- Предыдущий хозяин не отвечает за ДТП с участием проданной им машины.
- Дело в том, что передача права собственности фиксируется в момент подписания договора купли-продажи. Прежний владелец перестаёт быть собственником, а покупатель становится новым владельцем ТС.
- Соответственно, в 2023 году продавцу ничего не грозит, а вот покупатель отвечает за нанесённый ущерб в ДТП.
- Но если новый хозяин машины совершил ДТП и скрылся с места происшествия, а транспортное средство до сих пор не переоформлено в ГАИ – сотрудники полиции свяжутся с предыдущим собственником.
- Но тому достаточно показать свой экземпляр ДКП и акт приёма передачи – это доказывает, что машина выбыла из владения продавца. На это указал Верховный Суд РФ.
- Но на практике иногда в ГАИ не верят даже таким письменным доказательствам совершения сделки.
- Если вы потеряли ДКП, подтвердить факт продажи автомобиля ещё сложнее. Скорее всего, дело дойдёт до суда.
- Гораздо хуже, если договор вообще не оформлялся и сделка совершена на словах. В таком случае отвечать за причинённый в ДТП ущерб придётся либо текущему собственнику автомобиля – если нет ОСАГО и доверенности, либо виновнику аварии, когда тот вписан в страховой полис.
После покупки автомобиля по ДКП у нового владельца есть обязанность переоформить его на себя. Однако это требование исполняют далеко не все покупатели. Иногда даже спустя 10 дней после продажи машина продолжает числиться в ГАИ за предыдущим собственником. Начисление транспортного налога ещё не самое критичное. Куда неприятнее, если новый хозяин ТС устроит ДТП и скроется с места происшествия. И здесь существует «страшилка», что отвечать за содеянное придётся продавцу – мол, раз он всё ещё значится хозяином автомобиля в ГИБДД, то ему и возмещать ущерб потерпевшим в аварии. Однако это мнение ошибочное. Оно возникает из-за непонимания порядка перехода права собственности при заключении договора купли-продажи. В статье выясним, кто отвечает за ДТП на проданном авто, привлекают ли к ответственности продавца, чем он может подтвердить факт выбытия ТС из его владения и как быть в случае утраты ДКП.
Я продал машину, а новый собственник стал виновником ДТП – кто отвечает за причинённый ущерб?
Отвечает тот, кто был за рулём в момент ДТП.
Законодательство 2023 года чётко регулирует вопросы перехода права собственности. И согласно действующим нормам, после подписания ДКП автомобиль переходит из одних рук в другие – от продавца к покупателю. Соответственно, прежний собственник утрачивает права и обязанности в отношение проданного ТС, а новый хозяин, наоборот, их приобретает. В том числе и обязанность возместить причинённый ущерб потерпевшим в ДТП.
Такой порядок вещей подтверждается нормами закона:
- Пункт 2 ст. 218 ГК РФ декларирует, что право собственности на имущество (коим является автомобиль) может быть приобретено любым другим лицом на основании заключённого с хозяином договора купли-продажи,
- В свою очередь, п. 1 ст. 223 ГК уточняет, что право собственности на купленную вещь возникает с момента её фактической передачи – то есть после подписания акта-приёмки,
- Здесь же оговаривается, что иной расклад может быть предусмотрен договором, по условиям которого переход права собственности на автомобиль может быть осуществлён и после подписания ДКП,
- Согласно пункту 1 ст. 1079 ГК РФ, транспортное средство считается источником повышенной опасности, а значит его владелец отвечает за вред, причинённый при использовании своего автомобиля.
- Под владельцем здесь понимается, в первую очередь, собственник имущества – на что указывает абзац 2 пункта 1 вышеназванной статьи и пункт 19 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 26.01.2010 года.
Но на практике даже некоторые сотрудники МРЭО путают право собственности с регистрацией.
Ещё раз обратите внимание, что согласно Гражданскому кодексу, право собственности на автомобиль переходит к покупателю только с момента заключения ДКП или подписания акта приёма-передачи. Никакая дата регистрации машины в ГИБДД в расчёт не берётся. Регистрационный учёт нужен лишь для возможности дальнейшей эксплуатации авто.
