Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Сужение дороги и приоритет: кто должен уступить? Если нет разметки и после перекрёстка

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Сужение дороги
Нет времени читать статью?
  1. В ПДД отсутствует определение понятию сужение дороги.
  2. Зато в Правилах детально урегулирована ситуация, когда у одного водителя заканчивается полоса дороги и ему нужно перестроиться, а второй едет в соседнем ряду без маневрирования и смены направления.
  3. В этом случае нужно опираться на пункт 8.4 ПДД, где сказано, что при перестроении уступает всегда тот, кто совершает манёвр – в данном случае это водитель «исчезающей» полосы.
  4. Ни о какой «помехе справа» речи не идёт, поскольку второй участник едет без изменения скорости и траектории движения, к тому же он и так находится на своей полосе – а значит у него приоритет. В том числе и на перекрёстке.
  5. Но есть одна ситуация, когда можно говорить о принципе «помеха справа». Например, если и левая, и правая крайняя полосы сужаются и обоим водителям нужно совершить перестроение в «горлышко». Здесь, согласно букве ПДД, тот кто слева, обязан уступить тому, кто въезжает справа.
  6. Самый простой вариант ориентироваться по дорожным знакам 1.20.1 (и его разновидности), 5.15.5 и 5.15.6 – стрелочки чётко указывают на сужающуюся полосу, подсказывая водителю находящейся в этом ряду машины о том, что нужно пропустить ТС оппонента. Аналогичным образом информирует и разметка.
  7. А вот если изгиб проезжей части и справа, и слева – то вступает в действие п. 9.1 ПДД, согласно которому водители должны сами определить середину дороги. А дальше смотреть, хватает ли её ширины чтобы разъехаться? Если не хватает – уступает тот, чья полоса «исчезает».
  8. При ДТП виноват водитель, не уступивший дорогу в нарушение пункта 8.4 Правил. Однако суды оценивают эпизоды в динамике.
  9. Штраф за неуступление выписывается по части 3 ст. 12.14 КоАП и составляет 500 рублей (но может быть и предупреждение). Если уложиться с оплатой в двадцатидневный срок с даты постановления, действует 50% скидка.

Несмотря на то, что в ПДД разжёваны различные моменты на дорогах, на практике часто возникают сложности. Не все водители знают, как правильно проезжать участок дороги при сужении полос. Существует два мнения, кто кому уступает. Одни водители вспоминают о «помехе справа» и полагают, что уступить должен тот, кто едет по левой полосе. Их оппоненты считают, что при сужении это правило не работает – и кто делает манёвр, тот и уступает. Сложность ещё и в том, что на трассе может не быть разметки и знаков «Сужение дороги». Отсюда неразбериха и гадание в условиях неопределённости. Но в реальности всё довольно просто. Да и судебная практика трактует виновность в ДТП при сужении дороги практически однозначно. В статье сделаем обзор ситуаций при «исчезновении» одной или двух полос, расскажем, кто из водителей должен уступить, а у кого есть преимущество, кто будет виноват в ДТП, а также какие и за что грозят штрафы.

Сужение дороги с точки зрения ПДД

Прежде всего разберёмся с терминологией. Но сразу обнаружим, что термина «сужение дороги» в Правилах дорожного движения 2024 года попросту нет. Вы не найдёте его и в других нормативно-правовых актах. Однако, ситуация интуитивно понятна и вытекает из конкретной ситуации.

Сужением дороги считается исчезновение одной или нескольких полос проезжей части, в результате чего водителям требуется совершить перестроение в соседний ряд.

И чтобы лучше понять ситуацию, пройдёмся по основным моментам из ПДД, которые характеризуют перестроения из крайних рядов при «исчезновении» полосы.

