Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

При каких неисправностях и поломках нельзя ехать на автомобиле?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Неисправности и ПДД
Нет времени читать статью?
  1. ПДД устанавливают 3 варианта передвижения при наличии поломок у автомобиля в 2024 году.
  2. Во-первых, каждый водитель перед началом движения обязан удостовериться в исправном техническом состоянии автомобиля всегда.
  3. Во-вторых, если какая-либо неисправность, перечисленная в специальном Перечне, возникла в пути, то вы имеете право доехать до места стоянки или ремонта, где вы её в состоянии устранить. При этом, если вы в состоянии устранить повреждение в дороге, то обязаны это сделать.
  4. В-третьих, есть 5 исключений, когда вы должны тотчас остановиться и далее ехать только на эвакуаторе. К ним относятся неисправности тормозов, рулевой системы, сцепного устройства в составе автопоезда, нерабочие или отсутствующие фары или задние габариты (в тёмное время или при недостаточной видимости), а также нерабочий с водительской стороны "дворник" (но только во время дождя или снега).
  5. Причём, даже если у вас износились до предела тормозные накладки (и сотрудник ГИБДД, к примеру, услышал их скрип), то это уже образует запрет ехать дальше.
  6. За нарушение указанных условий вам грозит штраф 500 рублей, а в случае неисправных тормозов или руля ещё и штрафстоянка.
  7. При условиях поломок, при которых дальнейшее движение запрещено, вы также можете отбуксировать такую машину. Но помните, что для буксировки также есть свои ограничения при неисправных тормозах и нерабочих габаритах. А при нерабочем рулевом управлении буксировка запрещена (только методом частичной погрузки).
  8. Между тем, очень мало таких неисправностей, которые инспектор ДПС на дороге сможет определить как возникшие точно не в пути.
  9. Вопреки расхожему мнению некоторых автолюбителей, наличие действующего техосмотра не является защитой от проверок технического состояния авто в дороге.
  10. Ещё один распространённый миф – что неисправности могут проверять только сотрудники Технадзора или иные специально уполномоченные инспекторы. Это неправда – такого ограничения нет в законодательстве 2024 года.

Обязанность водителя ездить только на технически исправном автомобиле диктуют сразу несколько законодательных актов: ФЗ О безопасности дорожного движения, закон О техосмотре и, собственно, ПДД с его Перечнем неисправностей. Между тем, законодательство в 2024 году регулирует запрет передвижения с неисправностями, однако, разрешает доехать до дома или места ремонта при большинстве из них. Тем не менее, при ряде поломок всё же можно нарваться на штраф ГИБДД. В этой статье мы исчерпывающе поговорим обо всём этом.

Можно ли ездить по дорогам России на неисправном автомобиле?

Да, можно... Но не со всеми.

Самый главный закон для автомобилистов в РФ – вовсе не ПДД (это вообще формально не закон), а ФЗ О безопасности дорожного движения №196. Именно он в своей статье 16 устанавливает две важные тонкости:

  • техническое состояние автомобилей, передвигающихся по дорогам в России, должно обеспечить безопасность дорожного движения,
  • а бремя ответственности за это состояние ложится на водителя или владельца транспортного средства.

Но именно ответственность эта, интересующая многих автолюбителей в данной статье, наступает далеко не всегда. И дело тут вовсе не в лазейках, позволяющих избежать наказания, а в том, что далеко не с любой неисправностью запрещается дальнейшее передвижение на автомобиле. Ниже и рассмотрим подробнее данный нюанс.

Передвижение на технически неисправной машине

Самая главная тонкость законодательства о неисправностях в 2024 году

Итак, несмотря на то, что главный принцип исправности машины устанавливает ФЗ-196, подробно регламентируют, как именно владелец должен обеспечить безопасность, Правила дорожного движения.

И ПДД устанавливают 3 возможных варианта передвижения с поломками или недостатками. Все они урегулированы в пункте 2.3.1.

