- 1.
Что за изменения для электросамокатов и СИМ с 1 марта 2023 года?
- 1.1. Это уже официально?
- 2. Какие поправки для средств индивидуальной мобильности?
- 3. Нужно ли регистрировать в ГИБДД, страховать и получать права на электросамокат?
- 4. Изменятся ли с марта 2023 года штрафы для СИМ?
- 5. Как оформлять ДТП с участием средства индивидуальной мобильности?
- Начиная с 1 марта 2023 года, в ПДД появится новый термин – «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), куда войдут электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, электроскейты, моноколёса и другие устройства.
- Эти поправки были приняты Постановлением Правительства ещё 6 октября предыдущего года.
- Помимо официального статуса СИМ, в Правилах появятся уточнения, где и как можно ездить на этих средствах передвижения, а также вводится ряд запретов.
- Так, разрешается передвигаться по тротуарам, пешеходным зонам, велодорожкам и велопешеходным местам, при их отсутствии – можно ехать по обочине, а если отсутствует и обочина – допускается движение в один ряд с правого края автомобильной дороги.
- С 1 марта также ограничивается максимальная скорость, которую можно развивать при езде на электросамокате – не более 25 км/ч.
- При подъезде к пешеходному переходу придётся спешиться с СИМ и перейти дорогу на своих двоих ногах.
- А вот регистрировать электросамокат в ГАИ, сдавать на права и страховать устройство по ОСАГО не нужно – эти требования касаются лишь транспортных средств.
- Штрафы ГИБДД остаются прежними. Если вы допустите нарушение при управлении СИМ – максимум, что вам грозит, это штраф 1 500 рублей. В том числе, если вас поймают за ездой в нетрезвом виде.
- Согласно ПДД, самокатчики не являются водителями – поэтому оставаться на месте ДТП у них обязанности нет. На практике с оформлением таких происшествий могут возникать трудности как раз из-за скрывшихся электросамокатчиков.
Количество электросамокатов и прочих мобильных средств передвижения растёт в геометрической прогрессии. Однако до поры до времени эти устройства находились в «серой зоне». И вот, наконец, с 1 марта 2023 года благодаря поправкам в ПДД эти неопределённости благополучно устраняются. В свежей редакции Правил появляется новая категория средств передвижения, расписывается, где можно ездить на электросамокате, с какой скоростью, со скольки лет, можно ли выезжать на проезжую часть. Особый интерес у пользователей СИМ вызывают регистрация, страхование и оформление ДТП с участием устройств индивидуальной мобильности. Разумеется, не обошли вопрос штрафов при нарушениях на СИМ. Обо всех этих поправках мы расскажем в этой статье.
Что за изменения для электросамокатов и СИМ с 1 марта 2023 года?
Вначале напомним, что ранее статус электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сигвеев и прочих устройств передвижения не был закреплён ни в ФЗ О Безопасности дорожного движения, ни в ПДД, ни в КоАП, ни в других законодательных актах РФ.
Единственным из доступных критериев являлась мощность транспорта – если электросамокат не дотягивал до 250 Вт, его относили к категории велосипедов, а устройства с мощностью свыше 250 Вт приравнивались к мопедам или мотоциклам.
И вот, наконец, 6 октября 2022 года было утверждено Постановление Правительства РФ № 1769 о внесении изменений в редакцию Правил дорожного движения. Этим Постановлением законодатели выделили СИМ в отдельную категорию, расписали, где можно передвигаться на электросамокате и указали все запреты для них.
Вот страница уже принятого ППРФ № 1769 на Интернет-портале правовой информации.
Это уже официально?
Да.
Но обратите внимание, что поправки в ПДД по части электросамокатов не начали действовать с 6 октября прошлого года одновременно с обнародованием ППРФ. Датой их официального вступления в силу назначено 1 марта 2023 года.
Об этом чётко указано в самом ППРФ, подписанном М. Мишустиным:
Также о грядущем обновлении редакции ПДД мы можем узнать, заглянув в официальные электронные источники информации, к примеру, на портал «Гарант»:
Какие поправки для средств индивидуальной мобильности?
Давайте теперь рассмотрим, какие изменения в Правила дорожного движения по части электросамокатов вносятся с первого месяца весны 2023 года.
Новый статус «СИМ»
Начнём обзор с главного – с определения.
Главной сложностью раньше было то, что термин «средства индивидуальной мобильности» вообще отсутствовал в ПДД. Тем не менее, это не мешало судам, в том числе Верховному, оперировать понятием СИМ в своих решениях.
И вот с 1 марта это определение, наконец-то, закрепят в Правилах дорожного движения. А звучит оно следующим образом:
"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание, что неотъемлемой составляющей СИМ является наличие хотя бы одного двигателя. Причём в ПДД нет уточнений насчёт такой технической характеристики, как мощность. То есть если вы едете на электросамокате мощностью 100 Вт, а ваш друг управляет устройством в 350 Вт – в обоих случаях речь идёт о средствах индивидуальной мобильности.
Ещё из определения становится понятно, что разные скейтборды, роликовые коньки, инвалидные коляски не относятся к категории СИМ – по той причине, что у них изначально отсутствует двигатель.
Электросамокат – это пешеход или транспортное средство?
До официального утверждения статуса «электросамокатов» возникало много споров.
Взять хотя бы наделавшее шуму решение Верховного Суда, где он признал электросамокат транспортным средством – впрочем, камнем преткновения там стал самокат с электрической тягой определённой мощности.
Так что же такое электросамокат?
- как мы уже выяснили ранее, для СИМ мощность вообще не берётся в расчёт,
- определение ПДД даёт понять, что средство индивидуальной мобильности – это транспорт с одним или несколькими колёсами,
- в то же время с 1 марта в новой редакции Правил появляется уточнение, что СИМ не относятся к механическим транспортным средствам (несмотря на наличие двигателя), что уравнивает их в статусе с велосипедами,
- также уточняется, что владелец электрогаджета будет приравнен к пешеходу, но только если спешился и ведёт СИМ рядом с собой (к примеру, при переходе проезжей части по «зебре»).
В итоге получаем, что электросамокаты – это средства индивидуальной мобильности. Их относят к транспорту, но в то же время исключили из перечня механических транспортных средств. И если вы управляете СИМ, то во время передвижения на самокате не являетесь пешеходом в классическом смысле этого понятия.
Где можно ездить на СИМ?
Больше всего изменений касается мест для передвижения на электросамокатах. В ПДД появляется новый пункт 24.2.1, где перечисляются все эти маршруты и требования.
Давайте смотреть, где же можно ездить на средствах индивидуальной мобильности:
- Если ваш электросамокат весит менее 35 кг, вы можете ездить на нём по пешеходным зонам, тротуарам, велопешеходным и велосипедным дорожкам, а если масса СИМ превышает 35 кг – заезжать на тротуары и пешеходные зоны нельзя,
- Однако по тротуару и пешеходной дорожке можно ездить лишь в случае соблюдения ряда условий – а именно: при отсутствии возможности ехать по велосипедной или велопешеходной дорожке или если вы сопровождаете ребёнка на СИМ в возрасте до 14 лет,
- Допускается выезжать на обочину при отсутствии вышеназванных мест для передвижения,
- А если отсутствует и обочина, то вы можете двигаться на электросамокате по правому краю проезжей части – но опять же, при условии, что на дороге стоит ограничительный знак скорости 60 км/ч,
- При езде по правому краю дороги допускается двигаться только в одном ряду, без манёвров в виде обгона и объезда,
- Но для выезда на проезжую часть ваше СИМ должно быть оборудовано тормозами, звуковым сигналом, фарами (спереди и сзади) и световозвращателями.
В свою очередь, появляются дополнительные требования и для водителей – если они выезжают на дорогу с прилегающей территории, то обязаны уступать не только пешеходам, но и тем, кто едет на СИМ.
С какой скоростью?
Ещё одним ограничением для езды на электросамокате, гироскутере, моноколесе и других устройствах является соблюдение скоростного режима.
С 1 марта в ПДД вносится уточнение в пункт 24.6:
Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Таким образом, ехать на СИМ со скоростью свыше 25 км в час будет нельзя. При этом неудобств в этом плане быть не должно. К примеру, кикшеринговые компании изначально настраивают свою технику на езду не более 25 км/ч, а в «медленных» зонах и вовсе предусмотрен автоматический сброс скорости до 5-10 км/ч. Но если вы планируете передвигаться не на арендованном, а на личном электросамокате, который может разгоняться свыше 25 км/ч, придётся соблюдать скоростной режим самостоятельно.
Отметим также, что 1 февраля 2023 года в России вступил в силу новый ГОСТ Р 70514-2022 – в нём перечислены технические требования для производителей средств индивидуальной мобильности. И одним из ограничений для гироскутеров, сигвеев, моноколёс и прочих СИМ является как раз установление скорости не более 25 км/час.
Можно ли ездить на электросамокате по пешеходному переходу?
Нет.
Пункт 24.8 регламентирует, что лицам на средствах индивидуальной мобильности нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам. Обязанность самокатчика в этом случае – сойти с электроустройства и пересечь проезжую часть по «зебре» своим ходом наравне с другими пешеходами. Аналогичное требование, к слову, есть и у водителей мопедов и у велосипедистов.
Какие ещё требования?
