Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Моноколесо и ПДД
Нет времени читать статью?
  1. Главная на сегодня тонкость в том, что моноколесо – это средство индивидуальной мобильности (СИМ), но в ПДД этот факт не отражён. Связано это со сложностью принятия поправок в Правила дорожного движения. Тем не менее, в ГИБДД обещают урегулировать вопрос со статусом СИМов уже к концу 2022 года.
  2. Соответственно, моноколесо не считается транспортным средством, его не нужно ставить на учёт в ГИБДД, получать водительские права на управление одноколёсным гаджетом и приобретать полис ОСАГО.
  3. Тот, кто управляет моноколесом приравнивается к пешеходу.
  4. Отсюда перечень разрешённых мест, где можно передвигаться на СИМ в виде моноколеса: тротуары, пешеходные зоны, вело-пешеходные дорожки, парки, скверы, а в ряде случаев – велосипедные дорожки и обочины.
  5. А вот выезжать на моноколесе на проезжую часть можно лишь при отсутствии мест, перечисленных выше. Также ПДД обязывают едущего не совершать обгоны.
  6. Обязанность непременно спешиваться перед пешеходным переходом отсутствует, равно как не требуется кататься в шлеме и экипировке в целом.
  7. Если монорайдер допустил нарушение ПДД, то в 2024 году его ждёт административная или уголовная ответственность как пешего участника дорожного движения – чаще всего по части 1 ст. 12.29 КоАП.
  8. А вот с точки зрения ДТП моноколесо, равно как и иные СИМы – не считается источником повышенной опасности (ИПО). Ущерб здоровью пешехода в результате наезда оплачивается в рамках гражданского законодательства. Если сам монорайдер угодил под колёса машины, то вправе получить возмещение по ОСАГО (конечно, если у владельца автомобиля есть страховка).

На моноколесе можно быстро доехать до нужной точки, зайти с гаджетом в общественный транспорт и вообще получить удовольствие от перемещения по городу. Однако с точки зрения ПДД моноколесо находится в подвешенном состоянии. В том плане, что Минтранс, ГИБДД и прочие ведомства так и не добились установления чётких правовых критериев для таких одноколёсных электроустройств. Тем не менее, по сложившейся практике в 2024 году моноколесо считается средством индивидуальной мобильности (СИМ), а тот, кто им управляет – пешеходом. Но при этом передвигаться на электрогаджете можно в строго ограниченных для этого местах. В статье расскажем, почему моноколесо не является ТС, что за новая категория СИМ, где можно ездить, а где нельзя. Также обсудим, нужно ли получать водительские права на моноколесо, какие штрафы за нарушения, а также как трактуются ДТП с одноколёсными устройствами.

Моноколесо с точки зрения новых ПДД – это транспортное средство?

Моноколесо – это самобалансирующееся мотор-колесо, имеющее подножные педали, аккумулятор и блок управления электроникой. Казалось бы, перед нами классическое транспортное средство. Но нет!

Чтобы выяснить, относится моноколесо к ТС или нет, нужно знать определение понятия. А для этого следует заглянуть в п. 1.2 ПДД или в статью 2 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения». И в обоих НПА мы найдём идентичное по содержанию определение:

"Транспортное средство" – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Ну и что? Моноколесо как раз используется для передвижения людей, которые в процессе езды могут перевозить небольшие по габаритам грузы. Но ставить в точку в этом вопросе еще рано!

Существует более расширенное толкование определения «транспортное средство» – его можно найти в Примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за управление незарегистрированным ТС:

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

Однако главная тонкость в том, что моноколесо, в отличие от электросамоката, сигвея и гироскутера имеет всего одно колесо. Соответственно, с точки зрения ПДД моноколесо нельзя отнести ни к велосипедам, ни к мопедам, ни тем более к мотоциклам или автомобилям. По состоянию на сегодняшний день это механическое средство передвижения.

Между тем, в июле 2022 года в ГИБДД анонсировали новые меры регулирования электросамокатов и других не включённых в ПДД средств мобильности.  На самом деле этот вопрос требует урегулирования еще с 2017 года. Минтранс и другие ведомства неоднократно просили власти ускорить принятие изменений об электросамокатах, однако дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.

На текущий момент уже готова финальная редакция поправок в ПДД от Минтранса. Официальный текст и возможные изменения мы публиковали в отдельной статье. К примеру, законодатели хотят ограничить скорость перемещения электросамокатов, гироскутеров, моноколёс и прочих устройств до 25 км/ч, запретить им выезжать на магистрали, регистрировать такие гаджеты электронной RFID-меткой и т.д.

Сложность в том, что ПДД попали под механизм регуляторной гильотины. Это означает, что для внесения поправок требуется полностью переиздавать Правила дорожного движения – а этот процесс не очень-то и быстрый. Мы держим руку на пульсе и обновим статью, как только изменения вступят в силу.

Статус моноколеса по действующим ПДД

Почему это СИМ?

Моноколесо, равно как электросамокат, гироскутер, сигвей, роликовые коньки и другие средства передвижения сейчас относят к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). Но если вы полезли искать это определение в ПДД, то спешим расстроить – его вы там не найдёте, потому что официально поправки еще не утвердили. Это тот случай, когда российские законы не успевают за техническим прогрессом.

Однако определение СИМ уже есть и активно используется на практике ГИБДД и судами. Вот как оно звучит:

Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Как видно, средства индивидуальной мобильности – это отдельная категория транспорта. По задумке, в неё войдут все те устройства передвижения, которые ввиду своих характеристик не относятся ни к велосипедам, ни мопедам, ни к мотоциклам – в нашем случае таковым как раз является моноколесо.

К слову, суды также активно оперируют терминологией СИМ при рассмотрении дел. Вот одно из свежих решений Верховного Суда от 30 марта 2022 года:

В течение последних лет участились случаи использования лицами для передвижения средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса и тому подобные устройства), технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла. Конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Таким образом, на практике моноколесо приравнивается к средствам индивидуальной мобильности. Однако до сих пор термин «СИМ» официально не закреплён ни в одном нормативно-правовом акте. Вот такой парадокс!

Значит управляющий моноколесом является пешеходом?

Да, человек, управляющий моноколесом, юридически имеет статус пешехода и должен соблюдать соответствующие правила.

С точки зрения ПДД, пешеходом считается лицо, которое находится вне транспортного средства, но при этом может использовать для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Отсюда получаем, что моноколесист не может быть водителем ТС (поскольку его одноколёсный гаджет – это не транспортное средство). Велосипедистом такой участник дорожного движения, согласно ПДД, также не является. Единственный правовой статус такого наездника – пешеход.

Со скольки лет можно ездить на моноколесе?

Сейчас ограничений по возрасту на управление моноколесом нет.

Однако анонсируемые, но ещё не принятые в 2024 году поправки в ПДД по части электросамокатов, скорее всего, ограничат возраст едущего на моноколесе, сигвее, гироскутере и других устройствах – с 14 лет. То есть детям младше этого возраста нельзя будет использовать гаджеты с электрическим двигателем.

Нужны ли водительские права?

Нет, не нужны.

В настоящее время правовой статус моноколеса в качестве категории участников дорожного движения не определён. Но, как мы выяснили выше, на практике данное устройство относится к СИМ.

Между тем, пункт 4 ст. 25 ФЗ О БДД регламентирует, что водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством. Однако в нашем случае моноколесо – это не ТС, поэтому для езды на таком гаджете не требуется подтверждать право управления. И, соответственно, не нужно учиться в автошколе, сдавать теорию и практику ПДД, проходить медкомиссию и оплачивать госпошлину за получение ВУ.

Водительские права на управление одноколёсным гаджетом с электротягой

Где можно ездить на моноколесе по ПДД в 2024 году?

Особенность городской инфраструктуры в том, что в ней есть зоны для транспортных средств, пешеходов и велосипедистов. А вот для езды на средствах индивидуальной мобильности такие места не предусмотрены. И с законодательной точки зрения это порождает некоторые трудности. Однако на практике всё просто!

Несмотря на то, что моноколесо приводится в движение электродвигателем, само устройство относится к СИМ, и, как мы выяснили ранее, управляющий мотор-колесом не кто иной, как пешеход. Соответственно, правила езды на моноколесе точно такие же, как при движении пешеходов – и регулируются пунктами 4.1 – 4.8 ПДД.

Итак, где же можно ездить на моноколесе:

  • по тротуарам,
  • по пешеходным дорожкам,
  • по вело-пешеходным дорожкам (если таковые есть в вашем городе),
  • если ничего из списка выше нет – разрешается передвигаться по обочинам дорог,
  • по велосипедной дорожке или краю проезжей части – если отсутствует всё вышеперечисленное, включая обочины,
  • а также в тех местах, где запрещается движение транспортных средств (парки, скверы).

Если монорайдер вынужденно двигается по проезжей части, он обязан делать это навстречу к потоку едущих автомобилей. При этом запрещается обгонять других участников дорожного движения – будь то пешеходы, велосипедисты, управляющие любыми СИМ и другие, если они также передвигаются по краю проезжей части.

Таким образом, действующие в 2024 году ПДД не допускают свободную езду на моноколесе по велосипедной дорожке. Прибегнуть к такому варианту монорайдер может лишь при невозможности движения по тротуару, пешеходной или вело-пешеходной дорожке. На практике это требование соблюдается не всегда. Но и штрафы почти не выписывают.

Обязан ли я надевать шлем?

Такой обязанности по действующим ПДД у вас нет.

Пункт 4.1 Правил рекомендует пешеходам в тёмное время суток или при ограниченной видимости на дороге иметь при себе/на себе предметы со светоотражающими элементами. К примеру, значки или наклеенные на одежду полоски. А вне населённых пунктах, например – на трассе, это прямая обязанность пеших участников дорожного движения.

Что касается наличия шлема, налокотников, наколенников, защиты запястий и прочей экипировки при езде на моноколесе – такого требования ПДД не предъявляет. Инспекторы ГИБДД также не штрафуют за отсутствие данных элементов у наездника одноколёсного гаджета. Однако с точки зрения безопасности экипировка при езде на моноколесе всё же нужна.

Обязанность ездить со шлемом на моноколесе по ПДД

А спешиваться перед пешеходным переходом?

Нет.

Обязанность спешиваться перед «зеброй» есть у велосипедистов и водителей мопедов (п. 24.8 Правил). А вот управляющие моноколесом – это на сегодняшний день пешеходы, и для них нет отдельных требований сходить с электроустройства. Поэтому проезд пешеходного перехода на электроколесе не считается нарушением ПДД.

Но, с другой стороны, никто не отменял требования безопасности. Езда на моноколесе через проезжую часть чревата наездом на других пешеходов, которые в этот момент тоже пересекают проезжую часть по «зебре». Если такие лица получат травмы, то виновнику на моноколесе придётся отвечать за ущерб их здоровью. Поэтому, крайне желательно спешиваться и переходить по пешеходному переходу, везя или неся одноколёсный гаджет.

Можно ли двигаться на моноколесе по проезжей части?

Нет, но в ряде случаев это допускается.

Мы указали, что на СИМ можно передвигаться в тех местах, которые предназначены для пешеходов – тротуары, пешеходные дорожки, вело-пешеходные трассы, парки, скверы и другие зоны, где нельзя ездить на автомобилях. И только если таких мест нет, закон разрешает либо съехать на велосипедную дорожку, либо двигаться на моноколесе по краю проезжей части. При этом обязательное условие – движение навстречу транспорту.

Какие штрафы для лиц на моноколесе?

Неопределённость с правовым статусом моноколёс не сильно сказывается на ситуации с вынесением наказаний для управляющих гаджетами с электротягой. Сейчас основные штрафы приходятся за езду по проезжей части.

Согласно действующему КоАП, наказания следующие:

  • если монорайдер допустил любое нарушение ПДД – штраф составляет 500 рублей (часть 1 ст. 12.29 Кодекса),
  • если управляющий моноколесом создал помеху движению другим транспортным средствам – штраф для него 1 000 рублей (ч. 1 ст. 12.30 КоАП),
  • если нарушены ПДД, и это привело к причинению лёгкого или среднего вреда здоровью других людей – штраф от 1 000 до 1 500 рублей (часть 2 той же статьи).