  • Согласно п. 1.2 ПДД, полосой движения считается продольная полоса движения в составе проезжей части, по которой движутся автомобили в одном ряду,
  • Однако при сужении полосы дальнейшее движение становится невозможным, в результате чего водители должны выполнить перестроение – оно может быть как приоритетным, так и требовать от водителя уступить дорогу,
  • Обращаемся к пункту 8.4 Правил, который обязывает вас до начала перестроения уступить дорогу тем машинам, которые двигаются попутно с вами и не меняют направления,
  • Но в том же пункте ПДД сказано о необходимости следовать правилу «правой руки» при одновременном маневрировании попутно двигающихся автомобилей – то есть уступают тому, кто справа.
  • Аналогичным образом действует «помеха справа» при пересечении траекторий движения машин, если очередность их проезда в ПДД не оговорена – и снова уступает тот, кто едет слева (пункт 8.9 Правил),
  • Наконец, есть еще пункт 9.1 ПДД, где сказано, что количество полос определяется знаками и разметкой, а при отсутствии таковых – обязанность расчётов ложится на плечи водителей, и здесь нужно учитывать ширину проезжей части, габариты ТС и боковые интервалы.

Из-за нагромождения правовых тонкостей многие водители теряются и не знают, как действовать при сужении дороги в соответствии с ПДД. Правда, усвоить правила – не так уж и сложно. Разобраться в этом вопросе нам помогут все вышеперечисленные пункты Правил. Но давайте по порядку!

Сужение полосы дороги по ПДД

Кто из водителей должен уступить при сужении полосы в 2024 году?

Камнем преткновения в ситуации с проездом участка сужения полосы является противоречие двух пунктов – 8.9 и 8.4 Правил. Хотя с точки зрения закона, противоречия никакого нет. Ситуации хоть и разные, но трактуются вполне однозначно.

Если дорога сужается без разметки

Начнём с самого сложного – а именно, случая, когда вы видите исчезающую полосу, но ни разметки, ни знаков в зоне видимости нет. Как быть? В данном случае поможет только правильная трактовка ситуации.

Таких ситуаций всего 3:

  • дорога сужается справа – две полосы перетекают в одну, а правый ряд примыкает к левому или центральному.
  • сужение слева – аналогично, только здесь «исчезает» уже левый ряд, а соседняя полоса продолжает тянуться прямо,
  • исчезновение полос с обеих сторон – сужение и слева, и справа в одну общую (центральную), так называемое «горлышко».

Оцениваться с точки зрения приоритета они будут по-разному. Ключевым является наличие/отсутствие маневрирования со стороны водителя второго автомобиля.

  • Если вы двигаетесь справа от обочины и ваша полоса идёт на сужение – вы обязаны включить левый поворотник и пропустить всех едущих прямо в левом ряду, и только после этого можно туда перестраиваться (пункт 8.4 ПДД).
  • Если вы оказались на исчезающей левой полосе – снова следует включить поворотник (на этот раз правый) и дождаться освобождения правой полосы попутного движения, а затем совершить манёвр «перестроение».
  • При сужении левой и правой полосы в одну центральную – применяется принцип «помеха справа», согласно которому оба водителя пропускают автомобили на центральной полосе разгона, затем водитель машины из левого ряда уступает водителю в правом, а потом перестраивается сам.

Вот схема последней ситуации:

По закону 2024 года, даже если вы едете справа и у вас заканчивается полоса, нельзя применять трактовку «помехи справа». Для того, чтобы продолжить движение дальше вы должны совершить перестроение. А при таком манёвре обязаны уступить дорогу тем, кто не маневрирует, а продолжает ехать дальше по основной полосе.

Но на практике это правило соблюдается не всегда. Многие водители так и норовят вклиниться в левый ряд, не дожидаясь, пока полоса освободится для безопасного манёвра. И если вас пытаются подрезать, лучше придерживаться принципа ДДД - Дай Дорогу Дураку, а не идти на таран. Сбережёте и нервы, и автомобиль.

При наличии разметки и/или знака «Сужение дороги»

То же самое действует и при наличии знаков или разметки.

