Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Как правильно проезжать перекрёсток с круговым движением по новым правилам? Очерёдность, полосы и знаки

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
ПДД на круге

Есть определённые пункты правил, которые касаются кругового движения, которые знают очень немногие водители. А в последующем очень удивляются, если их делают виноватыми в произошедшем ДТП. Между тем, правила эти предельно просты. Но, соблюдая их, есть всё же риск попасть в аварию с теми, кто их не знает. В этой статье исчерпывающе поговорим в формате вопросов и ответов и со схемами, как нужно проезжать круговые перекрёстки по ПДД и "по понятиям", чтобы не допустить ДТП. В частности, выясним, какая очерёдность проезда кругового движения, как правильно пересекать его при наличии знака и его отсутствии по новым правилам 2024 года, правила движения по полосам круга на одно-, двухполосной и более дороге, какие поворотники включать и какие штрафы за нарушения правил колец.

Самое главное – отличаем круговое движение от обычного перекрёстка

Первое, что необходимо знать о кольцевом перекрёстке – это специальный дорожный знак, который его обозначает. В ПДД, как и любых других аспектах законодательства в России, формальность имеет гораздо высшее значение, нежели видимость. Даже если перед вами налицо дорога с круговым движением, но знака перед ним нет, то это обычная серия перекрёстков. И отличия здесь заключаются, главным образом, в очерёдности проезда и обязанности занимать крайние полосы при движении по ним.

Второе важное правило: круговое движение – это движение прямо. Это означает, что, находясь на кольце, вы не совершаете манёвров. А совершаете их только при въезде на кольцо и съезде с него.

Именно в этих главных контекстах все тонкости мы и будем обсуждать ниже.

Как проезжать круг, если стоит знак?

Ещё одна новость для многих автолюбителей – многие из нас знают, как выглядит дорожный знак 4.3 "Круговое движение" – это синий круг со стрелочками. Вот так он выглядит:

Дорожный знак Круговое движение

Новостью для большинства будет тот факт, что стрелки на этом знаке указывают, в какую сторону вам можно ехать по такому кольце. На картинке выше стрелки ведут против часовой стрелки. Это означает, что и вы должны двигаться по кругу также.

Впрочем, именно против часовой стрелки организовано движение на большинстве кругов в России. Более того, мы ни разу не встречали движение в обратном направлении. Тем не менее, факт остаётся фактом – необходимо руководствоваться официальной трактовкой ПДД, которая предписывает ехать именно в том направлении, куда указывают стрелки.

4.3 "Круговое движение". Разрешается движение в указанном стрелками направлении.

Какие правила проезда кольца по ПДД, если знака нет?

Как мы уже указали выше, при отсутствии знака 4.3 перед вами вовсе не круговое движение, а обычный перекрёсток... Если быть точнее, то речь идёт о серии перекрёстков, где каждое из пересечений дорог диктует или может диктовать свои приоритеты проезда теми или иными знаками, разметкой или светофорами.

Вот пример организации дорожного движения на "круговом движении" без дорожного знака:

Схема кругового движения без знака – серия перекрёстков
На этой схеме оранжевый автомобиль обязан уступить дорогу зелёному, так как тот является для него помехой справа. Если бы это было формально круговое движение, обозначенное знаком, то оранжевый бы имел преимущество в очерёдности проезда.

А вот пример панорамы такого кольца на въезде в город Златоуст. Здесь до недавнего времени был круговое движение, но не организованное соответствующим дорожным знаком:

Панорама движения по кругу без знака

Новые правила движения через круг 2024

Обновление от 01.02.2023 г. Раздел доработан в связи с вступлением в силу поправок в ПДД с 1 марта 2023 года.

Так мы потихоньку приближаемся к обсуждению приоритетов проезда через кольцо. Дело в том, что не так давно в силу вступили изменения в ПДД, согласно которым, круговое движение сделали всегда главной дорогой. А до этого очерёдность проезда определялась табличкой, и, если её не было, то это был явный недостаток в организации дорожного движения на данном участке дороги.

Но затем снесли ещё одно важное изменение, согласно которому, знак устанавливает приоритет при въезде на кольцо.

Теперь же достаточно только установленного знака 4.3 – все, кто находится на круге, имеют преимущество перед теми, кто на него въезжает. Но если перед кольцом висит знак "Главная дорога", то приоритет имеет уже транспортное средство, въезжающее на такой перекрёсток.

Какая очерёдность проезда через круговой перекрёсток?

Ранее же была недоработка практики применения этого нововведения. И кроется она как раз в знаке, но не 4.3, а другом.

Если нет знаков приоритета проезда?

Здесь всё просто – видите знак 4.3? Уступайте дорогу всем, кто движется по кольцу.

Если такие знаки есть?

