Можно ли стоять для движения прямо под стрелку светофора?

Допсекция светофора

Представим ситуацию: Вы подъезжаете к перекрёстку со светофором с дополнительными секциями в виде стрелок налево и/или направо по крайнему ряду дороги, но Вам нужно прямо, поэтому Вы останавливаетесь в крайнем ряду, когда автомобилям сзади Вас нужно повернуть по стрелке. Кто в этом случае прав и как действовать в такой ситуации? Можно ли стоять в крайнем ряду дороги перед перекрёстком, если нам нужно прямо и если основная секция светофора выключена, а дополнительная секция со стрелкой включена?

Правила дорожного движения оговаривают, что для поворота налево или направо или разворота нужно занять крайнее положение, а ехать прямо можно из любой полосы, если нет соответствующей разметки. Поэтому сначала рассмотрим простейшую ситуацию с правильной организацией дорожного движения, когда такая разметка есть.

Можно ли стоять при включенной дополнительной секции в крайнем ряду?

Ответ на этот вопрос очевиден, если Вы стоите в крайнем ряду перед светофором с допсекцией для движения прямо, а с данного ряда можно только направо, налево или развернуться, как на схеме ниже.

Движение прямо при стрелке направо с разметкой

Как видно из схемы выше, красный автомобиль нарушает, так как стоит для движения прямо в полосе, с которой можно ехать только направо. Синий же автомобиль ничего не нарушает.

Но вот наказание водителя красной машины за это ждёт очень небольшое — всего 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП.

Можно ли стоять прямо под стрелку, если разметки нет или она разрешает ехать прямо?

Усложняем ситуацию и уберём разметку проезжей части дороги.

Движение прямо при стрелке направо

В данном случае красный автомобиль стоит под дополнительную секцию светофора, а синий намерен повернуть направо, о чём свидетельствует его поворотник. Но вот незадача, красному нужно прямо, а основная секция горит красным, и ехать ему запрещено, а зелёному разрешено, но он не может проехать из-за красного. Он негодует, злится, сигналист водителю красного.

Вот только толку от этого мало. Дело в том, что, согласно действующим на 2019 год ПДД, водитель красного ничего не нарушает. Нет у него обязанности не занимать крайний правый ряд для движения прямо, так как соответствующей разметки нет. Также он ничего бы не нарушал, если бы разметка разрешала красному двигаться прямо или направо. Тем не менее, Вы стоите на красный для движения прямо в крайнем ряду, а сзади Вас хотят ехать под допсекцию другие автомобили, то Вы. Это, безусловно, недоработка организации дорожного движения. Но это также недоработка законодателей, пишущих ПДД, в которых не предусмотрена такая ситуация. Более того, не нарушаете Вы только ПДД, но это не единственный правовой акт, регулирующий дорожное движение.

Венская конвенция запрещает стоять прямо из крайнего ряда под стрелку в любом случае

Дело в том, что есть ещё нормативно-правовой акт, называемый "Венской Конвенцией о дорожных знаках и сигналах" (Вена, 8 ноября 1968 г.). И вот согласно ему — точнее, пункту 10 статьи 23 Венской конвенции:

10. Когда сигнал трёхцветной системы дополнен одним или несколькими зелеными огнями, имеющими стрелку или стрелки, включение этой дополнительной стрелки или этих дополнительных стрелок означает, — независимо от того, какой огонь трёхцветной системы в это время включен, — что транспортные средства могут продолжать движение в направлении или в направлениях, указанных стрелкой или стрелками; это означает также, что, если транспортные средства находятся на полосе, которая предназначена исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой, или по которой должно осуществляться это движение, их водители должны — при условии, что они уступают дорогу транспортным средствам, двигающимся в том направлении, в котором эти водители намерены следовать, и при условии, что они не будут угрожать безопасности пешеходов, - следовать в указанном направлении в тех случаях, когда остановка их транспортных средств препятствовала бы движению других транспортных средств, находящихся позади них на той же полосе. Эти дополнительные зеленые огни должны помещаться предпочтительно на одном уровне с обычным зеленым огнем.