Такую позицию подтверждает и ВС РФ в своём Определении №41-КГ16-25:
Приведенными выше законоположениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обуславливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом регистрация транспортных средств носит учётный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Таким образом, если вы заключили ДКП, а новый хозяин не перерегистрировал автомобиль на себя, то по закону собственником ТС вы уже не являетесь – им выступает покупатель. Он и должен отвечать за причинённый ущерб в ДТП.
Что мне будет грозить?
Ничего! Вернее, почти ничего…
Как только вы заключили ДКП автомобиля, право собственности переходит к новому хозяину. Отныне он может владеть, пользоваться и распоряжаться купленным транспортом.
И поскольку вы перестали быть собственником, то не отвечаете:
- за штрафы, аресты и другие наказания за правонарушения, совершённые при использовании проданного автомобиля,
- за несвоевременную постановку ТС на учёт в МРЭО ГИБДД,
- за последствия ДТП с участием указанной машины,
- за передачу руля виновнику аварии, который находился в нетрезвом состоянии, не имел права управления или был его лишён.
Но всё же совсем избежать неприятностей в 2023 году вряд ли получится. Если новый собственник не переоформил купленную машину в ГАИ, совершил на ней ДТП и скрылся – встречи и объяснений с полицией, увы, не избежать.
Поскольку автомобиль всё ещё зарегистрирован за вами, именно вас будут подозревать в первую очередь в скрытии с места аварии. Ваша главная задача здесь – доказать, что ТС выбыло из вашего владения, тем самым сняв с себя подозрения.
Разъяснения Верховного Суда
Суды ориентируются на момент перехода права собственности и сравнивают его с датой совершения ДТП. Если автомобиль был продан раньше, чем произошла авария – прежний собственник не при чём. Хотя в некоторых случаях правды приходится добиваться через Верховный Суд РФ.
Вот пример одного из таких дел, где ВС отменил производство в отношение предыдущего хозяина машины, которого хотели сделать «крайним» в ДТП на проданном им авто.
Кто-то на этой машине врезался в такси и скрылся с места происшествия. Позже по камерам автомобиль отследили и нашли бумажку с номером телефона предыдущего хозяина. Затем пробили по базам, выудили фото с паспорта продавца – а таксист опознал в нём водителя. Далее в отношение бывшего владельца машины составили протокол по части 2 ст. 12.27 КоАП и дело ушло в мировой суд. В суде продавец указал, что автомобиль он уже продал и даже сам снял его с учёта – о чём свидетельствуют договор купли-продажи и справка из ГИБДД. Версию с заключением сделки подтвердили покупательница и её сожитель (который в тот день был за рулём машины). Однако ни мирового судью, ни вышестоящие над ним инстанции эти факты не убедили. Наказание о лишении прав было оставлено в силе.
Тогда истец обратился в Верховный Суд, который в итоге занял его сторону – попутно указав на следующие моменты:
- наличие заключённого ДКП важнее записи в ПТС, где истец всё ещё числится в качестве хозяина – поскольку именно по договору купли-продажи осуществляется переход права собственности на ТС,
- записи с камер не дают представления о том, кто именно был за рулём транспортного средства в момент ДТП,
- таксист описал водителя, но не явился на заседание и не указал, кто именно управлял автомобилем – истец или сожитель покупательницы,
- игнорирование свидетельских показаний из-за того, что якобы свидетели могли быть знакомы с истцом – также несостоятельны, а являются всего лишь предположением мирового судьи.
В итоге Верховный Суд отменил производство и наказание истцу, указав на недоказанность обстоятельств.
Но придётся доказывать факт продажи автомобиля!
Да, доказывать, что машина сменила владельца придётся прежнему собственнику (продавцу). Если он не сможет это подтвердить – его обяжут возмещать ущерб потерпевшим в ДТП.
Доказательством выбытия автомобиля из владения служит рукописный договор купли-продажи. Если в тексте указано, что передача права собственности происходит в момент подписания – достаточно только ДКП. В случае, если в состав договора входит акт приёма-передачи – требуется приложить ещё и его.
Обратите внимание, что в ДКП авто должны быть указаны все обязательные данные, а именно – ФИО, паспортные данные и реквизиты участников сделки, VIN-номер, госномера, цвет, комплектация транспортного средства, сумма продажи, а также информация из ПТС и СТС.
