Бесплатная консультацияСпросить юриста
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 302-55-36

Как страховая рассчитывает размер выплаты по ОСАГО: на дату ДТП или дату обращения за возмещением?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Дата выплат по ОСАГО
Нет времени читать статью?
  1. Страховые выплаты по ОСАГО всегда рассчитываются на ту дату, когда произошло ДТП.
  2. Вместе с тем, 19 марта 2022 года обновились цены в справочниках РСА (по ним считается сумма компенсации). Однако по факту существенного увеличения не произошло. Тем не менее, если ваше ДТП случилось после 19 марта, ущерб будут считать по новому прайсу.
  3. Весенний скачок цен на запчасти создал кризисную ситуацию на автомобильном и страховом рынках в России.
  4. В нынешних реалиях страховщикам стало ещё не выгоднее выдавать направления на ремонт по ОСАГО. Во-первых, им это обходится дороже (отсутствие износа + оригинальные запчасти), а, во-вторых, из-за дефицита комплектующих и долгого их ожидания автомастерские могут не принять машину в ремонт. Впрочем, закон отдаёт приоритет именно ремонту. Чтобы страховщик мог выплатить деньгами, должно соблюдаться хотя бы одно из условий пункта 16.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО.
  5. Огромный минус в том, что на фоне подорожания запчастей страховые продолжают опираться на Единые методики расчётов (ЕМР) и справочники РСА, где совсем не рыночные цены на детали. К тому же, при выплатах деньгами учитывается износ (до 50%). Тем не менее, всё это в 2022 году остаётся законным!
  6. Для потерпевших есть два выхода из ситуации: либо оспаривать размер компенсаций, либо довзыскивать с виновника ДТП разницу между выплатой по ОСАГО и реальными расходами на ремонт машины.

Внешнеполитическая ситуация, нестабильность курса валют, проблемы с логистикой и прекращение поставок в России повлияли на рынок автомобильных запчастей. На сегодня расходные материалы подорожали на 50-500%, обнажив серьезные проблемы в страховой и автомобильной сфере. Неприятность коснулась и тех, кто вынужден восстанавливать машину после ДТП. Для них дело зашло в тупик. Ремонт автомобилей на условиях страховщика и раньше был не особо выгодным, а в нынешних реалиях 2022 года – стал невыгодным вдвойне. Что делать потерпевшим в свете высоких цен на запчасти, на какую дату считается ущерб после ДТП, реально ли починить автомобиль на предложенных СК условиях и можно ли взыскать разницу с виновника аварии? Давайте разбираться!

Попал в ДТП – на какую дату страховая считает выплату?

Это первое, что требует немедленного пояснения, поскольку среди водителей существуют заблуждения. Одни говорят, что страховая выплата считается на дату аварии. Другие – что на день подачи заявления и документов в страховую.

Ответ на этот вопрос нам даёт пункт 3.3 Положения Банка России № 755-П от 4 марта 2021 года:

3.3. Размер расходов на восстановительный ремонт должен определяться на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий и границ региональных товарных рынков (экономических регионов), соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, в 2022 году страховая компания считает денежное возмещение по ОСАГО на дату совершения ДТП. Например, если происшествие случилось 20 марта, а в СК вы обратились 23 марта, то выплату рассчитают на 20 число.

При этом в свете последних событий СК может уговаривать вас получить возмещение ущерба по ОСАГО именно деньгами. Для убедительности говорят, мол сейчас они не сотрудничают с автосервисами или там отказывают в приёме машин в ремонт. Но это отговорки… Ни о какой отмене ремонта по ОСАГО на фоне увеличения цен на запчасти речи не идёт!

Дата расчёта страховых выплат по ОСАГО после аварии

А разве не направляют на ремонт?

Направляли, направляют и будут это делать.

Дело в том, что согласно п. 15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО, восстановительный ремонт машины в приоритете перед выплатами. Права выбирать между ремонтом и выплатой нет ни у страховой, ни у потерпевшего. Все условия, когда СК обязана заплатить деньгами, чётко обозначены в той же статье (пункт 16.1).

Однако последние мировые события спровоцировали ряд проблем:

  • «космические» цены на детали и расходные материалы автомобилей,
  • дефицит запчастей на рынке,
  • долгая доставка комплектующих,
  • перебои в работе СТО (как правило, страховые разрывают договоры с автосервисами-партнёрами).

Ввиду этих событий сейчас СК активно предлагают потерпевшим возмещение деньгами, а не ремонтом. Вам могут сказать, мол «мы вам заплатим, а когда запчасти подешевеют, вы спокойно почините свою машину». Выгодно ли это для вас? Конечно, нет!

  • Во-первых, сумма страховой компенсации считается с износом (до 50%), а ремонт без него (да еще и оригинальным запчастями),
  • Во-вторых, за основу берутся цены из справочников РСА, а на эту денежную компенсацию ни раньше, ни сейчас вы не сможете качественно восстановить повреждённое ТС без доплат.

Что же делать? В текущих реалиях гораздо выгоднее получить направление на ремонт, нежели копейки страхового возмещения. Но страховым выгоден второй вариант. И они будут всячески уговаривать вас взять деньгами. Лучше не соглашаться и ничего не подписывать! Тогда, если деньги всё же переведут на ваш счёт (а такое практикуется), у вас будут все шансы оспорить действия СК и получить выплаты без учёта износа машины.

Так, в 2019 году Судебная коллегия ВС РФ встала на сторону потерпевшего в ДТП, которому выплатили деньгами вместо направления на ремонт. Суд не нашёл оснований для перечисления компенсации. В Коллегии также посчитали, что раз по закону истцу полагался ремонт без учёта износа, то и в случае произведённых выплат амортизация учитываться тоже не должна – иначе потерпевший окажется в невыгодном положении (Определение ВС РФ №86-КГ20-8-К2 от 19 января 2021 года).

Как считают страховые выплаты по ОСАГО в 2022 году?

С износом и по справочникам. А по факту – максимально не выгодно для потерпевших в ДТП.

Существует Единая методика расчёта (ЕМР) расходов на восстановительный ремонт машин после аварий. В дополнение действуют справочники РСА, где указаны цены запчастей и стоимость нормо-часов. Страховые компании ориентируются на эти два положения и считают возмещение по методичкам РСА. Большая проблема в том, что ценник на запчасти по справочникам РСА не соответствует актуальной рыночной стоимости.

В дополнение к этому, при расчёте страховых выплат на б/у автомобили учитывается еще и износ транспортного средства. Максимально его значение может доходить до 50%. На практике страховые часто берут в расчёт именно эту величину, от чего сумма и без того куцей выплаты по ОСАГО для старых машин получается оказывается в 1,5-2 раза меньше. Если же автомобиль новый, то амортизация не учитывается.

Порядок расчета страхового возмещения по ОСАГО

Но запчасти подорожали – почему не по рыночным ценам, а по ЕМР?

Разработкой и обновлением методик расчёта по ОСАГО занимается Центробанк. Он же выступает регулятором страхового рынка в России. Поэтому методики определения расходов на ремонт после ДТП едины для всех СК без исключения. А также экспертов, в том числе и судебных (п. 1.2 Положения Банка России 755-П).

Фактически мы получаем не самую радужную картину. С начала 2022 года запчасти прибавили в цене от 50 до 500%, но на ЕМР и справочниках РСА это никак не отражается. Отсюда и невозможность качественно отремонтировать машину на основании тех сумм, которые страховые считают по единому стандарту.

Правда, 19 марта 2022 года в России всё же обновились справочники РСА стоимости запчастей и ремонта по ОСАГО. Поэтому, если дорожное происшествие случилось после этой даты, то компенсацию будут считать уже по новому прайсу. Но по факту ценники РСА на запчасти практически не изменились. Вернее, остались на уровне январских, поскольку общественные обсуждения поправок завершились лишь 24 февраля, а рост цен на детали усилился в марте.

Страховой выплаты не хватает на ремонт машины – что делать?

Почти всегда суммы компенсации не хватает для качественной починки автомобиля. А в условиях подорожавших запчастей тем более. И ниже мы расскажем, что можно предпринять потерпевшим в ДТП.

Оспаривать размер выплат

Калькуляция страховщика с учётом износа и по справочникам РСА, к сожалению, абсолютно законна. Если вам возмещают деньгами, то доказать, что насчитали меньше, чем требуется – довольно сложно.

Но зато вы можете потребовать у страховщика акты осмотра или независимой экспертизы ущерба ТС (пункт 11 ст. 12 ФЗ-40 Об ОСАГО). Из документов будет видно, все ли повреждения были учтены, нет ли среди них скрытых (неучтённых), какая в итоге стоимость + процент износа. Но в таких отчётах, как правило, детализация самая простая. Чтобы прояснить картину, лучше показать документы знающим людям – тем же автоюристам, экспертам, сотрудникам автосервисов. Так вы точнее определите, правильно ли СК насчитала вам сумму ущерба или занизила выплаты в свою пользу.

В случае несогласия с суммой выплат по ОСАГО:

  1. Подаёте в страховую заявление о разногласиях.
  2. Ожидаете ответа (который, скорее всего, будет отрицательным или его не будет вовсе).
  3. Направляете жалобу и все имеющиеся документы финансовому уполномоченному.
  4. Финуп анализирует их, а при необходимости проводит экспертизу.
  5. Ждёте ответа.
  6. Если решение финупа вас не устроило, тогда можно обращаться в суд.
  7. Суд примет окончательное решение по вашему делу.

Более подробно каждый из этапов обжалования мы расписали в отдельной статье.

В случае выигрыша дела суд обяжет страховую возместить вам расходы на независимую экспертизу, юристов, почту, оплату госпошлин. Поэтому если СК действительно насчитала слишком мало, стоит попробовать побороться. Но, повторимся, в условиях роста цен на запчасти сделать это гораздо сложнее.

Не согласен с суммой выплат после ДТП

Требовать разницу по износу с виновника ДТП

Второй вариант более реальный. Если страховой суммы по ОСАГО не хватает для качественного ремонта, можно довзыскать разницу с причинителя вреда вашему автомобилю. В свете подорожания запчастей это может быть единственным рабочим вариантом не платить за восстановление ТС из своего кармана.

Почему только разницу, а не всю сумму? Потому что если у виновника ДТП была страховка, нельзя потребовать от него полной оплаты ремонта – на это указывает норма ст. 1072 ГК РФ. Поэтому взыскать можно не повышенные ценники, а лишь разницу между страховой выплатой и реальными затратами на ремонт машины. К слову, правомерность таких действий подтвердил и Конституционный Суд в одном из своих постановлений.

Но тут есть одна тонкость, которая может легко свести на нет все ваши усилия по взысканию ущерба с виновника аварии. Очень важно не просто получить заключение независимой экспертизы и документы от СК, но ещё и доказать, что вы понесли реальные расходы на восстановление автомобиля в прежнее состояние. Иначе суд откажет.

Вот выдержка одного из судебных решений:

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования к Абузярову Р.Ф. не основаны на законе и являются необоснованными, поскольку заявленная к взысканию сумма не является реальным ущербом, понесенным истцом, а складывается из разницы сумм ущерба с учетом износа и без учета износа, определенных заключением экспертизы.

Здесь суд отказал во взыскании разницы с виновника ДТП на том основании, что истец предоставил лишь калькуляцию, в то время как подтверждения реальных расходов на ремонт машины на СТО с его стороны не было. То есть ваша задача сводится к тому, чтобы собрать доказательства восстановления ТС. Таким подтверждением могут быть чеки, оплаченные квитанции, заказ-наряды, накладные, договоры с автосервисами, фото машины до и после аварии и т.п.

Но не факт, что дело дойдёт до суда. Вначале стоит попытаться устно договориться с виновником ДТП о выплатах с его стороны. Если переговоры удались – причинитель вреда составляет расписку с обязательством компенсировать вам разницу (для надёжности можно заверить расписку у нотариуса, хотя это по закону и не обязательно!). Если виновник не идёт на контакт или отказывается, подавайте ему досудебную претензию – ценным письмом с описью и уведомлением. Далее, спустя 10-15 дней можно судиться.

Если суд примет вашу сторону, то вы получите исполнительный лист, на основании которого с доходов ответчика приставы будут удерживать энную сумму денег. Но и тут могут быть сложности. Например, суд взыщет с виновника ДТП условные 2 000 рублей ежемесячно. И тогда платежи растянутся на несколько лет…

Пример судебного решения, где потерпевший в ДТП смог взыскать с виновника разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и расходами на восстановление автомобиля к изначальному состоянию.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 302-55-36
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.