Очень сложная формулировка, не правда ли!? Потребуется не один раз прочитать её, чтобы понять, о чём идёт речь. Но на самом деле, всё просто. Если Вы стоите для движения прямо на крайней левой или правой полосе, с которой можно поворачивать соответственно налево или направо (но также можно ехать и прямо по ПДД), Вам горит красный, но горит стрелка, разрешающая с этой же полосы поворачивать, то Вы обязаны, согласно конвенции, повернуть. И это независимо от наличия или отсутствия разметки.

Допсекция светофора

Но, казалось бы, причём тут конвенция!? "Для водителей есть ПДД, какая ещё конвенция!?" — скажете Вы. Но конвенция — это очень важный документ. И тонкость здесь заключается в том, что она даже приоритетнее, чем ПДД. В том случае, если в ней и в ПДД будут какие-либо противоречия, то конвенция имеет приоритет. Это диктует нам сама Конституция:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Венская конвенция — это международный договор России, а ПДД — это подзаконный акт, введённый Постановлением правительства РФ.

Тем не менее, если разметки нет, и по ПДД Вам из крайнего ряда разрешено ехать прямо, но Вы стоите на запрещающий сигнал, в то время как дополнительная секция со стрелкой включена, то штрафа за это не предусмотрено. В Кодексе об административных нарушениях вообще нет наказаний за нарушения предписаний конвенции.

В видеоролике ниже показана типичная ситуация проезда перекрёстка на дополнительную секцию с разметкой, разрешающей из крайнего правого ряда ехать в том числе прямо.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 350 02 51
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Комментариев: 22

Аватар пользователя Денис

Здравствуйте! Вы говорите только про разметку нанесенную или не нанесенную на проезжую часть в виде стрелки, указывающую на направление движения. Скажите, а если перед перекрестком сверху весит дорожный знак, указывающий направление движения по полосам на данном перекрестке и при этом отсутствует разметка на проезжей части, то как действовать?

Аватар пользователя Михайл

с легковым авто всё понятно, а как быть с маршрутным транспортным средством, ведь на него действие знака 5.15.1 и 5.15.2 нераспростроняется?
1.Может ли он стоять в правом ряду для проезда прямо и создавать помеху при включенной доп.секции направо и основным красным сигналом?
2.Двигаясь по правой полосе с разметкой по направлениям и имеющемся светофоре с доп.секцией с включенном зеленом и стрелкой направо, ему необходимо проехать прямо нарушает ли он и в каких случаях?

Аватар пользователя Андрей

Добрый день. Перекресток в Питере на Савушкина . Итак , две полосы . Слева сверху висит знак 5.15.1 поворот налево . Справа знак - движение прямо и направо по стрелке. Мне нужно прямо , а психу по стрелке направо . Гудит в жопу и беснуется . Кто прав ?

Аватар пользователя Роман

Здравствуйте. В приведённой вами цитате из конвенции сказано, что если вы стоите в полосе, предназначенной исключительно для движения в направлении в дополнительной секции, то обязаны проехать. Исключительно! И причём тут движение прямо? Этот тезис означает всего навсего, что вы можете и стоять, ведь горит красный, но если сзади кто-то намерен проехать и считает, что вы мешаете, то тогда нужно ехать. Нет в конвенции обязанности следовать например направо, если вам прямо и разметка (знаки) позволяют прямо. Вы неверно тракруете.

Аватар пользователя Денис

" исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой, или по которой должно осуществляться это движение"
вот в этом "или" и заключается суть рассуждений автора, так что он абсолютно прав.

Аватар пользователя Вячеслав

Добрый день. Разъясните пожалуйста. Т-образный перекрёсток с двухрядным движением с так же двухрядным движением в оба направления (налево и направо). Перед перекрёстком установлен светофор с доп. секцией направо (на основном зелёном стрелок нет, стрелка направо горит всегда), разметки как и знаков движения по полосам не установлено. Вопрос: разрешается ли поворот налево с крайнего правого ряда на основной зелёный сигнал? Спасибо.

