Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Имеет ли право ДПС требовать открыть капот автомобиля и может ли водитель отказаться?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Просьба открыть капот
Нет времени читать статью?
  1. Регламент МВД разрешает инспекторам ДПС проверять идентификационные обозначения транспортного средства.
  2. С этой целью сотрудник ГИБДД может попросить вас открыть крышку капота. Но если это всего лишь безосновательная просьба, то можно отказаться без последствий. 
  3. Требовать от водителя открыть капот для проверки VIN-номеров инспектор вправе лишь при наличии веских оснований (например, ориентировки). И такая процедура будет считаться осмотром.
  4. Отказ от требования ИДПС в 2024 году грозит штрафом, арестом или обязательными работами.
  5. Если инспектор просит вас открыть капот, можете не выходить из машины, а просто дёрнуть рычаг внутри салона. Самому открывать крышку капота и протирать агрегаты от пыли в обязанности водителя по ПДД не входит. Если замок капота вдруг заклинило, водитель не виноват, и ему ничего не грозит.
  6. Также допускается снимать все действия сотрудников ГИБДД на видеокамеру. В случае процессуальных нарушений в рамках осмотра или досмотра ТС можно жаловаться на действия/бездействие должностных лиц при исполнении.

Обычно сотрудники ГИБДД останавливают машины с целью проверки документов. Но после этого могут озадачить водителя просьбой открыть и крышку капота. Многих автолюбителей удивляет такое предложение. Возникает желание порыться в ПДД и поискать соответствующую обязанность водителя. Но никакой обязанности открыть капот в Правилах вы не найдёте. Отсюда и непонимание, что делать и как себя вести в подобных ситуациях? Между тем, следует отличать просьбу от требования инспектора, осмотр от досмотра – ведь от этого зависит не только процессуальный порядок, но и возможные наказания в случае отказа инспектору. О том, что делать, если вас просят открыть капот – расскажем далее.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД попросить водителя открыть капот в 2024 году?

Да, имеет. Исчерпывающий список прав и должностных обязанностей сотрудников ГИБДД содержится в ФЗ «О полиции» и Административном регламенте в соответствии с Приказом МВД № 664.

Но есть ли в правовых актах конкретное право инспектора просить водителя открыть капот? Давайте посмотрим на действия, которые инспекторы могут себе позволить в рамках закона:

  • так, у инспектора ДПС есть полное право осуществлять проверку идентификационного номера автомобиля, номера кузова, шасси и прочих составных частей транспортного средства (пункт 31 Регламента),
  • госавтоинспектор также вправе предложить водителю выйти из машины, чтобы в его присутствии сверить номера агрегатов и узлов в подкапотном пространстве (п. 93 Регламента).

Таким образом, в 2024 году сотрудник ГИБДД имеет право проверять маркировочные обозначения под капотом транспортного средства. Речь идёт о 17-значном VIN-номере автомобиля, реже номере двигателя. Идентификатор сверяется с данными, которые указаны в Свидетельстве о регистрации ТС.

Но, разумеется, просто так у вас никто ничего проверять не может. Проверка маркировочных обозначений транспортного средства под капотом должна осуществляться только при наличии веских оснований. Все они закреплены в пункте 109 Приказа МВД № 664:

  • необходимость сверить VIN-номер на кузове с таким же номером, указанным в СТС водителя;
  • наличие ориентировки или иной информации об автомобиле (например, что машина участвовала в ДТП или находится в розыске);
  • выявление подделки (подложности) документов;
  • проведение мероприятий по снижению риска ДТП.

Наличие любого из перечисленных оснований является поводом для того, чтобы инспектор предложил вам открыть крышку капота для осмотра. Но, например, письменного приказа на поиск по ориентировке у сотрудника ДПС может при себе не оказаться. Очень часто ориентировки приходят в устной форме. То есть, по сути, вам придётся верить ИДПС на слово.

Инспектор ДПС просит открыть капот

А может ли инспектор сам открыть крышку?

Ни в коем случае – это должностное правонарушение!

Частная собственность неприкосновенна – на это указывает ст. 35 Конституции РФ. Автомобиль – это ваша собственность, и никто не имеет права без вашего разрешения лезть под капот, открывать багажник и рыться в бардачке.

На практике, конечно, ИДПС не станет без вашего согласия открывать крышку капота для сверки идентификационных номеров. Но если процедура проводится в рамках общего досмотра транспортного средства, то такое право у автоинспектора есть. К примеру, он может проверить багажник, капот, открывать двери, откидывать сиденья в салоне машины. Правда, для досмотра нужен протокол, двое понятых или видеосъемка процесса, но, самое главное – наличие оснований для досмотра транспортного средства. Об этом расскажем подробнее чуть позже.

Могу ли я отказаться открывать капот?

Да, можете – но только в одном случае.

После того, как инспектор ДПС в приказном тоне говорит вам открыть капот, поинтересуйтесь «это просьба или требование?». Важно понимать, что это два разных условия. Инспектор вправе лишь предложить вам открыть крышку моторного отсека. А вот требовать он может лишь при наличии веских оснований для осмотра (например, той же ориентировки). Так вот, вы вправе отказаться выполнять просьбу. Ведь она не подкреплена ничем, кроме желания самого инспектора ДПС заглянуть вам под капот.

Требование открыть капот переходит в юридическую плоскость осмотра. Отказаться от такой процедуры без последствий вы уже не сможете. А если откажетесь, то получите соответствующее наказание в рамках КоАП.

Отказ открыть крышку капота

Чем это грозит?

Итак, водителю грозит наказание лишь за отказ от требования обеспечить доступ ИДПС к моторному отсеку машины. То есть либо собственноручно открыть крышку капота, либо разблокировать его замок. Ответственность за это предусмотрена в ч. 1 ст. 19.3 КоАП, где:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей;
  • арест на срок до 15 суток;
  • обязательные работы до 120 часов.

Учитывайте эти моменты и не подвергайте себя лишнему риску.

Если капот заклинило, и крышка не открывается?

Вины водителя здесь нет.

Обязанность автолюбителя обеспечить свободный доступ к подкапотному пространству своей машины. Но если у вас, к примеру, заклинил замок, и вы не можете открыть капот – вашей вины тут нет. Неисправностью транспортного средства это также не является, поскольку заклинивший замок капота не влияет на передвижение автомобиля по дороге.

Более того, в ПДД нет обязанности для водителя уметь открывать крышку капота. А сам сотрудник ГИБДД не имеет права лезть к рычагу в салоне машины и что-то дёргать. Это уже не осмотр, а досмотр со своими требованиями и тонкостями.

Не открывается крышка капота

Проверка капота – это осмотр, досмотр или обыск?

Теперь разберемся с процедурами, которые различаются не только в названиях, но и в порядке действий, требованиях и основаниях.

В силу ст. 112 Регламента, проверка маркировочных обозначений под капотом возможна посредством визуального исследования. Инспектор должен сверить цифры VIN-номера на двигателе с цифрами такого номера в СТС водителя, ни к чему не прикасаясь – всё это указывает на признаки осмотра. В мероприятии участвует и сам владелец транспортного средства. Об итогах осмотра подкапотного пространства должен составляться акт. Но на практике это происходит не всегда. Если инспектор ДПС не обнаружит у вас перебитую маркировку, то он просто пожелает счастливого пути и отпустит с миром. Без всяких актов осмотра. Да, по букве закона это нарушение, но водители обычно и не возражают.

Для сравнения, досмотр – это более широкий круг действий, когда автоинспектор вправе прикасаться к машине, открывать капот, багажник, поднимать коврики, изучать содержимое бардачка и т.д. Однако сотрудникам ДПС запрещается ломать и разбирать конструктивные элементы транспортного средства. При досмотре водителя и пассажиров просят выйти из машины, а до начала процедуры ИДПС составляет протокол досмотра, в присутствии двух понятых или ведёт видеосъемку происходящего (п. 203 Регламента).

Обыск, как уголовная процедура, применяется только в крайних случаях. Конкретно с проверкой идентификационного номера под капотом обыск не связан. Кроме того, обязательно нужен ордер – санкция от прокурора. Обычные инспекторы ДПС не могут производить обыск вашего автомобиля.

Обязательно ли мне выходить из машины?

Нет, не обязательно.