Новые правила езды на электросамокате достаточно обширные. Рассмотрим еще несколько важных моментов:
- Появятся требования по возрасту. Так, дети до 7 лет могут кататься на СИМ везде, кроме велосипедных зон, обочин и проезжей части – но строго в сопровождении кого-то из взрослых. Детям в возрасте 7-14 лет разрешается ездить уже самостоятельно, но выезжать на обочину и проезжую часть запрещено. И только с 14 лет допустимо передвигаться по автомобильным дорогам, при соблюдении условий, описанных в пункте 24.2.1 ПДД,
- Если вы двигаетесь на СИМ по тротуару – в этом месте приоритет у пешеходов. Также придётся выполнять требования сигналов светофора (силуэт пешехода), а при езде по велодорожке – ждать, когда загорится силуэт велосипеда,
- Для регулирования передвижения на СИМ появляются новые дорожные знаки. Так, к примеру, выглядит знак 8.4.7.2 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности»:
- Запрещается перевозить грузы, если они выступают за область самоката на полметра в любую сторону,
- Также ПДД не допускает возить сзади пассажиров, если конструкция СИМ не предусматривает совместных поездок,
- Как и в случае с велосипедом, запрещается управлять электроустройством, не держась за его руль (при наличии такового),
- Если вы передвигаетесь на СИМ в тёмное время суток за пределами города – на вас должна быть надета одежда со световозвращающими элементами.
Таким образом, большинство правил совпадает с правилами для велосипедистов, что свидетельствует о том, что СИМ фактически приравняли к велобайкам.
Нужно ли регистрировать в ГИБДД, страховать и получать права на электросамокат?
Не нужно.
Многие могут подумать, раз средства индивидуальной мобильности отнесли к транспорту, значит для управления у человека должны быть водительские права, ОСАГО и СТС.
Однако это не так по целому ряду причин:
- Во-первых, СИМ выделили в отдельную категорию и в Правилах это чётко прописано,
- Во-вторых, если бы требовалось учиться в автошколе и сдавать экзамены в ГАИ, к управлению электросамокатом не допустили бы несовершеннолетних детей (поскольку права выдают с 18 лет), а в новой редакции ПДД говорится о том, что на СИМ могут ездить даже самые маленькие дети,
- В-третьих, на управляющего электроустройством не распространяются обязанности водителей из Раздела 2 ПДД.
Поэтому, хоть с 1 марта 2023 года средства индивидуальной мобильности и считаются транспортными средствами, их не требуется ставить на учёт в ГИБДД, оформлять страховку и получать в/у на управление СИМ. А если вы где-то прочитаете обратное – это является неправдой и верить таким страшилкам не стоит.
Изменятся ли с марта 2023 года штрафы для СИМ?
Обратите внимание на то, что несмотря на серьёзное обновление ПДД по части средств индивидуальной мобильности, в КоАП никаких изменений по штрафам для владельцев электросамокатов не появится.
Штрафы за нарушения остаются прежними:
- если вы нарушили ПДД, к примеру – не спешились перед пешеходным переходом, вам грозит штраф в размере 800 рублей (ч. 2 ст. 12.29 КоАП),
- при совершении правонарушения в нетрезвом виде размер штрафа составит от 1 000 до 1 500 рублей (часть 3 той же статьи),
- за создание помех движению транспортных средств вам грозит штраф в 1 тысячу рублей по ч. 1 ст. 12.30 КоАП,
- а если вы наехали на пешехода или нанесли кому-то вред здоровью легкой или средней тяжести, вас оштрафуют на сумму от 1 000 до 1 500 рублей (часть 2).
Как можно заметить, суммы штрафов здесь небольшие. К тому же инспекторы ГИБДД наказывают пеших участников дорожного движения крайне редко. То есть на практике с 1 марта 2023 года выявлять нарушения со стороны управляющих СИМ, скорее всего, будут в рамках каких-либо рейдов, а не ежесуточно.
Что грозит, если передвигаться пьяным на электросамокате?
Только штраф до 1 500 рублей.
До узаконивания статуса «СИМ» при вынесении наказания суды смотрели на мощность электроустройства. Если она превышала 250 Вт, то водителю грозил штраф 30 000 рублей и лишение прав сроком до двух лет, как за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Вот пример одного из таких решений, где суд привлёк мужчину по части 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Однако с весны 2023 года мощность СИМ не имеет значения, устройства не подлежат регистрации в ГИБДД как транспортные средства и на них не нужно получать права. Поэтому за езду на электросамокате в пьяном виде грозит наказание по единственно существующей на сегодня части 3 ст. 12.29 КоАП – размер штрафа здесь варьируется от 1 000 до 1 500 рублей.
Как оформлять ДТП с участием средства индивидуальной мобильности?
Здесь нужно учитывать, что владельцы СИМ не являются водителями – а значит у них отсутствует обязанность оставаться на месте ДТП. Если такой самокатчик скроется с места наезда на пешехода, его не смогут привлечь за оставление места аварии, поскольку наказания за это нет в КоАП.
Как оформлять такие происшествия:
- при столкновении двух электросамокатов или наезд СИМ на пешехода – событие не считается ДТП по определению,
- а вот если произошёл контакт движущейся машины и электросамоката – это уже классическое ДТП и нужно вызывать сотрудников ГАИ, поскольку условия для оформления европротокола не соблюдаются.
При наезде СИМ на пешехода ущерб возмещается в гражданском порядке (часть 1 ст. 1064 ГК РФ). А когда в ДТП с электросамокатом виноват водитель с полисом ОСАГО, владелец устройства может обратиться в страховую виновника за возмещением ущерба самокату и здоровью.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно