Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 938-40-61
Петербург и область:+7 (812) 425-14-82
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 350-02-51

Какие категории прав нужны для управления транспортными средствами?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Категории прав

Чтобы иметь право ездить на транспортном средстве, нужно такое право получить. А ещё оно в 2019 году разделено на целых 16 "подправ" – категорий водительского удостоверения, на которые необходимо выучиться и сдать экзамены ПДД, чтобы управлять определёнными видами транспорта. Какие категории нужны для управления легковыми автомобилями с прицепом и без, в каких случаях требуется "E", грузовыми, тракторами, погрузчиками и экскаватором, снегоходом, квадроциклом, Газелью и другими типами автомобилей, выясним ниже.

Какая категория мне нужна? Быстрый тест

У вас автомобиль, мототехника, снегоход или квадроцикл?
АвтомобильСнегоход/квадроциклМототехника
 
Легковой (разрешённая макс. масса менее 3,5 тонн и число сидячих мест с водительским не более 9), грузовой (разрешённая макс. масса более 3,5 тонны) или автобус (число сидячих мест с водительским более 9)?
ЛегковойГрузовойАвтобус
 
С прицепом?
ДаНет
 
Вес прицепа более 750 кг?
ДаНет
 
Масса автомобиля без нагрузки меньше разрешённой макс. массы прицепа и, при этом, общая их масса менее 3,5 тонн?
Оба меньшеХотя бы одно больше
 
Разрешённая макс. масса более 7,5 тонн?
БолееМенее
 
Вы поедете с прицепом?
ДаНет
 
Разрешённая макс. масса прицепа более 750 кг?
ДаНет
 
Вы поедете с прицепом?
ДаНет
 
Разрешённая макс. масса прицепа более 750 кг?
БолееМенее
 
Разрешённая макс. масса прицепа меньше массы автомобиля без нагрузки и, при этом, вес всего состава менее 12 тонн?
МенееХотя бы одно более
 
Число сидячих мест вместе с сиденьем водителя больше или меньше 17?
БольшеМеньше
 
Мотоцикл, скутер/мопед, квадрицикл или трицикл?
МотоциклМопед/скутерТрицикл/квадрицикл
 
Он 2-х- или 3-хколёсный, рабочий объём его двигателя не более 50 см3 либо мощность электродвигателя от 0,25 до 4 кВт или же это квадрицикл с аналогичными параметрами?
ДаХотя бы одно нет
 
Рабочий объём двигателя более 125 см3 или мощность более 11 кВт?
Оба менееХотя бы одно более
 
Посадка мотоциклетного типа (седло) и руль мотоциклетного типа (рулевое колесо)?
ДаХотя бы одно нет
 
Вам нужна одна из категорий: B или BE.
Пройти заново
Вам нужна только категория BE.
Пройти заново
Вам достаточно категории B.
Пройти заново
Вам требуется категория BE.
Пройти заново
Вам нужна категория CE.
Пройти заново
Вам нужна категория C.
Пройти заново
Вам достаточно подкатегорий C1, C1E либо категорий C, CE.
Пройти заново
Вам потребуется подкатегория C1E либо категория CE.
Пройти заново
Вам нужна категория CE.
Пройти заново
Вам нужны любые из этих категорий или подкатегорий: C, C1, CE, C1E.
Пройти заново
Вам нужна категория D.
Пройти заново
Вам достаточно подкатегории D1 или категории D.
Пройти заново
Вам нужны специальные тракторные права с категорией A1 для управления снегоходом или категорией A2 для езды на квадроцикле.
Пройти заново
Вам достаточно подкатегории A1 или категории A.
Пройти заново
Вам нужна категория A, с подкатегорией A1 управлять нельзя.
Пройти заново
Вам потребуется категория "M" либо права абсолютно любой категории.
Пройти заново
Вам нужна подкатегория A1 или категория A.
Пройти заново
Вам нужна подкатегория B1 или категория B.
Пройти заново
Вам нужна категория C.
Пройти заново

Главное, что нужно знать о категории "E" и езде с прицепом!

