Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Можно ли ездить на электросамокатах без прав, ввели ли права и до какой мощности?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Права на самокат
Нет времени читать статью?
  1. Ни на какие электросамокаты в 2024 году не нужны водительские права. Никакой категории или подкатегории.
  2. Кроме того, это также не зависит от мощности вашего устройства. Будь то 250 Ватт, 350 или более.
  3. Такое положение дел установилось после поправок в ПДД, где электрические самокаты отнесли к средствам индивидуальной мобильности. А вот до изменений в судебной практике нередко их приравнивали к мопедам со всеми вытекающими рисками нарваться на штраф за езду без прав или лишение за нетрезвое вождение.
  4. Однако, вы обязаны соблюдать правила, относящиеся к электросамокатам, и их немало.
  5. Также самокаты не нужно ставить на учёт в ГИБДД и оформлять на них ОСАГО.

С начала весны 2023 года в ПДД внесены существенные изменения, большая часть из которых коснулась электрических самокатов. В связи с этим в сети возникает много непонятных тонкостей и вопросов. Главный из них – требуются ли по новому закону водительские права на электросамокат, какой категории и как их получить. В то же время спорные ситуации вводят сами магазины, продающие такие устройства, утверждая, что на определённые средства индивидуальной мобильности требуется водительское удостоверение. В статье мы выясним, действительно ли в 2024 году на электросамокаты надо сдавать на права, какая мощность должна быть у устройства, чтобы можно было кататься на нём без них, могут ли лишить за управление самокатом и другие вопросы.

В 2024 году на электосамокат нужны права – это правда?

Нет, неправда. Более того, как раз согласно поправкам в Правилах дорожного движения с 1 марта водительские права для электорсамокатов стали не нужны, а ранее условно могли быть обязательны для некоторых типов этих устройств. Но об этом мы ещё поговорим немного ниже.

Вопрос здесь решается несколько иным образом. И дело в последовательности законодательных постулатов.

  1. По новым Правилам в пункт 1.2 внесены изменения, одно из которых дало исчерпывающее определение электросамокатам. Если быть точнее, то речь идёт о "средствах индивидуальной мобильности" (далее – СИМ).
  2. Так вот, согласно определению, СИМ – это транспортное средство. Но эти средства не являются механическими ТС, потому как уже этот термин прямо в своей трактовке исключает СИМ.
  3. А Федеральный закон О безопасности дорожного движения (самый главный, к слову, закон, касающийся передвижения по дорогам России) устанавливает обязательность прав для допуска к управлению только для механических транспортных средств.

Таким образом, данный несложный сценарий устанавливает, что на электросамокаты в 2024 году не нужны права. И на любом таком устройстве можно передвигаться в России без прав.

То есть последние изменения ПДД не вводят обязательно водительских прав?

Нет. Как раз наоборот, ранее при отсутствии чёткого определения электросамокатов в Правилах судебная практика шла по простейшему пути:

  • если мощность двигателя самоката составляла более 250 Ватт (350, 500, 1 кВт и более), то он приравнивался к мопеду,
  • если меньше, то едущего на нём считали пешеходом.

Статус электросамоката и нужны ли водительские права

Вот одно из решений Верховного суда РФ как пример такой судебной практики.

То есть фактически при большей, чем 250 Ватт, мощности мотора электросамокат вполне себе формально относился к мопеду. А для управления последним уже требуются права категории "M". Следовательно, водитель такого устройства мог подвергнуться штрафу за езду без прав, а равно всем последствиям, которые грозили водителю автомобиля: лишению прав за нетрезвую езду, скрытие с места ДТП, штрафу за езду по тротуарам и так далее.

После мартовских же поправок электросамокаты стали средствами индивидуальной мобильности. И это означает, что на любой из них не требуются водительские права. У нас есть подробная статья об изменениях по части СИМ.

А если у меня устройство с сиденьем?

Это не имеет никакого значения, если мы говорим именно об электросамокатах. Но здесь может возникнуть формальная путаница.

Дело в том, что есть ещё разно рода трициклы и квадрициклы, на которые уже требуются права – подкатегории B1. И в этом случае для них, в зависимости от посадки и типа руля в водительском удостоверении ставится специальная отметка. И проблема в том, что формально по определениям в ПДД средство индивидуальной мобильности не имеет чётких отличий от таких механизмов (смотрите определение мотоцикла в ПДД).

