Бесплатная консультацияСпросить юриста
Москва и область:+7 (499) 350-88-72
Петербург и область:+7 (812) 309-47-68
Горячая линия:Бесплатная консультация8 (800) 555-93-08

Ремонт по ОСАГО: какие правила, сроки и тонкости направления?

Доставка новых статей в ваш мессенджер
WhatsApp
Телеграм
Вконтакте
Ремонт по ОСАГО
Нет времени читать статью?
  1. В 2024 году ремонт является приоритетной формой страхового возмещения по ОСАГО.
  2. После осмотра и/или экспертизы страховщик в течение 20 календарных дней должен выдать владельцу машины направление на ремонт. Срок действия документа обычно достигает 30 дней, но при необходимости можно получить в СК повторное направление.
  3. Срок проведения ремонта по ОСАГО составляет 30 рабочих дней. За это время на СТОА должны полностью отремонтировать автомобиль. Гарантия составляет от 6 месяцев до 1 года, в зависимости от выполненных работ.
  4. Однако на практике возникают всевозможные нестыковки и проблемы. Например, в автосервисе вам могут назначить дефектовку (диагностику), а потом ещё 2 недели согласовывать со страховой стоимость ремонта.
  5. Также стоит быть внимательным при подписании направления и всевозможных допсоглашений. В них могут быть условия по увеличению сроков ремонта, использованию б/у запчастей или вообще договор цессии (переуступки права). Не соглашайтесь на такие условия и зачёркивайте их прямо в тексте!
  6. В отличие от возмещения деньгами, износ деталей при ремонте не учитывается. То есть вам в 2024 году обязаны восстановить машину новыми запчастями (или неоригинальными).
  7. Перечень сервисов, куда вас могут направить на ремонт, есть на сайте вашей страховой компании. В статье приводим ссылки на списки СТОА.
  8. Но если вашему автомобилю менее 2 лет и у СК заключён договор с дилерским центром, вас обязаны направить на починку к официалам.
  9. Но вы в любом случае можете попробовать договориться о ремонте на сторонней СТОА не из списка страховой. Правда, тут обязательно потребуется согласие последней.
  10. Максимальный лимит страхового возмещения составляет 400 тысяч. Но с учётом невыгодной Методики расчётов и ценами в справочниках РСА стоимость ремонта часто не покрывается ОСАГО.
  11. Поэтому почти всегда на СТОА предлагают потерпевшим доплатить за ремонт. Соглашаться или нет, зависит от вашего желания и возможностей. Но если доплатите, то в дальнейшем взыскать эти деньги можно будет с виновника ДТП. Судебная практика 2024 года в таких делах на стороне потерпевших.
  12. Если в сервисном центре не смогли уложиться с ремонтом за 30 дней, вы имеете право предъявить претензии и взыскать неустойку в размере 0,5% за каждый день просрочки – но только не с СТОА, а со страховой.
  13. В статье приводим рабочий способ, как правильно сдать машину в ремонт, чтобы запустить отсчёт 30-дневного срока.

Если потерпевший попал в ДТП, с большой долей вероятности его ждёт направление на восстановительный ремонт по ОСАГО. Однако этот способ возмещения имеет немало тонкостей и подводных камней. Человек, ни разу не сталкивавшийся с ремонтом по ОСАГО, может попасться на уловки страховых и автосервисов. Например, одно ошибочно подписанное допсоглашение чревато тем, что срок починки машины растянется на несколько месяцев или вам отремонтируют автомобиль б/у запчастями. Ещё одной распространённой проблемой 2024 года является нехватка суммы страхового возмещения. В статье в формате вопросов и ответов мы расскажем о правилах и сроках ремонта по ОСАГО, вы узнаете о направлении, что можно подписывать, а что не стоит, как правильно сдавать машину на СТОА, обязательно ли соглашаться на доплату автосервиса и многие другие важные моменты.

Какое возмещение положено потерпевшим по ОСАГО в 2024 году – выплата или ремонт?

Что-то одно.

Приоритетным вариантом возмещения по ОСАГО в 2024 году остаётся восстановительный ремонт автомобиля. Это так, поскольку натуральная форма возмещения указана в качестве основной в пункте 15.1 ст. 12 Федерального закона № 40 Об ОСАГО. И лишь в исключительных случаях страховая компания (СК) выплачивает деньгами.

Что это за случаи, когда вместо ремонта потерпевший получит деньгами? Они, к слову, тоже перечислены в этой статье, но только в пункте 16.1. Среди таких исключений ситуации, когда авто не подлежит восстановлению (тотал), потерпевший погиб в ДТП, если ремонт обойдётся дороже 400 тысяч рублей и ряд других оснований.

Но главное, что выбор между ремонтом и выплатой принадлежит отнюдь не потерпевшему. И даже страховщик тут по факту не выбирает. Ключевым является ФЗ Об ОСАГО, где прописаны условия, когда возмещение будет деньгами, а когда в виде восстановления ТС к доаварийному состоянию.

Я хочу получить выплату, а не ремонт – как действовать?

Тем не менее, повлиять на возмещение по ОСАГО всё же можно.

Одним из оснований для выплаты вместо ремонта является договорённость между потерпевшим и страховщиком – о том, что убытки будут возмещены в денежной форме. Такая «лазейка» прописана в пп. «ж» пункта 16.1 статьи 12 ФЗ № 40. Суть в том, что при желании вы сами можете выбрать вариант с выплатой, предложить её страховщику и, если он тоже согласится – ударить по рукам и заключить соглашение.

Впрочем, на практике 2024 года с таким предложением активно выходят сами СК – на фоне подорожания запчастей им выгоднее выплатить потерпевшему деньгами, нежели организовывать гораздо более дорогой ремонт.

Выплата вместо ремонта по ОСАГО

А если страховая предлагает деньги, а я, наоборот, хочу восстановить машину после ДТП?

Теперь рассмотрим обратную ситуацию – когда вам предлагают возместить ущерб по ОСАГО деньгами, но вас интересует исключительно ремонт машины.

И здесь у нас два варианта:

  • Если по умолчанию вам и так полагается ремонт, но страховщик хочет выплатить деньгами – вы вправе не соглашаться на такую компенсацию и требовать именно ремонт, тем более, что закон на вашей стороне,
  • А вот если выполняются условия из пункта 16.1 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, а вы хотите получить направление на СТОА – увы, такой вариант невозможен.

Таким образом, если страховщик предлагает вам возмещение деньгами – это всего лишь предложение. И у вас нет обязанности по закону непременно его принимать. А вот если по закону вам полагается денежная выплата (например, при тотальной гибели машины в ДТП), то рассчитывать на ремонт вы, к сожалению, не сможете.

К слову, выплачивать деньгами вместо ремонта, когда условия для этого не выполняются, страховщик в 2024 году не может. В противном случае вы вправе требовать с него возмещения без учёта износа. На такую возможность указал Верховный Суд в Определении № 86-КГ20-8-К2 от 19 января 2021 года, где рассматривался спор между потерпевшим и СК как раз по вопросу самовольной выплаты без оснований на её совершение.

Тонкости направления на ремонт по ОСАГО

Ремонт проводится по заранее оговоренным правилам. Все они прописаны в Федеральном законе об ОСАГО, а если быть точнее – в статье 12 ФЗ-40.

Давайте посмотрим на эти тонкости:

  1. Прежде чем выдать направление на ремонт, страховщик производит осмотр и/или экспертизу машины после ДТП. В ходе неё устанавливаются повреждения, которые требуют устранения,
  2. Направление выдаётся в течение 20 календарных дней с даты принятия заявления и всех документов по страховому случаю,
  3. Само направление – это некий «сертификат», где указаны ФИО потерпевшего, данные его автомобиля, перечень повреждений ТС, сумма возмещения, наименование и адрес автосервиса, куда вас направляют чиниться и т.п.
  4. Направление выдаётся страховщиком либо в офисе, либо заказным письмом по почте,
  5. Ремонт производится в одном из автосервисов, с которым у СК заключён договор на соответствующие услуги, причём по правилам удалённость СТОА от места аварии или места проживания потерпевшего не должна превышать 50 км (исключение – если страховщик организует транспортировку автомобиля на более дальнее расстояние),
  6. Срок восстановительного ремонта не должен выходить за рамки 30 рабочих дней, поскольку именно такой срок установлен в пункте 15.2 ст. 12),
  7. Однако отсчёт этого срока начинается с даты сдачи авто в ремонт, по итогу чего вам должны выдать акт приёма или заказ-наряд в СТО,
  8. Согласно пункту 15.1 статьи 12, минимальная гарантия на основные работы составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и покраску – год.

Таким образом, законодательство чётко регулирует вопрос направления потерпевших на ремонт по ОСАГО. Однако здесь немало подводных камней, которые могут стоить вам качественного восстановления автомобиля.

Что можно подписывать со страховщиком, а что нельзя?

Итак, направляя потерпевшего на ремонт в сервисный центр, страховщик предлагает подписать направление. Но помимо него в 2024 году вам могут предложить расписаться и на других бумагах, где чаще всего и встречаются невыгодные для потерпевших пункты.

Так, вам могут дать на подпись следующие документы:

  • согласие на доплату в автосервисе, если вдруг ремонт обойдётся дороже, чем страховщик насчитает вам после осмотра или экспертизы,
  • согласие на ремонт в любом СТОА по предложению страховой (невыгодно в случае, если у вас новое ТС и чинить его должны у официального дилера),
  • согласие на использование б/у, контрафактных, восстановленных и иных запчастей,
  • согласие на переуступку права требования (цессии) – его могут дать на подпись в автосервисе до начала работ, и это, пожалуй, самый опасный документ для потерпевшего, поскольку последний утрачивает право предъявлять претензии страховщику по качеству будущего ремонта.

Обычно такие предложения идут в формате допсоглашений к направлению на ремонт. Но иногда невыгодные пункты включают в текст самого соглашения, где потерпевший в ДТП должен расписаться или проставить галочку. Однако делать этого не стоит!

Запомните главное – обязательных документов на подпись всего два: заявление на возмещение по ОСАГО и направление на ремонт/выплату. Остальные допсоглашения можете смело игнорировать. А если в них есть такие невыгодные пункты – смело зачёркивайте их ручкой и пишите о несогласии с ними. Например: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю, он не должен превышать 30 дней», а рядом ставьте дату и подпись.

Есть ли срок действия у направления?

Да, его могут указывать.

По сложившейся практике в тексте самого направления на ремонт есть срок действия документа. Обычно это 15-30 дней с даты выдачи. В течение этого времени вы должны обратиться в указанный автосервис, предъявить им направление и получить ремонт.

Но что, если не уложиться в срок? Никакого наказания и тем более отказа в ремонте по ОСАГО за это законом не предусмотрено. Но в случае пропуска срока придётся ехать в страховую за повторным направлением.

Сколько действует направление на ремонт по ОСАГО

Учитывается ли износ при расчёте стоимости ремонта автомобиля?

Нет.

Износом в контексте ОСАГО называется физическое устаревание запчастей и автомобиля в целом. Если упростить, то получаем следующее: чем старше ваша машина, тем больше её износ и тем меньшее возмещение вы получите от страховщика после ДТП (но не более 50% от суммы). Правда, износ касается только выплаты по ОСАГО.

А вот при направлении на ремонт стоимость восстановления машины считается без учёта износа. На это указывает пункт 15.1 ст. 12 ФЗ № 40. Это также находит подтверждение и в пункте 49 свежего Постановления Пленума Верховного Суда № 31 от ноября 2022 года. То есть вам должны восстановить машину новыми запчастями, без всяких вычетов износа.

В какие автосервисы направляют на восстановительный ремонт по ОСАГО?

Все станции технического обслуживания должны отвечать требованиям организации восстановительного ремонта авто. Их перечень для вашего города/района можно найти на сайте страховой компании, с которой у вас заключён договор ОСАГО – причём это обязательное условие (пункт 17 ст. 12 ФЗ-40).

