Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 938-72-23
Петербург и область:+7 (812) 449-45-96
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 700-85-66

Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Инстаграм
Вконтакте
Электросамокат и ПДД

До появления электросамокатов в России не было проблем с их квалификацией по Правилам. Однако, с их популяризацией возросло и количество ДТП. Поэтому власти задумались о том, чтобы отнести их к отдельной категории транспортных средств. Об этом мы писали в одной прошлых статей о последних новостях о средствах индивидуальной мобильности. В этой статье мы поговорим конкретно об электрических самокатах и выясним, где на них можно ехать, какие ПДД для них предписаны, в том числе к чему они относятся: мопедам, велосипедам или пешеходам, а также выясним тонкости езды пьяным на таком транспорте и поговорим про последние поправки в законах.

Что такое электросамокат по ПДД 2020 года?

Правила дорожного движения разделяют транспортные средства от самоходных машин, имеют градации в зависимости от максимальной скорости и мощности двигателя, а также количества колёс. В общем, можно легко запутаться в современных ПДД.

К сожалению, чёткого определения, что такое электросамокат по Правилам, по состоянию на 2020 год нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. Соответственно, в определённых случаях вам потребуются права на них, а в других нет. Равно как и пьяным нельзя ездить в первом случае.

Какие же требования ПДД к электросамокатам, к чему они приравниваются и в каких случаях? Итак, Правила имеют определённые категории транспорта, давайте выясним, какие из них можно отнести по букве законодательного акта в обсуждаемому нами.

Это пешеходы?

Очень многие участники дорожного движения считают наездника на электросамокате не более чем пешеходом. И это, учитывая, что современные устройства могут разгоняться до 60 км/ч и более. Даже велосипедисты, которые едут гораздо медленнее, не являются пешеходами.

Но ПДД в нашем случае здесь имеет чёткое определение. Согласно ему, пешеход – это лицо, которое находится вне транспортного средства. Здесь же указывается, что к пешеходам приравниваются люди, которые используют для передвижения самокаты или другие аналогичные средства.

Пешеход с самокатом

Здесь для ответа нам нужно выяснить 2 вопроса:

  • приравнивается ли электросамокат по определению ПДД к транспортному средству,
  • относится ли он к "другим аналогичным средствам" по официальному тексту из Правил?

Для ответа на них идём к определению транспортного средства и видим, что это устройство, которое предназначено для перевозки по дорогам в том числе людей. Обратите внимание, что дорога включает в себя также тротуары и обочины.

Идём ещё дальше и смотрим определение механического транспортного средства – оно приводится в движение двигателем.

Таким образом, электросамокат по сути является транспортным средством по ПДД 2020 года. Однако, прямой отсылки в Правилах на это нет, так как не указано прямо к чему приравнивается эта категория.

Это велосипед?

Нет. В определении велосипеда указано, что они должны приводиться в движение мускульной силой, в частности, с помощью педалей или рукояток. И потому электросамокат на дорогах России не является велосипедом.

Это мопед?

Уже вполне! Мопедом по ПДД является такой транспорт, который соответствует следующим критериям:

  • имеет 2 или 3 колеса,
  • максимальная скорость не выше 50 км/ч,
  • электродвигатель с мощностью более 250 Вт, но менее 4 кВт.

Как видим, большинство электросамокатов по определению – это мопеды

Однако, нас всё же интересует вопрос практики правоприменения, и она в целом однозначна в 2020 году.

К чему приравнивают электросамокаты на практике?

Сотрудники ГИБДД в последнее время нередко останавливают такие устройства... И выписывают штрафы и даже лишают водительских прав за езду на них. Это дало толчок в определённой устоявшейся судебной практике.

В 2020 году такая практика обстоит следующим образом:

  • если вы управляете электросамокатом с мощностью мотора не более 250 Ватт, то вы приравниваетесь к пешеходу,
  • езда же на электрическом самокате с мощностью, которая превышает указанное значение, образует ситуацию, когда сотрудники ГИБДД и суды считают его мопедом.

Но здесь такое положение дел несколько противоречит ПДД. Дело в том, большинство электросамокатов имеют мощность более 250 Вт, но и скорость у них нередко свыше 50 км/ч. Но в судебной практике, даже если скорость превышает своё значение в 50 км/час, то это всё равно мопед, а не мотоцикл.

Обратите внимание, что ПДД руководствуется определением "номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки". Если вы заглянете в характеристики своего электросамоката, то там чаще всего будет указана просто максимальная мощность (её ещё называют пиковой). А в режиме длительной нагрузки, как правило, её значение немного ниже.

Отношение электрических самокатов к мопедам также прямо разъяснили и в официальном ответе ГИБДД.

Электросамокаты приравнены к мопедам

Нужны ли права?

Как раз в зависимости от характеристик вашего электросамоката и выясняем, в каких случаях потребуется водительское удостоверение. И у нас здесь всего 2 варианта:

  • если электросамокат имеет мощность меньше 250 Вт, то права на него не потребуются,
  • если же он превышает хотя бы одно из значений, то потребуются права для управления мопедом – согласно ФЗ О безопасности дорожного движения, любая категория автомобильного (или мотоциклетного) водительского удостоверения подтверждает право управления таким электросамокатом.

Третий вариант – когда у вашего электросамоката максимальная конструктивная скорость выше 50 км/ч. По определению это уже не мопед, а мотоцикл. Но судебной практики по таким случаям ещё не было. Почти всегда суды приравнивают такое устройство именно к мопедам.

Таким образом, для езды на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт нужны водительские права любой категории.

Нужно ли ставить на учёт ГИБДД электрический самокат?

Здесь та же ситуация, когда практика несколько отличается от теории.

Фактически правила регистрации регулирует одноимённый Федеральный закон:

  • статья 6 указывает, что ставить на учёт нужно все транспортные средства,
  • определение же ТС в статье 4 ведёт речь о транспорте мощностью свыше 4 квт или максимальной скоростью более 50 км/ч.

То есть формально, если ваш электросамокат может ехать быстрее 50 км/ч, то его необходимо регистрировать. С другой, вы этого сделать не сможете, потому что он не прошёл все испытания на соответствие Техрегламенту и не имеет ПТС.

На практике сотрудники ГИБДД ни за что не будут требовать у вас регистрационные документы.

Можно ли ездить пьяным и без прав?

Здесь всё аналогично в зависимости от мощности:

  • на электросамоткате мощностью до 250 Вт можно ездить в опьянении, в том числе алкогольном или наркотическом,
  • а вот вождение этого устройства в пьяном виде, если его мощность превышает значение, запрещается и приведёт к лишению водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет и штрафу в размере 30 000 рублей по части 1 статьи 12.8.

Также обстоит дело и с ездой без наличия права управления (если вы никогда в жизни не получали водительское удостоверение), будучи лишённым или не имея в/у с собой. Запрещается вождение электросамоката, который имеет двигатель более 250 Ватт.

Странная ситуация получается в том случае, если вы взяли устройство напрокат в пьяном виде. В этом случае должны также привлечь и того, кто передал вам его по части 2 указанной статьи за передачу управления лицу в состоянии опьянения.

Ответственность за езду на электросамокате пьяным без прав

Судебная практика

Практически все решения судов по вопросу, можно ли водить электросамокат пьяным, схожи и следуют описанному выше алгоритму в зависимости от мощности мотора.

Вот пример наиболее стандартного решения суда, где управляющего электрическим самокатом признали виновным за езду в пьяном виде и привлекли по части 1 статьи 12.8 КоАП к лишению прав и штрафу 30 000 рублей. Все доводы водителя относительно того, что это не транспортное средство, были отвергнуты судьями обеих инстанций, потому что в документации к устройству была указана мощность более 250 Вт.

Где можно ехать?

Для устройств менее 250 Вт, то есть для пешеходов:

  • электросамокаты должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам,
  • если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине,
  • если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.

Для средств свыше 250 Вт:

  • по дороге по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов,
  • а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам.

Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам.

Какие ещё требования?

Есть дополнительные предписания и запреты, помимо прочего, которые регулируются разделом 24 Правил для мопедов – то есть для устройств мощностью более 250 Вт. Среди них:

  • запрещена езда на электросамокате без рук (с одной рукой на руле можно),
  • нельзя перевозить пассажиров (для одноместных устройств),
  • также воспрещается перевозить ребёнка в возрасте до 7 лет,
  • на таком электросамокате вы обязаны быть в шлеме, и он должен быть застёгнут,
  • перед пешеходным переходом нужно спешиваться,
  • запрещено буксировать другой электрический самокат.

