Изменения в ПДД 2018: светоотражающие жилеты по ГОСТу в вопросах

Изменения ПДД 2018

Изменения в ПДД в последнее время вносятся с завидной регулярностью, и 2018 год не стал исключением в этом вопросе. Некоторые из таких нововведений очевидно для большинства идут на пользу водителям, а другие — например, штраф за знак "Шипы", напротив, порождают больше вопросов к законодателям. Но новое изменение ПДД 2018 года — светоотражающие жилеты по ГОСТу, которые теперь обязаны надевать водители при определённых условиях, скорее всего, шаг вперёд.

Мы уже рассмотрели миф о новых штрафах с 1 января 2018 года, а также привели обзор новых дорожных знаков в ПДД, теперь давайте теперь рассмотрим вопросы и ответы по одному из главных изменений в ПДД!

Что случилось?

12 декабря 2017 года Правительством РФ №1524 были внесены поправки в ПДД по части добавления нового пункта раздела обязанностей водителей — появился пункт 2.3.4, который многие автолюбители поняли не то чтобы по-своему, но несколько ограничено.

Это правда?

Не совсем. Соответствующее постановление, вносящее изменение в ПДД в 2018 году, действительно, было выпущено. Но главное — вопреки данным многих изданий, оно вступило в силу не 12 марта, а позже.

Дело в том, что в постановлении последним предложением значится дата вступления в силу — ровно по истечении 90 суток от даты следующего дня после официального опубликования. Но датой опубликования считается не дата выпуска постановления с изменениями, а дата именно официального опубликования, как это прямым текстом указано в постановлении. Официальное опубликование правительственных актов осуществляется в правительственных СМИ. К таким относятся:

  1. Российская газета,
  2. Собрание законодательства РФ,
  3. Портал правовой информации.

[Обновлено 18.12.2017] Отсчёт 90 дней пошёл с 18 декабря 2017 года, когда Постановление №1524 было официально опубликовано на портале правовой информации. Как итог, изменения 2018 года в ПДД касательно светоотражающих жилетов вступили в силу 18 марта 2018 года.

Что обсуждают?

Согласно новостям большинства сайтов и интернет-сервисов, водители автомобилей в тёмное время суток обязаны надевать световозвращающие жилеты (с отражателями), когда выходят из машины. Это вся информация, которая доносится до водителей, которые тут же бегут покупать такие жилеты в автомагазины, и она определённо недостаточна. И вот почему!

Пешеходы со светоотражающими жилетами и без них

Как на самом деле?

Давайте для начала приведём, как строго по ПДД теперь нужно надевать световозвращающий жилеты, в виде интерактивных вопросов об условиях.

Нужно ли мне надевать жилет? Онлайн-тест

Вы попали в ДТП или совершили вынужденную остановку?
ДаНет
 
Сейчас тёмное время суток, туман или дождь с недостаточной видимостью дороги?
ДаНет
 
Вы вышли из машины и находитесь на проезжей части или обочине?
ДаНет
 
Вам не нужно надевать светоотражающий жилет. Но обязательно купите его и возите с собой на случай, когда такая обязанность появится.
Пройти заново
Вам не нужно надевать светоотражающий жилет по ПДД, но желательно это сделать для того, чтобы Вас видели другие водители, если есть опасность попасть под машину. Также обязательно купите его и возите с собой на случай, когда такая обязанность появится.
Пройти заново
Вы обязаны надеть светоотражающий жилет или куртку-накидку со световозвращающими полосами по ГОСТу 12.4.281-2014 (с шириной полосы не менее 50 мм), как на рисунке ниже.
Так выглядит жилетка-накидка по ГОСТу
Подробнее…
Пройти заново

Если кратко, то не при любом выходе из авто, не везде, не только в тёмное время суток и не просто световозвращающие жилеты. Но давайте подробнее!

Вот официальная трактовка нового пункта 2.3.4 ПДД 2018 года:

2.3. Водитель транспортного средства обязан:
....
2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населённых пунктов в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Что?

Куртка или жилет-накидка именно с полосками светоотражающего материала, которые соответствуют указанному ГОСТу. Разбирать весь этот ГОСТ не имеет смысла, но так как жилетка или куртка должна быть по этому ГОСТу, то приведём основные тонкости:

  • ширина светоотражающей полосы должна быть не менее 50 мм (п. 4.2.2 ГОСТа);
  • и жилетка, и куртка должны иметь по 2 (не более и не менее) такие светоотражающие полосы, расположенные горизонтально на торсе; нижняя полоса должна быть расположена на расстоянии не меньше 50 мм от низа изделия, а верхняя — не менее 50 мм от нижней (п. 4.2.3 ГОСТа);
  • ещё две световозвращающие полосы должны идти каждая от верхней горизонтальной полосы спереди и далее к верху, затем через плечи на спину и до этой же горизонтальной полосы сзади — по обеим сторонам (по обоим плечам) (п. 4.2.3 ГОСТа).

Но допускается и одна горизонтальная полоса (п. 4.2.3 ГОСТа, пп. в).

Вот так выглядит правильный светоотражающий жилет по ГОСТу:

Правильный светоотражающий жилет по ГОСТу и по изменениям ПДД 2018

А так неправильный (хотя одна горизонтальная полоса и допускается, но через плечи всё равно должны идти по 2 полосы):

Неправильный светоотражающий жилет по ГОСТу и по изменениям ПДД 2018

Где?

Как видно из официальной трактовки изменения в ПДД, светоотражающий жилет водитель должен надеть только вне населённых пунктов и только при нахождении на проезжей части или на обочине.

Когда?

И не только в темноте, но и на части дороги с ограниченной видимостью. Определение этого есть в ПДД:

"Ограниченная видимость" — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

На каком расстоянии видимость должна быть ограничена, не уточняется.

При каких условиях?

Если водитель попал в ДТП или совершил вынужденную остановку, и вышел из автомобиля. Последняя, как мы помним из Правил — это остановка связанная с поломкой или опасностью, ухудшимся состоянием водителя или препятствием на пути следования машины.

Изменения в ПДД 2018 и дата вступления в силу

Есть ли смысл в светоотражающих жилетах?

В данном контексте без разницы, водитель Вы или пешеход. Светоотражающие жилеты, безусловно, значительно улучшают видимость Вас на дороге в темноте. Но насколько? Ответ на этот вопрос мы подготовили в инфографике, основанной на статистических исследованиях и ГОСТах:

Зона видимости человека в светоотражающем жилете и без него – инфографика
Человека в световозвращающем жилете на дороге видно в 6 раз дальше, нежели в тёмной одежде. Но главное, жилет позволяет увидеть Вас до того, как водителю нужно будет прибегнуть к экстренному торможению.

Я хорошо знаю ПДД, и здесь всё равно что-то не то!

Всё верно. Если Вы начали подозревать несоответствие официального текста Постановления №1524 действительным формулировкам в ПДД, то расставим и здесь точки.

Водитель находится внутри автомобиля. Это следует из определения водителя в пункте 1.2 ПДД. Как только он вышел из машины, он уже не водитель. Но новый пункт ПДД 2.3.4 относится всё-таки к водителям, так как и расположен он в обязанностях водителя.

То есть если водитель из машины вышел, он вообще может не соблюдать этот пункт, который вносится изменениями 2018 года, потому как, согласно другому пункту 1.3 каждый участник дорожного движения обязан знать и соблюдать правила, только относящиеся к ним, и соблюдать он должен обязанности пешехода.

А вот про световозвращающие предметы среди пешеходов условие тоже есть — она прописана в 4.1 ПДД, носит рекомендательный характер и рекомендует носить с собой любые световозвращающие предметы пешеходам в тёмное время суток на загородных трассах.

Между тем, на практике, скорее всего, придётся в поте лица доказывать такое несоответствие, и сотрудник ГИБДД во многих случаях посчитает это нарушением нового пункта 2.3.4 ПДД.

Нужно будет возить такие жилеты в машине с собой?

Нет. Обязанности иметь при себе и передавать для проверки инспекторам ДПС, как, например, обстоит дело с документами на машину или огнетушителем и аптечкой (передавать только их обязанности нет), в случае со световозвращающими жилетами тоже нет.

Даже если Вы сами признаетесь в их отсутствии в Вашем автомобиле, штрафу Вы не подлежите, потому что при обычной остановке почти во всех случаях выходить из машины у Вас нет необходимости.

Имеет ли право инспектор проверять наличие светоотражающего жилета?

Нет. Как мы уже указали выше, у водителя нет обязанности передавать для проверки светоотражающий жилет. Более того, нет обязанности и возить его с собой. В ПДД чётко прописана обязанность надеть его при тех или иных условиях. Но прямой обязанности иметь его всегда с собой нет. Как Вы исполните эту обязанность при отсутствии в машине жилета, не дело инспектора ДПС. Может, Вы его купите втридорога у проезжающих мимо водителей!

Таким образом, полномочий проверять наличие жилета или накидки у сотрудника ГИБДД нет. Здесь даже всё проще, нежели с аптечкой, огнетушителем и знаком АО – последние Вы обязаны иметь в автомобиле, согласно Основным положениям Правил. Жилет же и возить с собой не нужно по букве подзаконного акта.

Тем не менее, инспекторы на практике пытаются оштрафовать водителей за отсутствие в машине жилета, требуя показать его. ГИБДД, однако, официально разъяснило, что сотрудники не имеют на это права, а также подтвердило, что штрафа за отсутствие жилета не предусмотрено.

Какой штраф за отсутствие отражающего жилета?

Штрафа нет. Причём, его нет как для водителя за нарушение 2.3.4 в 2018 году, так и пешеходу за нарушение 4.1 ПДД.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 350 02 51
Следить за изменениями этой статьи

1 Комментарий

Аватар пользователя Лев

"Как только он вышел из машины, он уже не водитель. Но новый пункт ПДД 2.3.4 относится всё-таки к водителям, так как и расположен он в обязанностях водителя".
Странная логика! Тогда и п.2.5 ПДД можно так же трактовать: "При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан ... выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2". Как можно выставить знак аварийной остановки, если не выходить из машины?
"Штрафа нет. Причём, его нет как для водителя за нарушение 2.3.4 в 2018 году, так и пешеходу за нарушение 4.1 ПДД".
Не верно. Водитель может быть привлечён к ответственности по ч.1 ст. 12.27 КоАП "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием", а пешеход, за нарушение обязанности, предусмотренной п.4.1 - по ч.1 ст.12.29 КоАП "Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения".

Аватар пользователя AutoTonkosti

Лев, добрый день. Любой пункт можно трактовать в зависимости от преследуемой цели. В статье к руководству берётся определение водителя из ПДД, которым является лицо, исключительно управляющее транспортным средством. Других определений водителя ни в одном нормативно-правовом акте нет. Лицо, которое покинуло автомобиль, исходя из определения, водителем являться не может.

Ч.1 ст. 12.27 КоАП также применяется к водителю, поэтому к лицу, покинувшему транспортное средство, применяться не может.

Аватар пользователя адип гилязев

Ну тогда по вашей буквальной логике как только автомобиль остановился ты уже не водитель, ты же не управляешь авто а просто сидишь в нем. Вышел из авто и ты уже не водитель а дтп не виноват аварийку не ставишь и т. привет.

Аватар пользователя michael m.

Ну чо тупим-то? Тут уже не Правила, а элементарно русский язык и банальная логика. "Водитель причастный к ДТП" остаётся водителем причастным к конкретному ДТП всё оставшееся для существования вселенной время. Вышел ты из машины или тебя из неё во время столкновения выкинуло на 50 метров - ты всё равно "Водитель причастный к ДТП" и им останешься. А когда ты вышел из машины сходить за сигаретами в ларёк - ты стал пешеходом как только вышел.

Аватар пользователя Максим

по госту может быть 3 варианта:
) куртки, жилеты и жилет-накидки - две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от низа изделия.

Допускается:

в) куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь одну горизонтальную полосу световозвращающего материала вокруг торса и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край горизонтальной полосы должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или короткой куртки.
Или альтернативно:

г) куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или жилета-накидки (при необходимости).

Аватар пользователя Сергей

Да почему же неправильный? Просто в данном посте этот момент слегка запутан.
А по ГОСТу 12.4.281-2014 («Одежда специальная повышенной видимости»)
4.2.3 Изделия должны иметь следующее число световозвращающих полос:
..............................................
"Или альтернативно:
г) куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь две горизонтальные полосы
световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм
друг от друга. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен
на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или жилета-
накидки (при необходимости)."
И в тексте ГОСТа этот пункт сопровождается пиктограммой, на которой никаких вертикальных полос нет. Так что все ОК :)

Аватар пользователя РОООМАААНННН

Халат светоотражающий))) Или наращивать в капюшон.
У нас в регионе пешеходов никто никогда не обязывал, как ходили "тенями" так и ходЮт...
Вроде как мера то действенная, но даже при наличии и зная душу Русского человека думаю не каждый будет выбегая надевать данный жилет. Главное что не новогодние гирлянды на себя вешать, а так спокойнее будет, будешь уверен что если отбросит с дороги то быстрее найдут(черного юморка немного).
Пожалуй закажу с алика пусть катается. Покупать в России дороже выходит, и думаю если что-то меняют значит кому-то выгодно, чаще всего не честному налогоплательщику.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Андрей, добрый день. Смысл в том, что нарушение влечёт за собой не только наказание по КоАП, но и виновность в ДТП либо отягчающие обстоятельства при определении обоюдной вины. Например, нарушение 10.1 по части выбора водителем скорости без учёта погодных усвлоий также не наказуемо штрафом, но может привести к прямой виновности в случившемся ДТП, или превышение скорости на величину до 20 км/ч не наказывается штрафом, но может служить отягчающим обстоятельством.

Также и в случае светоотражающих жилетов по новым ПДД — их отсутствие может (частично) снять вину с водителя, который совершит наезд на водителя/пешехода без жилета.

Аватар пользователя елена

Глупое решение. Создается впечатление, что где то эти жилеты завалялись и их надо реализовать, либо кто то решил таким бизнесом заняться... При аварии водитель и так выставляет знак аварии, а при выходе из машины за городом, каждый особенно внимателен. на трассе машин не как в городе... Жилет не решение проблемы, а очередной развод водителей на бобло...

Аватар пользователя Igor

Я бы первую очередь обязал бы пешеходов одевать что либо светоотражающее хотя бы одну сранную ленту я три года назад сбил женщину в темное время суток потому что я её не видел хотя был не пешеходный переход обвинили меня получил срок ну не было у меня бабла с собой на предложение подумай лучше купи и одевай

Аватар пользователя Абд

У кого есть машина у того следовательно есть деньги. И абсолютно все нововведения в части: ПДД, ОСАГО, транспортного налога, Акцизов на топливо, Платона итд направлены на их узаконенный отъем. А с пешеходов что взять? Водители - золотая жила для законодательной власти и чиновников.

Аватар пользователя Алекс

В ПДД необходимо дать расширенное определение "водитель"
например: Водитель (при ДТП) - лицо, управляемое транспортным средством, попавшим в ДТП.
И тому подобное, чтобы не умничали.

Аватар пользователя Александр

это ж сколько денег ушло на такую фигню, легких путей не ищут, сделали бы проще, водитель обязан (и пешеход) иметь на (верхней) одежде в тёмное время суток и плохой видимости (снег валит) по одному светоотражающему элементу спереди и сзади. Всё, не надо устраивать переодевания.

Аватар пользователя Владимир

А мне кажется, что накинуть на себя жилет-накидку несложно. Даже нужно! «В морге потом никому ничего не докажешь». А говорить о том, что кто-то на этом «безумно» наварится, по-моему неправильно. Подумать о своей безопасности правильно! Мы вот сделали жилет-накидку, сумочку к ней и кинули на заднюю полку. Надо - достал, надел и пошёл.

Аватар пользователя Стансилав

очень удобно вы пробовали переодеваться за рулем машины не выходя?
есть жилетки которые можно одеть на пуховик? а если водитель большой, пуховик сам уже 60+ размера?
где хранить жилетку в автомобиле чтобы она была доступна водителю не выходя с его места, подскажите где? машина наш автотаз
остается в багажнике, а теперь зима водитель вы пуховике/шубе, машина в грязи снегу... выходит водила уже нарушает, роется в багажнике ищет жилетку, подвергая себя опасности, а потом все в обратном порядке, а ему то всего нужно посцать в кусты

Страницы

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.