  1. Во-первых, есть Приложение к ПДД – Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. Именно в нём исчерпывающе перечислены все поломки, с которыми недопустимо ездить по дорогам России.
  2. При этом, Правила разделяют возможность дальнейшей езды в зависимости от того, в пути возникла неисправность или до начала движения. В любом случае перед выездом вы обязаны проверить состояние авто (как именно вы это сделаете, никого не волнует). И, если хоть одна из указанного выше Перечня обнаружится, то двигаться дальше вы не имеете права. Если же поломка возникла во время движения, то у вас есть право доехать до места стоянки или ремонта.
  3. В то же время, при возникновении 5 неисправностей в пути вы обязаны встать и никуда дальше своим ходом не двигаться: при выходе из строя тормозной или рулевой системы, сцепного устройства в составе автопоезда, если не работают или вообще отсутствуют фары или фонари в тёмное время суток или при недостаточной видимости, либо во время дождя или снегопада не работает "дворник" со стороны водителя (абзац 2 пункта 2.3.1 ПДД).
  4. В случае же других поломок, образовавшихся во время движения, у вас, как мы уже упомянули выше, есть возможность доехать до СТОА или парковки.

Таким образом, если повреждение обнаружено до выезда из дома (или другого начала движения после стоянки), вы не имеете права начинать движение. Если же что-то сломалось в пути, то вы можете доехать до ремонта или стоянки. Но и здесь есть исключения в виде упомянутых выше пяти поломок.

Теперь давайте подробнее рассмотрим эти неисправности.

При каких поломках я не имею права ехать дальше вообще?

Сцепное устройство опустим, так как здесь всё предельно просто – любая его неисправность влечёт дальнейший запрет езды.

Тормозная система

И в этом случае не всё так просто, как предполагают многие автолюбители. Дело в том, что право на дальнейшее движение по закону у вас утрачивается не только при полном отказе тормозов, а именно при любой поломке в этом узле.

И здесь есть существенное недопонимание работы законодательства не только автовладельцами, но и инспекторами и даже судьями. Да, неисправности тормозной системы перечислены в Перечне. Но здесь всего 5 пунктов поломок. И не включена, например, такая, как износ тормозных накладок. Что будет грозить водителю, если сотрудник ГИБДД на дороге услышит скрип изношенных колодок?

Но вернёмся к пункту 2.3.1 ПДД. И здесь мы можем увидеть, что отсылка конкретно на Перечень идёт только в третьем абзаце, где говорится про прочие неисправности. А вот с тормозами абзац выше – и здесь ни слова. Зато ещё выше, откуда и перетекает логически абзац №2, официальная трактовка ссылается на Основные положения по допуску.

Поломка тормозной системы и запрет передвижения

Заглянем сюда, и можем увидеть в пункте 3, что техническое состояние автомобилей должно соответствовать нескольким документам:

  • правил (ПДД вместе с Перечнем неисправностей),
  • стандартов (ГОСТов и Технических регламентов),
  • руководств по эксплуатации.

Дело в том, что, помимо Перечня, список неисправностей, при которых нельзя ездить, есть ещё в Приложении №8 Техрегламента О безопасности колёсных ТС. И здесь поломок перечислено гораздо больше. Но вы всё равно не найдёте тут ни слова об износе колодок или накладок.

Однако, почти всегда вы найдёте эту неисправность в руководстве вашего автомобиля.

Поэтому де-юре будем в данной статье считать, что практически малейший дефект или недостаток приведёт к оценке всей системы как неисправной. К примеру, износ тормозных накладок фактически делает неисправной тормозную систему. И это означает, что вам нельзя двигаться дальше.

Рулевая система

Здесь всё аналогично. К полному запрету на дальнейшее движение можно отнести следующие условия:

  • наличие люфта в руле вне пределов допустимого,
  • имеются видимые дефекты на рулевом колесе,
  • есть ослабленные места,
  • руль заменён на другой, не соответствующий конструкции автомобиля,
  • не работает или недостаточно хорошо работает ГУР или электроусилитель руля.

Не горят фары и фонари

А это условие работает исключительно либо в тёмное время суток, либо при недостаточной видимости.

