Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Новый хозяин совершил ДТП на проданном автомобиле – что будет грозить продавцу?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
ДТП после продажи
Нет времени читать статью?
  1. Предыдущий хозяин не отвечает за ДТП с участием проданной им машины.
  2. Дело в том, что передача права собственности фиксируется в момент подписания договора купли-продажи. Прежний владелец перестаёт быть собственником, а покупатель становится новым владельцем ТС.
  3. Соответственно, в 2024 году продавцу ничего не грозит, а вот покупатель отвечает за нанесённый ущерб в ДТП.
  4. Но если новый хозяин машины совершил ДТП и скрылся с места происшествия, а транспортное средство до сих пор не переоформлено в ГАИ – сотрудники полиции свяжутся с предыдущим собственником.
  5. Но тому достаточно показать свой экземпляр ДКП и акт приёма передачи – это доказывает, что машина выбыла из владения продавца. На это указал Верховный Суд РФ.
  6. Но на практике иногда в ГАИ не верят даже таким письменным доказательствам совершения сделки.
  7. Если вы потеряли ДКП, подтвердить факт продажи автомобиля ещё сложнее. Скорее всего, дело дойдёт до суда.
  8. Гораздо хуже, если договор вообще не оформлялся и сделка совершена на словах. В таком случае отвечать за причинённый в ДТП ущерб придётся либо текущему собственнику автомобиля – если нет ОСАГО и доверенности, либо виновнику аварии, когда тот вписан в страховой полис.

После покупки автомобиля по ДКП у нового владельца есть обязанность переоформить его на себя. Однако это требование исполняют далеко не все покупатели. Иногда даже спустя 10 дней после продажи машина продолжает числиться в ГАИ за предыдущим собственником. Начисление транспортного налога ещё не самое критичное. Куда неприятнее, если новый хозяин ТС устроит ДТП и скроется с места происшествия. И здесь существует «страшилка», что отвечать за содеянное придётся продавцу – мол, раз он всё ещё значится хозяином автомобиля в ГИБДД, то ему и возмещать ущерб потерпевшим в аварии. Однако это мнение ошибочное. Оно возникает из-за непонимания порядка перехода права собственности при заключении договора купли-продажи. В статье выясним, кто отвечает за ДТП на проданном авто, привлекают ли к ответственности продавца, чем он может подтвердить факт выбытия ТС из его владения и как быть в случае утраты ДКП.

Я продал машину, а новый собственник стал виновником ДТП – кто отвечает за причинённый ущерб?

Отвечает тот, кто был за рулём в момент ДТП.

Законодательство 2024 года чётко регулирует вопросы перехода права собственности. И согласно действующим нормам, после подписания ДКП автомобиль переходит из одних рук в другие – от продавца к покупателю. Соответственно, прежний собственник утрачивает права и обязанности в отношение проданного ТС, а новый хозяин, наоборот, их приобретает. В том числе и обязанность возместить причинённый ущерб потерпевшим в ДТП.

Такой порядок вещей подтверждается нормами закона:

  • Пункт 2 ст. 218 ГК РФ декларирует, что право собственности на имущество (коим является автомобиль) может быть приобретено любым другим лицом на основании заключённого с хозяином договора купли-продажи,
  • В свою очередь, п. 1 ст. 223 ГК уточняет, что право собственности на купленную вещь возникает с момента её фактической передачи – то есть после подписания акта-приёмки,
  • Здесь же оговаривается, что иной расклад может быть предусмотрен договором, по условиям которого переход права собственности на автомобиль может быть осуществлён и после подписания ДКП,
  • Согласно пункту 1 ст. 1079 ГК РФ, транспортное средство считается источником повышенной опасности, а значит его владелец отвечает за вред, причинённый при использовании своего автомобиля.
  • Под владельцем здесь понимается, в первую очередь, собственник имущества – на что указывает абзац 2 пункта 1 вышеназванной статьи и пункт 19 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 26.01.2010 года.

Но на практике даже некоторые сотрудники МРЭО путают право собственности с регистрацией.

Ещё раз обратите внимание, что согласно Гражданскому кодексу, право собственности на автомобиль переходит к покупателю только с момента заключения ДКП или подписания акта приёма-передачи. Никакая дата регистрации машины в ГИБДД в расчёт не берётся. Регистрационный учёт нужен лишь для возможности дальнейшей эксплуатации авто.

