- Установка бигалогеновых линзованных ламп запрещена в 2024 году.
- Их можно ставить, только если фара вашего автомобиля прямо предусматривает возможность ставить не только двухрежимные лампы (маркировка HCR), но и именно линзованные. То есть изначально с завода ваша модель машины комплектуется бигалогеном.
- За это грозит штраф 500 рублей и плюс аннулирование регистрации автомобиля.
- Иногда в 2024 году вам может также грозить лишение прав вместо штрафа. Но это незаконно, как указал Верховный суд, и легко обжалуется.
Вмешиваться в конструкцию внешних световых приборов запрещено. Такой запрет работает не только в России, но и во многих других странах планеты. И за изменение конструкции фары может грозить не только штраф, но и аннулирование регистрации машины, а иногда даже лишение прав. Однако, не всегда всё запрещено, что касается головного света. Так, мы уже рассматривали, можно ли ставить ксенон в галогеновые фары, светодиоды, в том числе в ПТФ. А в данной статье мы исчерпывающе выясним, можно ли устанавливать бигалогеновые линзованные лампы в фары, предназначенные для обычных галогенок и что за это будет грозить? Как и всегда, вся информация исключительно со ссылками на официальные законы и нормативные акты.
Можно ли ставить бигалогеновые линзы в галогеновые фары в 2024 году?
Итак, сначала обратимся к самому упоминаемому документу – Правилам дорожного движения. Если быть точнее, то к их приложению в виде Перечня неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. И здесь мы найдём два условия:
- количество, тип, цвет и расположение световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции автомобиля – проще говоря, с какой фарой и лампами в ней ваша машина собрана, такие и должны быть установлены при их замене,
- тип лампы должен соответствовать типу фары; если у нас стоят галогеновые лампы, то и должны стоять галогеновые.
Таким образом, в ПДД нет чёткого ответа, можно ли устанавливать бигалогеновые лампочки с линзой в головной свет.
Точнее, ответ есть – по сути можно, если фара предназначена для галогенового источника света. Ведь в этом случае тип ламп соответствует конструкции авто. Но не всё так просто!..
Маркировка бигалогеновой линзы и фар
Сразу отметим, что и галогенки могут быть разных типов. Так в определениях Технического регламента О безопасности колёсных ТС описывается целых три их типа:
- HC – для ближнего света,
- HR – для дальнего,
- HCR – двухрежимные фары.
Да, у бигалогеновых лампочек чаще всего маркировка обозначается как HCR либо HC/R. Это означает, что они и есть "би-" фары – то есть двухрежимные в одном блоке. А вот если фара у вас маркирована как HC/HR, то тогда в неё допускается установка только раздельных источников света для ближнего света и дальнего. То есть бигалогеновая линза для такой конструкции фары не подходит и запрещена.
А чем, собственно, запрещена?
А ничем! Внесение изменений в конструкцию разрешено в Российской Федерации. Вот только с одним важным условием. Для транспортных средств, уже находящихся в эксплуатации на дорогах страны, в конструкцию которых внесены изменения, нужно обязательно пройти дополнительную проверку. Об этом говорит самый главный закон о безопасности дорожного движения – одноимённый ФЗ №196 в пункте 4 статьи 15.
А ПДД, в свою очередь, в пункте 7.18 того же Перечня неисправностей запрещают ездить на машине, если в её конструкцию внесены изменения без разрешения ГИБДД (то есть без той же проверки).
О том, насколько сложна и затратна процедура официального внесения таких изменений, мы рассказывали в одной из наших предыдущих статей.
Впрочем, правила конструкции автомобилей в 2024 году регулирует тот же Технический регламент, и его пункт 77 предписывает два исключения, когда проверять изменение и регистрировать его не нужно:
- если вы устанавливаете в нашем случае бигалогеновый линзованный блок лампочек, который прошёл испытание на соответствие конкретно в составе вашего автомобиля, что отражено в документах на данный бигалоген;
- если конкретно эта модель бигалогеновых линз предусмотрена в документации вашей машины.
Что маловероятно при установке, к примеру, на ВАЗ или даже практически любую иномарку именно бигалогена – очень и очень редкий изготовитель транспортного средства предусмотрит это, а изготовитель бигалогеновых линз – сертифицирует их в составе вашего авто.
Но это ещё не всё. Даже если ваша фара предусматривает двухрежимную работу ближнего и дальнего света и имеет маркировку HCR, что совпадает с маркировкой блока линзованных ламп, то ставить их в большинстве случаев всё равно нельзя.
Запрещается ставить линзу, если фара без линзы!
Итак, упомянутый нами выше Техрегламент имеет отдельное требование для внешних световых приборов. И отражено оно в разделе 3 Приложения №8. Заглянем в пункт 3.8.2 и видим следующее требование:
В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации транспортного средства по классу, либо требующего установку (использование) дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему транспортного средства, проверяется выполнение положений настоящего технического регламента, касающихся внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Здесь как раз линза и является дополнительным элементом по отношению к исходной конструкции фары. И официальная трактовка прямо указывает на то, что в этом случае придётся пройти процедуру внесения изменений в конструкцию.
Таким образом, если фара вашего автомобиля не предусматривает изначально конструктивно наличие линзы (читать как "с завода не выпускается с линзой"), то установка бигалогеновых ламп в неё запрещена без проверки соответствия новой конструкции.
Что грозит, если я всё-таки установлю бигалоген?
На практике 2024 года вам фактически может грозить три последствия:
- штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ за незарегистрированное изменение конструкции,
- прекращение регистрации автомобиля в ГИБДД,
- лишение водительских прав на срок от полугода до года с конфискацией бигалогеновой линзы по части 3 статьи 12.5 КоАП.
Со штрафом всё должно быть предельно просто – он, действительно, законен, потому как нарушен пункт 7.18 Перечня неисправностей. А вот две других меры ответственности обсудим отдельно.
Аннулирование регистрации авто
Это также законная мера, применяемая довольно повсеместно и с завидной регулярностью инспекторами. Сценарий её выглядит примерно следующим образом:
- вас останавливает инспектор ДПС и обнаруживает, что в ваши нелинзованные изначально фары установлены бигалогеновые лампы,
- выписывает штраф 500 рублей, и вы едете далее по своим делам,
- однако, инспектор далее пишет рапорт своему начальнику о незаконно внесенном изменении конструкции вашей машины,
- последний передаёт дело в регистрационное подразделение,
- и вы получаете письмо с предложением в течение установленного срока (как правило, 10 дней) показать авто на осмотр,
- если вы этого не сделаете либо приедете на машине с теми же бигалогеновыми линзами, то в отношении вашего автомобиля прекратят регистрацию до устранения нарушения.
Лишение прав за бигалоген
А вот это уже не совсем законно. И на это указал Верховный суд.
Дело в том, что часть 3 статьи 12.5 Кодекса предусматривает лишение водительских прав за нарушенные режим работы и цвет огней. Причём, оба этих условия должны соблюдаться для возможности применения наказания. То есть в вашем случае не только режим работы должен быть другой, но и цвет должен быть иным, нежели белый, оранжевый или желтый (а, к примеру, синеватый). Так разъяснил Верховный суд в пункте 8 Постановления Пленума №20 от 25.06.2019 г.
Но даже несоответствие режима работы – это не просто установка другого типа ламп, чем предусмотрена фара. Режим работы бывает проблесковым или постоянным, согласно того же Техрегламента.
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно