Москва и область:+7 (499) 938-44-63
Петербург и область:+7 (812) 425-66-17
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 301-61-18

Лимита суммы по европротоколу не хватает на ремонт машины – что делать?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Не хватает выплаты
Нет времени читать статью?
  1. Главная проблема при оформлении ДТП по европротоколу – превышение лимита в 100 тысяч рублей.
  2. Насчитанной страховщиком суммы часто не хватает на ремонт автомобиля, в результате чего потерпевшему приходится думать, с кого требовать разницу. И по факту есть всего два варианта.
  3. До 2017 года суды отказывали в исках о взыскании ущерба со страховых и виновников ДТП. Они ссылались на то, что европротокол является соглашением и, подписав его, потерпевший соглашается с размером компенсации в рамках лимита по ОСАГО. А значит и автоматически принимает связанные с этим риски.
  4. Но потом вышло Постановление Пленума ВС РФ № 58, где появилось важное уточнение по поводу страховой. Если ущерб превысил лимит выплаты по европротоколу, то обязательства СК на этом прекращаются.
  5. Таким образом, в 2022 году при нехватке денег на ремонт транспортного средства действует общее правило – разницу можно требовать с виновника в силу ст. 1064 ГК РФ. И то, что ДТП было оформлено по упрощённому порядку значения не имеет. Такая позиции находит подтверждение и в решениях Верховного Суда.
  6. В ряде случаев можно заново оформить аварию, при участии сотрудников полиции.
  7. А вот отменить извещение о ДТП в судебном порядке из-за маленького лимита вы, скорее всего, не сможете. Судебной практики по таким делам практически нет.
  8. Если с вас пытаются взыскать доплату – ситуация не из простых. Здесь нужно смотреть, обоснованы ли требования потерпевшего. Иногда часть ущерба обязан возместить страховщик (например, если он недоплатил или незаконно отказал).

Европротокол позволяет быстрее оформить ДТП и не тратить время в ожидании приезда сотрудников полиции. После этого можно обратиться в страховую и получить выплату в рамках лимита по ОСАГО. Но вот незадача – ремонт автомобиля может превысить максимальный лимит по европротоколу. К примеру, вам насчитали ущерба на 140 тысяч, а лимит по извещению о ДТП не превышает 100 тысяч рублей. С кого требовать разницу? Одни утверждают, что можно оспорить европротокол и увеличить лимит. Вторые пытаются добиться доплат со страховщика. Третьи уверены, что платить должен виновник ДТП. На этот счёт есть актуальная судебная практика, где даны разъяснения по этому вопросу. В статье рассмотрим, что делать при нехватке выплаты по извещению, кто должен доплачивать, можно ли отменить извещение о ДТП и как быть, если доплату требуют с вас.

Сколько выплачивает страховая при оформлении ДТП по европротоколу?

Лимит страховых выплат по европротоколу отличается в 4 раза, в зависимости от оформления дорожно-транспортного происшествия.

По общим правилам части 4 ст. 11.1 Закона Об ОСАГО, в 2022 году лимит по европротоколу достигает максимум 100 тысяч рублей:

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.

Это случаи, когда оба участника заполнили бумажные извещения о ДТП и у них нет разногласий. Либо же разногласия присутствуют, но имеется фотофиксация данных об аварии, например – с помощью приложения «ДТП. Европротокол» или «ГосуслугиАвто».

Но тут же указывается исключение. Максимальную сумму в 400 000 рублей по ОСАГО можно получить при самостоятельном оформлении аварии в электронном виде через те же приложения с доступом к ЕСИА, когда у водителей отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия или виновности.

В чём разница помимо сумм? Если вы собираетесь оформиться по упрощённому порядку, вам придётся прямо на месте ДТП оценить повреждения и прикинуть, во сколько обойдётся ремонт машины. И уже на основе этих данных прикидывать, хватит минимального лимита по европротоколу в 100 тысяч рублей или нет? И вот тут наступают сложности…

Лимит по европротоколу по ОСАГО для потерпевших

Но этих денег не хватает на ремонт!

Итак, вы заполнили извещения, обратились в страховую за возмещением по ОСАГО, но после осмотра или экспертизы оказалось, что лимита по европротоколу в 100 тысяч не хватает для восстановления автомобиля к доаварийному состоянию. Это распространённая проблема!

