Бесплатная консультацияСпросить юриста
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 302-55-36

Какие новые скидки по КБМ с 1 апреля 2022 года? Таблица изменения коэффициентов

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Новые КБМ
Нет времени читать статью?
  1. В России продолжается индивидуализация тарифов ОСАГО.
  2. С 1 апреля вступила в силу вторая часть обновлений в соответствии с Указанием Центробанка «О страховых тарифах…».
  3. Одно из ключевых обновлений затронуло «коридор» КБМ. Минимальное значение снизилось до 0,46 вместо прежних 0,5, а максимальное выросло до 3,92 (было 2,45). Начинающим водителям добавили неприятный «сюрприз» в виде увеличения значения «бонус-малус» с 1 до 1,17 – из-за этого для неопытных автомобилистов ОСАГО станет чуть дороже.
  4. Также с апреля 2022 года в тарифы вернулись водительские «классы». Их число не поменялось (13), а значения остались прежними (как до отмены в 2019 году).
  5. Не изменился и порядок изменения коэффициентов – чем меньше ДТП, тем больше скидка на полис ОСАГО. Сохраняется период обновления КБМ – он, как и прежде, составляет один год.
  6. Скидку КБМ по ОСАГО получат аккуратные водители, не допускающие ДТП со своей виновностью. Частые нарушители ПДД и участники аварий, напротив, ощутят увеличение стоимости ОСАГО на своём кармане.
  7. В статье приводим примеры расчётов КБМ после 1 апреля 2022 года.

Коэффициент бонус-малус влияет на итоговую стоимость ОСАГО. Порой только за счёт увеличенного КБМ цена полиса возрастает в 2-3 раза. Но даже в этих условиях коэффициенты продолжают меняться. Так, с 1 апреля 2022 года вступила в силу вторая часть Указания ЦБ о страховых тарифах. Отныне КБМ по ОСАГО считается по-новому. В частности, законодатели вернули водительские «классы». Но более существенным изменением стало, конечно, обновление таблицы коэффициентов «бонус-малус». Ударит ли это по карману автолюбителей, на сколько изменится КБМ за аварийную и безаварийную езду, и как правильно считать стоимость ОСАГО с 1 апреля? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Что произошло?

Рассматриваемые нами изменения – это продолжение политики индивидуализации тарифов по ОСАГО, принятых более 2 лет назад. Страховые компании получили право для более гибких расчётов стоимости полисов в зависимости от характеристик того или иного автолюбителя. Безаварийная езда на машине даёт скидку, в то время как частое попадание в ДТП, напротив, повышает стоимость страховки для водителей.

Рассмотрим хронологию принятия нововведений:

  • Страховые тарифы и базовые ставки для расчёта стоимости ОСАГО устанавливаются Банком России. 28 декабря 2021 года на официальном сайте Минюста было опубликовано Указание Центробанка № 6007-У «О страховых тарифах…», состоящее из двух частей.
  • Первая часть указаний вступила в силу 9 января 2022 года – она изменила базовые тарифные коридоры, коэффициенты «возраста и стажа», неограниченной страховки и «территории».
  • С 1 апреля 2022 года начала действовать вторая часть указаний Банка России, и здесь мы наблюдаем как раз наш случай – обновление КБМ после ДТП.

Осталось понять, что это за нововведения тарифов «бонус-малус» и насколько они повлияют на стоимость «автогражданки».

Какие изменения КБМ по ОСАГО действуют с 1 апреля 2022 года?

По сути мы имеем всего два новшества – возвращение к старым добрым «классам» водителей и новые значения КБМ в таблице. Давайте их рассмотрим.

Возврат «классов»

Сразу поясним, что это такое.

«Классы» – это категория, которая присваивалась водителю в зависимости от его стиля вождения. Начинающим устанавливали 3 «класс КБМ», и если такой автолюбитель не допускал участия в ДТП по своей вине, то на следующий год его «класс» увеличивался на 1 позицию. А вместе с тем росла и скидка за безаварийное вождение. Однако с 1 апреля 2019 года «классы» убрали. Продлилось это ровно два года. И вот сейчас те же самые «классы» вновь появились в таблице коэффициентов КБМ. Следовательно, немного изменились и расчёты – но об этом мы поговорим чуть позже.