Кроме того, действующие ПДД рекомендуют при езде в тёмное время суток надевать светоотражающие жилеты или иметь другие такие предметы и обеспечить их видимость другими участниками дорожного движения.

Новые штрафы и правила для электрических самокатов

Какие штрафы?

Аналогично всем вышеописанным градациям наказания по КоАП РФ аналогичны:

  • если ваше устройство имеет меньше 250 Вт мощности, то для вас действуют штрафы как для пешеходов,
  • для мощных электросамокатов штрафы устанавливаются уже как для водителей транспортных средств.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые санкции.

Штрафы для электросамокатов в 2020 году
Нарушение Мощность менее 250 Ватт Более 250 Ватт
Переезд дороги по пешеходному переходу Не запрещается (в отличие от велосипедистов), поэтому штрафа в 2020 году нет Это запрещено (пункт 24.8 ПДД), штраф – 800 рублей (ч.2 статьи 12.29 КоАП)
Езда по тротуару Нет наказания 2 000 рублей по части 2 статьи 12.15
Езда по дороге Штраф 500 рублей или предупреждение (часть 1 статьи 12.29) Нет наказаний
Езда по тротуару в состоянии опьянения Нет наказания Возможны 2 наказания:
2 000 рублей по части статьи 12.15 КоАП
30 000 рублей и лишение прав на 1,5-2 года по части 1 статьи 12.8
Езда по дороге в состоянии опьянения Штраф 1-1,5 тысячи рублей по части 3 статьи 12.19 30 000 рублей и лишение прав на 1,5-2 года по части 1 статьи 12.8
Вождение без прав (если нет совсем) Нет санкции От 5 до 15 тысяч по части 1 статьи 12.7
Если нет при себе водительского удостоверения, но вообще оно есть Нет санкции Предупреждение или штраф 500 рублей (ч.2 статьи 12.3)
Езда без шлема либо если он расстёгнут Нет наказания Штраф 1 000 рублей (статья 12.6)
Скрытие с места ДТП Нет наказания Лишение прав на 1-1,5 года или арест до 15 суток (ч.2 статьи 12.27)

Что будет при ДТП с электросамокатом?

Довольно необычная тонкость заключается в разнице ответственности между случаями, когда вы управляете самокатом менее 250 Вт и более, являясь, соответственно, пешеходом или водителем мопеда.

Вообще, меры ответственности разделяются на административную и гражданскую. И обе из них имеют разницу. Давайте рассмотрим её!

Штрафы для электросамокатов в 2020 году
Нарушение Мощность менее 250 Ватт Более 250 Ватт
Лёгкий вред здоровью потерпевшего Штраф 1-1,5 тысячи рублей (ч.2 статьи 12.30) Штраф от 2,5 до 5 тысяч или лишение прав на срок 1-1,5 года (часть 1 статьи 12.24)
Средней тяжести вред при ДТП Тот же штраф 1 000 - 1 500 рублей Штраф 10 000 - 20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года
Тяжкий вред здоровью или смерть человека Уголовная ответственность в обоих случаях

Как видим, наказания разительно отличаются – всё, потому что во втором случае речь идёт о водителе мопеда как полноценного транспортного средства.

Но есть в этом ещё одна тонкость. Дело в том, что устройство, которое может выйти из-под контроля, по российскому законодательству, признаётся источником повышенной опасности (ИПО). При этом, всё зависит от относительности участников ДТП, транспорт которых причинил вред:

  • при наезде автомобиля на пешехода первый – источник повышенной опасности,
  • при наезде авто на велосипедиста – машина снова является ИПО,
  • а при наезде велосипедиста на пешехода – уже велосипед становится ИПО.

Зачем мы затронули эту тему? Всё дело в том, что действующее на 2020 год законодательство устанавливает ответственность владельца ИПО вне зависимости от его вины в ДТП.

Приведём пример. Человек едет на электросамокате мощностью 400 Ватт по дороге по правому краю, ничего не нарушая. Вдруг дорогу в неположенном месте начинает перебегать пешеход и попадает под колёса самоката. В таком случае сотрудники ГИБДД признают виновным в аварии пешехода, но вред здоровью ему всё равно будет возмещать наездник электросамоката (а пешеход – вред самокату). Так говорит статья 1079 ГК РФ.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 700-85-66
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.