Так, согласно пункту 93 Административного Регламента, автоинспектор может лишь предложить вам выйти из машины и вместе с ним сверить маркировочные обозначения под капотом. Выходить или нет – на ваше усмотрение. От вас требуется лишь обеспечить доступ к моторному отсеку, чтобы ИДПС самостоятельно сверил идентификационные номера. То есть ваша задача потянуть за рычаг открытия капота, а самому можно оставаться в салоне. 

Обязанности выходить на улицу, открывать крышку капота и тем более очищать агрегат от скопившейся грязи (чтобы можно было сверить цифры) у вас нет. Но лучше не оставлять полицейского один на один с вашим моторным отсеком. Так сказать, в целях своей же безопасности.

Открыть капот и не выходить из машины

Можно ли снимать инспектора и проверку капота на видеокамеру?

Запретить видеосъемку вам никто не может. И на это указывает целых два правовых акта:

  • Деятельность полиции является открытой для общества и граждан. ИДПС всего лишь сверяет идентификационные номера, ничего запрещённого к съемке в таком осмотре нет (ст. 8 ФЗ «О Полиции»),
  • Деятельность государственных органов должна быть открытой, а ГИБДД – это как раз государственный орган правопорядка на дорогах, так что снимать сотрудников при их исполнении вам никто запретить не может (ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об информации»).

Это же подтверждается решением Верховного Суда РФ (№ 58-КАД20-10-К9), где действия инспектора ДПС, выразившиеся в запрете производить видеосъёмку в процессе составления процессуальных документов были признаны не соответствующими положениям закона.

Что делать, если инспектор ГИБДД отказывается составлять акт осмотра или протокол досмотра?

Отказ соблюдать процедуру осмотра и досмотра машины являются серьезным основанием считать результаты проверки недопустимыми. Если дело дошло до досмотра, то на практике инспектор ДПС все же выполняет перечень обязательных действий – это в его же интересах.

В случае нарушений со стороны сотрудников ГИБДД вам нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Перепишите данные с удостоверения или нагрудного жетона автоинспектора.
  2. Включите видеокамеру (на всякий случай предупредите стража порядка, что фиксируете его действия).
  3. Еще раз попросите повторить, открытие капота: это просьба или требование? Если ИДПС не привёл ни одного основания для проведения осмотра, сообщите на камеру о своём отказе. Если основания были приведены, то вежливо настаивайте на соблюдении порядка проведения осмотра, а именно – составлении акта осмотра. Или досмотра, где нужны понятые/видеосъемка и протокол досмотра всего автомобиля.
  4. В случае отказа сообщите, что инспектор нарушает процессуальный порядок, в частности – п. 200, 203, 212 и других по Регламенту, что квалифицируется как самоуправство должностного лица в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ.
  5. Скажите, что намерены подать жалобу на действия сотрудника ГИБДД. Параллельно можно сразу звонить в дежурную часть и сообщать о нарушении должностными лицами, во всех подробностях. Телефон лучше искать либо на сайте ГИБДД, либо на борту полицейской машины ДПС.
  6. Далее подавайте жалобу на имя начальника Госавтоинспекции.

На практике, в 2024 году, если инспектор не в духе, он может запросто вменить вам неповиновение законному требованию сотрудника полиции и отправить вас в изолятор МВД на 15 суток. В том числе, если был не прав сам инспектор. К сожалению, отстаивать свою правоту придётся уже после отбытия наказания в спецприёмнике.

Но мы не зря расписали алгоритм действий выше. Если дело обернётся неприятными для вас последствиями в виде ареста или штрафа, у вас на руках окажутся зацепки для обжалования административного наказания. При должном подходе можно не только привлечь некомпетентного ИДПС к административной и служебной ответственности, но и через суд взыскать моральный ущерб от незаконного пребывания в изоляторе.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

1 Комментарий

Аватар пользователя Игорь

Статья конечно интересная но в неё закралась ошибка, так пункт 31 Регламента не содержит процедуры сверки номера двигателя ТС, у вас в статье ошибочно написано, что инспектор ДПС имеет право при остановке ТС проверять его номер двигателя, а это не соответствует Регламенту. Инспектор ДПС остановив ТС имеет право на проверку: идентификационного номера, номера кузова, номера шасси ТС.

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.