Есть целый ряд транспортных средств, которые освобождены от некоторых обязательств по контролю за техническим состоянием, а также от налогового бремени. В последние годы в сети всё чаще распространяется информация о том, что в числе таковых - старые машины. Якобы автомобили старше 30 лет не облагаются транспортным налогом, а также на них не распространяется Техрегламент Таможенного союза. Правда ли всё это по состоянию на 2023 год, давайте выясним. А также разъясним, как в этом плане работает законодательство!
Авто старше 30 лет не облагаются налогом – правда?
Не совсем. Дело в том, что налогообложение автомобилей регулируют 2 вида нормативных актов:
- Налоговый кодекс РФ устанавливает общие правила налогов для машин,
- региональные налоговые правовые акты регулируют ставки по налогам, а также виды транспортных средств, которые от такового полностью освобождены.
НК РФ приоритетнее региональных документов, и потому при наличии противоречия нужно руководствоваться первым. И именно он не устанавливает никаких льгот для автомобилей старше 30 лет. "Пруф" находится в статье 358 кодекса – в нём перечислены транспортные средства, владельцы которых освобождены от уплаты транспортного налога.
Но всё это значит лишь то, что льготы для старых авто не регулирует федеральное законодательство. А вот региональные кодексы устанавливают возможность освобождения от обложения налогом старых машин, но только при определённых условиях. И речь идёт о возрасте вовсе не 30 лет, а в зависимости от конкретного региона – до определённого года выпуска автомобиля.
Давайте рассмотрим регионы и города, в которых на 2023 год действуют такие субсидии.
Город или регион | Особые условия налога |
---|---|
Санкт-Петербург | Автомобили до 1990 года (старше 29-30 лет) не облагаются транспортным налогом только в том случае, если мощность их двигателя не превышает 79 л.с., а сами автомобили – производства СССР. |
Воронежская область | Для транспортных средств старше 25 лет (без привязки к году выпуска) не платится налог при мощности менее 100 л.с. |
Республика Ингушетия | Если вы зарегистрированы в Ингушетии, ваш автомобиль старше 1994 года выпуска и его мощность менее 90 л.с., то вы освобождаетесь от уплаты транспортного налога. |
Тверь | Налоговое исключение распространяется только на раритетные ТС старше 1970 г. |
Мурманск | На автомобили в возрасте старше 30 лет. |
В указанных 5 регионах России действуют льготы для уплаты транспортного налога. Таковых нет в Москве и других больших городах по состоянию, актуальному на 2023 год.
Обратите внимание, речь идёт именно о налоговой субсидии. Это значит, что для освобождения от уплаты сбора вам необходимо произвести определённые действия в зависимости от конкретного региона – подать в налоговую инспекцию заявление на её получение с приложенными документами (чаще всего сюда включаются документы на машину).
На старые машины не действует Техрегламент?
А вот это уже правда! Но вам вряд ли будет от этого легче. Почему?
Начнём с тех же "пруфов". Согласно положению непосредственно Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колёсных ТС":
3. Действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства:
....
3) категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, а также категорий M2, M3 и N, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
Как видим, то, что на автомобили старше 30 лет не действует Техрегламент, касается только категорий L и M1. Что же это за категории? Всё очень просто:
- L – это мотоциклы, в том числе скутеры, мопеды, трёхколёсные аппараты,
- M1 – это ТС, которые предназначены для перевозки людей, и число мест в которых не более 8 – то есть практически стандартные все легковые автомобили, кроссоверы и внедорожники старше 30 лет.
Но есть ещё условие, что регламент не действует на категории M2, M3 и N. Это соответственно автобусы с числом мест более 8 (до 5 тонн и более соответственно обозначениям категорий) и грузовые машины (предназначенные для перевозки грузов). И для них важное условие – возраст более 50 лет включительно, а также ещё ряд обязательств, перечисленных в цитате.
Обратите внимание: выше мы указали, что практической пользы от этого никакой нет. Всё так, потому что действующие в 2023 году ПДД указывают, что вносить изменения без разрешения ГИБДД в конструкцию автомобилей нельзя. И это без какой-либо отсылки на Техрегламент. ПДД, являясь постановлением правительства, приоритетнее Техрегламента, который, в свою очередь, является разновидностью ГОСТа.
Таким образом, вы не можете без разрешения ГИБДД и прохождения соответствующей официальной процедуры менять конструкцию авто старше 30 лет. В том числе производить замену двигателя.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно
Комментариев: 2

Re: Налоги и Техрегламент не действуют на автомобили старше...
Здравствуйте! Мне начисляют налог на автомобили 74, 79 и 80 годов выпуска, которых у меня давно ( более 20 лет) уже нет. Были проданы по доверенности. Авто зарегистрированы в Мурманской области. Документов никаких не осталось. Обращался в налоговую и МРЭО. Снять с учета не могут, говорят наложено обременение, а какое не могут сказать. В Мурманской обл. Авто старше 30 лет, как видно из Вашей статьи налогом не облагаются, подскажите пожалуйста, как мне его избежать? С уважением. Михаил.

Re: Налоги и Техрегламент не действуют на автомобили старше...
Добрый день. Я владелец авто. ГАЗ М-20 (Победа) 56г. житель Крыма (г. Щелкино). Где и когда могу пройти экспертизу. Какая цена этой услуги? И какие административные наказания предусмотрены к водителю за эксплуатацию авто не имея экспертизы?