Дело в том, что на некоторых круговых перекрёстках продолжают определять приоритет проезда табличкой. Да, это сделано в благих целях, так как с определённых направлений въезда на кольцо трафик гораздо более плотный.

  • В новом пункте Правил 13.11.1 так и написано, что тот, кто въезжает на круг, обязан уступить дорогу тем, кто по нему уже едет, кроме случая главной дороги.
  • Вместе с тем, табличка может указывать соответствующую очерёдность проезда кругового движения.

При движении по двухполосному кругу

А вот здесь ситуация может быть уже спорной. Представьте, что вы собираетесь заехать на круговое движение, где организовано двухполосное движение, с примыкающей дороги. При этом, по кругу движется другой автомобиль, которому вы обязаны уступить дорогу. Следует ли в таком случае ждать, пока эта машина проедет точку пересечения траекторий?

Речь идёт вот о такой картинке дорожного движения:

Схема очерёдности движения по двухполосному кругу

Здесь чёткий ответ на данный вопрос нам снова дают ПДД. Согласно самого определения "уступить дорогу" вы всего лишь не должно своим манёвром и/или началом движения вынудить тот автомобиль изменить ни траекторию, ни скорость его движения. Если оба этих условия выполнены, то вы выполнили обязанность, предписанную пунктом 13.11.1 Правил проезда кругового перекрёстка.

Вот только на практике 2024 года необходимо тщательно следить при выезде на круг, чтобы машина, имеющая преимущество, не начала перестраиваться. К сожалению, пользоваться поворотниками, чтобы предупредить других участников движения о перестроении, в наше время выше достоинства некоторых водителей. А при ДТП доказать, что столкновение произошло именно по причине невключенного сигнала поворота и перестроения, а не вашего неуступления дороги, будет практически невозможно, согласно судебной практики.

Если круговое движение регулируемое со светофором

Здесь всё просто. Сигналы светофора всегда имеют приоритет (пункт 6.15 Правил) по очерёдности проезда перед знаками и табличками. В том числе и на круговом движении.

Поэтому, если на данном круге перед каждым въездом на него и на самом кольце установлен светофор в рабочем состоянии, то вы обязаны в любом случае руководствоваться именно им.

Регулируемое кольцо со светофором

Какой правильный проезд через круговое движение по полосам?

А теперь давайте рассмотрим ситуации, в которых водители чаще всего ошибаются. Какие полосы вы обязаны занимать при манёврах и движении по круговому перекрёстку?

При въезде на кольцо

Это тот участок, где вы имеете право занять любую удобную для вас полосу. При этом, ПДД относительно чётко устанавливают правила расположения на таких участках дорог.

  • Пункт 8.5 обязывает вас занять крайнее положение перед началом манёвра, а 8.6 – держаться правой кромки проезжей части. А мы помним, что въезд на круг – это поворот направо.
  • В то же время 8.5 исключает круговое движение из этого общего правила.

Однако, если вы движетесь по двухполосной дороге или более по левой полосе, при этом следует придерживаться такой траектории движения, чтобы не создавать помех по полосам движения тем, кто справа от вас.

Соответственно, те, кто въезжает на кольцо по правой полосе, заезжают на правую круга. Те, кто леве, соответственно, на левые полосы круга. При этом, не забываем уступать дорогу всем, кто уже на круговом движении. В этом случае тем, кто на левых полосах, придётся уступить большему количеству машин.

При съезде с кольца

Мы также помним, что съезд с кольцевого перекрёстка – это тоже поворот направо (что логично, если движение по кольцу – это прямое направление формально по ПДД).

И вот как раз в случае выезда с кругового перекрёстка вы обязаны, согласно пункта 8.5 Правил, занять крайнее положение для поворота. То есть съезжать с кольца нужно исключительно с правой его полосы, и никак иначе. Исключение составляют ситуации, когда разметка указывает на две и более полос, доступные для выезда с круга.

Тонкость прямой дороги через круговое движение

И всё бы ничего, но именно это правило может спровоцировать большое количество ДТП – да-да, даже если вы будете ехать по правилам. Для примера рассмотрим такую дорожную ситуацию на Горьковском шоссе города Казани:

Схема движения по полосам на четырёхполосном круговом движении в Казани

Что мы здесь видим? Круговое движение, где на самом кольце 2 полосы, а на примыкающей дороге – 4. Однако, дорога эта примыкает к кольцу, являясь его частью. Это означает, что в любом случае при проезде по ней вы попадаете на круг и тут же с него выезжаете. Так вот и получаем, согласно требования пункта 8.5 Правил, что для проезда прямо по направлению картинки выше вам нужно ехать исключительно по крайней правой полосе (на самом деле, по второй, так как крайняя правая – автобусная).

Разумеется, на практике 2024 года никто этого правила на данном участке не придерживается. Однако, здесь очень часто происходят ДТП, когда даже со второго ряда слева кто-то пытается проехать далее по кольцу, а находящийся слева от него (на крайней левой полосе) – намеревается двигаться по этой же улице – то есть формально совершает поворот направо, думая, что проезжает прямо.

И таких кольцевых движений в России очень много. Как быть в такой ситуации? Если ваша единственная задача – избежать аварии (думаем, что большинство водителей придерживаются этого принципа), то всё просто:

  1. если хотим двигаться по кольцу, занимаем крайнюю левую полосу (но при съезде далее не забываем перестроиться правее),
  2. если хотим проехать по улице "прямо", то не забываем, что при съезде с кругового движения по правилам мы совершаем поворот направо, поэтому едем по разрешённой крайней правой полосе.

То есть на кольцевых перекрёстках наиболее безопасная тактика движения простая: просто занимаем крайние полосы в зависимости от намерения продолжить далее движение.

Можно ли развернуться перед кругом?

В некоторых случаях ПДД этого не запрещают, но в жизни так делать лучше не стоит. Объясним, в чём здесь дело.

Вспоминаем, что круговое движение – это, в первую очередь, перекрёсток. Согласно определения ПДД, границы перекрёстка знаменуются началом закругления проезжих частей. Если движение на кольце организовано против часовой стрелки (а это почти 100% дорог в РФ), то, если вы уже заехали на кольцо, ехать против хода вам нельзя.

Это означает, что нужно понимать конкретную схему конкретного кругового перекрёстка, чтобы понять две вещи:

  • остаётся ли здесь место для разворота до начала кругового движения,
  • не запрещают ли иные правила развернуться в данном месте (пешеходный переход или автобусная остановка, например).

Вот пример кругового перекрёстка, где вы не имеете права развернуться:

Пример схемы кольца, где запрещён разворот до начала круга

Какие поворотники включать на кольце?

И, наконец, самое простое и в то же время также одна из самых распространённых ситуаций, когда многие водители ошибаются либо намеренно неверно используют сигналы поворота. Также отдельно рассмотрим каждый манёвр на кольце.

При въезде на круг

Мы помним, что это поворот направо. И потому здесь нужно включать правый сигнал поворота... Да, даже если примыкающая дорога тут же съезжает с кольца и визуально движется в прямом направлении, вы всё равно обязаны включать правый поворотник.

При движении по кругу

Так как езда по круговому движению происходит формально в прямом направлении (это круг имеет такой изгиб, что замыкается), то после въезда на него правый поворотник необходимо выключить и не включать никакой из них.

При съезде с кольца

И, наконец, поскольку при выезде с кольцевого перекрёстка мы совершаем такой же манёвр направо, как и при въезде на него, то снова включаем правый поворотник.

Но помним главное – сигналы поворотников не должны вводить в заблуждение других водителей (и иных участников движения) – пункт 8.2 ПДД. Поэтому лучше иной раз, чтобы вас правильно поняли, нежели формально соблюсти Правила.

Например, вот на таком небольшом круговом движении на фото ниже при въезде на него со стороны, откуда смотрит камера, нужно хорошо подумать, прежде чем включать правый поворотник. Те, кто намеревается заехать на круг справа, могут неверно вас понять и подумать, что вы собираетесь тут же съехать с круга (направо по направлению движения на картинке ниже).

Схема использования поворотников на кольцевом перекрёстке

Какие штрафы за нарушения ПДД на круговом движении?

Отдельных штрафов ГИБДД в виде специальных норм ответственности за нарушения конкретно на круговом движении в 2024 году не существует. Но есть общие нормы наказаний за те или иные нарушения.

Таблица штрафов за нарушения ПДД на круговом движении
Норма наказания Размер штрафа За какие нарушения?
12.15, часть 1 – нарушения правил расположения транспортных средств 1 500 рублей Если не заняли крайнее положение при выезде с кругового движения
12.14, часть 1 – невыполнение обязанности включить поворотники 500 рублей или административное предупреждение Не включили правый поворотник при въезде на кольцо или выезде с него
12.13, часть 2 – неуступление дороги 1 000 рублей Не уступили дорогу при въезде на круг тем, кто уже движется по круговому перекрёстку
12.13, часть 1 – выезд на перекрёсток в пробке 1 000 рублей Если выехали на круговое движение, на котором образовалась пробка
12.12, часть 1 – нарушение проезда на запрещающий сигнал светофора 1 000 рублей (или 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев за повторное) Проехали на красный сигнал на регулируемом круге
12.16, часть 3 – движение против хода по односторонней дороге 5 000 рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев Если поехали против хода по кольцу, а равно решили развернуться по кратчайшему пути через кольцо против хода движения
12.19, часть 1 – общие нарушения правил остановки или стоянки 500 рублей Остановились на круговом движении
Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.