Аватар пользователя Дарья

Добрый день. Поясните, пожалуйста, как действовать в данной ситуации. Имеем 4 полосы движения. Крайняя левая - на разворот , вторая левая - налево и прямо, и две правые прямо. Светофор со стрелкой налево . Я останавливаюсь в полосе налево и прямо , перед стоп-линией с поворотником налево жду стрелки, ибо с крайней левой - поворот запрещен. Люди сзади меня сигналят и орут , чтобы я проехала дальше стоп-линии до середины. Что делать ? Могу ли я стоять и ждать свою стрелку налево?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый вечер, Дарья. Если Вы стоите на полосе, и знаки и/или дорожная разметка предписывают движения с неё прямо или налево, то Вы можете стоять в ожидании разрешающего сигнала светофора.

Аватар пользователя михаил

Автор статьи. Ты "конвенцию" тупо скопировал или прочитал?? Написано же: "если транспортные средства находятся на полосе, которая предназначена исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой". Повторю своими словами: на полосе предназначенной исключительно для поворота!!!! А так молодец.

Аватар пользователя Олег

Здравствуйте! Однополосная дорога в обе стороны, разделенная сплошной линией. А перед регулируемым перекрестком висит знак с левой полосы только налево , а с правой прямо и направо?! Вот не доходит до меня, как же и что этот знак обозначает , если нет полос разметки.?!

Аватар пользователя AutoTonkosti

Олег, добрый день. Если есть предписывающие знаки движения по полосам, то они определяют количество полос. Разметка в Вашем случае разделяет встречные потоки, но для разделения на полосы движения в пределах каждого направления разметки может и не быть.

Аватар пользователя Татьяна

Стою на регулируемом перекрестке, левая полоса. Мне нужно прямо. Светофор с двумя дополнительными стрелками: направо и налево. Загорается основной зеленый и зеленым стрелка направо, а стрелка налево вообще не горит ни красным, ни зеленым. Перед светофором нет знака, что левая полоса только для поворота налево и на асфальте нет никакой разметки. Я начинаю движение прямо и камера фиксирует нарушение. На фото отчетливо видно, что движение на зеленый идет своим чередом. Мне пишут в постановлении - не выполнил требования ПДД об остановке перед Стоп линией, обозначенной дор.знак.6.16"Стоп" или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора.

Аватар пользователя Константин

Здравствуйте. Ситуация следующая: три ряда, светофор с двумя доп. секциями, левая - красный налево, правая - зелёная стрелка прямо, основной - красный. Я - в среднем ряду, мне нужно прямо. Мне сзади сигналят, типа езжай. Какие мои действия: ждать основного зелёного, либо обратить внимание на зелёную правую доп. стрелку прямо? Я расценил эту доп. правую стрелку прямо как действующую только для крайнего правого ряда. Прошу разъяснить. Спасибо.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Константин. В действующих ПДД нет ссылки на действие секций на определённые полосы. Дополнительная секция со стрелкой прямо означает, что движение прямо разрешено с необходимостью уступить дорогу на перекрёстке другим транспортным средствам.

Аватар пользователя Татьяна

Добрый день, на дороге с тремя полосами движения, перед Т-образным перекрестком знаки движение по полосам и светофор с доп стрелкой налево. Крайняя левая полоса разрешает движение прямо и налево, можно ли при загоревшемся зеленом проехать прямо до середины и остановиться в ожидании зеленой стрелки налево? считается ли это нарушением или нет? Если нет..то как обжаловать полученный штраф за нарушение разметки стоп линии?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Татьяна, нет, конечно. В данном случае дополнительная секция запрещает дальнейшее движение, в том числе выезд на перекрёсток.

Пункт 6.3 ПДД:

Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета её контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Пункт 6.13 ПДД:

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при её отсутствии:

  • на перекрёстке перед пересекаемой проезжей частью (с учётом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.