Классы при расчете КБМ водителя

Обновление коэффициентов

Вторым нововведением с апреля 2022 стало обновление коэффициентов безаварийного стажа водителя. Но речь идёт только об изменении цифр. Что касается принципа применения коэффициента «бонус-малус» – то он остаётся прежним:

  • если на счету водителя нет ни одного ДТП по его вине – он, как и раньше, перемещается на одну строчку вниз (КБМ улучшается),
  • если автолюбитель устраивал аварии, то он гарантированно переместится вверх в таблице («аварийность» станет хуже, а страховка дороже).

Зато изменились коэффициенты. Причём как в меньшую, так и в большую сторону. Минимальное значение КБМ с 1 апреля стало 0,46 (было 0,5), а максимальное – 3,92 (вместо 2,45). То есть за соблюдение ПДД в течение года скидка немного увеличится, а вот за аварийность, напротив – стоимость ОСАГО резко вырастет.

Таблица новых КБМ после ДТП

Изменения значений «бонус-малус» согласно новому Указанию ЦБ:

Таблица изменений КБМ ОСАГО
№ п/п Класс КБМ Коэффициент КБМ Отсутствие страховых выплат 1 страховое возмещение 2 возмещения 3 возмещения 4 и более возмещений
1 2 3 4 5 6 7 8
1 М 3,92 0 М М М М
2 0 2,94 1 М М М М
3 1 2,25 2 М М М М
4 2 1,76 3 1 М М М
5 3 1,17 4 1 М М М
6 4 1 5 2 1 М М
7 5 0,91 6 3 1 М М
8 6 0,83 7 4 2 М М
9 7 0,78 8 4 2 М М
10 8 0,74 9 5 2 М М
11 9 0,68 10 5 2 1 М
12 10 0,63 11 6 3 1 М
13 11 0,57 12 6 3 1 М
14 12 0,52 13 6 3 1 М
15 13 0,46 13 7 3 1 М

Как пользоваться этой таблицей новых КБМ?

  1. Сначала вам нужно посмотреть в вашем последнем страховом полисе или на сайте РСА свой текущий класс коэффициента.
  2. Далее это значение сопоставляете со стокой во втором столбце.
  3. Затем в зависимости от того, какое количество страховых возмещений было по вашему полису ОСАГО, смотрите соответствующий столбец из 5 последних в таблице.
  4. Потом сопоставляете получившуюся строку из пункта 2 выше со столбцом из пункта 3 выше и видите ваш новый класс КБМ с учётом количества выплат по вашему полису.
  5. Теперь снова смотрите в столбец 2 с вашим новым КБМ и рядом – в столбце 3 видите ваше новое значение этого коэффициента. Например, если текущий класс у вас 4 и была 1 страховая выплата, то новый класс станет 2, и КБМ по нему равен 1,76 – то есть страховка ОСАГО подорожает для вас при прочих равных условиях в 1,76 раза. Ниже мы ещё рассмотрим несколько примеров.

Обратите внимание, что ключевым фактором является не сам факт аварии, а именно выплата страхового возмещения по ОСАГО. Если потерпевший не обращался за возмещением, то и происшествие не будет признано страховым случаем. А значит такое ДТП не испортит вам стаж безаварийной езды для ОСАГО (страховая попросту не узнает о случившемся).

Но лучше не полагаться на авось, а заранее отслеживать свой КБМ. Удобнее всего делать это с помощью сервиса на сайте РСА.

Примеры расчётов КБМ после 1 апреля

Для наглядности рассмотрим несколько примеров с расчётом КБМ после первоапрельских изменений.

Пример №1

Возьмём водителя, чей КБМ составлял 0,8 (0,78 в новой таблице), а за период с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 ни разу не стал виновником ДТП. Если бы коэффициенты не обновились, то с 1 апреля такой водитель опустился бы на одну строчку в таблице, а его КБМ достиг отметки 0,75. Но в соответствии с новой таблицей автолюбитель получит «класс 8», а его коэффициент безаварийной езды улучшится с 0,8 до 0,74. То есть скидка на мизер, но подрастёт.

Пример №2

Допустим, с 1 апреля КБМ самый лучший – 0,46. Но за весь следующий год водитель умудрился стать виновником двух ДТП, в каждом из которых потерпевшие обращались за возмещением по ОСАГО. Когда наступит 1 апреля 2023 года, КБМ автоматически обновится. Учитывая две аварии, такой водитель серьёзно испортит себе страховую «карму». Согласно новой таблице, он улетит аж на 3-ю строчку и получит 1,17 коэффициент – такой же, как и у начинающего автовладельца. Вместе с этим слетит и скидка за безаварийную езду.

Пример №3

Имеем злостного нарушителя ПДД с показателем КБМ в 3,92. Он сможет улучшить свою позицию только если отъездит без ДТП в течение всего следующего года. Тогда он переместится на строчку ниже, а класс КБМ будет равняться 0 (и коэффициент 2,94, соответственно). Если же за год у водителя наберётся хотя бы одна авария, то «бонус-малус» останется на том же уровне – 3,92.

Как рассчитывается КБМ по новой таблице

Пример №4

Теперь попробуем рассчитать в рублях, как изменится стоимость полиса ОСАГО. За основу возьмём базовую ставку 5 200 рублей и трёх начинающих водителей с одинаковым КБМ – 1,17:

  • Первый водитель избежал ДТП за наступающий год – с 1 апреля 2023 ему присвоят «4 класс» и коэффициент 1. При таком раскладе скидки не будет, а сумма 5 200 рублей после учёта КБМ останется прежней.
  • Второй автолюбитель устроил одну аварию, по которой было выплачено страховое возмещение потерпевшим – значит с апреля он станет «первоклассником» с коэффициентом 2,25. Предположим также, что этот водитель из г. Нальчика (территориальный коэффициент равен 1) и получим, что из-за КБМ промежуточная сумма ОСАГО составит 5 200 рублей х 2,25 = 11 700 рублей. И это при том, что предстоит еще умножить её на другие коэффициенты.
  • Третий водитель и вовсе стал виновником трёх ДТП за один год. Для него ситуация с ценой «автогражданки» можно назвать критической. Во-первых, автолюбителя сразу отбросит в «М-класс» с максимальным коэффициентом 3,92. Далее, при базовом тарифе 5 200 рублей получаем, что только один КБМ увеличит стоимость ОСАГО до 20 384 рублей, то есть в 4 раза (и это без учёта других коэффициентов).

Пример №5

Тут же рассмотрим еще один пример, когда стоимость ОСАГО сильно поменяется.  Для этого возьмём аккуратного водителя, чей КБМ составляет 0,46 и базовую ставку – 2 400 рублей. А теперь представим, что за год водитель угодил сразу в два ДТП и в обоих его признали виновным. Согласно таблице выше, автолюбитель автоматически переместится в 3 «класс», а его скидка сгорит – было 0,46, станет 1,17.

Теперь пересчитаем коэффициенты в рублях:

  • 2 400 х 0,46 = 1 104 рубля (раньше),
  • 2 400 х 1,17 = 2 808 рублей (на будущий год),
  • Итоговая потеря в скидке составит целых 1 704 рубля = 2 808 – 1 104.

Чтобы вернуться к прежним условиям, такому автолюбителю придётся в будущем отъездить без единой аварии целых 11 лет (!) Лишь в этом случае он сможет рассчитывать на прежнюю скидку. И то при сохранении текущих коэффициентов безаварийного стажа (что маловероятно).

Когда обновляется период КБМ у водителя?

Один раз в год, начиная с 1 апреля.

Периодом КБМ считается промежуток с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего за ним. Обновление коэффициентов «бонус-малус» происходит автоматически, без участия водителей. После очередного изменения значение КБМ действует целый год. В течение этого периода вы можете заключать новые договоры ОСАГО на другие автомобили, автобусы, грузовики и иную технику. Коэффициенты «аварийности» будут пересмотрены лишь 1 апреля будущего года.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 302-55-36
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.