Исходя из определений в ПДД, первое – это время от начала вечерних сумерек до конца утренних, а второе – видимость менее 300 метров при осадках, тумане, других погодных или дорожных условиях, а также в сумерках.

Именно в этот период времени у вас должны присутствовать и работать все фары и задние фонари. Причём, обратите внимание, что в 2.3.1 не говорится об их количестве. Поэтому, даже если хотя бы в одном заднем габарите, к примеру, перегорела лампа в пути, это запрещает движение дальше.

И ещё одна важная тонкость. Согласно официальной трактовке в ПДД, речь идёт о следующем свете в автомобиле:

  • передних фарах (причём, по всей видимости, допускается, к примеру, чтобы работал ближний свет, а дальний был неисправен),
  • задних габаритных огнях (передние габариты не образуют запрет дальнейшего движения).

То есть противотуманные фары и фонарь, подсветка номера, факультативные огни и прочее не запрещают доехать до места стоянки или ремонта.

Если не работает "дворник"

На машине не работает дворник

Здесь также обратите внимание, что речь идёт именно о стеклоочистителе со стороны водителя. Пассажирский может не работать. И только в условиях дождя либо снегопада. Например, при граде (если только вместе с ним не падают капли дождя или снежинки) вы уже имеете право ехать по букве подзаконного акта.

Кроме того, в трактовке говорится о "недействующем" дворнике. Если, к примеру, он просто работает плохо, медленно, его резинки стёрты очень сильно, это не влияет на запрет дальнейшего движения. Что уж, даже если вы за верёвку тянете его сами, обеспечивая его "действие" таким образом, то он прекращает фактически быть объектом запрета пункта 2.3.1. Но это, конечно же, формальности – любой сотрудник примет меры по запрету дальнейшего движения и выпишет штраф.

Что я должен предпринять при обнаружении этих повреждений?

Порядок действий при вышеописанных неисправностях достаточно прост:

  1. в первую очередь необходимо, конечно же, немедленно остановиться (...да, если это позволяет сделать неисправная тормозная система, например),
  2. затем попытаться устранить неисправность самостоятельно,
  3. если вы не можете сделать это сами, то остаётся только два варианта: либо вызвать эвакуатор, либо осуществить буксировку повреждённого автомобиля.

Но в случае буксировки следует учесть следующее:

  • ПДД запрещают (пункт 20.4) буксировать машину с неисправностями тормозов или рулевого управления в ряде случаев и рядом методов (да-да, даже с всё теми же изношенными накладками или люфтом),
  • пункт 19.1 Правил обязывает на буксируемом авто включать задние габаритные огни, поэтому, если они не работают, то остаётся только эвакуатор.

С какими неисправностями я могу доехать до стоянки или автосервиса?

Обратим также ваше внимание на то, что при упоминании возможности передвижения до места парковки или стоянки или же ремонта автомобиля, ПДД ссылаются конкретно на Перечень неисправностей. Поэтому всё, что в этом нормативно-правовом акте не перечислено, неисправностью как таковой не является.

Тем не менее, Основные положения требуют проверить до начала движения и обеспечить исправность в том числе и в соответствии с Техрегламентом, иными ГОСТами и руководством по эксплуатации. Поэтому штраф вы всё ещё можете получить – только если не удастся убедить инспектора ДПС в том, что поломка возникла у вас в пути.

Не будем в рамках этой статьи их все приводить – ознакомиться с полным списком вы можете по ссылке на официальной странице Перечня.

Спущенное колесо автомобиля как неисправность по ПДД

Обязан ли я устранить поломку на месте?

Да, но только если вы в состоянии это сделать. А, если в состоянии, и сотрудник ГИБДД об этом в курсе, то далее вы не имеете права передвигаться. Дело в том, что в ПДД речь идёт об обязательной проверке в начале движения. Остановка вас инспектором на дороге по сути является прекращением движения. Соответственно, такая обязанность возникает и в этот момент.