Её не существует. Она была ранее и необходима для возможности ездить на машинах с прицепом. Но в середине 2013 года её убрали из официального законодательства. В старой редакции регламентация этой группы разрешённых прав звучала следующим образом:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • ....
  • составами транспортных средств (категория "Е") – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

Но по состоянию, актуальному на 2019 год, "E" не существует, и вместо неё введены сочетания категории прав:

  • BE – для возможности ездить на автомобиле с легковым прицепом,
  • CE нужна, чтобы управлять машиной с грузовым прицепом,
  • DE – автобусы, соответственно, с прицепным устройством.

Нужна ли категория E на прицеп

Все эти и другие категории прав, разрешённых для управления, регулируются Федеральным законом О безопасности дорожного движения (далее – ФЗ о БДД), статьями 25, 26 и 27. Кроме того, сейчас существуют подкатегории водительского удостоверения, ограничивающие типы транспортных средств, разрешённых для езды с ними. Но любая категория прав также разрешает всё, что разрешено её подкатегорией. То есть, если у вас, к примеру, есть "B", то автоматически есть и "B1".

Итак, теперь давайте рассмотрим все существующие на сегодняшний день категории и подкатегории транспорта и для чего они требуются!

Категория M

Это самая "низкая по кастовости" отметка в правах, дающая право на управление скутерами и мопедами, но при определённых условиях. Дело в том, что ФЗ о БДД предписывает только то, что те, кто владеет этой пометкой в в/у, имеют право управлять мопедом или лёгким квадрициклом.

А вот определение мопеда есть уже в ПДД. И если у вас есть категория M, то вы можете управлять мопедом или скутером при следующих условиях (все они должны быть выполнены):

  • у него 2, 3 колеса (мопед, скутер) или 4 колеса (квадрицикл),
  • рабочий объём двигателя не более 50см3 либо электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт,
  • это транспортное средство не развивает скорость более 50 км/ч по характеристикам.

Если одно из вышеперечисленных условий не выполнено, то вам потребуется категория A. Если электродвигатель имеет мощность менее 250 Ватт, то вам вообще не нужны никакие категории прав для езды на этом велосипеде с электродвигателем.

Но самое главное в возможности управлять скутером или мопедом – вам нужны просто права с любой имеющейся категорией. Не обязательно там должна присутствовать отметка "M", согласно статьи 25 ФЗ о БДД.

Категория A

Первая из них – самая простая и лаконичная в плане объяснения законодательством 2019 года.

C категорией "A" вы можете управлять мотоциклами с любым объёмом двигателя и практически с любым количеством колёс. Но не всё так просто, есть ограничения. Вам нужна эта отметка в правах, чтобы ездить на:

  • мотоцикле с 2 колёсами без ограничений по техническим характеристикам,
  • любом мопеде или скутере,
  • трицикле или квадрицикле (мотоциклах с 3 или 4 соответственно колёсами), но только если у них мотоциклетный руль или посадка (седло между ног).

Категория A – когда она нужна

Подкатегория A1

Она даёт право управлять теми же мотоциклами и мопедами, но уже имеет свои ограничения:

  • рабочий объём двигателя мотоцикла не должен превышать 125 см3,
  • мощность должна быть не более 11 кВт (в килоВаттах она указывается в свидетельстве о регистрации).

Если хотя бы один из этих параметров не подпадает под ваш мотоцикл, то какая категория прав вам нужна? Всё верно – "A"!

Категория B

Это самая распространённая и у многих водителей в 2019 году единственная отметка в водительском удостоверении.

И здесь распространённая ошибка некоторых автолюбителей заключается в неверном толковании разрешений этой категории. Она нужна не для легковых машин, а для автомобилей, максимальная разрешённая масса которых не более 3,5 тонн – как видим, сюда входят и некоторые грузовые машины.

Что такое разрешённая максимальная масса? Это вес машины с учётом полного бака, со всеми пассажирами соответственно характеристикам и допустимой массой багажа. Она указана в СТС на авто:

Категория B и разрешённая максимальная масса авто

Но категория "B" разрешает и управление автомобилем с легковым прицепом. В целом же, условия автомобиля для возможности на нём ездить с этой категорией следующие:

  1. как мы уже упомянули выше, разрешённая максимальная масса не превышает 3500 кг,
  2. число мест, не считая водительского места – не более 8 (9 с водительским),
  3. легковой авто с прицепом, если разрешённая максимальная масса прицепа не более 750 кг,
  4. а также если прицеп весит более 750 кг, но не более веса самого авто без нагрузки, но при условии, что вместе с прицепом суммировання разрешённая максимальная масса состава не превышает 3500 кг (если не понятно, поясняем чуть ниже).

Легковой прицеп: когда нужна только B?

Итак, с 3 пунктом выше должно быть всё предельно ясно – если в свидетельстве о регистрации на прицеп указанная разрешённая максимальная масса менее 750 килограмм, то ездить с таким легковым прицепным устройством с категорией "B" можно без дополнительных подкатегорий и прочего. Разумеется, если масса самого авто меньше 3,5 тонн.

А вот что касается прицепа весом более 750 кг, то есть 2 условия, и только при выполнении их обоих нам можно ездить с ним:

  • масса авто без нагрузки не меньше, чем вес легкового прицепа,
  • общая масса прицепа и автомобиля не более 3,5 тонн.

Масса машины без нагрузки также указана в её свидетельстве о регистрации:

Масса без нагрузки автомобиля для возможности управлять с легковым прицепом

Подкатегория B1

С ней можно ездить на трициклах и квадрициклах, но только с автомобильным типом руля (круглой "баранкой") или с посадкой типа автомобиля (полноценное сиденье вместо седла).

Категория BE

А вот BE, напротив категории "B", нужна для таких составов транспортных средств, которые вместе с прицепом получаются относительно тяжёлые. Так, она потребуется в случае, если:

  • вес легкового прицепа более 750 кг и более массы авто без нагрузки,
  • вес прицепного устройства больше 750 кг и при этом общая масса машины с ним более 3,5 тонн.

Давайте наглядно приведём различия категорий "B" и "BE":

Какая нужна категория: B или BE на легковой прицеп

Категория C

С этой отметкой в правах ещё проще – она нужна, в отличие от категории "B", если вес автомобиля больше, чем 3,5 тонны, но с рядом тонкостей:

  • при условии, что количество мест вместе с водителем менее 9, иначе это будет уже автобус,
  • с грузовым прицепом, если его вес меньше тех же 750 килограмм, что и для категории "B".

Подкатегория C1

Эта отметка понадобится, если вам не нужна категория "C" (ведь она автоматически включает в себя "C1") и при этом вес вашего грузового (или внедорожника, к примеру) автомобиля не превышает 7,5 тонн.

Также сюда относятся машины до 7,5 тонн с прицепом с массой не более 750 кг.

Категория CE

И здесь всё очень несложно – эта категория нужна в тех случаях, когда вес прицепа превышает 750 килограмм, а масса самого авто – 3,5 тонны.

Практически все фуры в России в 2019 году требуют именно категорию CE для возможности управления ими, так как именно прицеп фуры и есть то, что включено в условия этой отметки в в/у – сцепное устройство весом более 750 кг.

Подкатегория C1E

А вот здесь уже немного запутаннее! К этой подкатегории относятся водители, которым предоставлено право управлять:

  • автомобилем подкатегории "C1" (массой до 7,5 тонн) с прицепом, который больше 750 кг весом, но масса которого не больше массы грузовика без нагрузки,
  • общая масса состава не больше 12 тонн.

Оба условия для возможности вождения с подкатегорией "C1E" должны соблюдаться. Иначе нужна "CE".

Отметка в правах CE

Категория D

Это автобусы, в том числе микроавтобусы. Главное условие, когда необходима категория "D" – это общее количество мест вместе с водительским – более 8. Также ФЗ о БДД говорит о том, что это должен быть автомобиль, предназначенный для перевозки людей (в том числе людей).

Если вы самовольно установите дополнительные сиденья в автомобиль так, что у вас их станет более 8 (кроме места водителя), а у вас только категория "B" или "C", то формально вы будете нарушать.

А вот обратное по судебной практике 2019 года не работает – практически вас также привлекут к штрафу за отсутствие категории, если вы даже уберёте предусмотренные конструктивно сиденья так, что у вас их станет менее 8.

Также эта категория вам потребуется, если вы связали описанный автомобиль с прицепом массой не более 750 кг.

Подкатегория D1

Здесь все те же ограничения, что и для категории "D", но ещё одно – количество мест вместе с водительским не должно превышать 17.

Категория DE

Это автобус, аналогично категории "D", но везущий за собой прицеп весом более 750 кг. Но важный нюанс – сюда также относятся связанные вместе сцепным устройством автобусы (не один буксирующий другой, а именно сочленённые).

Подкатегория D1E

Ещё немного запутаннее. Эта подкатегория потребуется вам в том случае, если у вас на автобусе есть прицеп:

  • весом более 750 кг,
  • весом менее массы автобуса без нагрузки,
  • прицеп этот не предназначен для перевозки пассажиров,
  • общий вес такого состава не превышает 12 тонн.

Если все эти условия выполнены, то достаточно будет подкатегории "D1E".

Категория прав на автобус

Какая категория нужна на Газель?

Практически для всех Газелей требуется только категория "B", так как их масса составляет менее 3,5 тонн.

Это относится ко всему семейству моделей Газель 3302, Фермер, 2705 и ряда других.

Но есть 2 важных исключения:

  • для новой Газель Next в комплектациях, которые весят 4,6 тонн, нужна категория "C",
  • для пассажирских моделей нужна категория "D" или подкатегория "D1", так как число мест в них 13.

Для снегохода и квадроцикла

Выше мы говорили только о неких квадрициклах и трициклах, о существовании которых известно-то немногим автолюбителям. А вот что касается внедорожной компактной техники, то ответ на вопрос о том, какая категория нужна для них, несколько неожиданный.

Дело в том, что все транспортные средства регламентированы законодательством о дорожном движении и техническом регулировании таковых. Основанием для допуска их к дорожному движению в первичном плане является ПТС. Вот только ни на снегоходы, ни на квадроциклы ПТС не выдаётся, потому что для дорог общего пользования они не предназначены. Для них выдаётся ПСМ – паспорт самоходной машины. И это значит, что для управления ими потребуются вообще другой вид специального права – тракторные права.

На них придётся обучаться и сдавать экзамен отдельно от ваших основных прав, и получать соответствующие категории:

  • A1 – внедорожные мототранспортные средства – на снегоход,
  • A2 – внедорожный автотранспорт, масса которого не более 3,5 тонн и число мест не более 8 – на квадроцикл.

Какие права на квадроцикл?

Какой штраф?

Наказание за отсутствие нужной категории при управлении автомобилем или мотоциклом достаточно суровое. И заключается оно сразу в 3 возможных рисках:

  1. штраф за сам факт того, что нет нужной категории,
  2. за передачу управления лицу без необходимой отметки в правах,
  3. эвакуация на штрафстоянку.

Итак, штраф, если у вас нет нужной для езды на данном ТС категории, составляет вилку сумм от 5 до 15000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП. Он назначается за отсутствие права управления.

Если такое транспортное средство оформлено на другого человека, а не на вас, тогда ему положен ещё больший штраф за передачу управления – 30000 рублей по части 3 этой же статьи.

Если рядом нет человека, который имеет право управления в виде необходимой категории, то автомобиль должны также увезти на штрафстоянку, откуда забрать её сможет только водитель, имеющий нужные права, страховку ОСАГО, при необходимости, и документы на авто.

Как получить новую?

Увы, но времена, когда открыть новую категорию можно было, просто обратившись в ГИБДД и сдав экзамены, прошли.

На 2019 год требуется полное прохождение обучения на соответствующую категорию с необходимостью предоставления в Госавтоинспекцию свидетельства об окончании автошколы (или мотошколы). Придётся сдавать теорию и практическую часть экзамена – в общем, всё, как при получении прав в первый раз.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 350 02 51
Об авторе
Аватар пользователя Светлана Малютина
В правоотношениях между сотрудниками ГИБДД и водителями выигрывает тот, кто знает закон и умеет применить его нормы и правила в своей ситуации. Считаю, что правовая грамотность водителей зависит только от них самих. И защитить свои права, опираясь на нормы законодательства, вполне реально. Но разобраться в замысловатых объяснениях статей и инструкций простому человеку трудно. Поэтому основная цель деятельности - помочь рядовому водителю разобраться в хитросплетении правовых норм.
Спросить Вконтакте
Видео
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.