Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?

Правила ремонта по ОСАГО

Самые распространённые попытки "развода" автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2018 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: "Извольте доплатить!"

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и... Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то!!! Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 350 02 51

Дело в том, Федеральный закон "Об ОСАГО" — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Разводы с ремонтом по страховке ОСАГО

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 - 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. "Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта..." — говорят представители сервиса...

"Стоп! Какой ещё договор ремонта?!" — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ "Об ОСАГО" прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Договор цессии как развод в сервисе

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом "цессия" строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе "Об ОСАГО". Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2018 год законодательство.

  1. В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  2. Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  3. Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  4. При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  5. Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО" составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  6. Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  7. Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  8. Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  9. Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  10. Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  11. Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  12. За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  13. Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 350 02 51
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Комментариев: 82

Аватар пользователя Светлана

Здравствуйте. У меня вопрос, а как проверить, не китайские ли запчасти поставили на автомобиль? И можно ли отказаться от ремонта, если СТО предлагает только китайские запчасти?
Мой автомобиль направили на ремонт в СТО, там мне сказали, что страховая оплачивает примерно треть от суммы ремонта, поэтому ставить будут контрактные запчасти. Я не возражаю против контрактных, но не хочу аналоговые.

Аватар пользователя Егор

Добрый день!
Получил направление на ремонт, приехал в сервис, прошел дефектовку. Были обнаружены скрытые повреждения. Сервис направил на согласование со страховой дополнительные затраты на ремонт. Сколько времени длится согласование автосервиса со страховой?
Есть ли такой момент, что страховая может отказать в ремонте скрытых повреждений? Без согласия страховой ремонт мне могут не сделать, или сделать не в полном объеме?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Егор. Отдельно время согласования не регламентировано, только общий срок ремонта. Ремонт должны выполнить в полном объёме (т.е. возместить ущерб от ДТП в полном объёме) без требования доплат.

Аватар пользователя Весилий

Здравствуйте, у меня такой вопрос!
07.01 произошло ДТП не по моей вине, 09.01 я позвонил в страховую и сообщил о ДТП. Они назначили мне осмотр на 24.01. Я приехал на осмотр, у меня осмотрели авто и приняли заявление где я указал, что ремонт авто буду производить в сервисе который они мне предложили... 24.01 я съездил в сервис и в сервисе мне ещё раз оценили ущерб, составили смету и отправили ее на согласование в страховую... сегодня 21.02 страховая до сих пор не согласовала смету, я позвонил а они сказали, что запчастей «по единой методике» на мою машину нет, и не понятно когда они будут, и предлагают приехать забрать деньги, «сумма будет небольшой» - как они сами сказали...
Что мне делать в этом случае, деньгами я не хочу брать, а ждать не понятно сколько!?

Аватар пользователя Игорь

Добрый день,
Подскажите, пожалуйста. Попал в ДТП, виновник не я. В страховой направили на экспертизу в определенный салон, эксперт отметил все повреждения в моем присутствии, все нормально. Спустя время позвонил узнать о расчете стоимости, сказали рассчитали-выплатят 180 000. В Автотеке по ВИН номеру скачал отчет по своей машине, расчет стоимости ремонта стоит- 232 000. Как можно точно узнать сумму , которую в страховой рассчитали? И может ли такое быть, что рассчитанная сумма не совпадает с фактически выплаченной (например из-за износа, машине 5 лет)? Спасибо

Аватар пользователя AutoTonkosti

Игорь, добрый вечер. Да, скорее всего, несовпадение из-за учёта износа. Для 5-летнего автомобиля износ может быть от 40 до 50%. Износ учитывается только за запчасти и комплектующие, работы должны посчитать без учёта износа.

Аватар пользователя Владимир

Попал в ДТП(виновник не я) у меня лада приора 2010 г.в. соответственно износ деталей 50% . Страховая насчитала 56000 а из-за износа выделяют только 28000. На ремонт автомобиля не хватает, что мне делать? Выплачивать из своего кармана?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый вечер, Владимир. Вам насчитали ровно половину с износом – износ учитывается только на запчасти и комплектующие, работы считаются без износа. Возможно, Вам неверно посчитали. В любом случае, предлагаем ознакомиться со статьёй о возмещении разницы напрямую с виновника.

Аватар пользователя Владимир

Общая сумма с учетом работ была 109 000, на запчасти посчитали 56 000 а выделяют именно 28 000, и не хватает именно на запчасти, как быть в такой ситуации? В целом я знаю приблизительную цену зап. частей и оценка именно зап.частей нормальная

Аватар пользователя Людмила

Здравствуйте. Дтп, вина не моя, не значительные повреждения. Задний бампер небольшая трещина и краска, краска знаю, что дорогая. Страховая поставила замену бампера, машина японская. На сто уехала 2 недели ищут, сегодня сказали, что не могу найти и предлагают мой запаять и покрасить. А также заявили,что даже если заменят, то старый бампер не отдадут. Как действовать в такой ситуации? Спасибо за ответ заранее

Аватар пользователя Раиль

Доброго дня! Скажите мое авто будут делать по направлению осаго на выбранном СТО.Испорченные детали запчасти могу ли я забрать себе , есть ли право у сто не отдавать их мне и если да на каком основании? Ведь авто мое я его купил, за страхование я плачу каждый год , то есть мои кровные деньги.спасибо

Аватар пользователя Алексей

Добрый день.
Обратился в Ингосстрах для проведения восстановиьельного ремонта по ОСАГО.
Авто менее 2х лет.
Отправили к оф дилеру, но дилер принуждает к подписанию договора цессии. Страховая подтвердила, что работают только по такой схеме.
В противном случае, говорят, что я получу денежное вощмещение, которого мягко говоря и на пол ремонта не хватит.
Что делать в этой ситуации? Я хочу именно ремонт у оф дилера, как положено правилами ОСАГО. Но как сказано выше цессия лишает меня всех прав и также выплаты по УТС.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Алексей. Договор цессии ни в коем случае не подписывать – это может привести не только к утрате возможности возместить УТС, но и к ряду других проблем, так как между Вами и сервисом будет действовать уже не ФЗ "Об ОСАГО", а то, что прописано в договоре, Гражданский кодекс и ЗоЗПП. Снимайте на видеозапись доказательство того, что автомобиль для ремонта Вы предоставили, отказывайтесь подписывать договор и требуйте ремонта. В случае отказа дилера принять автомобиль, уведомите об этом письменно страховую – также с наличием доказательства факта передачи уведомления (пометка о принятии на второй копии заявления либо та же видеозапись).

Если страховая компания выплатит недостаточно, то следует провести независимую техническую экспертизу для оценки стоимости восстановительного ремонта и подать в страховую досудебное требование для доплаты недостающей суммы. В случае неудовлетворения требования – в суд. Процедура аналогична случаю отказа страховой.

Аватар пользователя Алексей

Здравствуйте,
указанные изменения в законе об Осаго дейсвуют только для полисов приобретенных после 27.04.2017?
И соответственно, если полис виновника приобретен 25.03.2017, то при отправке на ремонт в сервис-центр, имеет ли право сервис-центр требовать с меня доплаты в случае, если они будут использовать новые детали для ремонта?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Алексей, здравствуйте. Если полис ОСАГО был приобретён до вступления в силу натурального возмещения убытков, то должна быть только выплата. Но до сих пор идут споры между вопросом, у виновника должен быть оформлен полис до указанной даты или у потерпевшего при обращении по GDE/

Сервисный центр по натуральному возмещению по ОСАГО не имеет права требовать доплаты в любом случае, а запчасти ставить обязаны только новые, хотя, обязанности ставить оригинальные прямым текстом нигде не прописано.

Аватар пользователя Антон Маркелов

Прямым текстом не прописано, однако ето вытекает из самой ЕМ, а именно:
3.6.4. Определение размера расходов на запасные части проводится с учетом следующих условий:
наименование детали (узла, агрегата) приводится на русском языке и должно содержать полное наименование, указанное в каталоге запасных частей для этой марки (модели, модификации) транспортного средства, составленном производителем транспортного средства, или в электронной базе данных стоимостной информации в отношении деталей (узлов, агрегатов), а при отсутствии таких источников – в программно-расчетном комплексе или прайс-листе поставщика соответствующей детали (узла, агрегата), и их уникальный номер, присвоенный производителем транспортного средства (поставщиком детали (узла, агрегата) или программно-расчетного комплекса);
при замене детали (узла, агрегата) на новую деталь (узел, агрегат) такая замена не должна ухудшать безопасность транспортного средства и должна соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены производителем транспортного средства или законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

Если СТО поставит мне китайские подделки в соответсвии с этими требованими да еще даст гарантию в соответсвии с законом, то ок, пускай ставят неоригинал. Но интуиция подсказывает что заача не такая уж простая.)

Аватар пользователя Сергей

Ингосстрах в направление на ремонт в пункте Информация для потерпевшего и СТОА:
п.2. Началом проведения ремонтных работ считается дата заключения между потерпевшим и СТОА договора (в том числе, оформленного в виде «Заказ-наряда»).
п.5. Потерпевший не возражает, что восстановительный ремонт может осуществляться с использованием бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Возражений слушать не хочет. Что делать?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Сергей. Можете написать "возражаю указанным условиям" и не подписывать – срок ремонта или выплаты составляет в любом случае 20 дней от даты подачи Вами заявления со всеми необходимыми документами. За просрочку страховщик платит неустойку в размере 1% за каждый день просрочки. Можете подписать, внеся коррективы в указанные пункты (напишите в п.2 "не согласен", в п.5 – "возражаю").

Аватар пользователя Дмитрий

Здравствуйте. Направили на ремонт,на руки направление не выдали, сказали отправят непосредственно на СТО. Приехал на станцию, посмотрели Авто и попросили подписать документ страховой, в котором сказано : срок ремонта 30 дней но по согласованию может быть увеличен. Клиент согласен на увеличение сроков ремонта из за сложности ремонта или отсутствия запчастей. Данное Согласие подписывать не стал. Кроме того говорят, что ремонт начнётся только после того, как найдут запчасть и согласуют все со страховой. Тоесть даже если я все подпишу, на ремонт встану приблизительно через месяц. Подскажите пожалуйста, как мне быть???

Аватар пользователя AutoTonkosti

Дмитрий, добрый день. Срок проведения восстановительного ремонта составляет не более 30 дней со дня предоставления автомобиля в сервис. Соглашаться на продление или нет, Ваше дело. Срок осуществления страхового возмещения – 20 дней.

В Вашем случае, если Вы ничего не подписывали, у страховщика нет доказательств о том, что направление на ремонт было выдано. За каждый день просрочки Вам положен 1% от размера страхового возмещения. Оптимально отправиться в сервис и под видеозапись предложить им забрать предоставленное Вами транспортное средство на ремонт. Отсутствие запчастей в наличии не является законным основанием для продления срока ремонта, кроме как с Вашего письменного согласия.

Аватар пользователя Максим

День добрый. 26.01 дтп не по моей вине. 30.01 сдал документы в страховую осмотр тогда же. 9.02 написал заявление о смене города для ремонта. 19.02 съездил в автосервис для оценки. С тех пор шло согласование документов. 6.04 в сервисе отказали в ремонте. Страховая до 10.04 что то решать будет. Это правомерно?

Аватар пользователя AutoTonkosti

Добрый день, Максим. С даты подачи всех документов следует отсчитывать 20 дней, с тех пор начинается просрочка возмещения с неустойкой 1% в день от суммы возмещения за каждый день просрочки. Если отсрочка из-за смены города была согласована, то срок идёт с даты согласования. Если отказ незаконен, то по досудебному требованию или через суд истребуется возмещение.

Аватар пользователя Иван

Здравствуйте. После дтп по осаго был осмотр от страховой, спустя 20 дней выдали направление на сто для оценки со стороны сто. Пока они рассчитывают, мне сделали независимую экспертизу.
По НЭ ущерб составил 570 тыс.руб, а лимит ответственности 400 тыс.руб. Доплачивать я не собираюсь. По закону я как понимаю страховая обязана мне произвести выплату с учётом износа, так ли это?

Аватар пользователя Иван

Значит страховая должна мне выплатить деньгами вместо ремонта?
И ещё. Сколько времени СТО имеют право на расчет и согласование? Т.к. после осмотра на СТО, я им не оставил свой авто.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Иван, превышение лимита не является основанием для выплаты – лимит в целом не имеет отношения к варианту возмещения ущерба.

Срок расчётов и согласований СТО не регламентирован, но в любом случе общий срок ремонта не может составлять 20 дней на произведение возмещения от страховой + 30 дней на непосредственно ремонт.

Аватар пользователя Иван

Как же не имеет, если я доплачивать отказываюсь, и в законе вроде написано, что исключением является превышение лимита 400 т.р, в этом случае должна быть выплата, но с учётом износа. Так ли это?

Аватар пользователя Сергей

поясните еще раз когда именно начинается отсчет 30 дней на ремонт? взял направление в страховой. передал на СТО. через неделю только назначили осмотр, еще неделю сказали будут считать и согласовывать со страховой. документального потдверждения нет о том, что я дал им направление (нужно ли его попросить на сто?) .. получается 30 дней идет с момента передачи на осмотр, или же только когда они насчитают и решат согласны они или нет? и только потом возьмут машину на ремонт. но это же тупо. они скажут передайте машину через месяц (за это время как раз и детали придут и очередь так проще вести)

Страницы

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.