Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Есть ли штраф за громкий выхлоп и езду без глушителя и какой его размер?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Штраф за выхлоп
Нет времени читать статью?
  1. В 2023 году есть штраф за громкий выхлоп автомобиля или мотоцикла. И даже не один!
  2. 500 рублей грозит водителю за превышение установленного законом уровня шума.
  3. И ещё 500 рублей – за внесение изменений в конструкцию без разрешения ГИБДД – доработку выхлопной системы.
  4. В последнем случае "бонусом" будет ещё и аннулирование регистрации транспортного средства до устранения нарушения.
  5. А вот получить разрешения на доработку выхлопа в 2023 году нельзя – законодательство запрещает вносить любые изменения в эту систему.
  6. Между тем, законодатели рассматривают проект нового штрафа за громкий выхлоп – от 5 000 рублей и выше. Также стоит вопрос об оснащении средств автофиксации возможностью шумомеров.
  7. В 2023 году допустимый уровень шума выхлопа для мотоциклов и легковых автомобилей (а также для грузовиков до 3,5 тонн) составляет 96 дБА (либо значение, установленное в эксплуатационной документации).
  8. А вот замер уровня шума глушителя инспектором ДПС на дороге незаконен. По правилам ГОСТа он должен проводиться в закрытых площадках. Хотя, здесь многое зависит ещё от документации к шумомеру.
  9. За прогоревший, сломанный или отсутствующий глушитель штраф незаконен, если неисправность возникла в пути. В этом случае вы имеете право двигаться до места ремонта или стоянки. Это касается штрафов ГИБДД как за неисправность как таковую, так и за превышение допустимого уровня шума.
  10. В случае с насадкой изменения конструкции не происходит. Однако, штраф за громкий звук глушителя будет правомерен.

На сегодняшний день законодательство регулирует многие аспекты передвижения водителей по автомобильным дорогам. И, помимо превышения скорости, обязанности ездить трезвым за рулём и оформлять страховку ОСАГО есть ещё одно ограничение – выхлоп автомобиля не должен превышать установленный законом уровень шума. Но вот есть ли за это штраф?! В этой статье мы и выясним, какой размер наказания за громкий глушитель (например, прямоток) машины, за неисправную выхлопную систему, а также за езду без глушителя вовсе. Также узнаем, каким образом сотрудник ГИБДД установит превышение шума и какие дополнительные наказания могут грозить автовладельцу. Но обо всём по порядку!

Есть ли штраф за глушитель в 2023 году?

Есть, и даже не один! А ещё есть проект нового штрафа ГИБДД, который в 10 раз повышает его размер для автомобилей и мотоциклов – с 500 рублей до 5 тысяч. Но пока давайте поговорим о действующих санкциях за это.

Итак, в 2023 году вас могут подвергнуть сразу двум мерам ответственности:

  • если у вас установлен нештатный глушитель, то есть внесены изменения в конструкцию, то штраф составит 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП; а бонусом будет прекращение регистрации,
  • но, помимо этого, есть отдельное наказание за нарушение законодательства о тишине – ещё один штраф 500 рублей будет грозить по статье 8.23 КоАП РФ.

Рассмотрим подробнее обе этих санкции.

Какой размер штрафа за изменение конструкции?

Пункт 7.18 Перечня неисправностей из ПДД предписывает запрет эксплуатации автотранспортного средства, если в его конструкцию внесены изменения без разрешения ГИБДД. В то же время, упомянутая выше норма части 1 статьи 12.5 Кодекса устанавливает за неисполнение такого запрета штраф 500 рублей или предупреждение, которое на практике выносится редко.

Таким образом, здесь всё просто: инспектор ДПС остановил вас на дороге, увидел широченную торчащую трубу глушителя – это стало для него основанием для вынесения постановления о нарушении. Это наиболее яркий пример, когда вы установили прямоток. Но одним постановлением вы, увы, не отделаетесь.

Есть 2 штрафа за громкий глушитель

Плюс аннулирование регистрации автомобиля!

В 2023 году повсеместно в России действует практика, когда речь идёт об изменении конструкции автомобиля, обязывать водителя, допустившего такое незаконное изменение, показать исправную машину через несколько дней в ГИБДД. Если тот не исполнит данную обязанность, ГАИ вправе аннулировать регистрацию автомобиля.