Однако если в результате неаккуратного вождения наездник моноколеса причинил тяжкий вред здоровью людей или, не дай Бог, кто-то погиб – это образует состав преступления по ст. 118 или ст. 109 УК РФ. Наказание зависит от тяжести последствий, а максимум по этой статье можно получить до 4 лет лишения свободы (за смерть двух и более лиц).

Что грозит за езду пьяным?

Тонкость в том, что в действующих УК РФ и КоАП нет отдельного наказания для наездника моноколеса, если тот нарушил ПДД или нанёс ущерб здоровью, будучи в нетрезвом состоянии.

Однако в готовящихся поправках к ПДД будет прямой запрет управлять СИМ в пьяном виде. Соответственно, уже скоро в КоАП может появиться отдельная норма, которая ужесточит ответственность за нарушения на моноколесе в состоянии «подшофе».

Штрафы за нарушения ПДД при езде на моноколесе

Кто будет виноват в ДТП с участием моноколеса?

Ключевым здесь является отнесение одноколёсного электроустройства к источнику повышенной опасности (ИПО). На сегодняшний день таковым признаётся, к примеру, транспортное средство. И даже если в ДТП будет виноват пешеход, то владелец ИПО обязан возместить ущерб жизни и здоровью сбитого им человека – это диктует ст. 1079 ГК РФ. Точнее, при наличии ОСАГО за водителя это сделает страховая компания.

Но что с СИМ и моноколёсами в частности? Учитывая, что это не транспортные средства, а катающиеся на гаджете лица признаются пешеходами, статус источника повышенной опасности к моноколёсам в 2024 году не применим. Соответственно, ДТП с участием мобильного устройства и пешехода нужно рассматривать как столкновение двух людей. Более того, это даже не ДТП, ведь отсутствует один из главных составляющих аварии – движущееся транспортное средство.

Другое дело, если в происшествии участвовали машина и моноколесо. Это уже отвечает критериям ДТП, при условии, что ТС находилось в движении. На практике виновным в таких авариях чаще признают водителей. Однако если едущий на автомобиле не уступил дорогу монорайдеру, когда последний не имел права двигаться по проезжей части (к примеру, если рядом был тротуар), то суд может признать и обоюдную вину в ДТП.

Третий случай, когда из машины резко открылась дверь и в неё врезался едущий на моноколесе. Виновником аварии признают того, кто эту дверь распахнул – либо самого водителя, либо пассажира его машины. Ответственность для них разная, и зависит от последствий столкновения. Подробнее об этом вы можете почитать в нашей статье о виновности в ДТП с открытой дверью.

Могу ли я получить выплаты по ОСАГО?

Не всегда.

Различают три вида ДТП с участием моноколеса:

  • столкновение транспортного средства и одноколёсного гаджета,
  • наезд монорайдера на пешехода,
  • удар двух СИМов, один из которых – одноколёсный.

Лишь в одной из трёх ситуаций пострадавший в ДТП может рассчитывать на возмещение ущерба по ОСАГО. Как вы, возможно, догадались, речь идёт о первом случае, когда машина сбила наездника моноколеса. Если в ДТП виноват водитель, чья ответственность застрахована по ОСАГО, сбитый может обратиться в страховую причинителя вреда и получить возмещение вреда здоровью.

А вот если моноколесист наехал на пешехода, ОСАГО здесь не работает. В данном случае ущерб возмещается в гражданском порядке, в рамках ст. 1064 ГК РФ. То есть виновник оплачивает ремонт, а возможно и моральный вред, тому, кого он сбил на своём электроустройстве.

Основная сложность в том, что после наезда виновник на СИМ может скрыться с места происшествия. Найдут ли его? Не факт! Учитывая, что моноколёса не подлежат учёту в ГИБДД, у них отсутствуют номерные знаки, а на месте инцидента может не быть камер или нужного ракурса – шансы привлечь к ответственности скрывшегося моноколёсника стремятся к нулю.

Возможно, ситуация изменится после принятия поправок в ПДД по части электросамокатов, например – их начнут регистрировать и отслеживать местонахождение. Но пока этого не произошло, и нерешённых проблем, равно как и ДТП с участием СИМов становится всё больше.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.