Такую позицию подтверждает и ВС РФ в своём Определении №41-КГ16-25:

Приведенными выше законоположениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обуславливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

При этом регистрация транспортных средств носит учётный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.

Таким образом, если вы заключили ДКП, а новый хозяин не перерегистрировал автомобиль на себя, то по закону собственником ТС вы уже не являетесь – им выступает покупатель. Он и должен отвечать за причинённый ущерб в ДТП.

Ответственность при ДТП с участием проданной машины

Что мне будет грозить?

Ничего! Вернее, почти ничего…

Как только вы заключили ДКП автомобиля, право собственности переходит к новому хозяину. Отныне он может владеть, пользоваться и распоряжаться купленным транспортом.

И поскольку вы перестали быть собственником, то не отвечаете:

  • за штрафы, аресты и другие наказания за правонарушения, совершённые при использовании проданного автомобиля,
  • за несвоевременную постановку ТС на учёт в МРЭО ГИБДД,
  • за последствия ДТП с участием указанной машины,
  • за передачу руля виновнику аварии, который находился в нетрезвом состоянии, не имел права управления или был его лишён.

Но всё же совсем избежать неприятностей в 2024 году вряд ли получится. Если новый собственник не переоформил купленную машину в ГАИ, совершил на ней ДТП и скрылся – встречи и объяснений с полицией, увы, не избежать.

Поскольку автомобиль всё ещё зарегистрирован за вами, именно вас будут подозревать в первую очередь в скрытии с места аварии. Ваша главная задача здесь – доказать, что ТС выбыло из вашего владения, тем самым сняв с себя подозрения.

Разъяснения Верховного Суда

Суды ориентируются на момент перехода права собственности и сравнивают его с датой совершения ДТП. Если автомобиль был продан раньше, чем произошла авария – прежний собственник не при чём. Хотя в некоторых случаях правды приходится добиваться через Верховный Суд РФ.

Вот пример одного из таких дел, где ВС отменил производство в отношение предыдущего хозяина машины, которого хотели сделать «крайним» в ДТП на проданном им авто.

Кто-то на этой машине врезался в такси и скрылся с места происшествия. Позже по камерам автомобиль отследили и нашли бумажку с номером телефона предыдущего хозяина. Затем пробили по базам, выудили фото с паспорта продавца – а таксист опознал в нём водителя. Далее в отношение бывшего владельца машины составили протокол по части 2 ст. 12.27 КоАП и дело ушло в мировой суд. В суде продавец указал, что автомобиль он уже продал и даже сам снял его с учёта – о чём свидетельствуют договор купли-продажи и справка из ГИБДД. Версию с заключением сделки подтвердили покупательница и её сожитель (который в тот день был за рулём машины). Однако ни мирового судью, ни вышестоящие над ним инстанции эти факты не убедили. Наказание о лишении прав было оставлено в силе.

Тогда истец обратился в Верховный Суд, который в итоге занял его сторону – попутно указав на следующие моменты:

  • наличие заключённого ДКП важнее записи в ПТС, где истец всё ещё числится в качестве хозяина – поскольку именно по договору купли-продажи осуществляется переход права собственности на ТС,
  • записи с камер не дают представления о том, кто именно был за рулём транспортного средства в момент ДТП,
  • таксист описал водителя, но не явился на заседание и не указал, кто именно управлял автомобилем – истец или сожитель покупательницы,
  • игнорирование свидетельских показаний из-за того, что якобы свидетели могли быть знакомы с истцом – также несостоятельны, а являются всего лишь предположением мирового судьи.

В итоге Верховный Суд отменил производство и наказание истцу, указав на недоказанность обстоятельств.

Судебная практика ВС о возмещении ущерба после ДТП на проданном автомобиле

Но придётся доказывать факт продажи автомобиля!

Да, доказывать, что машина сменила владельца придётся прежнему собственнику (продавцу). Если он не сможет это подтвердить – его обяжут возмещать ущерб потерпевшим в ДТП.

Доказательством выбытия автомобиля из владения служит рукописный договор купли-продажи. Если в тексте указано, что передача права собственности происходит в момент подписания – достаточно только ДКП. В случае, если в состав договора входит акт приёма-передачи – требуется приложить ещё и его.  

Обратите внимание, что в ДКП авто должны быть указаны все обязательные данные, а именно – ФИО, паспортные данные и реквизиты участников сделки, VIN-номер, госномера, цвет, комплектация транспортного средства, сумма продажи, а также информация из ПТС и СТС.

Ещё одним подтверждением факта продажи автомобиля будет снятие с регистрационного учёта в ГАИ, например – если вы сделали это самостоятельно, потому что покупатель тянул с переоформлением машины и не уложился в 10-дневный срок с момента сделки.

Желательно, чтобы новый владелец прибыл в ГИБДД или суд и лично подтвердил, что действительно приобрёл у вас автомобиль, а также указал, кто был за рулём в момент ДТП. Также можно предоставить справку с места работы – она даст понять, что в день аварии вы находились на рабочем месте, а не за рулём проданного ТС.

Но и договора купли-продажи может быть недостаточно!

Плохая новость заключается в том, что на практике вам могут не поверить.

Это достаточно частое в 2024 году явление. Если вы продали автомобиль, а новый хозяин не перерегистрировал ТС на себя, а позже угодил в ДТП и скрылся с места аварии – вас быстренько найдут по базе. Да, вы принесёте дознавателю или следователю свой экземпляр ДКП машины. Но что подумают в ГИБДД?

Произошла авария, водитель куда-то скрылся, автомобиль зарегистрирован на ваше имя, вы приносите и показываете рукописный договор купли-продажи, который, по мнению, инспекторов, вы могли «нарисовать» после происшествия. Естественно, к вам возникнет недоверие…

В итоге с вас возьмут объяснительную и дадут извещение явиться на следующую встречу в ГАИ – но уже в качестве лица, в отношении которого проводится административное производство (ЛВОКа).

Как вы понимаете, дело может дойти до суда, где вам придётся доказывать, что вы не верблюд. А дальше всё зависит от судьи и от того, насколько глубоко он проанализирует доказательства и установит обстоятельства дела.

А если я продал машину и потерял ДКП?

Ситуация ещё сложнее… но выход есть.

В случае утраты ДКП, у вас есть два варианта:

  1. Связаться с покупателем и попросить его составить ещё один договор, переписав исходные данные с его экземпляра ДКП – нарушением это являться не будет, поскольку ранее вы заключили сделку на законных основаниях,
  2. Использовать в качестве доказательства выбытия машины из вашего владения иные факты – например, свидетельские показания, справку ГИБДД о снятии автомобиля с учёта, переписку с покупателем в мессенджерах или соцсетях (скриншоты нужно будет заверить у нотариуса).

Так или иначе, все предоставленные вами доказательства суд будет оценивать в совокупности. И с учётом установленных обстоятельств примет решение. А каким оно будет при отсутствии у вас ДКП – сказать сложно.

Потерял ДКП и возмещение ущерба после аварии

Если автомобиль «продан» без договора купли-продажи?

Отвечать придётся текущему собственнику.

Дело в том, что статья 161 ГК РФ требует для большинства сделок с автомобилями письменную форму договора. Исключение сделано для случаев, когда вы продаёте ТС дешевле 10 тысяч рублей. Но на практике такие ситуации большая редкость. Таким образом, в 2024 году заключение ДКП является обязательным условием.

Отсюда получаем, что, если вы решили «продать» машину без договора – юридически никакой продажи не произошло. Автомобиль по-прежнему принадлежит вам, а у «покупателя» не возникает права собственности. И если этот человек за рулём машины станет виновником ДТП, возмещать ущерб придётся вам, как собственнику ТС в силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ.

Одно из таких дел рассматривалось Верховным Судом в 2017 году.

Собственник намеревался продать автомобиль, но ДКП оформлять не стали, а на машине ездил потенциальный «покупатель». В ГИБДД автомобиль тоже не переоформлялся. Также имелась неограниченная страховка, но срок её действия к моменту ДТП уже истёк. Потерпевший, недолго думая, подал иски о возмещении ущерб и к собственнику авто, и к водителю, который устроил аварию.

Мнения судов разделились – районный указал, что отвечать перед пострадавшим должен хозяин машины, в апелляции с этим не согласились и решили, что виноват находившийся за рулём в момент ДТП.

Точку в этом деле поставил Верховный Суд, поддержав решение районного суда. Отвечать по возмещению ущерба должен собственник. Доверенность на «покупателя» отсутствует, полис ОСАГО просрочен – подтвердить передачу права на управление автомобилем своему знакомому владелец машины не может. Значит ему и оплачивать ремонт ТС потерпевшей стороны + судебные расходы – в общей сложности на 74 000 рублей.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.09.2017 N 84-КГ17-5.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.