Вообще, при подъезде к знаку «Сужение дороги», лучше заранее позаботиться о смене полосы, чтобы не терять времени на перестроение в зоне её окончания. Но если не успели – ничего страшного! Сужение дороги обозначается несколькими знаками. Они, к слову, дают подсказку, кто из водителей должен уступить дорогу при смене полосы:

Знак 1.20.1 «Сужение дороги с обеих сторон» – устанавливается на 3-хполосной и более проезжей части, если по обеим её сторонам ведутся ремонтные работы.

Знак сужение дороги с обеих сторон

Как мы выяснили, здесь действует правило «помехи справа». Если вы собираетесь перестроиться слева, то вначале пропускаете машины центральной полосы, а потом уступаете съезжающим на неё автомобилям справа (если таковые окажутся).

Знак 1.20.2 «Сужение полосы справа». Прежде чем перестраиваться влево, пропускаем едущую в соседнем ряде машину.

Знак сужение полосы справа

Знак 1.20.3 «Сужение слева». Перед манёвром «перестроение» уступаем дорогу двигающимся справа по основной полосе.

Знак сужение слева

Знак 5.15.5 «Конец полосы» (справа) – свидетельствует о сужении проезжей части, а вместе с ней сообщает о необходимости совершить перестроение на основную полосу. И снова включаем поворотник, пропускаем машины слева и только потом занимаем левый ряд.

Знак Конец полосы

Знак 5.15.6 «Конец полосы» (слева) – можно перестраиваться, уступив дорогу тем транспортным средствам, которые двигаются по этой правой полосе.

Знак Конец полосы слева

Сразу после перекрёстка

Как правило, на перекрёстке может быть три полосы, после его проезда они сужаются до двух, а впереди – одна. Ну и другие разновидности.

Кто кому уступает? Вспоминаем пункт 8.4 ПДД, согласно которому приоритетное право проезда имеет тот, кто движется попутно без изменения направления, а совершающие манёвр должны им уступить. К примеру, если продолжением правой полосы после перекрестка является бордюр – то для дальнейшего движения водитель должен перестроиться на соседнюю полосу, но прежде пропустить едущие в этом ряду автомобили. Аналогичная ситуация при «упирании» во встречку. Впрочем, на практике до сих пор действует старый-добрый принцип «лесенки».

Но что, если нет ни знаков, ни ориентиров, а схема организации дорожного движения и «исчезающие» полосы вызывают вопросы? Единственно верное решение в таком случае – следовать положениям пункта 8.9 Правил, то есть уступить дорогу тому, кто находится справа от вас.

Если есть общий изгиб с правого и с левого края дороги

Ещё один случай, когда дорога имеет изгиб как с правого, так и с левого края проезжей части. К сожалению, и тут многие водители не совсем верно трактуют ситуации. В данном случае придётся ориентироваться самому и включить глазомер.

Если изгибы с обеих краёв проезжей части, а знаки и разметка отсутствуют или не видны из-за непогоды – нужно руководствоваться положениями п. 9.1 ПДД.

И там сказано следующее:

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Таким образом, в случае с изгибами проезжей части справа и слева середина дороги будет повторять контуры её краёв. То есть здесь мы говорим о ломаной линии разметки, разграничивающей встречные полосы.

Ну а дальше прикидываем, достаточно ли место для проезда обеих машин? Если ширина полосы движения позволяет двигаться параллельно, то уступать никому не придётся. В противном случае нужно учитывать «помеху справа».

Произошло ДТП при сужении дороги – кто будет виноват?

Виновником ДТП всегда является тот, кто нарушил Правила дорожного движения. Если нарушили оба – вина тоже будет обоюдной. При условии, что нарушение находится в причинно-следственной связи с ДТП (к примеру, тонировка не влияет на виновность).