Но в любом случае ситуация здесь достаточно спорная. Например, у вас перегорела подсветка госномера. Вы имеете право ехать до места её замены с одной стороны. Но вы показали сотруднику ГИБДД лампочку подсветки номерного знака. С одной стороны, любой дееспособный водитель в состоянии её поменять на большинстве автомобилей. С другой, вы не обязаны знать и понимать, как это делается, искать место снятия плафона освещения и так далее. Более того, у некоторых моделей автомобилей добраться до лампы не так просто.

Поэтому в каждой ситуации придётся разбираться индивидуально, и совет здесь всего один – если уверены, что сможете доказать отсутствие квалификации для той или иной работы по устранению неисправности, действуйте смело, ведь хотя бы на одном из этапов обжалования постановления со штрафом вас выслушают и поймут.

Как сотрудник ГИБДД определит, что дефект возник до начала движения?

Кроме очевидных способов, никак.

Мы говорим, например, о том, что у вашего автомобиля вырезан катализатор (то, как сотрудник проверит это, конечно же, другой вопрос), либо если на колесе нет гайки или болта, и отверстие диска в этом месте проржавело, что видно, что неисправность возникла уже давно.

В иных случаях, если вы прямо не укажете, что уже давно ездите с поломкой, применение административных мер незаконно.

Но ведь у меня есть действующий техосмотр! Можно ли избежать проверки состояния авто?

Нет, нельзя.

К сожалению или к счастью, технический осмотр – это отдельная регламентная процедура, обеспечивающая допуск автомобилей для участия в дорожном движении. И то, его частично отменили не так давно.

Тем не менее, действующая диагностическая карта – это не "иммунитет" к правомерности проверки технического состояния машины сотрудниками ГИБДД. В пункте 111 Административного регламента МВД, введённого Приказом №664, приведены 4 основания для проверки авто:

  • обнаруженные признаки нарушений (например, инспектор ДПС непосредственно увидел неработающую фару или услышал визг тормозных накладок либо неисправность глушителя),
  • если ваш автомобиль участвовал в ДТП (имеются видимые повреждения, опять же),
  • у инспектора есть ориентировки или иные данные, указывающие, что ваша машина участвовала в ДТП,
  • разного рода спецмероприятия ГИБДД.

Правда ли, что техсостояние имеет право проверять только технадзор?

Нет, неправда. Это вымысел и фейк, который издавна блуждает по сети интернет, но корни которого уходят в правомерность этого в давних законодательных актах.

Правда в том, что на 2024 год любой сотрудник ГИБДД при наличии перечисленных выше оснований вправе осуществить проверку на наличие неисправностей автомобиля. Причём, не только в соответствии с Перечнем неисправностей, но и с Основными положениями на соответствие состояния авто ГОСТам, Техрегламентам и руководству по эксплуатации. Хотя да, другое дело, что проверить руководство инспектор не сможет, если у вас с собой его нет – возить вы его не обязаны.

Вы просто не найдёте никаких упоминаний о необходимости специальных полномочий для проверки технического состояния автомобиля ни в законе О полиции, ни в изданном во исполнение этого закона Административном регламенте.

Даже так может выглядеть неисправная машина с действующим техосмотром
Даже так может выглядеть неисправная машина с действующим техосмотром

Какой штраф грозит, если я поеду дальше?

А теперь, собственно, о том, какие последствия грозят вам в случае нарушения указанных в ПДД предписаний по неисправностям.

В КоАП РФ 2024 года есть отдельная статья 12.5, в которой исчерпывающе приведены все наказания за это. Но конкретно по поломкам нас интересуют только 2 нормы.

  • Часть 1 статьи 12.5 предусматривает штраф 500 рублей или вынесение предупреждения за общие случаи нарушения Основных положений. Сюда входят все неисправности, перечисленные в том числе и в Перечне.
  • Часть 2 этой же статьи предписывает только 500-рублёвый штраф конкретно за движение с неисправными тормозами, рулевой системой или сцепным устройством в составе автопоезда.

Причём, по 1 части вас чаще всего также ждёт именно штраф, а не административное предупреждение. В чём же тогда разница между этими нормами?

Дело в том, что при применении части 2 статьи 12.5 вам также грозит эвакуация на штрафстоянку. Так предписывает уже статья 27.13 КоАП РФ.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.