Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
ДТП с пешеходом
Нет времени читать статью?
  1. В 2023 году виновность в ДТП не определяется по тому факту, убедился пешеход в безопасности перехода дороги или нет.
  2. И вообще это понятие оценочное. Одним пешеходам достаточно бросить беглый взгляд на дорогу, а другим вглядываться тщательнее. Но в любом случае доказать, что человек убедился в безопасности перехода – вам вряд ли удастся.
  3. Поэтому ключевым в определении виновности является соблюдение ПДД, а точнее места, где пеший участник дорожного движения пересекал проезжую часть до наезда.
  4. Если водитель сбил пешехода на «зебре» – практически со 100% вероятностью виновником ДТП признают ехавшего за рулём.
  5. В ситуации, когда человек не убедился, что машин нет и решил перейти дорогу вне пешеходного перехода не всё так однозначно. Но и здесь водителю могут вменить несоблюдение пунктов 10.1 (скорость) или 8.1 ПДД (маневрирование), в результате чего вина окажется обоюдной.
  6. Соответственно, если автолюбителя признают виновным и за нарушение в КоАП предусмотрен штраф – он будет законным.
  7. А вот наказания пешеходу, за то, что он не убедился, что его пропускают – отсутствуют. Есть лишь общие штрафы за несоблюдение ПДД и причинение вреда здоровью третьих лиц по статьям 12.29 и 12.30 КоАП.
  8. Но никто не отменяет гражданскую ответственность. Если в наезде виноват водитель – он возмещает вред пешеходу. Когда виновником признали человека, переходившего дорогу в неположенном месте, но при этом сам он пострадал – водителю всё равно придётся возмещать ему ущерб в рамках ст. 1079 ГК РФ, а пешеход, в свою очередь, должен оплатить ремонт машины.

Безопасность на дороге зависит от соблюдения Правил дорожного движения. Причём ПДД обязаны соблюдать не только водители, но и пешеходы. Но зачастую пешие участники дорожного движения не крутят головой по сторонам. Вместо этого они переходят дорогу, не убедившись в безопасности своего движения – и нередко оказываются под колёсами машин. Возникает вопрос, кто будет виноват в таком ДТП?  Ответить однозначно невозможно. Да, с одной стороны у пешеходов есть приоритет при переходе на «зебре». Но, с другой, ПДД обязывают их оценивать дорожную обстановку, а бездумно идти на проезжую часть. В статье на конкретных примерах рассмотрим вопрос виновности, штрафов и судебную практику.

Обязан ли пешеход убедиться в безопасности до начала перехода дороги?

Да.

Для начала вспомним, что в ПДД содержатся предписания не только для водителей, но и для пешеходов. Обязанностям пеших участников дорожного движения посвящён Раздел 4 Правил, в том числе по вопросу перехода проезжей части.

Вкратце перечислим, что это за обязанности:

  • Пункт 4.3 ПДД предписывает идущим пешком пересекать дорогу исключительно по пешеходному переходу, который, в свою очередь, может быть как регулируемым (светофором, регулировщиком), так и не регулируемым,
  • И если «зебра» нерегулируемая, то согласно ПДД пешеход перед началом движения обязан убедиться в безопасности своего манёвра – то есть пропускают ли его едущие автомобили (п. 4.5 Правил),
  • Есть требование убедиться в безопасности движения и в случаях, когда пешеход оказался на «островке безопасности» или на линии, которая разделяет встречные потоки машин,
  • Ещё одно требование безопасности касается случаев приближения автомобилей спецслужб с сиреной и включёнными маячками красного и/или синего цвета – в этом случае прямая обязанность пешеходов воздержаться от перехода дороги или освободить проезжую часть, будучи уже на ней (п. 4.7 ПДД).

Но вместе с тем, в словаре терминов ПДД отсутствует разъяснение фразы «убедиться в безопасности перехода». То есть это оценочное понятие.

И, действительно, пешеходы бывают разные, отличаются и их особенности восприятия дорожной ситуации. Молодым достаточно бросить взгляд в сторону проезжей части и прикинуть расстояние от ближайшего автомобиля и его скорость. Люди в возрасте оценивают обстановку куда медленнее.

В итоге получаем, что отсутствие чётких критериев термина «убедиться в безопасности» приводит к спорным моментам. После ДТП пешеход может вообще сказать, что он оценил ситуацию и не увидел для себя опасности перехода проезжей части. И попробуйте опровергнуть его слова!

Отчасти при таких ДТП в пользу водителя играет запись с регистратора. Если, к примеру, на ней видно, что человек разговаривал по телефону, а потом резко свернул на дорогу и даже не оглянулся в сторону едущих машин – шансы доказать, что пешеход не убедился в безопасности перехода есть. Но даже это всё условно, и дальше вы поймёте почему.

Обратите также внимание, что в ПДД, актуальных на 2023 год, нет разрешения для водителя не останавливаться и не снижать скорость, если пешеход вдруг не убедился в безопасности перехода. В данном случае при разборе происшествия в расчёт берутся совсем иные факторы, о которых мы расскажем далее.

Правила перехода дороги пешеходами

Пешеход не убедился, что его пропускают – кто будет виноват в ДТП?

Каждый наезд на человека требует отдельной проверки. Вешать всех собак на автолюбителя, просто потому, что он находится за рулём источника повышенной опасности (автомобиля) неправильно. Правда, здесь теория часто отличается от практики. Но давайте по порядку!

На регулируемом переходе

Некоторые автолюбители шутят, что пешеходный переход придаёт бессмертие. С правовой точки зрения так и есть. И работает это следующим образом!

Согласно пункту 4.3 ПДД, пешеходам разрешается переходить дорогу именно по «зебре», а в обязанности водителя входит уступить дорогу пешим участникам в такой ситуации.

И если пешеход:

… виновным в ДТП со 100% вероятностью признают водителя, сбившего пешехода на «зебре». Аргумент, что пострадавший не убедился в безопасности перехода, увы, не сработает. Это тот самый случай, когда у пешехода неоспоримое преимущество движения.

А вот если человек вышел на красный свет, то здесь виновником ДТП признают уже его. В данном случае речь идёт о нарушении пешеходом пункта 4.4 Правил дорожного движения.

Есть ещё одна ситуация с наездом на велосипедиста. Если тот не спешился, а пересекал проезжую часть по «зебре» на велобайке, то в случае ДТП есть вероятность признания обоюдной вины. Водителю – за то, что не уступил дорогу, велосипедисту – за то, что ехал по переходу вместо того, чтобы спешиться и идти пешком. Но от наказания водителя это всё равно не спасёт…

На нерегулируемой «зебре»

При отсутствии (неработающем) светофора и регулировщика переход считается нерегулируемым. Это накладывает дополнительные обязанности и на водителей, и на передвигающихся на своих двух.

Пункт 4.5 ПДД требует от пешеходов вначале посмотреть на право и на лево, убедиться, что автомобилисты притормозили и уступают – и только потом начинать пересечение проезжей части.

Тем не менее, если произошёл наезд на пешехода – виноват будет водитель. Объясняется это тем, что пешеходы имеют преимущество в движении, а вот автолюбитель нарушил пункт 14.1 Правил предоставить такое преимущество на «зебре»:

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Соответственно, самое меньше, что ждёт виновного водителя в 2023 году – это штраф от 1 500 до 2 500 рублей по статье 12.18 КоАП за неуступление дороги пешим участникам дорожного движения. В худшем случае придётся отвечать за причинение вреда здоровью. Наказание здесь зависит от того, насколько тяжёлые увечья у пострадавшего и жив ли он вообще.

Вот пример судебного решения, где сбившего мужчину водителя признали виновным в ДТП с причинением вреда средней тяжести, а суд назначил ему штраф 10 000 рублей.

А в Московской области водитель сбил девушку на нерегулируемом переходе, в результате чего пострадавшая провела на больничном 8 месяцев. Городской суд ограничил свободу водителю на 1,6 месяцев и лишил прав на 1,8 месяцев. В удовлетворении жалобы автолюбителю было отказано (Апелляционное постановление Московского областного Суда № 22-5022/2020 от 18 августа 2020 года).

ДТП с пешеходом на нерегулируемом переходе

В неположенном для перехода месте

Совсем другое дело, если пешеход шёл по дороге вне обозначенного перехода.

Преимущества в движении в соответствии с пунктом 4.5 ПДД у него нет. Зато есть обязанность не создавать помехи едущим автомобилям и начинать движение лишь в том случае, если проезжий путь свободен. А ещё запрещается выходить из-за препятствий и стоящих машин, не убедившись в безопасности перехода дороги.

Однако с ДТП вне перехода не всё так просто. И вот почему!

Чтобы водителя признали невиновным, должно быть установлено отсутствие нарушения ПДД с его стороны. Но, к примеру, если на участке дороги стояло ограничение в 60 км/час, а вы двигались со скоростью 70 км/ч и сбили пешехода, который бездумно выскочил на дорогу – будьте уверены, вас признают виновником ДТП, поскольку нарушен скоростной режим.

Кроме того, если у водителя была техническая возможность предотвратить ДТП, сбросив скорость, а он не успел или не смог этого сделать и наехал на пешехода – автомобилист снова окажется виноватым. Определяется такая возможность с помощью автотехнической экспертизы.

И вообще если будет установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) водителя и наступившими последствиями (аварией), то ехавшему за рулём вменят несоблюдение универсального пункта 10.1 ПДД. Он обязывает находящегося за рулём ехать с такой скоростью, чтобы держать дорожную ситуацию на контроле и в случае опасности успеть среагировать и полностью остановиться.

Или другой пример. Возьмём ситуацию, когда вы, избегая наезда, вывернули руль в сторону и в эту же сторону отпрыгнул пешеход – в результате чего произошло ДТП. На практике судьи считают, что нужно не маневрировать, а тормозить в пол. В противном случае «виноватят» водителя, вменяя ему несоблюдение п. 8.1 Правил.

Таким образом, на практике 2023 года при наезде на пешехода вне «зебры» виновными могут запросто признать обоих участников ДТП. А вот степень вины обычно определяет суд. С учётом вреда здоровью или жизни нарушившего пешехода даже 1% вины водителя чреват для последнего административной или уголовной ответственностью.

Пример из судебной практики, где автоледи назначили штраф 10 тысяч рублей за наезд на пешехода вне пешеходного перехода. А в этом примере суд не нашёл состава правонарушения в действиях водителя, который при повороте сбил стоящего на разделительной полосе мужчину.

Есть ли штраф для пешехода, если тот не убедился в безопасности перехода?

Нет.

Перечень административных наказаний содержится в КоАП РФ. Однако среди мер ответственности нет ни одной за то, что пешеход не убедился в безопасности перехода проезжей части. Соответственно, ни штраф, ни арест, ни иные наказания невнимательному человеку не грозят.

Зато в 2023 году есть общие штрафы для пешеходов за несоблюдение ПДД. В нашем случае это переход в неположенном месте. За это пешему участнику дорожного движения грозит штраф 500 рублей или предупреждение (ч. 1 ст. 12.29 КоАП). Велосипедисту за аналогичное нарушение выпишут штраф 800 рублей по части 2 той же статьи.

А вот за лёгкий и средний вред здоровью других участников ДТП, если авария произошла по вине невнимательного пешехода, последнему грозит штраф от 1 000 до 1 500 рублей по части 2 ст. 12.30 КоАП, а за тяжкие увечья и летальный исход – уже уголовная ответственность.

Штраф пешеходу, если тот не убедился в безопасности перехода

Но ещё есть гражданская ответственность!

Административные и уголовные наказания применяются к участникам ДТП со стороны государства. Но помимо этого есть еще гражданская ответственность – возмещение третьим лицам причинённого им ущерба в рамках ст. 1064 ГК РФ.

В нашем случае возможны следующие сценарии:

  • если наезд произошёл в зоне действия «зебры», водитель возмещает имущественный и иной вред пострадавшему,
  • если в ДТП виноват пешеход, а сам он не пострадал – он возмещает вред владельцу машины,
  • наконец, при наличии вреда здоровью сбитого пешехода, даже при отсутствии вины водителя – последний должен компенсировать расходы на лечение пострадавшего в ДТП, как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Впрочем, если на автомобиль оформлен ОСАГО, за водителя выплаты производит страховая компания. Лимит по ущербу здоровья составляет 500 тысяч рублей. А ещё пострадавший вправе потребовать возмещения морального ущерба – только уже не со страховой (она не платит), а с причинителя вреда, то есть того, кто находился за рулём в момент ДТП.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.