И здесь у нас две ситуации:

  • Виноват водитель, не уступивший дорогу при перестроении в левый ряд. Изначально у этого водителя нет преимущества. Зато оно имеется у едущего по полосе набора скорости, при условии, что сам этот водитель никак не маневрирует, а двигается без смены направления.
  • Виноват водитель слева, не уступивший дорогу тому, кто был справа – если обе полосы сужались в «горлышко» и оба водителя перестраивались в один ряд. Здесь мы имеет дело с «помехой справа» – уступает тот, кто совершает манёвр с левой полосы.

Как итог для нарушителя – постановление о несоблюдении пункта 8.4 или пункта 8.9 ПДД, с перспективой штрафа.

Какие доказательства могут помочь?

Инспекторы ГИБДД и судьи оценивают ДТП при «исчезновении» полосы в динамике. Это значит, что нужно иметь наглядное воспроизведение дорожно-транспортного происшествия, расположение автомобилей относительно друг друга, их скорости, точки столкновения и т.д.

В идеале, если у вас окажется запись с регистратора, где видно, по какой полосе проезжей части вы ехали, а где находилась другая машина. Также подойдут записи с уличных камер. Самостоятельно их вы вряд ли получите. Но это и не требуется. Главное найти места, где располагаются эти камеры, сообщить о них прибывшим инспекторам ДПС, чтобы те изъяли записи для их дальнейшего изучения на «группе разбора».

Сколько штраф за нарушение знака «Сужение дороги»?

500 рублей, реже – предупреждение.

Речь идёт о части 3 статьи 12.14 КоАП за несоблюдение правил знака «Сужение дороги» или «Конец дороги». Размер штрафа 500 рублей, и в очень редких случаях можно отделаться письменным предупреждением от инспектора.

Штраф за неуступление дороги при манёвре

Действует ли скидка на оплату?

Да.

Административные штрафы по ст. 12.14 Кодекса не входят в перечень исключений, которые нельзя оплатить с 50% скидкой. Поэтому дисконт здесь действует. А сама возможность оплаты половины суммы штрафа за неуступление дороги при сужении полосы предоставлена частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ.

Для того, чтобы заплатить не 500, а 250 рублей необходимо совершить оплату в течение 20 дней с даты вынесения постановления. Если вы пропустили срок скидки, его можно восстановить – о том, в каких случаях это можно сделать у нас есть отдельная статья на сайте.

Судебная практика

Если открыть судебную практику 2024 года и ранее, то можно заметить общую тенденцию. Судьи подтверждают тезис о том, что преимущество при сужении дороги имеют те, кто едет по своей полосе, не меняя направления. А водители, у которых ряд закончился – обязаны уступать.

Вот выдержка одного из таких решений суда:

Вопреки доводу жалобы, водитель Валиев И.Н. должен был уступить дорогу транспортному средству <данные изъяты>, поскольку водитель Ш.М.К. двигался по своей полосе движения, в то время как полоса движения, по которой двигался Валиев И.Н., в связи с сужением дороги, закончилась.

Именно в действиях водителя Валиева И.Н. имеются нарушения п. 8.4 ПДД РФ, поскольку по характеру движения ему необходимо было перестроиться и уступить дорогу транспортному средству, движущемуся попутно без изменения траектории движения - <данные изъяты>", под управлением Ш.М.К.

А вот ещё одно решение суда с аналогичными выводами.

Наконец, третий пример ДТП после проезда перекрёстка – при перестроении в правую полосу водитель не убедился в безопасности манёвра и стукнулся с другим автомобилем, а в жалобе ссылался на якобы сужение дороги – однако из схемы сужение не усматривалось, поэтому суд справедливо отказал в удовлетворении жалобы.

Таким образом, судебная практика ещё раз подтверждает то, о чём мы написали в статье. Сужение дороги не даёт право лезть из правой полосы в левую – принцип «помехи справа» неприменим. Напротив – те, для кого происходит сужение полосы, обязаны ждать, пока проедут автомобили в соседнем ряду. Иначе в случае ДТП окажутся виновниками.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.