Про законность этой процедуры и её действие на практике мы говорили в одной из наших предыдущих статей.

А ещё изменение выхлопной системы недопустимо

Из требований законодательства, упомянутых выше, вы могли заметить, что речь идёт не об изменении конструкции автомобиля как таковой, а именно об отсутствии разрешения ГИБДД на проведение таких изменений.

Действительно, в 2023 году наказываются только несогласованные с ГИБДД изменения конструкции. Если же ГАИ одобрило какие-либо конкретные доработки, то в свидетельство о регистрации на машину ставится пометка об этом, и водитель продолжает законно ездить.

При этом, сотрудники органов не просто так дают такие разрешения – все изменения должны соответствовать безопасности дорожного движения. А конкретику в обеспечении такой безопасности устанавливает Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств. Так вот, ГИБДД одобрит только те изменения конструкции, которые выполнены в строгом соответствии с этим Техрегламентом.

Можно ли установить спортивный глушитель в соответствии с Техрегламентом? Нет. Можно ли просто заменить выхлоп на другой? Нет. Пункт 9.10 Приложения №8 этого документа прямо запрещает производить любые изменения с выхлопной системой машин. Соответственно, и ГИБДД никогда не одобрит никакую доработку глушителя.

Сколько штраф ГИБДД за громкий выхлоп глушителя?

А теперь о более насущной проблеме данного нарушения для окружающих людей. И да, несмотря на общественную "вредность" доработанного в плане громкости глушителя, штраф именно за его сильный шум составляет те же 500 рублей, как и за изменение конструкции.

Более того, если вам выпишут постановление только по статье 8.23, забыв при этом привлечь за доработку конструкции, то и ездить вам можно будет дальше до следующего экипажа ДПС. Никто в этом случае вашу машину не имеет права снять с учёта.

Есть ли разница, громкий глушитель у авто или мотоцикла?

Нет.

Обратите внимание на официальную трактовку статьи 8.23 КоАП РФ:

Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Как видим, речь идёт и об автомобилях, и о мотоциклах с громким выхлопом. А также о любых других транспортных средствах, имеющих двигатель внутреннего сгорания – будь то хоть мопед, трактор или любая другая техника.

Езда на мотоцикле с громким глушителем

Новый штраф 5 000 рублей за нарушение закона о тишине

Между тем, законодатели не так давно задумались об ужесточении наказания именно за нарушение закона о тишине. И речь здесь идёт не только о громком выхлопе прямоточного глушителя, но и штрафе за громкую музыку в машине и любые другие источники звуков, нарушающие современные нормативы.

Причём, речь идёт не просто о 5 тысячах рублей за превышение уровня шума, а минимум о 5 000 – фактически санкция может быть и дороже. Объясним, в чём здесь дело!

28 ноября 2022 г. депутаты внесли в Госдуму проект нового закона, который вносит поправки в том числе в статью 8.23 и который направлен как раз на ужесточение наказания за нарушение тишины. И вот каким хитрым способом это сделано:

  • по части загрязняющих веществ наказание вынесено в отдельную её часть, и штраф здесь остался тот же – 500 рублей,
  • но появилась вторая часть – со штрафом 5 000 рублей за нарушение уровня шума... Для всех средств, кроме автомобилей и мотоциклов,
  • а вот наказание для авто- и мотовладельцев предложено предусматривать уже в региональных кодексах субъектов России.

Таким образом, установление размера штрафа за громкие автомобили предложили переложить на региональные плечи, как это сейчас работает, например, со штрафом за парковку на газоне.

Вы можете посмотреть полный текст изменений, которые предлагается внести в статью 8.23 и сопутствующие нормативные акты и законы, а также пояснительную записку от депутатов к нему.

Тем не менее, на сегодняшний день это только законопроект – изменения официально в силу не вступили, поэтому в 2023 году действует старый штраф 500 рублей за громкий выхлоп.

Плюс камеры автофиксации, измеряющие уровень шума

Тот же проект, к слову, предусматривает новшество для камер на дорогах РФ – комплексы автофиксации, которые способны фиксировать не только фото и видео нарушения, но и замерять уровень шума прямотоков.

Правда, очень непонятно на данном этапе, как будет на практике реализована их работа. В частности:

  • как камера будет замерять шум глушителя, находясь на расстоянии от автомобиля,
  • если громкая машина будет двигаться в потоке с десятком других транспортных средств, как камера определит, что шум исходит именно от неё?

И ещё масса других вопросов, которые, вероятно, разрешатся к тому моменту, когда и если новый закон всё же примут.

У меня кроссовый мотоцикл или питбайк – грозит ли штраф для спортинвентаря?

Здесь ситуация однозначная, но, тем не менее, достаточно спорная.

  1. С одной стороны, любая техника, оказавшаяся в пределах дорог (в полях тоже есть дороги) становится транспортным средством. Так говорит судебная практика, несмотря на то, что на такую технику чаще не бывает ни ПСМ, ни тем более ПТС. То есть суды в 2023 году применяют по всей строгости статьи Административного кодекса к любому транспорту, вне зависимости от наличия на него ПТС/ПСМ или же если это формально "спортинвентарь".
  2. С другой же стороны, так как это тот же спортинвентарь, то в случае с кроссовой мототехникой и питбайками не выполняются многие требования Техрегламента. В частности, в них значительно превышаются допустимые уровни шума от глушителя – и это ещё с завода, безо всяких доработок.

Таким образом, вас всё равно оштрафуют за громкий глушитель на кроссовом мотоцикле или питбайке. И это, помимо штрафа за возможную езду без прав.

А какой это допустимый уровень шума выхлопной системы?

Для легковых автомобилей и мотоциклов разрешённый уровень исходящего звука как от выхлопной системы, так и от любых других механизмов и акустики находится в пределах 96 дБА.

Измерение приводится именно в дБА – не простых децибелах, а акустических – то есть с поправкой на восприятие человеческим слухом. Считается, что это более справедливое измерение в данном случае.

Такое значение долгое время было установлено соответствующим ГОСТом Р 52231-2004 (раздел 4). При этом, основным показателем следовало считать максимальный уровень шума, указанный в эксплуатационной документации на данное транспортное средство. И в этом случае шум не должен был превышать указанного значения на 5 дБА. И только если в документации к автомобилю не указан предельный уровень шума глушителя, тогда было принято считать по таблице, в которой как раз и установлены упомянутые выше 96 дБА.

Допустимый уровень шума от мототехники

Однако, данный ГОСТ утратил силу более 5 лет назад – обратите на это особое внимание, так как на многих других ресурсах в сети приводится данный устаревший Госстандарт. И ему на смену пришёл ГОСТ 33997-2016, в котором также идёт речь о документации (пункт 5.10.9). И приводится таблица, где значение для мототехники и легковых авто составляет те же 96 дБА в случае отсутствия в документации предельного уровня.

Вот данная таблица для всех типов транспортных средств.

Таблица допустимого уровня шума выхлопной системы
Категории ТС по ГОСТу Категории ТС "на русском" Допустимый уровень шума
M1, N1, L Легковые авто (не более 8 мест), все мотоциклы, трициклы, мопеды и подобные и грузовики не более 3,5 тонн (Газели в том числе) 96 дБА
M2, N2 Автобусы с допустимой массой до 5 тонн и грузовые от 3,5 до 12 тонн 98 дБА
M3, N3 Полноценные автобусы (более 5 тонн) и грузовые более 12 тонн (фуры в том числе) 100 дБА

Как сотрудник ГИБДД установит, что моя машина громче нормы?

С помощью шумомера. Такими приборами инспекторов ДПС "комплектуют" не всегда, но в некоторых случаях они у них есть. В частности, если речь идёт о специальном рейде, в рамках которого вас обязательно остановят, услышав громкий звук из глушителя, будьте уверены, что шумомер у сотрудника будет.

На практике 2023 года это происходит по примерно следующему простому сценарию:

  1. вас останавливает ДПС, услышав громкий шум выхлопа или увидев, что у вас установлен прямоток, например,
  2. проверяет документы,
  3. при заведённом двигателе подносит шумомер к выхлопной трубе,
  4. видит значение, превышающее 96 дБА,
  5. как следствие, выносит постановление по 8.23 КоАП РФ.

Замеры уровня шума выхлопа по ГОСТу

И именно в замере уровня шума на месте остановки автомобиля инспектором кроется главная тонкость, которая может сделать данную процедуру незаконной. Дело в том, что есть два документа, регулирующих правила замера шума глушителя автомобиля и мотоцикла:

  • эксплуатационная документация на прибор,
  • тот же ГОСТ 33997-2016.

И именно в ГОСТе говорится о том, что замер шума должен проводиться в закрытом помещении, соответствующем требованиям по удалённости звукоотражающих объектов и ещё ряду условий. Однако, такая кажущаяся неправомерность не всегда сможет сыграть в вашу пользу. Дело здесь в аналогии с замером светопропускаемости тонировки. Там тоже есть жёсткие требования Госстандарта к процедуре. Однако, в судебной практике рассматривающие дела чаще всего ссылаются на документацию к приборам, отдавая приоритет именно ей, а не ГОСТу.

У меня прогорел глушитель – всё равно штраф?

По меньшей мере, в этом случае не будет штрафа за изменение конструкции. А вот что касается наказания за излишний шум от выхлопной системы, то и в данном случае штраф может быть незаконным. И вот почему!

Здесь мы можем обратиться к ПДД. Пункт 2.3.1 говорит, что:

  1. во-первых, водитель перед выездом обязан проверить исправность автомобиля и не выезжать, если в том есть хотя бы одна неисправность из Перечня,
  2. во-вторых, если такая поломка (прогорела гофра глушителя, нарушились крепления соединений выхлопной системы и так далее) возникла в пути, то водитель имеет право поехать до места ремонта или стоянки.

Езда с прогоревшей гофрой глушителя и штраф за громкую выхлопную систему

Однако, это делает незаконным штраф по статье 12.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисправности. В нашем же случае статья 8.23 отвечает за уровень шума вне привязки к сломанному неисправному глушителю или если тот прогорел. Однако, и в данном случае следует нивелировать отсутствием вины в вынужденном нарушении, потому как вам просто некуда деваться. Главное, указать, что вы направляетесь к месту ремонта или стоянки. А наказывать граждан при отсутствии вины запрещает статья 1.5 КоАП РФ.

Будет ли грозить штраф за езду совсем без глушителя в 2023 году?

Это будет зависеть от того, по какой причине он отсутствует.

  • Если неисправность возникла в пути по описанному выше сюжету, тогда штраф будет незаконен (впрочем, это никак не гарантирует того, что сотрудник ГИБДД всё равно его выпишет – тогда его следует обжаловать).
  • Если же есть прямые или косвенные доказательства того, что вы специально сняли глушитель либо он отлетел явно не в пути (например, тот же инспектор останавливает вас второй день с громким звуком выхлопа, и просто не верит, что вы вторые сутки едете по кругу по городу до места устранения или стоянки), тогда штраф будет уже правомерен.

А если у меня стоит насадка, усиливающая звук?

Если у вас не доработана сама выхлопная система, то есть стоит не прямоток, а обыкновенная насадка, то данный вопрос может быть двояким с точки зрения двух штрафов.

  • Если уровень шума превышает установленное значение в 96 дБА, то однозначно, по 8.23 будет штраф.
  • А вот за изменение конструкции по 12.5 КоАП РФ наказание снова оказывается вне закона.

Дело в том, что при установке насадки на конец глушителя не происходит изменения конструкции. Данное утверждение верно в силу понимания, что такое изменение конструкции. Согласно того же Техрегламента, это установка не предусмотренных конструкцией компонентов на транспортное средство или удаление предусмотренных.

Однако, компонентом считается деталь, которая поставляется на сборочное производство автомобиля либо является его сменной запчастью. Насадка на глушитель, модифицирующая (или не изменяющая) звук, не подключается к выхлопной системе, не меняет её работу, она просто меняет звук. Поэтому компонентом ТС фактически не является.

Вопрос только в том, сможете ли вы убедить в этом сотрудника на дороге или его начальника или судью при оспаривании штрафа.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.