То есть в теории вас на электросамокате может остановить сотрудник ГИБДД и потребовать права категорий/подкатегорий A, A1, B или B1 – в зависимости от типа посадки. Однако, на практике такое маловероятно, потому как самокат с механическими транспортными средствами не перепутать. И, даже если инспектор ДПС попытается вас оштрафовать, то простая фотография или видео вашего устройства в суде при обжаловании штрафа за езду без прав должны убедить любого судью в том, что вы передвигались именно на электрическом самокате.

У меня есть категория M – она тоже не потребуется?

Нет. Категория "M" даёт право на управления мопедами (и иже с ними скутерами и подобными опять же механическими ТС). Однако, она не нужна для езды на электросамокате. И сотрудник ГИБДД не вправе требовать у вас водительское удостоверение.

Какие права и какая категория требуется для электросамоката

До какой максимальной мощности не нужны права на электросамокаты?

До любой – хоть более 10 кВт (тогда даже сложно представить, насколько "болидом" будет ваше средство индивидуальной мобильности).

Как мы уже указали выше, мощность двигателя аппарата имеет решающее значение для механических транспортных средств – мопедов, мотоциклов, автомобилей. Также велосипеды до определённой мощности считаются не более, чем велосипедами (а выше – уже могут стать мопедами).

Но вот для СИМ в ПДД не ограничивается мощность мотора. В определении чётко указывается, что такие средства не являются механическими ТС. И это устанавливает ненужность водительских прав для электросамокатов. А мощность значения не имеет.

В каких случаях для передвижения требуются водительские права?

Очень просто – в одном единственном случае: если ваш электросамокат не является средством индивидуальной мобильности. А это из определения в ПДД может быть при следующих характеристиках:

  • у вашего электросамоката нет колёс или роликов (а, например, гусеницы),
  • он предназначен не для индивидуального передвижения (имеет очевидное или по характеристикам место для пассажира),
  • любые другие обстоятельства, позволяющие исключить его из СИМ (к примеру, очевидно, что у вас электромотоцикл, скутер или велосипед с установленным электро- или бензиновым двигателем).

Например, вряд ли какой-либо сотрудник ГИБДД поверит, что вот это электросамокат:

Отличия электросамоката и электровелосипеда

А что нужно для езды на электросамокате?

Самое главное – соблюдать пункты ПДД, относящиеся к такой новой категории участников дорожного движения, как средства индивидуальной мобильности. Этого требует пункт 1.3 Правил.

В частности, речь идёт о таких требованиях:

  • при весе электросамоката менее 35 кг вам условно можно выезжать на тротуары, велодорожки и так далее,
  • если же ваше устройство весит свыше 35 кг, то на совместные с пешеходами участки дорог вам заезжать запрещено – опять же, условно (такие условия более подробно мы рассмотрели в специальной статье),
  • запрещено ездить быстрее 25 км/ч,
  • нельзя пересекать дорогу по пешеходному переходу (нужно спешиться – аналогично велосипедистам),
  • при движении по тротуару приоритет перед электрическими самокатами всегда у пешеходов,
  • и ещё ряд требований по части нового дорожного знака, возраста, с которого можно кататься на электросамокате и так далее.

Могут ли лишить прав, если кататься на самокате?

Нет.

Причём, как раз до мартовских изменений это было вполне реальным – если суд признает, что вы передвигаетесь на мопеде (при мощности самоката более 250 Ватт), то вы – водитель, со всеми вытекающими, включая лишение прав за пьяную езду. Теперь же СИМ не являются механическими транспортными средствами, и лишение для них не предусмотрено.

Со скольки лет можно ездить на электросамокате?

С любого. Но есть ряд ограничений в зависимости от групп возрастов.

  1. Кататься на электросамокате без прав по дорогам можно только с 14 лет.
  2. С 7 до 14 лет можно передвигаться на таком устройстве по тротуарам и пешеходным дорожкам и зонам.
  3. А вот до 7 лет можно кататься на СИМ только в сопровождении взрослых и аналогично только там, где движутся только пешеходы.

Нужно ли регистрировать устройство в ГИБДД?

Нет. Не нужно.

Статья 4 закона О государственной регистрации предписывает обязательность постановки на учёт транспортных средств категорий L, M и N. Между тем, ни к одной из этих категорий не относятся средства индивидуальной мобильности в соответствии с Техническим регламентом.

Нужна ли на самокат страховка ОСАГО?

Тоже не нужна.

Здесь мы уже смотрим статью 4 Федерального закона Об ОСАГО, подпункт "б" пункта 3 которой устанавливает, что обязательному страхованию не подлежат транспортные средства, не подлежащие государственной регистрации. А, как мы выяснили выше, электросамокаты ставить на учёт в ГАИ не нужно.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.