- Никакого нового закона о тонировке в настоящее время нет.
- Однако, есть Постановление Правительства РФ, вводящее поправки в ПДД с 1 сентября 2023 года, конкретно в Перечень неисправностей. И среди них новый пункт о минимальной светопропускаемости стёкол передней "полусферы" в 70%.
- В прежней редакции Перечень ссылался на недействующий ГОСТ. Теперь же в Перечне прямо указана норма светопропускаемости.
- Но всё равно осталось несоответствие в законодательстве – штраф, предусмотренный КоАП РФ, назначается со ссылкой на Техрегламент, а не Перечень.
- Сам размер штрафа за тонировку не изменился с 1 сентября – он составляет 500 рублей. Но сотрудники ГИБДД могут выписать вместе со штрафом требование, за неисполнение которого грозит арест до 15 суток.
С тонировкой в России случалось достаточно много инициатив. За неё пытались поднять штраф в несколько раз, ввести лишение водительских прав, запретить любую степень светопропускаемости и даже разрешить её полностью. Но чаще всего такие предложения законодателей заканчивались ничем. И наказание и по сей день такое же, как и много лет назад. Однако, многие издания пишут о том, что с 1 сентября 2023 года введён новый закон о тонировке, а ещё о новом штрафе за тонированные стёкла. Правда это или нет, давайте выяснять со ссылками на официальные источники и нормативные акты.
Новый закон о тонировке с 1 сентября – что пишут последние новости?
На самом деле, есть две вида информации, распространяемой в сети интернет:
- первые источники пишут о том, что с сентября 2023 года вступил в силу новый закон, уменьшающий дозволенную светопропускаемость передних боковых и лобового стекла до 70% вместо прежних 75%,
- вторые же говорят о введении нового штрафа ГИБДД за тонировку в размере 5 000 рублей.
И, если по первому пункту издания ссылаются на поправки в ПДД, а конкретно в Перечень неисправностей, то во втором, как правило, вообще никаких отсылок на официальные изменения штрафов нет.
Это правда или нет?
Сначала рассмотрим "свежие новости" о пункте, касающемся ужесточения светопропускаемости.
И доля правды здесь всё же есть. Хотя, само законодательство в этом плане вовсе не изменилось. Суть и цель введённых поправок заключается в том, чтобы привести законодательство в чёткое соответствие с действующими в 2024 году нормами светопроускаемости стёкол автомобиля.
Однако, никакого нового закона с сентября введено не было. Объясним, в чём здесь дело.
Правда в изменениях в ПДД
Действительно, с 1 сентября Правила дорожного движения подверглись поправкам. И это не новый закон (никакого ФЗ введено не было), это формально Постановление Правительства. Если быть точнее, то масштабно обновилось Приложение к ним – Перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Среди этих условий была и тонировка – как старой редакции, так и новой.
Однако, именно в старых ПДД запрет тонировки заключался в том, что светопропускаемость передней "полусферы" для возможности передвигаться по дорогам России должна была составлять не менее того, значения, которое указано в ГОСТ Р5727-88. В последнем же в пункте 2.2.4, и правда, есть указание минимальной светопропускаемости в 75%.
Проблема в том, что этот ГОСТ, на который ссылались ПДД в предыдущей редакции до 1 сентября, уже давно устарел и признан на сегодняшний день утратившим законную силу. Изменения в Перечень неисправностей привели в соответствие эту недоработку.
В 2024 году же действующим нормативным документом по регулированию тонировки стёкол является Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств. В нём содержится требование к пропусканию света передней "полусферой" уже в 70%. И именно на его нарушение ссылается соответствующая статья 12.5, часть 3.1 КоАП.
Впрочем, законодатели не стали заморачиваться с заменой ссылки со старого ГОСТа на действующий Техрегламент и просто прямо указали в Перечне светопропускаемость в 70%.
Вот так выглядят старый и новый пункты этого документа.
Было до 1 сентября 2023 | Стало с 1 сентября |
---|---|
Разрешается применять тонированные стёкла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. | 4.3. Светопропускание ветрового стекла и стёкол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70 процентов, а для транспортных средств, оснащённых броневой защитой, менее 60 процентов. |
Таким образом, на сегодняшний день мы имеем следующие требования законодательства в отношении тонировки.
- Никакого нового закона о тонировке с 1 сентября 2023 года принято не было.
- Были изменения в ПДД – конкретно поправкам подвергся Перечень неисправностей (приложение к Правилам).
- Это сделано по той причине, что старый документ ссылался на недействующий ГОСТ, устанавливающий нормы светопропускаемости.
- Новый Перечень прямо прописывает, что светопропускаемость должна быть не менее 70% – иначе штраф.
- В то же время в Административном кодексе штраф предусмотрен за ограничение пропускания света, содержащееся в Техническом регламенте. И здесь всё ещё осталось некоторое несоответствие, хотя и в регламенте, и в новом Перечне значение одно – 70%.
Есть ли новый штраф за тонировку с сентября 2023 года?
Нет.
По вопросу повышения штрафа за тонировку вы можете проверить информацию в надёжных источниках:
- вот официальная страница таблицы штрафов на сайте ГИББД с действующей на сегодняшний день санкцией за тонировку в размере 500 рублей,
- а вот действующая редакция Кодекса об административных правонарушениях на сайте Консультант Плюс.
То есть мы можем убедиться, что штраф за тонировку с 1 сентября 2023 года никак не подвергся изменениям и остался тем же – 500 рублей по части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ. Только обратите внимание на то, что в настоящее время широко распространена практика выписывать требования за затемнённые стёкла и за неисполнение его сажать водителей на срок до 15 суток.
Какие ещё новые законы о тонировке?
А теперь давайте рассмотрим 2 проекта новых законов, которые также касаются тонировки и могли бы ввести настоящие поправки в законодательство.
Отмена запрета на затемнение боковых стёкол
Ещё в июне 2023 года депутаты ЛДПР внесли в Госдуму проект нового закона, который отменил бы штраф за тонировку боковых стёкол машины и оставил наказание только за затемнение лобового стекла.
Суть законопроекта заключается в том, чтобы внести поправки в упомянутую нами статью 12.5, часть 3.1 КоАП РФ. В ней предлагалось заменить штраф за тонировку стёкол именно штрафом за несоответствующую Техрегламенту светопропускаемость только ветрового окна.
Однако, данный проект так и не прошёл испытание на соответствие законодательству и был в итоге отклонён уже через месяц.
Повышение штрафа за тонировку в проекте КоАП
В то же время уже несколько последних лет в разработке находится обновлённый целиком и полностью Административный кодекс. В нём вся 12 глава, отвечающая за штрафы в области дорожного движения переехала в главу 21.
Но суть не в этом, а в том, что поправкам в нём подверглась как раз норма о тонировке. И вместо статьи 12.5, части 3.1 введено две новых меры:
- часть 5 статьи 21.5 нового КоАП предусматривает штраф 500 рублей за нарушение тонировки, совершённое впервые (причём, до этого законодатели хотели прописать 1 000 рублей),
- а вот за повторное нарушение водителя уже ждёт часть 6 этой же статьи – и здесь штраф ГИБДД составляет 3 000 рублей.
Тем не менее, это пока ещё тоже только проект, и когда он начнёт официально действовать, не знает никто.
Полезные ссылки
- Можно ли ездить с тонировкой без штрафов и требований?
- Как снять требование, если его выписали?
- Правила замера тонировки по ГОСТу
- Устранение тонировки на месте до или после замера в вопросах и ответах
- Можно ли купить официальное разрешение на тонировку стёкол?
- Новые штрафы ГИБДД за тонировку в 2023 году? Последние новости и изменения
- Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
- Анонимно
- Бесплатно