- ДПС имеют право прятать автомобиль, но только при надзоре за дорожным движением на аварийно опасных участках.
- При этом, в Приказе №264 говорится только о двух возможностях скрытия машины: либо за рельефом дороги, либо за поворотом.
- Поэтому прятать патрульную машину в кустах сотрудникам ГИБДД запрещено.
В интернете на фоне вступления в силу нового Приказа №264 вместе со своим Административным регламентом всё чаще пишут якобы об официальном разрешении прятать патрульную машину ДПС в кустах, за зданиями или в других местах при ловле нарушителей. Якобы в изменённом регламенте внесён пункт об этом. Так ли это и могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №264 в 2024 году, давайте разбираться!
Для начала отметим, что на полицию, коей является и служба ГИБДД, возложены обязанности по пресечению и предупреждению нарушений, а также их выявлению. При этом, первые две задачи явно имеют приоритет перед третьей, согласно самой формулировки "безопасности дорожного движения", функцией которой наделена полиция. Какую бы иллюзию инспекторы ни питали в отношении выявления нарушений, правозащитные функции в любом праве всегда первичны перед законоисполнительными!
Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?
Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:
- Федеральный закон "О полиции",
- Административный регламент, введённый в действие Приказом №264.
Первый в своей статье 8 говорит нам о том, что действия полиции носят публичный характер, но и противоречия возможности прятать патрульный автомобиль за кустами, зданиями, сооружениями, холмами и другими объектами нет.
Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 31 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.
Итак, первый абзац пункта 31 говорит нам следующее:
При наблюдении за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего цветографическую схему, его размещение в стационарном положении осуществляется таким образом, чтобы он был виден участникам дорожного движения, и имелась возможность пресечения правонарушения.
Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!
В целях обеспечения наблюдения за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги допускается размещение патрульного автомобиля в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги.
Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №264, но только при одном условии – ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги.
Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет. Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.
Но самое главное заключается в том, что никаких смысловых изменений в Приказе №264 и не произошло. В регламенте Приказа №664 содержалась (в пункте 63) практически такая же формулировка, лишь слегка видоизменённая. И ещё одна важная тонкость – новая трактовка пункта о видимости патрульного авто говорит о том, что можно его прятать за естественными преломлениями рельефа, за поворотом. Ни о каких кустах речи не идёт, и двоякая трактовка данного пункта не может допустить возможности скрыть машину за растениями.
Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем "утка".
Как определить аварийно-опасный участок дороги?
Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:
Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.
Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в своей статье 2:
аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
Как видим, статус аварийно-опасного участок приобретает при наличии за отчётный год определённого количества ДТП на нём. Вот только такую информацию Вы нигде не найдёте, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика ДТП по районам субъектов России на официальном сайте статистики ГИБДД.
Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.
Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.
Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов
Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения цветографической схемы, устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и "мигалка" патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.
Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и "мигалку" в кустах при выявлении нарушений.
Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?
Но главный для обычного водителя вопрос заключается, конечно же, в законности выявленного нарушения, если патрульный автомобиль был спрятан в кустах или за другими объектами незаконно.
Увы, но при обжаловании такого штрафа против Вас будут играть два главных факта:
- во-первых, из-за достаточно скользкой и двоякой трактовки регламента далеко не факт, что должностным лицом или судьёй, рассматривающим жалобу, будет выявлено процессуальное нарушение,
- во-вторых, такое процессуальное нарушение даже в случае наличия его состава, скорее всего, малозначительно и никак не отвергает штрафа; возможен вариант, когда штраф (лишение прав или другую меру наказания) оставят в силе, но и к инспектору за нарушения регламента будут применены дисциплинарные санкции.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно
Комментариев: 2
Re: Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?
Я бы ещё обратил внимание на появившуюся в новом регламенте приписку к первому абзацу пункта 63:
"...и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения".
Про возможность своевременного пресечения добавлено (ИМХО) специально.
Т.е. теперь у инспектора такая отмазка: "Вам не видно нашу машину, но зато у нас появилась возможность пресечения вашего правонарушения".
Re: Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?
Так ,что не понятно . Сегодня сотрудник мне ответил можем прятать где угодно