Ещё одним подтверждением факта продажи автомобиля будет снятие с регистрационного учёта в ГАИ, например – если вы сделали это самостоятельно, потому что покупатель тянул с переоформлением машины и не уложился в 10-дневный срок с момента сделки.
Желательно, чтобы новый владелец прибыл в ГИБДД или суд и лично подтвердил, что действительно приобрёл у вас автомобиль, а также указал, кто был за рулём в момент ДТП. Также можно предоставить справку с места работы – она даст понять, что в день аварии вы находились на рабочем месте, а не за рулём проданного ТС.
Но и договора купли-продажи может быть недостаточно!
Плохая новость заключается в том, что на практике вам могут не поверить.
Это достаточно частое в 2023 году явление. Если вы продали автомобиль, а новый хозяин не перерегистрировал ТС на себя, а позже угодил в ДТП и скрылся с места аварии – вас быстренько найдут по базе. Да, вы принесёте дознавателю или следователю свой экземпляр ДКП машины. Но что подумают в ГИБДД?
Произошла авария, водитель куда-то скрылся, автомобиль зарегистрирован на ваше имя, вы приносите и показываете рукописный договор купли-продажи, который, по мнению, инспекторов, вы могли «нарисовать» после происшествия. Естественно, к вам возникнет недоверие…
В итоге с вас возьмут объяснительную и дадут извещение явиться на следующую встречу в ГАИ – но уже в качестве лица, в отношении которого проводится административное производство (ЛВОКа).
Как вы понимаете, дело может дойти до суда, где вам придётся доказывать, что вы не верблюд. А дальше всё зависит от судьи и от того, насколько глубоко он проанализирует доказательства и установит обстоятельства дела.
А если я продал машину и потерял ДКП?
Ситуация ещё сложнее… но выход есть.
В случае утраты ДКП, у вас есть два варианта:
- Связаться с покупателем и попросить его составить ещё один договор, переписав исходные данные с его экземпляра ДКП – нарушением это являться не будет, поскольку ранее вы заключили сделку на законных основаниях,
- Использовать в качестве доказательства выбытия машины из вашего владения иные факты – например, свидетельские показания, справку ГИБДД о снятии автомобиля с учёта, переписку с покупателем в мессенджерах или соцсетях (скриншоты нужно будет заверить у нотариуса).
Так или иначе, все предоставленные вами доказательства суд будет оценивать в совокупности. И с учётом установленных обстоятельств примет решение. А каким оно будет при отсутствии у вас ДКП – сказать сложно.
Если автомобиль «продан» без договора купли-продажи?
Отвечать придётся текущему собственнику.
Дело в том, что статья 161 ГК РФ требует для большинства сделок с автомобилями письменную форму договора. Исключение сделано для случаев, когда вы продаёте ТС дешевле 10 тысяч рублей. Но на практике такие ситуации большая редкость. Таким образом, в 2023 году заключение ДКП является обязательным условием.
Отсюда получаем, что, если вы решили «продать» машину без договора – юридически никакой продажи не произошло. Автомобиль по-прежнему принадлежит вам, а у «покупателя» не возникает права собственности. И если этот человек за рулём машины станет виновником ДТП, возмещать ущерб придётся вам, как собственнику ТС в силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ.
Одно из таких дел рассматривалось Верховным Судом в 2017 году.
Собственник намеревался продать автомобиль, но ДКП оформлять не стали, а на машине ездил потенциальный «покупатель». В ГИБДД автомобиль тоже не переоформлялся. Также имелась неограниченная страховка, но срок её действия к моменту ДТП уже истёк. Потерпевший, недолго думая, подал иски о возмещении ущерб и к собственнику авто, и к водителю, который устроил аварию.
Мнения судов разделились – районный указал, что отвечать перед пострадавшим должен хозяин машины, в апелляции с этим не согласились и решили, что виноват находившийся за рулём в момент ДТП.
Точку в этом деле поставил Верховный Суд, поддержав решение районного суда. Отвечать по возмещению ущерба должен собственник. Доверенность на «покупателя» отсутствует, полис ОСАГО просрочен – подтвердить передачу права на управление автомобилем своему знакомому владелец машины не может. Значит ему и оплачивать ремонт ТС потерпевшей стороны + судебные расходы – в общей сложности на 74 000 рублей.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.09.2017 N 84-КГ17-5.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно