Москва и область:+7 (499) 938-44-63
Петербург и область:+7 (812) 425-66-17
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 301-61-18

В каких случаях по ОСАГО выплата считается с учётом износа, а когда – без?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Износ при ОСАГО
Нет времени читать статью?
  1. В сфере ОСАГО износом считается физическое устаревание запчастей машины. Он зависит от срока эксплуатации ТС, года выпуска, пробега и т.п.
  2. Если после ДТП вам полагается страховая выплата, то при её расчёте учитывается износ деталей автомобиля (п. 19 ст. 12 Закона Об ОСАГО). Максимальный показатель достигает 50%, минимальный – нуля.
  3. Но чаще всего страховщик выдаёт направление на ремонт – и в этом случае выплаты на восстановление ТС считаются уже без учёта износа (пункт 15.1 той же статьи).
  4. Однако на практике 2022 года выплат по ОСАГО не хватает. Это связано с применением страховщиками Единой Методики расчётов и неактуальными справочниками РСА, а также с подорожанием запчастей в России.
  5. Но есть два законных способа взыскать со страховой износ запчастей. Первый случай – когда СК перечислила вам деньгами, хотя по Закону Об ОСАГО полагался ремонт. Второй случай – если страховщик отказал в возмещении, а вы отремонтировали ТС за свой счёт.
  6. В обоих случаях есть положительная судебная практика. Мы приводим в статье два актуальных на 2022 год Определения Верховного Суда.
  7. Есть и третий рабочий способ получить разницу между суммой по Единой Методике и рыночной стоимостью ремонта. Закон позволяет требовать такую доплату с виновника ДТП.
  8. Если страховая насчитала недостаточную сумму, а ремонт обойдётся в разы дороже, можно попытаться пересчитать ущерб и взыскать недостающую сумму со страховщика. Сегодня действует институт финансового уполномоченного, который решает такие споры на досудебной стадии.
  9. При уходе в тотал, когда ремонт невозможен в силу высоких затрат на восстановление машины, износ применяется к годным остаткам (запчастям). В итоге потерпевший получает стоимость погибшего авто за вычетом этих годников. Их придётся реализовывать самостоятельно.

Почему страховые компании выплачивают возмещение по ОСАГО, а денег оказывается недостаточно? Во многом это связано с износом деталей. Так, если вы попали в ДТП на старой машине, то при расчёте страхового возмещения вам гарантированно насчитают износ в районе 30-50%. Это означает, что сумма к выплате окажется гораздо ниже реальной и предстоит думать, где взять остальные деньги. В сущности же возмещение по ОСАГО возможно в двух вариантах: денежном (выплата) и натуральном (ремонт). В первом случае амортизация запчастей учитывается, а во втором нет. Но в начале 2021 года Верховный Суд РФ принял крайне важное решение в пользу потерпевшего. И сейчас, даже если вам заплатили деньгами с учётом амортизации, вы вправе добиться от страховой доплаты за вычтенный износ. А также в ряде случаев взыскать со СК рыночную стоимость ремонта. В статье расскажем, на какие выплаты учитывается износ, а на какие нет, какие существуют проблемы, как их решить, а главное – как получить возмещение без учёта амортизации со страховой и виновника ДТП.

Что такое износ по ОСАГО?

И начнём рассмотрение вопроса с определения понятия «износ». Далеко не все автолюбители знают, что оно означает в контексте ОСАГО и почему после вычета амортизации сумма к выплате получается столь низкой.

Износ – это показатель устаревания характеристик и запчастей в процессе эксплуатации конкретного ТС. Для расчёта выплат по ОСАГО износ считается в процентном соотношении. Чем старше у вас транспортное средство, тем больше амортизации насчитает страховщик при определении суммы компенсации после ДТП. Однако в любом случае изношенность не может быть выше 50% – это верхняя планка, установленная законом (п. 4.1 Положения Банка России №755-П).

К слову, на износ деталей авто влияет множество факторов, среди которых дата выпуска машины, начало её эксплуатации, пробег, категория ТС, наличие заменённых деталей в процессе использования и т.д.

Но в то же время есть комплектующие, для которых Методикой установлено нулевое значение. Проще говоря, износ для них не учитывается. Сюда относят различные элементы безопасности автомобиля, и всего в списке 105 таких деталей. Среди них, к примеру, подушки безопасности, ремни и их крепления, элементы тормозов, рулевые рейки и другие.

Износ запчастей при расчёте выплаты по ОСАГО

При выплате деньгами – всегда учитывается износ!

Именно такое положение вещей диктует законодательство 2022 года.

Подтверждение этому можно найти в статье 12 ФЗ Об ОСАГО. Там нас интересует пункт 18, который обязывает страховщика возместить потерпевшему в ДТП те расходы, которые возникнут в процессе восстановления машины к доаварийному состоянию.

А следующий п. 19 той же статьи конкретизирует эти расходы, сообщая о применении показателя износа запчастей:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 - 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Аналогичное подтверждение даёт и Верховный Суд в своём Постановлении Пленума №58 от 26 декабря 2017 года:

41. При осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты размер расходов на запасные части, в том числе и по договорам обязательного страхования, заключенным начиная с 28 апреля 2017 года, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Исходя из этого, страховщики не могут не учитывать износ при выплате возмещения в денежном варианте. Амортизация не берётся в расчёт только в случае, если у вас новый автомобиль с минимальным пробегом. Тогда значение износа составит в районе 0-5%, а вы получите максимально возможное возмещение по ОСАГО. В иных случаях амортизация «съедает» часть компенсации.

Но страховой выплаты и так часто бывает недостаточно…

Хватит ли мне этой суммы для восстановления машины?

Зачастую нет!

Дело здесь в премудростях Закона Об ОСАГО. Страховые компании считают суммы компенсаций по Единой Методике расчётов, поскольку это вытекает из требований ст. 12.1 ФЗ-40. Начиная с весны 2021 года действует обновленная Методика в соответствии с Положением Банка России № 755-П. Но и при её использовании страховщики берут официальную стоимость запчастей из справочников РСА.

Огромный недостаток в том, что цены в базах РСА в корне отличаются от рыночных. Разница может составлять от 50 до 300% – и это не предел. Даже несмотря на последнее обновление справочников РСА в июне 2022 года, цены в них не сильно то и изменились. Отсюда получаем, что насчитанной страховщиком суммы не хватает на ремонт автомобиля. Хотя всё вроде бы по закону.

Но есть ещё одна проблема!

Но не только антинародные цены в справочниках РСА доставляют проблемы потерпевшим в ДТП. Есть и вторая проблема – подскочившие с марта 2022 года цены на запчасти.

Сегодняшние реалии таковы, что стоимость деталей:

  • увеличилась на 30-500%,
  • наблюдаются периодические колебания цен на рынке,
  • нехватка некоторых запчастей из-за нарушения логистических цепочек по поставкам в Россию, что порождает дефицит деталей на складах.

Экономические катаклизмы повлияли на политику страховых. Поскольку компаниям стало невыгодно выдавать направления на ремонт, считая сумму без учёта износа, сегодня они активно предлагают потерпевшим в ДТП дать согласие на возмещение деньгами. Доходит до того, что страховщики удаляют со своих сайтов информацию о партнёрских сервисных центрах, чтобы возникло основание для выплаты.

Ещё вам могут предложить заключить соглашение о быстрой выплате. Суть в том, что после подписания такого документа вы автоматически соглашаетесь и с суммой компенсации по ОСАГО, и с отсутствием претензий к страховщику в будущем. Мы не рекомендуем идти на такой шаг. Хотя бы потому, что вам предложат сумму, гораздо ниже той, в которую обойдётся реальный ремонт автомобиля. И согласившись с ней, вы лишаете себя дальнейшей возможности оспорить действия страховой даже через суд.

В каких случаях я могу взыскать выплату без учёта износа?

Но не будем сгущать тучи. Существуют и позитивные новости, касающиеся вопроса получения выплат по ОСАГО… без учёта износа.

Во-первых, это абсолютно законно, поскольку связано с защитой потерпевшим своих прав в споре со страховщиком. А, во-вторых, речь идёт о новом подходе в сфере ОСАГО после принятия решений Верховным Судом.

Судебная практика по взысканию износа со страховой

Таких возможностей на сегодня целых две! О них мы и расскажем.

Если страховщик выплатил деньгами вместо ремонта

Первый случай – когда страховщик по какой-то причине выплатил деньгами, хотя по Закону Об ОСАГО обязан был выдать направление на ремонт.

Вообще, именно направление на ремонт – это вариант по умолчанию, который установлен пунктом 15.1 ст. 12 ФЗ-40. Если нет оснований для выплаты деньгами, страховщик обязан организовать восстановление вашей машины в одном из своих партнёрских автосервисов. А вот исключения, когда вместо ремонта полагаются деньги, прописаны в пункте 16.1 той же статьи.

Так вот, если страховая компания без законных на то оснований перечислила вам выплату с учётом износа, хотя в вашем случае должна была выдать направление на ремонт – у вас появляется право потребовать доплаты за износ. Такая практика появилась после публикации Определения Верховного Суда № 86-КГ20-8-К2 от 19 января 2021 года.

Но давайте упростим обзор. Вот как это выглядит на практике:

  1. После ДТП вы подаёте заявление о страховом случае и сопутствующие документы.
  2. В течение 20 дней страховая перечисляет на ваши реквизиты выплату с учётом износа, хотя по закону обязана была выдать направление на ремонт (без амортизации запчастей).
  3. Не согласившись с этим, вы подаёте в СК заявление о разногласиях (оно же досудебная претензия), где требуете доплатить вам разницу.
  4. Если страховая идёт в отказ или не отвечает, вы обращаетесь с жалобой к финансовому уполномоченному (финупу). Если он встанет на вашу сторону, то уже на этом этапе вы получите недостающую сумму – её спишут с расчётного счёта страховой.
  5. Если финуп оставит всё как есть, идёте в суд.
  6. С учётом правоприменительной практики ВС РФ, нижестоящие суды должны, хотя и не обязаны – у нас не прецедентное право, вынести решение в вашу пользу. И тогда страховую обяжут доплатить разницу между перечисленной ею суммой и расчётом без учёта износа.

Но обратите внимание, что эту доплату всё равно будут считать по Единой методике и справочникам РСА, а не по рынку. Точнее, возьмут готовую сумму без учёта износа, которая указана в имеющемся акте калькуляции по выплатному делу.

Что касается вышеназванного Определения, то Верховный Суд РФ посчитал справедливым доплату потерпевшему, поскольку изначально страховщик обязан был направить того на восстановительный ремонт ТС, но по надуманным причинам выплатил деньгами, да ещё и без учёта износа.

Ключевым в решении ВС РФ является отсылка к пункту 2 ст. 393 ГК РФ:

Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

Вывод во всей этой истории: раз по закону истцу полагался ремонт без учёта износа, но по вине страховой этого сделано не было, то, согласно ГК РФ, страховщик обязан возместить ущерб в полном объёме – в нашем случае путём доплаты за ранее учтённую изношенность.

Если отказал в возмещении по ОСАГО

Второй случай, когда вы вправе потребовать возмещения без учёта износа – если страховщик отказал по ОСАГО, и вы сами починили автомобиль. Однако в данном случае не обойтись без суда.

К счастью, сейчас формируется успешная практика по таким делам. В качестве примеры возьмём свежее Определение Верховного Суда №41-КГ22-4-К4 от 26 апреля 2022 года, который рассматривал жалобу женщины на незаконные действия СПАО «Ингосстрах».

После её обращения о страховом случае ей предложили чинить машину на СТОА, находившейся на расстоянии более 50 км от дома – при этом страховщик не счёл нужным организовать транспортировку ТС туда-обратно. В конечном счёте потерпевшая получила выплату в размере 118 700 рублей, но не согласилась с назначенной суммой, а отремонтировала машину за свой счёт, потратив на это в два раза больше – 241 984 рубля. Эти расходы, а также УТС, неустойку, штраф 50% и моральный вред истица хотела взыскать через суд.

Нижестоящие суды, апелляция и кассация частично удовлетворили исковые требования автоледи, но её это не устроило, она дошла до Верховного Суда РФ, который в итоге отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение.

Вот ключевые моменты из Определения ВС РФ:

В связи с тем, что проведение восстановительного ремонта не было организовано страховщиком, последний был обязан возместить убытки страхователю за ненадлежащее исполнение обязательства в размере стоимости восстановительных работ, которые должны были, но не были выполнены, без учёта износа деталей и агрегатов, что судами не было учтено при разрешении спора.

Поскольку денежные средства, о взыскании которых ставила вопрос Финенкова И.М., являются не страховым возмещением, а понесёнными ею убытками, их размер не мог быть рассчитан на основании Единой методики, которая не применяется для расчета понесённых убытков.

Самым важным здесь является возложение судом обязанности на страховщика возместить потерпевшей убытки по рыночным ценам, а не по справочникам РСА. То есть выплатить ту сумму, которая женщина потратила на самостоятельный ремонт машины по чекам, заказ-нарядам и прочим договорам из автосервиса.

Что в итоге? Если у вас похожая ситуация, вы также можете взыскать со страховщика понесённые фактические расходы. Причём по рыночным ценам. Вначале на досудебной стадии, через заявление о разногласиях и финупа, а если не поможет – через суд.

Взыскание выплат по ОСАГО со страховщика через суд

Можно ли довзыскать ущерб с виновника ДТП?

Да.

Как мы выяснили, страховой суммы часто не хватает для качественного ремонта. Но поскольку автомобиль пострадал от действий виновника ДТП, вы вправе потребовать с причинителя вреда разницу между выплатой по ОСАГО с учётом износа и стоимостью восстановительного ремонта – на это указывает ст. 1072 ГК РФ.

Но, прежде чем обращаться к виновнику ДТП, запросите в страховой акт расчёта. Там обычно указывают две суммы: с учётом износа и без неё. На основании этого документа можно смело требовать разницу с учётом амортизации. Если причинитель вреда согласится добровольно оплатить сумму, лучше составить расписку об обязательствах, а после оплаты подкрепить её уже вашей распиской об урегулировании спора и отсутствии претензий.

А вот если виновник ДТП не хочет платить, остаётся вариант с взысканием через суд. В этом случае вам нужно будет обязательно собрать чеки, квитанции и прочие документы о фактическом восстановлении машины, чтобы суд на их основе взыскал с ответчика потраченные вами деньги. Иначе в удовлетворении исковых требований могут отказать.

Ремонт автомобиля по ОСАГО без учёта износа!

Как мы говорили выше, при выдаче направления на ремонт износ запчастей автомобиля не учитывается. Это вытекает из п. 15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО. Аналогичное подтверждение можно найти в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда № 58.

Фактически на СТОА вам должны отремонтировать машину новыми запчастями, а страховая оплатить их стоимость и работу мастеров. На практике согласованной суммы почти всегда недостаточно. И это распространённая проблема 2022 года для потерпевших в ДТП.

Страховая насчитала сумму ремонта, но её не хватает – что делать?

Основная сложность в том, что в 99% случаев насчитанных страховой сумм не хватает для восстановительного ремонта машины не б/у запчастями. Автосервис в любом случае организует свою дефектовку, по итогам которой появляются доплаты. Но учитывая, что страховщик считает по справочникам РСА, представители СТОА часто предлагают доплатить самого потерпевшего в ДТП.

Соглашаться или нет – решать вам. Если решили доплатить из своего кармана, то можно взыскать эти расходы с виновника ДТП в досудебном или судебном порядке. Это наиболее простой вариант. Но не факт, что человек окажется платёжеспособным – бывает, что после суда потерпевшие ждут выплат не один год, а то и вовсе не получают их ввиду отсутствия доходов у причинителя вреда.

Второй вариант – правильно «сдать» машину в ремонт. Сделать это нужно с доказательствами такой сдачи. Обычно подходит видеозапись, начиная от вашего приезда на СТОА, до фиксации устного отказа их представителей принять у вас ТС в ремонт, например – потому что сервис ещё ничего не согласовал со страховой или не заказал запчасти.

Почему это так важно? Закон отводит на восстановление машины 30-дневный срок. За это время страховщик и СТОА должны согласовать сумму ремонта, заказать запчасти и отремонтировать авто. Всё остальное – не ваши заботы. По истечении 30 дней с момента посещения автосервиса и получением доказательств сдачи машины в ремонт можно подавать претензию в страховую, а далее – силу п. 21 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО, требовать неустойку в размере 0,5% за каждый день просрочки, плюс иные издержки. Если не заплатят, идём к финомбудсмену и в суд.

Ремонт машины без учёта износа запчастей

Учитывается ли износ при тотале?

Да.

Тотал – это событие, когда стоимость ремонта автомобиля будет равна или превысит его стоимость на момент ДТП, в связи с чем восстановление становится экономически нецелесообразным. При этом речь необязательно идёт о полной гибели машины.

Главная тонкость в том, что при уходе в тотал страховая выплачивает возмещение исключительно деньгами (ремонт, как мы выяснили, невозможен). Максимальная сумма выплаты совпадает с лимитом по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Однако сюда закладывается износ запчастей, точнее – годных остатков (пп. «а» п. 18 ст. 12 ФЗ Закона об ОСАГО).

Как ведутся подсчёты:

  • Вначале эксперт-техник от страховой определяет стоимость машины на момент ДТП,
  • Далее определяются годные остатки (запчасти) и оценивается их износ,
  • Наконец, из стоимости ТС минусуется цена годных остатков,
  • Полученную сумму страховщик перечисляет на ваш банковский счёт, а годные остатки передаются вам.

Что делать с уцелевшими запчастями? На практике 2022 их придётся реализовывать самостоятельно через Авито, в пунктах разбора и других местах. Также можно воспользоваться предложением страховщика и продать годные остатки партнёрскому СТО или прочим скупщикам б/у запчастей, с которыми сотрудничает СК – но при этом стоимость может оказаться ниже рыночной.

Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.