Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Кто отвечает за автомобиль, если водителя забирают сотрудники ГИБДД и увозят?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Перемещение авто

Тех или иных административных процедур, которые могут быть применены к водителю, в КоАП 2024 года превеликое множество. И среди них есть те, которые предполагают задержание, доставление, изъятие автомобиля и другие. При этом, если принимается решение об эвакуации машины на штрафстоянку, то здесь вопросов, как правило, не возникает. А появляются они тогда, когда водителя должны увезти в отделение полиции, к примеру, а что будут делать с автомобилем на дороге – непонятно. В этой статье мы и выясним меры воздействия и зону ответственности в случае, когда автолюбителя забирают от транспортного средства, а последнее остаётся в общественном месте.

Что это за ситуации?

Их, на самом деле, немало. Вот список административных процессуальных действий, когда водителя могут "разделить" с его автомобилем:

  • задержание водителя,
  • задержание автомобиля (эвакуация на штрафстоянку),
  • медицинское освидетельствование и необходимость отвезти отстранённого автолюбителя в медучреждение для анализов,
  • доставление в отделение полиции,
  • необходимость использования авто сотрудником полиции,
  • перемещение машины на спецстоянку, если она признана разукомплектованной и/или брошенной,
  • ряд других ситуаций, когда требуется изъять автомобиль или непосредственного его управляющего.

Последствия для машины, если водителя задерживают

Давайте разберём по порядку каждый из этих случаев и рассмотрим в контексте законодательства 2024 года, кто отвечает и что будет с машиной.

Штрафстоянка

Здесь на первый взгляд всё предельно ясно. Но вопросы возникают в нестандартных ситуациях. Их мы и рассмотрим немного ниже.

Итак, эвакуация автомобиля правильно называется "задержанием транспортного средства". По закону это не наказание, а мера обеспечения – то есть применяется задержание либо на фоне назначенного наказания, либо в целях переместить автомобиль для обеспечения безопасности дорожного движения, если самостоятельно он двигаться не может (например, ввиду отсутствия водителя).

Эвакуацию регулирует статья 27.13 КоАП РФ, которая в самой первой части перечисляет все правонарушения, при которых она становится законной. Более подробно мы рассказывали об этом в специальной статье про штрафстоянку и правилах эвакуации.

То есть, увезти машину на штрафстоянку могут в следующих случаях:

  • если водителю назначено наказание, предусматривающее штрафстоянку (к примеру, за опьянение, отказ от освидетельствования и другие грубые нарушения),
  • при назначении санкции в отсутствие водителя, которая также предусматривает эвакуацию, но автомобиль перемещается на спецстоянку и в отсутствии управляющего (например, за парковку под знаком запрета остановки),
  • если требуется переместить авто без водителя – к примеру, при уборке улиц или если машина создаёт угрозу безопасности дорожного движения.

В любых других ситуациях эвакуация является незаконной. То есть сотрудник ГИБДД не может просто взять и вызвать эвакуатор, если водителя, к примеру, привлекают к задержанию по части 1 статьи 19.3 за невыполнение требования сотрудника полиции или на этапе направления на медосвидетельствования, потому что законодательство прямо не предусматривает возможность эвакуации в этом случае.

При этом, если принято решение о задержании авто, а оно непосредственно в том месте, где находится, создаёт угрозу безопасности дорожного движения, то инспектор может сам сесть за руль, чтобы отогнать машину в сторону до приезда эвакуатора. А в ряде случаев (при назначении наказаний по статьям, перечисленным в части 1 статьи 27.13 Кодекса) сам водитель имеет право перегнать машину до штрафстоянки.

Эвакуатор грузит автомобиль

Задержание водителя и доставление

Здесь всё немного сложнее. Дело в том, что задержание само по себе почти всегда предусматривает и включает в себя доставление лица в подразделение полиции (пункт 175 Административного регламента, введённого Приказом №664).

В то же время, при доставлении КоАП не предусматривает эвакуации автомобиля. Да и нарушения здесь могут быть самые разные – далеко не всегда влекущие необходимость исключения транспортного средства из процесса дорожного движения.

То есть происходит ситуация, когда водителя забирают и обязаны увезти в отделение полиции, где будет решаться его дальнейшая судьба, а автомобиль остаётся стоять на дороге. А если речь идёт о пустой трассе в тёмное время суток, где велика вероятность наезда другого автомобиля на фактически брошенную машину?!

Но на самом деле, происходит именно так не всегда – машину могут не оставить стоять в опасном месте. И законодательство предусматривает необходимые действия для сотрудника ГИБДД в таком случае. Предусматривает, правда, очень нечётко, предоставляя выбор инспектору.

Так, пункт 177 Административного регламента МВД предполагает, что доставление водителя в участок может осуществляться двумя способами: либо на его личном автомобиле, либо на патрульной машине. При этом, сотруднику предоставлен следующий выбор:

  • если водителя увозят в отделение полиции на его личном авто, то за руль обязан сесть сотрудник ГИБДД,
  • если доставляют на патрульном автомобиле, то машину привозят к месту доставления "в случае необходимости".

А вот что конкретно является такой необходимостью и, главное, кто решает, необходимо это или нет, нигде в законодательстве 2024 года вы не найдёте. Таким образом, по букве нормативного акта машину могут как оставить на дороге, так и привезти к отделению. Но в обоих случаях её водителя не допускают к управлению.

А вот на практике всё происходит несколько по-другому.

На практике возиться с машиной для её перемещения к подразделению полиции, а, особенно, отвечать за её сохранность в случае оставления на дороге сотрудники не хотят. И чаще всего вам предложат позволить друзьям, знакомым или родственникам, кто может её забрать с места, откуда вас увозят. При этом, обратите внимание, что оформление документов ещё на стадии доставления водителя – то есть непосредственно на месте остановки на дороге происходит, как правило, достаточно долго, чтобы кто-то мог приехать и забрать авто.

Если же вы отказываетесь силами своих людей убрать автомобиль, его всё равно чаще всего не оставят на дороге. Её увезёт к отделению дежурный сотрудник.

Что будет с машиной при доставлении и задержании водителя

Направление на медосвидетельствование

В случае направления на медицинское освидетельствование автомобиль также не имеют права эвакуировать. Это становится законно возможным только в 2 случаях:

На этапе же отстранения с последующей поездкой в медучреждение штрафстоянка не предусмотрена. И в этом случае чаще всего водитель отправляется в лабораторию на патрульной машине, а его личное транспортное средство остаётся ожидать его на месте. Если машина мешает дорожному движению, то её могут в необходимых пределах отогнать "поглубже" от дороги. Но не на спецстоянку.

При этом, согласно пунктам 233 и 240 регламента водителя обязаны отвезти обратно к его автомобилю (либо к месту отстранения, если машину переместили) в случае, если тесты покажут отрицательный результат. Если положительный, то машину уже по закону эвакуируют на штрафстоянку.

Обратите внимание на один распространённый "развод" ГИБДД. Во время медицинского освидетельствования нередко проводится химико-токсикологическое исследование (ХТИ). Его результат, как правило, бывает известен как минимум через несколько дней после проведения. Инспектор же нередко эвакуируют машину на том основании, что не подтверждено отсутствие опьянения. Это незаконно, потому что эвакуация применяется исключительно при возбуждении дела по статье 12.8, части 1 (либо статье 12.26 при отказе от медосвидетельствования). Дело это возбуждается протоколом при заключении медучреждения о наличии состояния опьянения. Соответственно, до такого заключения задержание ТС не может быть применено.

Использование автомобиля водителя

В этом случае автолюбителя никуда не забирают и не увозят. Просто законно останавливается транспортное средство, и инспектор говорит о необходимости его отвезти куда-то или поехать за кем-либо, предлагая водителю предоставить машину для этих целей. За отказ – привлечение по статье 19.3, части 1 КоАП РФ.

При этом, инспектор, кроме случаев неотложной необходимости – для преследования преступников, обязан указать цель использования и маршрут следования. А пункт 61 его регламента запрещает ему ехать на чужом авто в любых целях, касающихся надзора за дорожным движением. То есть требование от вас предоставить автомобиль может быть законным только в безотлагательных ситуациях.

Но главный факт здесь в том, что в случае использования ТС управлять им должны вы (пункт 90 регламента) при отсутствии у инспектора основания для отстранения вас (признаки опьянения, к примеру).

Увоз брошенных автомобилей

Такое также возможно. Законодательство 2024 года предусматривает право органов местного самоуправления расчищать дворы в том числе и от разукомплектованных и/или брошенных автомобилей. 

При этом, правила эвакуации, а также критерии, какие автомобили считать разукомплектованными и брошенным, устанавливаются каждым субъектом отдельно. Вот, например, Постановление Правительства Москвы с соответствующим порядком.

Однако, это не значит, что вашу машину могут безвозвратно забрать, а вам придётся платить большие деньги за её возврат. Чаще всего предусматривается обязательный розыск и уведомление собственника машины о её перемещении, а также бесплатная возможность забрать её со спецстоянки.

Кто отвечает во всех этих случаях?

Назревает вполне логичный вопрос: а кто отвечает за оставленную на дороге машину, если водителя забрали в отделение? Ведь по логике сотрудник ГИБДД и должен нести ответственность за сохранность транспортного средства.

В общем-то, как по закону, так и по логике отвечает причинитель вреда. Что может произойти с машиной:

  • её могут угнать,
  • проникнуть внутрь и разграбить,
  • она может попасть в ДТП в результате наезда другого авто
  • и многое другое.

Во всех этих случаях отвечает лицо, которое и нанесло вред. Соответственно, угонщик, вор, виновный в ДТП водитель и так далее. А вот переложить хотя бы частично ответственность на инспектора, даже если причинитель вреда не найдётся, к сожалению, вряд ли получится. Даже если автомобиль оставлен в данном месте в нарушение ПДД.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.