Почему так происходит? Причин сразу несколько:

  • Отсутствие знаний о конструкции автомобиля и особенностях ремонтных работ. Мало кто из водителей является экспертом. Поэтому на месте ДТП сложно определить, до какой суммы нанесён ущерб транспортному средству. И это, не говоря о стрессе, погодных условиях, грязи на кузове и возможном наличии скрытых повреждений (ходовой, разрыва проводки, усилителей кузова).
  • Подорожание запчастей. С февраля-марта 2022 года в России наблюдается резкий рост стоимости запчастей. Ремонтироваться после ДТП стало гораздо дороже. В этом смысле лимита в 100 000 рублей может не хватить даже на 50% восстановления автомобиля (особенно если машина новая и ремонт у официального дилера).
  • Лимиты. Закон Об ОСАГО устанавливает верхний передел возмещения, за который страховые при всём желании не могут выходить. В случае с европротоколом это 100 тысяч рублей (максимум 400 тысяч) – за вред свыше этой суммы компания ответственности не несёт.

Это ещё раз говорит о том, что перед оформлением ДТП по упрощённому порядку следует взвесить все «за» и «против». Иногда уместно вызвать ГИБДД, с их помощью оформить документы и получить страховое возмещение до 400 тысяч рублей.

С кого требовать доплату – со страховой или с виновника ДТП?

Судебная практика по этому вопросу давно изменилась.

До поры до времени суды опирались на Постановление Пленума № 2 от 2015 года, где Верховный Суд разъяснил, что подписание извещения о ДТП – это соглашение между виновником и потерпевшим. Если потерпевший поставил свою подпись, значит он автоматически согласился с суммой ущерба в рамках максимального лимита по ОСАГО. А значит, он берёт на себя все риски, если ремонт обойдётся в бо́льшую сумму.

В то время суды повсеместно отклоняли иски потерпевших не только к страховым, но и к виновникам ДТП – ссылаясь на разъяснения из ППРФ №2, в результате чего потерпевшим приходилось чинить машину за свой счёт.

Однако вскоре ветер подул в другую сторону…

Разъяснения Верховного Суда

В 2017 году вышло новое Постановление Пленума ППВС РФ № 58. В тексте этого Постановления скорректировали разъяснения в части взыскания ущерба сверх лимита по европротоколу. Его нельзя было требовать со страховщика. Наконец, в ноябре 2022 года было издано действующее на сегодняшний день Постановление Пленума ВС № 31, которым отменено предыдущее ППВС № 58.

Разъяснения по вопросу взыскания ущерба содержатся в п. 27 нового Постановления ВС:

27. После получения потерпевшим страхового возмещения в размере, установленном Законом об ОСАГО, обязательство страховщика по выплате страхового возмещения в связи с повреждением имущества по конкретному страховому случаю прекращается (пункт 1 статьи 408 ГК РФ), в связи с чем потерпевший в соответствии со статьей 11 1 Закона об ОСАГО не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении ущерба, превышающие указанный выше предельный размер страхового возмещения (абзац первый пункта 8 статьи 11 1 Закона об ОСАГО). С требованием о возмещении ущерба в части, превышающей размер надлежащего страхового возмещения, потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда.

Впрочем, такая практика сложилась чуть ранее. Вот, к примеру, Определение №1-КГ22-7-К3 от 26 июня 2022 года, где Верховный Суд ещё раз уточнил, что ущерб возмещает причинитель вреда.

Мужчина въехал в машину женщины. Стороны решили не вызывать ГИБДД, а оформить происшествие с помощью европротокола. Однако лимита в 100 тысяч рублей оказалось недостаточно – ущерб автомобилю эксперты оценили в 175 300 рублей + 11 тысяч рублей за УТС. Женщина обратилась с иском к причинителю вреда, чтобы тот возместил ей суммы сверх лимита по европротоколу. Все нижестоящие суды встали на сторону автоледи. Виновник попытался было оспорить их решения в Верховном Суде РФ, но и тот подтвердил, что требования истца о взыскании ущерба обоснованы.

По мнению ВС РФ, причинитель вреда обязан покрыть разницу между суммой реального ущерба от ДТП и ранее выплаченной страховщиком суммы в рамках лимита по европротоколу. Любые другие расклады привели бы к ограничению права потерпевшего взыскать вред своему автомобилю.

Таким образом, в судебной практике 2022 года сложилась однозначная ситуация. Тот, кто является виновником в извещении о ДТП не освобождён от обязанности покрыть ущерб потерпевшему, если ремонт машины последнего обойдётся дороже, чем лимит страхового возмещения по европротоколу. То есть здесь в полной мере работает часть 1 ст. 1064 ГК РФ о полном возмещении причинённых убытков.

Судебная практика о взыскании разницы с виновника ДТП

Как взыскать разницу с виновника ДТП – инструкция

Порядок действий зависит от того, готов ли второй участник ДТП платить добровольно или идёт в отказ. Но так или иначе суд встанет на вашу сторону.

Порядок действий:

  1. Предложите виновнику ДТП оплатить разницу между суммой реального ущерба и размером страховой выплаты. Если он согласится, передачу и получение денег нужно будет оформить распиской.
  2. В случае отказа от возмещения вреда отправьте виновнику досудебную претензию в свободной форме – указав в ней информацию о ДТП, размере доплаты и сроках на передачу денег. Сумму разницы можно взять из отчётных документов СК или самому заказать независимую экспертизу.
  3. Далее составьте иск, приложите к нему копии документов о причинении ущерба вашему автомобилю, акт от страховой и копию претензии. Направьте один комплект документов в адрес виновника, а второй в городской или районный суд по месту его проживания.
  4. Суд назначит заседание, на котором рассмотрят ваше дело о взыскании выплаты.
  5. Если исковые требования удовлетворят, вы получите исполнительный лист, который нужно передать приставам по месту жительства ответчика.
  6. Далее уже ССП займётся взысканием выплат.

Если суд признает вашу правоту, то с виновника ДТП взыщут все понесённые вами расходы: на госпошлину, услуги юриста, почтовые отправления, экспертизы и т.д.

Но риски также имеются. Бывает, что на человека не оформлено никакое имущество и нет открытых счетов на его имя. В этом случае взыскать ущерб даже с участием приставов достаточно сложно и долго.

А если заново оформить ДТП с сотрудниками полиции?

Такой вариант тоже доступен.

Единственная тонкость связана с тем, когда вы поедете оформляться в ГАИ. Одно дело, если вы составили и подписали извещение о ДТП, а затем выяснилось, что восстановление машины вряд ли уложится в лимит 100 тысяч рублей по европротоколу. Тогда, при согласии второго участника аварии, вы можете уничтожить самокопирующиеся бланки извещений и вызвать сотрудников полиции для оформления происшествия. Нарушением ПДД такие ваши действия являться не будут.

Впрочем, даже если вы уже обратились в страховую за возмещением по ОСАГО и отдали копию извещения о ДТП, но выплату еще не получили, можно подать заявление с документами из ГИБДД – и у вас обязаны их принять. В таком случае отсчёт 20-дневного срока на возмещение начнётся с даты подачи второго заявления, а максимальный лимит составит 400 тысяч рублей (п. 26 ППВС № 31 от 2022 года).

Переоформление ДТП в ГАИ при ущербе сверх лимита по еврику

Могу ли я обжаловать европротокол и отменить лимит выплат?

Можете.

Извещение о ДТП, которое подписывают участники происшествия – это соглашение между ними. Фактически по смыслу ст. 153 ГК РФ мы имеем дело с гражданской сделкой, которая косвенно пересекается с Законом Об ОСАГО в части страхового покрытия. Между тем, статья 178 ГК РФ даёт возможность признать сделку недействительной, например, ввиду заблуждений относительно её исхода или последствий.

Однако судебной практики по отмене лимита выплат по европротоколу в 2022 году очень мало. Решений того же Верховного Суда вообще нет. Соответственно, шансы на успех в суде неоднозначные. Но если вдруг вы всё же решите подать исковое заявление, второй участник ДТП выступит в качестве соответчика или третьего лица в деле.

Я виновник ДТП и взыскать хотят с меня – что делать?

Универсального совета здесь нет. Каждый случай и размер ущерба индивидуальные, поэтому нужно действовать в зависимости от обстоятельств.

Дадим несколько общих рекомендаций:

  1. Тщательно фотографируйте на месте ДТП все повреждения автомобиля второго водителя (а заодно и своего). Иначе получится так, что потерпевший может насчитать «лишнего», попытавшись за ваш счёт отремонтировать ранее повреждённые места или детали его машины.
  2. Если с вас хотят взыскать недостающую сумму на ремонт, и доплата не очень большая – лучше заплатить. В противном случае по суду придётся отдать ещё больше (за экспертизу, юриста и т.д.). Тем более, на досудебной стадии есть шанс сторговаться на меньшую сумму, но, к примеру, с оплатой сразу.
  3. Если страховщик отказал потерпевшему в выплате по европротоколу, следует узнать причину такого решения. Не исключено, что отказ был необоснованным – тогда вы не обязаны отвечать за нарушения СК. Однако в данном случае придётся посудиться.
  4. Иногда страховая не доплачивает потерпевшему. В этом случае также неправомерно требовать всю оставшуюся сумму с причинителя вреда – спрос будет и со страховой, и с виновника. Но и тут без суда не обойтись.

Если вы не уверены в своих силах, лучше привлечь юриста. Он оценит, насколько законны требования потерпевшего, есть ли нарушения со стороны страховщика, откуда такая сумма и завышена ли она? От этого будет выстраиваться ваш порядок действий на досудебном или судебном этапе.

Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.