочется, хоть светодиодную ленту. Штатные светодиодные лампы идут как готовое изделие, в них нет расходников. Там есть стационарно установленные светодиодные модули, а такие фары не подлежат обслуживанию владельцем. Модули меняются, но это не расходник какого-то стандартного типа. Меняются на такие же со снятием фары.

Аватар пользователя Дмитрий

На самом деле вы немного не правы в отношении HCR фар, как правило, это линзованная фара на топовых комплектациях "бюджетных" автомобилей. Например, у меня на топовой Рио стоят линзованные фары с маркировкой HCR, на топовом Соренто идет двойная маркировка под ксенон и HCR, таким макаром получается, что и в мою фару можно поставить ксенон, если удастся найти шильдик с маркировкой.

Аватар пользователя Александр

Добрый день. С ближним и дальним светом все понятно. НО что если я установлю светодиоды:
1. В передний габарит (или дневной ходовой огонь)
2. В фары сзади (все или стопы)
Важно то, что ближний и дальний я оставлю как написано галогеновыми!!!
Что будет за такие действия???

Аватар пользователя AutoTonkosti

Александр, Денис, добрый день. То же самое, что и в фары ближнего и дальнего. Габариты относятся к той же фаре, где и ближний, и дальний, поэтому маркировка распространяется и на них. Вот решение суда по установке светодиодных LED ламп в габариты.

Аватар пользователя Максим

"Факт управления Звягиным А.Л. транспортным средством транспортным средством, на передней части которого в корпусе головного света фар установлены лампы габаритных огней синего цвета, что не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, был вывялен инспектором ГИБДД при исполнении должностных обязанностей и подтверждается представленными доказательствами."

При чём здесь установка LED в габариты, если вы привели пример габаритов с СИНИМ цветом. Конечно ему ничего не удовлетворили и подтвердили факт нарушения.

Аватар пользователя Александр

Огромное спасибо за хорошую и интересную статью. Один вопрос, а если я хочу поставить светодиодные или ксеноновые лампы в ПТФ с маркировкой "B", кроме отсутствия регулятора и омывателя фар, какие ещё есть ограничения в установке?

Аватар пользователя Руслан

Хотел бы узнать, а как мне убедить сотрудника ГИБДД, в том что у меня так ярко светят фары и сказать что это не ксенон, а светодиодные лампы и всё время они приписывают эту статью 12.5 ч. 3 . Сертификаты не действуют ведь их государство выдаёт значит проверяет их на наличие вредных или опасных факторов и в дальнейшим решают их судьбу выдавать сертификат на выпуск этих ламп. Может будут писать на LED тип Н или HL. Ведь это безопасность всех участников движения, в том числе самого водителя, а улучшение света на дороге позволяет увидеть препятствии и раньше за тормозить.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Руслан и простите за поздний ответ! Инспектора убеждать в чём-то на практике смысла мало. Но в случае с Вашим вопросом доказать потом в суде меньше вероятности. Но по факту LED лампы, по мнению судов, не являются подходящими для установки в фары, маркированные H, HC или HCR.

Аватар пользователя Михаил

Доброго времени суток, интересует такой вопрос, имеется бмв е21, можно ли заменить штатные фары на светодиодную блок-фару? Т.к. чисто логически это же идет не замена лампы в кустарных условиях, а замена самой фары собраной целиком на заводе, а значит лампы (светодиоды) соответсвтеют типу рассеивателя. отсюда сам вопрос если произвести замену фар в сборе, понесет ли это какое наказание или нет? Большое спасибо.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Михаил, добрый день. В Вашем случае применим пункт 3.1 перечня неисправностей ПДД:

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

Страницы

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.