Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Можно ли переоформить автомобиль с трещиной на лобовом стекле сейчас?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Трещина лобового
Нет времени читать статью?
  1. Мы имеем ту ситуацию, когда закон отличается от правоприменительной практики в противоположную сторону.
  2. По закону во время осмотра автомобиля в рамках его регистрации неправомерно проверять техническое состояние транспортного средства в принципе. Это так, потому что по закону у осмотра может быть всего 3 цели: идентификация машины, проверка конструкции документам и внесённых изменений в эту конструкцию. И трещина на лобовом не относится ни к идентификации, ни к изменению конструкции.
  3. Тем не менее, в ГОСТе и Техрегламенте есть запрет наличия дефектов на ветровом стекле в зоне работы дворника со стороны водителя. И именно на эти нормативные акты ссылаются ГИБДД при отказе в постановке на учёт из-за трещины лобового стекла авто.
  4. И даже суды в судебной практике 2024 года поддерживают регистрационные отделения ГАИ в этом.
  5. Поэтому мы рекомендуем обжаловать такие отказы, но готовиться нужно к тому, что придётся дойти до Верховного суда.
  6. А пока есть одна лазейка в этом – правда, далеко не всегда рабочая. Просто укажите, что трещина на лобовом образовалась на пути следования к месту постановки на учёт автомобиля. И после проведения процедуры вы поедете к месту ремонта, как того требует пункт 2.3.1 ПДД.

Постановка на учёт автомобиля – дело обязательное для всех автовладельцев. И цели этой процедуры – не только обеспечение ГИБДД базой данных, за кем числится транспортное средство, но и проверка на его соответствие безопасности на дорогах. Именно для этого в Госавтоинспекции придумали осматривать машины на площадках. Наличие трещин, сколов и иных дефектов запрещается. Но есть ли здесь связь с регистрационными действиями? В этой статье мы выясним, поставят ли вам на учёт машину с трещиной на лобовом стекле, со ссылками на официальные законы и судебную практику 2024 года.

Поставят ли на учёт мою машину в ГИБДД с трещиной на лобовом?

Итак, сразу отметим две важных противоположных тонкости в этом вопросе:

  • по закону трещина на лобовом стекле автомобиля не является предметом проверки ГИБДД при осмотре автомобиля – вам обязаны поставить на учёт такую машину,
  • но на практике 2024 года вам откажут и точка.

Собственно, ниже мы будем выяснять, как это работает сейчас, согласно законодательству о дорожном движении, почему в регистрации с трещиной отказывают сегодня на практике и, главное, что со всем этим делать.

Огромный дефект на ветровом окне машины и отказ в регистрации

Каким законом запрещены трещины на стёклах в 2024 году?

Многие водители утверждают, что дефекты на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя запрещены в ПДД. Однако, это большое заблуждение. Правила дорожного движения в 2024 году не содержат никаких требований в отношении целостности ветровых стёкол. Более того, ПДД вообще не регулируют самостоятельно безопасность технического состояния транспортных средств. Формально это делает Приложение к ним в виде Перечня неисправностей, при которых нельзя эксплуатировать авто.

Идём в этот документ и видим, что в разделе о стёклах нет ни единой оговорке о наличии трещин на лобовом стекле как условия, при котором эксплуатация автомобиля запрещена. Равно как нет такой неисправности и в других разделах Перечня.

Зато наличие дефектов на окнах оговорено в других нормативно-правовых актах. Они не являются законами формально. Однако, нам от этого не легче, потому как самый главный закон в автомобильной сфере России – ФЗ О безопасности дорожного движения, предписывает, что законодательство с данной сфере состоит в том числе из "иных нормативно-правовых актов".

Собственно, запрет трещин на лобовом есть в двух таких документах.

ГОСТ о безопасности в эксплуатации транспортных средств

Первый из них – Госстандарт под номером 33997-2016. Его пункт 4.4.7 указывает на запрет трещин на лобовом стекле в зоне работы дворников, но только на той стороне, где сидит водитель (на левой стороне для леворульных транспортных средств и справа для праворульных).

То есть трещин (сколов и по сути царапин тоже) не должно быть не по всей площади левой стороны на ветровом стекле, а только в зоне работы стеклоочистителя.

Вот в этой зоне, отмеченной на картинке для примера:

Где не должно быть трещин для возможности постановки на учёт автомобиля

Здесь следует упомянуть, что ГОСТы – не ПДД и не законы. Их требования, хоть и касаются напрямую объекта регулирования, но не накладывают каких-либо обязанностей на владельцев объекта регулирования. В нашем случае – на автовладельцев.

Более того, ГОСТ 33997-2016 не является обязательным для исполнения.

Технический регламент

Второй правовой акт – Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств. Он указывает (пункт 4.7 Приложения №8) ровно те же требования в отношении обеспечения обзорности автомобилей – не допускается наличие трещин на лобовом стекле именно в зоне работы дворников.

Значит, отказ в регистрации авто с трещиной законен?

Совершенно верно!

Здесь нужно понимать, что любая административная процедура в 2024 году имеет свои цели и мотивы. Её же имеет постановка на учёт транспортного средства.

Отказы в переоформлении и регистрации машины из-за трещины в зоне лобового стекла происходят всегда в рамках осмотра автомобиля на площадке ГИБДД перед этой процедурой. И, чтобы выяснить, законен ли отказ в постановке на учёт ГИБДД автомобиля с трещиной на лобовом, нужно выяснить, с какой целью проводится осмотр и, таким образом, правомерна ли в принципе проверка технического состояния транспортного средства.

Для этого идём в соответствующий Федеральный закон О регистрации, и в пункте 2 статьи 16 видим, что осмотр проводится в трёх целях:

  1. идентификация автомобиля (проверка соответствия номеров компонентов представленным владельцем документам),
  2. проверка соответствия конструкции тем же документам,
  3. проверка соответствия внесённых изменений в конструкцию машины документам о соответствии таких изменений безопасности дорожного движения.

Трещина на лобовом стекле не относится к соответствию конструкции. Тем более, при появлении сколов и прочих дефектов не изменяется конструкция транспортного средства по определению из того же Техрегламента (не исключаются никакие компоненты и не добавляются новые). Следовательно, постановка на учёт и осмотр автомобиля, в частности, не могут иметь под собой объектом проверки техническое состояние этого авто. Таким образом, вам обязаны поставить на учёт машину при наличии трещины на лобовом стекле.

И ещё раз, почему отказ в переоформлении авто с трещиной незаконен?

Давайте объясним немного понятнее, но сложнее!

Заглянем в определение "безопасности транспортного средства" в пункте 6 Технического регламента и поймём, что это по сути состояние автомобиля, включающее в себя две характеристики:

  1. параметры конструкции транспортного средства,
  2. его техническое состояние.

Оба они должны не допустить причинения вреда или ущерба людям, имуществу, окружающей среде и так далее.

Лобовое окно без трещин и оформление автомобиля в ГАИ

В тех же определениях можем прочитать самые важные тонкости двух вышеприведённых элементов безопасности.

  • Конструкция автомобиля включает в себя "компоненты транспортного средства", и её изменение – это исключение не предусмотренных или включение не предусмотренных деталей авто. Трещина сама по себе компонентом не является. Таковым является всё лобовое стекло целиком. А его никто не меняет.
  • А проверка технического состояния – это есть ни что иное, как техосмотр (см. определение "технический осмотр" в том же пункте 6).

Осмотр автомобиля на площадке ГИБДД техосмотром не является. А того, для чего реально предназначен осмотр сотрудником ГАИ – изменение конструкции, в нашем случае не происходит. А вот то, что происходит на площадке МРЭО, называется государственным надзором за техническим состоянием. Но и здесь незадача – согласно той же статьи 16 закона О регистрации, такой надзор не проводится при осмотре. Но и главное, пункт 72 Техрегламента указывает на то, что надзор за техсостоянием возможен только после регистрации автомобиля, а не до него. Что ещё раз подтверждает, что с трещиной на лобовом стекле машину вам обязаны поставить на учёт.

Так поставят ли мне на учёт машину с дефектами на ветровом стекле?

Почти всегда нет, увы! Как мы уже указывали в начале статьи, это как раз тот случай, когда практика работы регистрационных отделений ГИБДД разительно отличается от формального соблюдения прав граждан.

Итак, при обращении в ГИБДД вам не поставят на учёт и не перерегистрируют уже поставленную машину с трещиной лобового стекла. Такова практика 2024 года, и сделать с этим вы вряд ли что-то сможете, хотя, мы бы рекомендовали идти с этим до самого Верховного суда. Это так, потому что судебная практика общей юрисдикции занимает в этом вопросе сторону инспекторов ГИБДД и отказывает в иске о понуждении к регистрационным действиям.

Вот яркий пример судебного решения, где водителю отказали в постановке на учёт из-за трещины на стекле. Он обжаловал такой отказ и подал иск в районный суд о понуждении к регдействиям. Тем не менее, суд отказал в удовлетворении иска, просто сославшись на то, что ГОСТ запрещает иметь трещину на лобовом. И всё тут! Дальше никто разбираться не пошёл (данное решение не было оспорено в высших судебных инстанциях), поэтому завершилось ничем. И таковых решений, к сожалению, вы сможете найти великое множество.

И что делать?

Как мы уже указали выше, обжаловать отказ ГИБДД и готовиться идти с этим вплоть до Верховного суда. И проблема здесь в том, что для большинства водителей гораздо проще заменить лобовое стекло – при наличии аналогов сделать это можно недорого и, таким образом, решить вопрос с постановкой на учёт из-за трещины.

Однако, есть два способа, которые могут показаться малорабочими, однако, имеют право на жизнь. Назовём их лайфхаками по регистрации авто в ГАИ.

  1. Обратите внимание на требования ГОСТа и Техрегламента именно про зону работы стеклоочистителей. Например, если у вас трещина располагается по низе лобового стекла – куда не доходит дворник, то это не является нарушением этих нормативных актов, и потому не может служить причиной отказа в постановке на учёт.
  2. Ещё одна лазейка – пункт 2.3.1 ПДД, абзац третий. Согласно этой норме при возникновении в пути неисправностей водитель имеет право следовать к месту ремонта или стоянке. Просто скажите на осмотре автомобиля инспектору, что трещина возникла в пути, и как только вы поставите на учёт машину, вы поедете менять лобовое стекло на место ремонта.

Зона работы стеклоочистителей лобового стекла

Конечно, это очень слабые способы, чтобы можно было поставить машину на учёт с трещиной на лобовом стекле. Ведь сотрудники тоже не дураки и будут понимать, что вы их обманываете и притягиваете возможность регистрации "за уши". Тем не менее, возможно, кому-то удастся вразумить инспекторов.

Полезные ссылки

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.