Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Есть ли штраф за езду с разбитым, лопнутым или треснувшим лобовым стеклом и какой?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Штраф за разбитое стекло
Нет времени читать статью?
  1. У водителя есть обязанность поддерживать исправное состояние своего автомобиля, в том числе стёкол.
  2. Однако, у такого "исправного состояния" есть чётко определённые критерии и предметные указания.
  3. Требование об отсутствии трещин и сколов перечислено в Техрегламенте и ГОСТе. Но за нарушение этих нормативных актов в 2024 году нет действующего штрафа ГИБДД.
  4. Штраф есть только за нарушение Основных положений. А, согласно им, запрещается езда с отсутствующими стёклами, которые предусмотрены конструкцией. Какой размер этого штрафа? Всего 500 рублей или даже предупреждение по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
  5. Тем не менее, на практике иногда сотрудник ГИБДД может выписать постановление, если увидит лопнувшее со стороны водителя лобовое стекло. А самое плохое заключается в том, что суд при вашем обжаловании его может поддержать.
  6. Однако, вероятность такого штрафа увеличивается, если у вас сильно разбитое лобовое стекло.
  7. Также, если ветровое окно треснуло с водительской стороны, в большой долей вероятности вам откажут в постановке на учёт машины. И это тоже незаконно.
  8. При этом же условии вы не пройдёте техосмотр. И вот это уже вполне основано на законе.

Согласно ПДД, водитель обязан обеспечить исправность своего автомобиля для возможности передвижения на нём по дорогам России. В то же время, в 2024 году есть определённый этими же Правилами перечень условий, при которых вам становится запрещено управлять машиной. То есть далеко не все неисправности могут привести к запрету передвижения и, следовательно, к наказанию. Но какие? В этой статье мы выясним, какой размер штрафа за разбитое лобовое или боковые стёкла авто, какой статьёй он регламентирован и насколько законен. Также рассмотрим, есть ли штраф и сколько он составляет за езду с треснувшим или лопнутым окном со сколами и без лобового стекла вовсе. Но давайте обо всём по порядку!

Есть ли обязанность следить за стёклами автомобиля в 2024 году?

Да. И законодательно это закреплено в достаточно сложной последовательности. Да, дело здесь не только в ПДД, хотя именно здесь вы и найдёте прямое требование обеспечить исправное состояние транспортного средства. Но есть всё же более важные по приоритетам правовые акты – федеральные законы. Давайте взглянем на эту последовательность.

  1. Статья 17 Федерального закона О безопасности дорожного движения требует, чтобы была обеспечена исправность автомобилей при их эксплуатации на дорогах России. Причём, пункт 2 этой нормы указывает, что обязанность по контролю за техническим состоянием лежит на владельцах авто.
  2. При этом, пункт 11 Основных положений как Приложения к ПДД закрепляет, что запрещена езда на машинах, у которых есть неисправности и/или условия, перечисленные в специальном Перечне.
  3. Между тем, в Перечне вы не найдёте отдельного раздела по стёклам – они перечислены отдельно в некоторых разделах.
  4. А в Административном кодексе 2024 года есть специальная статья 12.5, которая содержит меры ответственности: штрафы, конфискацию в ряде случаев и лишение прав за нарушение Основных положений.
  5. Кроме того, требование безопасности, а также методы её проверки содержит ГОСТ 33997-2016, который в числе прочего регламентирует эксплуатацию стёкол автомобилей.
  6. А ещё есть Технический регламент О безопасности колёсных ТС. Он перечисляет требования к компонентам автомобилей для обеспечения той же безопасности на дорогах РФ.

Но не пугайтесь такого количества нормативных актов. На самом деле, всё гораздо проще, и ниже мы объясним, какой размер штрафа ГИБДД за те или иные неисправности лобового и боковых стёкол.

Но, забегая вперёд, укажем, что есть здесь и плохая новость. Наказание за разбитое, треснутое, лопнувшее либо иным образом повреждённое лобовое стекло в 2024 году различается между теорией законодательства и практикой правоприменения. Увы, но судебная практика трактует законы не совсем в пользу водителей.

Есть ли штраф за езду с разбитым лобовым стеклом с трещинами?

По закону нет. Чтобы это понять, давайте сначала выясним, какие законы и другие правовые акты и что именно требуют в отношении стёкол.

  • Итак, самое основное мы найдём в Перечне неисправностей. Его пункт 7.1 указывает, что нельзя ездить на машине, если у неё отсутствует хотя бы одно стекло, в том числе лобовое. Также пункт 7.3 содержит требования к обеспечению обзорности, но он никак не регулирует наличие сколов и/или трещин на окнах. А пункт 7.4 указывает, что обогрев лобового стекла и обдув при их наличии должны быть исправны.
  • Примерно те же требования содержит и указанный нами выше ГОСТ. Но в нём есть ещё одно дополнение – пункт 4.4.7 указывает, что в зоне работы стеклоочистителя со стороны водителя не должно быть трещин. Фактически сюда же относятся разного рода сколы.
  • Аналогичное предписывает и пункт 4.7 Приложения №8 Техрегламента.

Санкции за сколы на окнах автомобиля

Но перейдём, собственно, к наличию штрафа за лопнувшее лобовое стекло. Как мы указали выше, его по состоянию на 2024 год просто нет. И вот почему!

Статья 12.5 – единственная в КоАП РФ, которая накладывает штрафы для автомобилей за неисправности. Её часть 1 содержит общую норму ответственности за нарушение любого пункта из Перечня. А остальные части – более частные, предусматривающие более жёсткие наказания за ряд особо опасных (как считает государство) нарушений – неисправность тормозной или рулевой системы и тому подобные.

Так вот, вы не найдёте в частных мерах санкций упоминаний стёкол машины. Следовательно, здесь может подходить только часть 1 статьи 12.5. Но она ссылается исключительно на Перечень неисправностей. Таким образом, для наказания по ней нарушение должно быть упомянуто в этом нормативном акте. И что мы там находим? Единственное упоминание окон автомобиля – отсутствие предусмотренных конструкцией стёкол. И ни слова о трещинах или сколах лобовом или боковых! Следовательно, по закону штрафа за трещины, сколы и прочие повреждения ветрового окна в 2024 году нет.

Размер штрафа по этой норме наказания составляет 500 рублей. Но также можно отделаться и административным предупреждением.

Впрочем, не спешим радоваться и читаем ниже.

Но судебная практика считает иначе!

В современных реалиях привлечения к ответственности водителей за такого рода нарушения вы всё же можете встретить противоречивые судебные акты. То есть, мало того, что сотрудник ГИБДД вам выпишет (незаконно) штраф за разбитое стекло. Но ещё и суд при попытке вами обжаловать постановление инспектора поддержит последнего.

Впрочем, это не делает такое постановление законным. Но при отсутствии иной судебной практики получается, что выше мы описали законность штрафа как теоретики. Увы, но фактически это так.

Давайте подробнее рассмотрим то, о чём мы пишем. Вот яркий пример решения суда в ответ на оспаривание штрафа за треснутое лобовое стекло.

В данном судебном акте водитель обжаловал постановление инспектора ДПС на том основании, что тот выписал штраф 500 рублей за трещину на стекле как раз по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. В качестве доводов автолюбитель и сослался на Перечень неисправностей, указав, что нет там запрета ездить с разбитым лобовым стеклом.

Однако, суд решил, что, хотя в Перечне, действительно, нет прямого запрета передвижения с трещинами и сколами на окнах (но прямо об этом не упоминал), но есть ещё ГОСТ, который определяет метод проверки соответствия транспортного средства соответствующим требованиям по обеспечению безопасности.

Вот официальная трактовка из судебного решения:

Перечнем неисправностей, в частности, установлены неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.

Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", на основании п. 4.7.2 которого наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.

Да, там ссылка идёт на другой ГОСТ. Просто судебному акту более 5 лет. После этого указанный Госстандарт утратил силу. Вместо него был введён ГОСТ 33997-2016. Однако, последний имеет такую же юридическую силу и содержит абсолютно идентичное устаревшему требование по трещинам на лобовом стекле.

В результате жалобу водителя не удовлетворили, и штраф за разбитое лобовое окно оставили в силе.

Вы и сегодня можете встретить множество подобных актов судебной практики с примерно похожей мотивировкой судей относительно законности штрафа. Тем не менее, выносятся такие решения далеко не всегда, равно как и инспектор на дороге редко привлекает водителя за простую трещину на ветровом стекле – даже если она большая и во всю ширину. Но имейте в виду, что вероятность штрафа увеличивается, если у вас оно полностью разбито. Например, вот за такое:

Сильно разбитое лобовое стекло, которое приведёт к штрафу ГИБДД
Будьте уверены, что сотрудник вряд ли оставит вас без наказания с настолько сильно разбитым стеклом!

Сколько штраф за езду без лобового стекла?

Выше мы уже упоминали, что в Перечне неисправностей прямо прописано, что ездить на машине запрещается в том случае, если отсутствует хотя бы одно предусмотренное изготовителем стекло.

И потому как раз в этом случае штраф 500 рублей будет законен (или предупреждение) по части 1 статьи 12.5 КоАП.

Но финансовая санкция – не самое печальное, к чему может привести такое нарушение. Но нет, мы не будем вас убеждать в опасности ограниченной обзорности. Дело здесь в другом.

ГАИ в 2024 году может прекратить (аннулировать) регистрацию транспортного средства в случае внесения изменений в конструкцию. Отсутствие стекла – это и есть нарушение конструктивной целостности машины. Поэтому такая практика здесь вполне применима. Впрочем, на практике такое происходит редко.

Но главное, что это также не совсем законно. Почему, мы подробно рассказали в одной из прошлых статей.

Ответственность за езду без стекла

Поставят ли такой автомобиль на учёт ГИБДД?

С большой долей вероятности, нет. Как раз трещина в зоне работы дворника с водительской стороны – это как команда "фас" для сотрудников регистрационных подразделений ГИБДД. И очень часто отказы в регистрационных действиях происходят именно по этой причине. На официальной бумаге с отказом инспектор напишет ссылку либо на Техрегламент, либо на упомянутый выше ГОСТ.

Но и здесь мы поспорим о законности данных действий. Дело в том, что проверка техсостояния автомобиля проходит в рамках специально описанной в законодательстве 2024 года процедуры – осмотра транспортного средства (статья 16 Федерального закона №283-ФЗ).

И в пункте 2 данной статьи указаны 2 цели для осмотра:

  1. при осмотре проводится идентификация автомобиля (сверка VIN-номера, номера двигателя и так далее),
  2. а также проверка соответствия конструкции документам.

И ни слова о соответствии Основным положениям. Поэтому и отказ в совершении регдействий при наличии трещины со стороны водителя на лобовом стекле будет ну никак не основан на действующем законодательстве. Если у водителя есть действующий техосмотр (диагностическая карта), то его автомобиль полностью исправен, и точка.

Однако, вот ещё один пример из судебной практики, где водителю отказали в административном заявлении, где он пытался понудить ГИБДД зарегистрировать его автомобиль.

Мы подготовили отдельную статью о том, можно ли поставить на учёт авто с трещиной на ветровом стекле.

Пройду ли я техосмотр с разбитым лобовым стеклом?

К слову о техническом осмотре. Именно его вы и не пройдёте с трещиной и/или сколом на ветровом окне со стороны водителя. И здесь всё будет уже вполне законно. Подкрепим наше утверждение ссылками на официальные законы. Собственно, закон тут один – ФЗ №170 О техосмотре.

  • Статья 4 предписывает, что основной целью ТО является проверка соответствия обязательным требованиям безопасности.
  • А теперь переходим к статье 1 и выясняем определение обязательных требований безопасности ТС – это соответствие международным договорам и законам России.

А Технический регламент, где прописана обязанность автовладельца обеспечить отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы дворника со стороны водителя, как раз является международным договором.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.