Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Изменения в Приказ 664 — новые правила остановки водителей и проверки документов

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Изменения в Приказ 664

Новый Приказ №664 по утверждениям многочисленных изданий, расширил полномочия сотрудников ГИБДД. Но это не совсем верно. Так, мы уже объясняли, что по новому Приказу снимать сотрудников не запретили, садиться в патрульную машину водителей не обязали, да и вообще нет обязанности выходить из автомобиля. Но в 2018 году подготовлен ряд поправок в новый регламент ещё более новым Приказом под номером 948, который внёс ряд изменений в этот нормативный акт. Основные из них — новые правила остановки судей и мер обеспечения к ним, обновлённые причины для проверки документов и остановки машины и ряд других.

Что случилось?

Итак, в первом месяце 2018 года подготовлены и официально опубликованы изменения в Приказ №664. Они обновляют определённые процедуры, которые могут законно проводить сотрудники ГИБДД.

Изменения в большинстве своём "косметические" — то есть направлены на устранение неточностей и опечаток в регламенте. Но есть и такие, которые вносят существенные обновления. Их мы и рассмотрим отдельно.

Посмотреть текст Приказа №948.

Изменения в Приказ №664 — полный обзор нововведений

Проверка документов

Пожалуй, самое интересное для водителей изменение в Приказе №664 — это причины для проверки документов. В соответствующий 107 пункт регламента внесены небольшие, но существенные изменения.

Приведём таблицу сравнения старого и нового Приказа.

Приказ №948: Изменения в пункте №107
Было Стало

107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:

  1. выявление признаков нарушения правил дорожного движения либо наличие иного повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
  2. выявление признаков подделки документов, удостоверяющих личность, необходимых для участия в дорожном движении, на перевозимый груз;
  3. наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать их в совершении административного правонарушения или преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;
  4. необходимость их привлечения в качестве свидетеля, понятого.

107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:

  1. выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;
  2. наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
  3. выявление признаков подделки документов;
  4. наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;
  5. необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.

Во-первых, и это основное, что нужно отметить — это причины для проверки документов у граждан вообще, а не только водителей. А вот основания для проверки их у водителей перечислены в соседнем — 106 пункте.

Приказ №948 и причины для проверки документов и остановки автомобиля

И здесь следует отметить важный факт. Многочисленные СМИ утверждают, что теперь ориентировки не являются причиной для проверки документов. Сами посудите, ведь в таблице сравнения изменений выше убрана соответствующая фраза. Но ещё раз — речь идёт о гражданах. Для водителей наличие ориентировок всё ещё является причиной для проверки документов, так как это прямо прописано в пункте №106 регламента.

Инспекторам запретили применять меры к судьям

И снова ничего хорошего! Судьи по Конституции РФ относятся к "неприкасаемой" группе лиц, для которых действуют специальные нормы применения санкций. Фактически это означает, что привлекать судью к ответственности сотрудник ГИБДД не может. Так было всегда.

Но вот что изменено! В старой версии регламента инспектор ДПС мог применить к судье определённые меры обеспечения (к наказанию они отношения не имеют):

  • отстранить судью от управления,
  • направить на освидетельствование при наличии признаков.

Изменения в Административный регламент касательно остановки судей

В общем, всё, как для обычных граждан. Вот только, если опьянение будет установлено, то наказать судью инспектор всё равно не мог. То есть представьте ситуацию: сотрудник полиции остановил судью, выявил, что тот пьян, но сделать ничего не может и отпускает дальше. Впрочем, основание для отстранения никуда не девается, поэтому, согласно пункту 304 Приказа №664, он отпускает его только пешком, и для этого достаточно лишь признаков опьянения у судьи.

Теперь и указанных мер обеспечения инспектор применить не может.

Приказ №948: Изменения в пункты 301, 302, 303 и 304 регламента
Было Стало

301. При совершении административного правонарушения зарегистрированным кандидатом на должность Президента РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, зарегистрированным кандидатом на членство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, органе местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в РФ, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта РФ, судьей сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении. К указанным лицам при наличии соответствующих оснований применяются отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением предусмотренных особыми условиями, установленными Конституцией РФ и федеральными законами.

302. При совершении зарегистрированным кандидатом на должность Президента РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, зарегистрированным кандидатом на членство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, органе местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в РФ, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта РФ административного правонарушения, рассмотрение дела о котором не находится в компетенции судьи, вынесение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на общих основаниях. При совершении указанными лицами административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, а судьей - любого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которые со всеми материалами дела незамедлительно передаются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) для последующего решения вопроса о привлечении указанных лиц к административной ответственности.

303. В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершённого прокурором, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) для их последующего направления вышестоящему прокурору.

304. При наличии достаточных оснований полагать, что прокурор, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для немедленного информирования органов прокуратуры.

301. При совершении административного правонарушения зарегистрированным кандидатом на должность Президента РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, зарегистрированным кандидатом на членство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, органе местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в РФ, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта РФ сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении. К указанным лицам при наличии соответствующих оснований применяются отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением предусмотренных особыми условиями, установленными Конституцией РФ и федеральными законами.

302. При совершении зарегистрированным кандидатом на должность Президента РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, зарегистрированным кандидатом на членство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, органе местного самоуправления, зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования, Уполномоченным по правам человека в РФ, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председателем избирательной комиссии субъекта РФ административного правонарушения, рассмотрение дела о котором не находится в компетенции судьи, вынесение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на общих основаниях. При совершении указанными лицами административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которые со всеми материалами дела незамедлительно передаются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) для последующего решения вопроса о привлечении указанных лиц к административной ответственности.

303. В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершённого судьёй или прокурором, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) для их последующего направления прокурору, вышестоящему прокурору.

304. При наличии достаточных оснований полагать, что судья или прокурор, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чём сообщает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для немедленного информирования органов прокуратуры.

Запрет ареста за отказ предоставить автомобиль сотруднику

Ещё одно существенное изменение появилось из-за несоответствия норм права: за отказ водителя предоставить автомобиль сотруднику ДПС раньше был предусмотрен административный арест до 15 суток по статье 19.3 КоАП. Но дело в том, что за это нарушения существует отдельная мера наказания, которая предусматривает штраф 500 рублей.

Теперь это несоответствие "починили".

Приказ №948: Изменение в пункте 90 Административного регламента
Было Стало
90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса. 90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Но, как видим, налицо всё же отсутствие конкретики в отсылке на Административный кодекс. То есть "по беспределу" сотрудник ГИБДД всё ещё может вместо применения правильной статьи отправить дело в суд на рассмотрение ареста водителя (дела об арестах рассматривают только суды).

Изменения по административному аресту в регламенте

А вот как судья отнесётся на это, вопрос двоякий, потому как судебная практика по неправильному применению наказаний уже насыщена делами о предписаниях за тонировку и лишениях за светодиодные лампы.

Другие изменения

Как мы уже упомянули, есть и иные изменения в Приказ №664. Отдельно мы их рассматривать не будем, отметим лишь, что они в большей части направлены на устранение неточностей и неправильных ссылок на другие правовые акты.

Среди таких изменений:

  • убрана обязательность заполнения процессуальных документов только шариковой ручкой (теперь можно хоть пером),
  • изменена опечатка с нумерацией в пункте 85.7 (теперь это правильный пункт 84.7),
  • в пункте 116 фраза "базы данных" заменена на "банки данных".

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.