Вот с какими СТОА заключены договоры у популярных страховщиков в 2024 году:

Тонкость с выдачей направления к официальному дилеру

Закон обязывает страховщиков организовывать ремонт новых автомобилей в дилерских сервисных центрах. Такое требование установлено в пункте 15.2 ст. 12 Закона Об ОСАГО.

Однако для ремонта у официалов должны соблюдаться два условия:

  • транспортному средству менее 2 лет с даты выпуска,
  • у страховщика есть договор с дилерским центром на модель и марку машины потерпевшего.

При соблюдении обоих условий вам должны выдать направление на ремонт у официального дилера. Если у СК нет договора с официалами или центр находится дальше 50 км, придётся либо производить починку в сторонних СТОА, либо договариваться со страховой, чтобы она выдала вам направление к дилеру (но с доплатой за ваш счёт).

А могу ли я сам указать автосервис, где хочу чинить автомобиль после аварии?

Да, такая возможность есть.

На это указывает п. 15.3 статьи 12 Закона Об ОСАГО:

15.3. При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта.

Однако и тут требуется согласовывать дальнейшие действия со страховщиком. В частности, последний должен дать согласие на починку в сторонней СТО. Если согласие вы не получите, ремонт по ОСАГО будет невозможен – в этом случае СК выплатит вам возмещение в денежной форме.

Ремонт в стороннем автосервисе на выбор

Сколько максимальная сумма ремонта по ОСАГО в 2024 году?

Максимальный размер выплат по страховому случаю указан в статье 7 ФЗ Об ОСАГО. Причём этот лимит применяется и в случае выплаты деньгами, и при расчёте стоимости восстановительного ремонта.

Максимальная сумма по ущербу транспортному средству по факту ДТП в 2024 году составляет 400 тысяч рублей. Её выплачивают не на всех потерпевших, а каждому из них.

Хватит ли денег на качественный ремонт?

Почти всегда не хватает.

Довольно распространённая ситуация, когда вы приезжаете на станцию технического обслуживания, вам делают калькуляцию стоимости ремонта и оказывается, что насчитанной по ОСАГО суммы не хватает. Иногда восстановление машины обходится в 2-3 раза дороже, чем посчитала страховая. Почему?

Дело в том, что страховые считают стоимость ремонта по Единой методике, а цены на запчасти для расчётов берут не рыночные, а те, которые указаны в справочниках РСА. И главная проблема этих справочников в неактуальных ценах на запчасти. Например, по базе РСА бампер может стоить 3 500 рублей, тогда как в реальности за эту цену не всегда купишь даже б/у деталь, не говоря уже о новой.

Какие запчасти мне должны поставить на СТОА – б/у или новые?

Новые.

По состоянию на 2024 год, при ремонте автомобиля по ОСАГО вам должны поставить исключительно новые запчасти, детали и узловые агрегаты. Об этом прямо указано в пункте 15.1 статьи 12 ФЗ-40. Никаких б/у, контрафактных, восстановленных и иных деталей быть не должно, а вот неоригинальные ставить можно, поскольку в законе нет запрета на их использование.

Однако, как мы уже говорили выше, в страховой или по приезду на СТОА вам могут подсунуть допсоглашение с пунктом о согласии на использование б/у запчастей при ремонте. И если вы его подпишете, то автоматически дадите разрешение на такой невыгодный вариант. Поэтому всегда внимательно читайте то, что подписывайте!

Страховщик направил на ремонт, но насчитанных по ОСАГО сумм не хватает и в сервисе хотят, чтобы я доплатил – это законно?

Да, законно.

Действительно, насчитанных страховщиком денег может не хватить на восстановление машины к доаварийному состоянию. В таком случае на СТО вам намекнут на доплату. Это в принципе логично – автосервис не занимается благотворительностью и не будет делать ремонт себе в убыток.

При таких раскладах у вас есть два варианта:

  1. Согласиться на ремонт авто б/у запчастями, и тогда, возможно, доплачивать ничего не придётся или переплата составит небольшую сумму – этот вариант актуален для владельцев «тазиков» и прочих старых машин с пробегом,
  2. Доплатить часть денег из своего кармана и получить качественный ремонт новыми запчастями по ОСАГО, а потраченные деньги затем взыскать с виновника ДТП.

Какой из вариантов предпочесть – решать вам. Всё упирается в ваши финансовые возможности и состояние транспортного средства после ДТП.

Доплата за восстановление автомобиля по ОСАГО

Могу ли я отказаться доплачивать?

Конечно.

Вы, как потерпевший, доплачивать не обязаны, поскольку у вас нет законодательной обязанности это делать. Правда, без доплаты с вашей стороны ни о каком ремонте речи и быть не может. В автосервисе откажутся восстанавливать ваш автомобиль, а страховая будет вынуждена заплатить деньгами – с применением Единой методики, а если ваше ТС старше 5 лет, то и с учётом износа. В итоге выплата может не покрыть ремонт.

Но можно взыскать недостающую сумму с виновника ДТП!

Если страховщик компенсировал стоимость ремонта по ОСАГО и тем самым исполнил свою обязанность по возмещению убытков после ДТП, потерпевший больше не вправе требовать с него недостающую сумму на оказавшийся дороже ремонт. Но по закону 2024 года такое требование можно предъявить в адрес виновника ДТП.

На это указал Верховный Суд в пункте 27 ППВС № 31:

С требованием о возмещении ущерба в части, превышающей размер надлежащего страхового возмещения, потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда.

Однако с виновника ДТП можно требовать не всю сумму. Речь может идти лишь о разнице между тем, что выплатил страховщик по Единой методике и той суммой, в которую вам обошёлся ремонт. Например, если СК возместила 100 тысяч, а ремонт на СТО вылетел в 180 тысяч рублей, эти 80 000 и есть та сумма, которую вы вправе потребовать с причинителя вреда.

Основанием для такого взыскания с виновника является пункт 1 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому причинитель вреда обязан возместить ущерб, нанесённый им чужому имуществу (в нашем случае автомобилю в ДТП).

При обращении к виновнику у вас должен быть на руках акт расчёта стоимости ремонта от страховой. Или заключение независимого эксперта, если вы к нему обращались. Вначале лучше предложить виновнику ДТП возместить ущерб добровольно, а если он откажется – направьте ему досудебную претензию с требованием выплатить деньги, а далее можно будет подавать гражданский иск.

Обычно в таких делах суды встают на сторону потерпевших. После того, как вы получите копию постановления суда, можно приступать к взысканию – либо через работодателя ответчика, либо с помощью судебных приставов.

Отправляют на дефектовку по ОСАГО – что это такое и могу ли я отказаться?

Дефектовкой называется детальный осмотр повреждённого автомобиля с целью выявления скрытых повреждений. Обычно это сопровождается подъемом и разбором авто на станции технического обслуживания. По итогу дефектовки на СТОА составляют смету будущих работ, а потом согласовывают её со страховщиком.

Но тут важно понять следующее: дефектовка – это не ремонт. После неё сроки ремонта не начнутся. А, вероятнее всего, вам придётся ждать, когда же наконец автосервис согласует новую калькуляцию со страховой. На это может уйти не одна неделя, и всё это время автомобиль так и будет стоять с повреждениями. 

Что делать в такой ситуации? Если вы готовы ждать – спокойно ждать. В иных случаях ваша задача правильно сдать машину на СТО и зафиксировать либо этот факт, либо факт отказа в приёме ТС на ремонт. И ниже мы расскажем как это сделать.

Дефектовка и срок ремонта по ОСАГО

Рабочий способ 2024 года по сдаче автомобиля в ремонт

Перед тем, как ехать на СТОА на так называемую «диагностику» после ДТП, необходимо составить план действий. Он не очень сложный и состоит из нескольких шагов.

Вот алгоритм действий по сдаче машины в ремонт:

  1. Приезжаете на СТОА (записываться не обязательно, поскольку у вас на руках есть направление от страховой и вас обязаны принять в любое время),
  2. Включаете видеосъемку: сообщаете на камеру, что вы приехали сдавать машину в ремонт по ОСАГО, называете адрес мастерской, показываете направление от страховщика, снимаете сам автосервис,
  3. Далее, не прерывая съёмку, ищете сотрудника, который примет у вас авто и пытаетесь сдать машину в ремонт. Если отказывают в приёме – ваша задача зафиксировать отказ на камеру, а если повезёт, получить его в письменном виде (правда, на 99% на СТО вам такой не выдадут),
  4. Всё, можно уезжать.
  5. Далее можно отсчитывать 30 дней, и, если за это время с вами так и не свяжутся и не отремонтируют машину – писать заявление о разногласиях в свою страховую. А в нём уже требовать выплату деньгами и неустойку за каждый день просрочки.

Сроки ремонта

30 рабочих дней.

Мы не случайно привели рабочую схему сдачи автомобиля в ремонт. Отсчёт 30-дневного срока начнётся лишь с того момента, когда у вас будут доказательства такой сдачи. И таким доказательством в нашем случае выступает видеозапись, где всё наглядно видно.

И ещё один момент. При выдаче направления на ремонт вам могут дать на подпись допсоглашение об увеличении сроков ремонта. Если вы его подпишете, то дадите согласие на то, чтобы восстановление могло занять не 30 рабочих дней, а гораздо дольше или на отсрочку его начала (пока в СТОА не придут нужные запчасти). Но самое главное, что при таком раскладе вы уже не сможете предъявить претензии по поводу несоблюдения сроков. Будьте внимательны!

Что будет, если на СТО не уложатся в 30-дневный срок на восстановление машины?

Несоблюдение сроков ремонта автомобиля потерпевшего в ДТП чревато ответственностью для страховщика. Соответственно, все претензии следует предъявлять не в адрес СТО, а в страховую компанию, которая выдала вам направление.

В силу положений пункта 21 ст. 12 Закона Об ОСАГО за просрочку по ремонту страховщику грозит неустойка в размере 0,5% за каждый пропущенный день. Расчёты ведутся от суммы возмещения, но в итоге неустойка не может превышать размер самого возмещения.

Также учтите, что автоматически неустойка не начнёт капать. О ней должен заявить сам потерпевший, а для этого по окончании 30 дней на ремонт (который не сделан) подаётся письменная претензия в адрес страховой. Если откажутся платить – следующим шагом нужно писать жалобу в Банк России, финансовому управляющему, а потом в суд.

Мне сделали некачественный ремонт – кому предъявлять претензии?

Страховщику.

К сожалению, на практике 2024 года встречается немало случаев выполнения некачественного ремонта по ОСАГО. Недочётами можно считать, к примеру, непопадание деталей в стык, плохую окраску, неправильно подобранный цвет, использование б/у запчастей вместо новых и многие другие.

Все претензии по качеству ремонту необходимо также предъявлять страховщику, а не автосервису, поскольку именно со страховой, а не с СТОА у вас заключён договор. На это указывает пункт 17 ст. 12 Закона Об ОСАГО.

Теперь пару слов о том, как зафиксировать недочёты в ремонте. Будет большим плюсом, если вы заберёте автомобиль вместе с экспертом, чтобы тот на месте мог выявить все недостатки. Далее составляется акт приёма-передачи, где нужно перечислить все эти недоделки.

На основании выявленных проблем можно составлять претензию о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ОСАГО – эта претензия подаётся в офисе страховщика или направляется ему по почте. Далее будет назначен осмотр (куда вы, кстати, обязаны предоставить авто), по результату которого вам:

  • либо выдадут новое направление на ремонт (для устранения недостатков),
  • либо выплатят деньгами (при невозможности восстановить машину),
  • но могут и отказать – если никакие дефекты после ремонта не обнаружены.

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.
  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно
Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или спросите юриста
Видео
Рубрика: 
Следить за изменениями этой статьи

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.